Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Минобрнауки РК
от 29.08.2022 г. N 1312
Министерство образования и науки Республики Калмыкия
Бюджетное учреждение дополнительного образования Республики Калмыкия "Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи"
Методические рекомендации по профилактической и коррекционной работе по результатам апробации Методики снижения уровня вовлеченности несовершеннолетних обучающихся в потребление и/или распространение деструктивного контента в сети Интернет
1. Общие положения
Методика снижения уровня вовлеченности несовершеннолетних обучающихся в потребление и/или распространение деструктивного контента в сети Интернет (далее - Методика) разработана в рамках решения государственных задач по противодействию влиянию деструктивной информации на детей и молодежь.
В соответствии с Распоряжением Правительства Республики Калмыкия от 21 мая 2021 года N 151-р Министерство образования и науки Республики Калмыкия определено уполномоченным органом исполнительной власти, ответственным за внедрение апробации Методики.
Методика состоит из описания действий и мероприятий, связанных с достижением ее цели - передачи и дальнейшего реагирования на информацию в сети Интернет, несущую потенциальную угрозу здоровью и жизни несовершеннолетних, попавших по результатам проверки в "группу риска", в том числе побуждающую подростков к деструктивному поведению.
Действия и мероприятия, описанные в Методике, реализуются с использованием технологий "Мультимодальной нейросетевой искусственной когнитивной системы мониторинга распространения информации в информационно-телекоммуникационных сетях, включая информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" АНО "Центр изучения и сетевого мониторинга молодежной среды" (далее - АНО ЦИСМ) в части определения уровня вовлеченности несовершеннолетних в деструктивный контент в социальных сетях Интернет.
Цель Методики - выработка комплекса мер по противодействию воздействию негативной информации на несовершеннолетних по результатам выявленных уровней вовлеченности профилей в деструктивный контент в социальных сетях.
Исполнение действий, мероприятий описанных в Методике осуществляется образовательными организациями (далее - ОО).
Контроль за исполнением и координирование действий ОО осуществляется Региональным оператором Республики Калмыкия.
Приказом Министерства образования и науки Республики Калмыкия от 31 января 2022 года N 106 региональным оператором назначено БУ ДО РК "Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи" (далее - ЦППМС-помощи).
Реализация мер, описанных в Методике, осуществляется представителями Рабочей группы в части исполнения вопросов, находящихся в рамках их компетенций.
В состав рабочей группы входят представители Министерства образования и науки Республики Калмыкия, Министерства социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия, Министерства здравоохранения Республики Калмыкия, Министерства спорта и молодежной политики Республики Калмыкия, Министерства внутренних дел по Республике Калмыкия, Уголовно-исполнительной инспекции Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Калмыкия, Управления Росгвардии по Республике Калмыкия, Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Калмыкия, Уполномоченный по правам ребенка.
Образовательные организации являются наиболее эффективными площадками для проведения профилактических мероприятий, так как педагоги-психологи, социальные педагоги, классные руководители и кураторы групп как лица, имеющие наиболее частый и тесный контакт с обучающимися, обладают уникальным ресурсом для решения отдельных задач первичной профилактики подростков. В связи с этим, основными исполнителями профилактических и коррекционных мероприятий являются педагоги-психологи/социальные педагоги/классные руководители/кураторы групп ОО, либо педагоги-психологи Центра ППМС-помощи и психологи Бюджетного учреждения Республики Калмыкия "Республиканский комплексный центр социального обслуживания населения" (далее - РКЦСОН), привлеченные к реализации действий и мероприятий Методики, связанных с коррекционной работой.
2. Механизм реализации
Объектами информационного сбора для реализации Методики являются несовершеннолетние, обучающиеся в образовательных организациях общего образования в возрасте 12-18 лет (6-11 класс), среднего профессионального образования в возрасте 15-18 лет.
Механизм передачи персональных данных обучающихся прорабатывается каждой ОО - участником реализации Методики индивидуально, передача персональных данных осуществляется ответственными ОО исключительно Региональному оператору (лично).
Передача персональных данных обучающихся для определения уровня вовлеченности несовершеннолетних в деструктивных контент в социальных сетях производится посредством заполнения формы в формате "excel" после заключения Соглашения о взаимодействии. Соглашения о конфиденциальности и неразглашении информации.
Соглашение о взаимодействии предполагает наличие у образовательной организации письменных информационных согласий законных представителей несовершеннолетних на передачу и обработку представленных персональных данных в целях осуществления мониторинга распространения в информационно-телекоммуникационных сетях, включая сеть "Интернет", информации, склоняющей или иным образом побуждающей несовершеннолетних к совершению действий (деструктивному поведению), представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, а также жизни и (или) здоровью иных лиц.
В целях оказания методической поддержки педагогическим работникам при планировании профилактической работы с обучающимися Региональным оператором разработаны Методические рекомендации, которые необходимы для проведения профилактики девиантного и деструктивного поведения обучающихся по пяти деструктивным направлениям: скулшутинг, суицидальное поведение, ультрас, анархизм, криминальная субкультура.
Методические рекомендации включают в себя алгоритм планирования и проведения профилактической работы с обучающимися ОО.
3. Методические рекомендации
Профилактическая и коррекционная работа рассматривается как эффективный инструмент для оказания помощи обучающимся. Данный процесс состоит из трех взаимосвязанных блоков. Для работы ОО необходимо ознакомиться с действиями определенных блоков в каждой зоне:
Желтая зона:
1. Установочный блок направлен на разработку, утверждение и реализацию плана работы с классом/группой (см. Приложение 1 - заполняется педагогом-психологом/социальным педагогом), снижение эмоциональной напряженности и сплочение класса/группы через совместную деятельность, поддержание психологической безопасности (проводится педагогом-психологом/социальным педагогом/классным руководителем/куратором группы ОО).
2. Коррекционный блок направлен на проведение/использование ряда опросников/тестов по направлению уровня вовлеченности в деструктивный контент (проводится педагогом-психологом/ социальным педагогом ОО).
Красная зона:
1. Информационно-диагностический блок направлен на сбор информации об обучающемся (различные виды учетов, семейная ситуация, социальное окружение и т.д.), а также решает задачи выявления и распознавания особенностей поведения и развития человека, выявления факторов риска, факторов защиты и формирования программы психологической коррекции. Обязательна для заполнения форма индивидуального маршрута социализации детей "группы риска" (далее - ИМС) (см. Приложение 2 - заполняются после беседы с родителями (законными представителями) педагогом-психологом/социальным педагогом/классным руководителем/куратором группы ОО).
ИМС регламентирует этапы психологической работы по профилактике выявленных рисков у детей, вовлеченных в деструктивную активность в сети Интернет. И включает в себя 3 раздела:
Особенности семейного воспитания и социально-бытовых условий обучающегося;
Особенности деятельности, общения и социально-психологического статуса обучающегося в группе сверстников, одноклассников/одногруппников), в образовательной организации, с педагогами;
Индивидуально-психологические особенности обучающегося на основе наблюдения в процессе психологического сопровождения.
2. Установочный блок направлен на разработку, утверждение и реализацию плана работы с классом/группой (см. Приложение 1 - заполняется педагогом-психологом/социальным педагогом снижение эмоциональной напряженности и сплочение класса/группы через совместную деятельность, поддержание психологической безопасности (проводится педагогом-психологом/социальным педагогом/классным руководителем/куратором группы ОО).
3. Коррекционный блок направлен на проведение/использование ряда опросников/тестов по направлению уровня вовлеченности в деструктивный контент (проводится педагогом-психологом/социальным педагогом ОО).
Для оценки эффективности коррекционного воздействия - производится повторная апробация АНО ЦИСМ через 6 месяцев, после получения первичных результатов.
Функции педагогов - психологов/ социальных педагогов/классных руководителей/кураторов групп в профилактике:
Создание благоприятного климата в классе (укрепление самоуважения и положительной самооценки обучающихся, поощрение выражения чувств и эмоций, предотвращение буллинга, информирование о способах получения помощи в трудных ситуациях);
Первичное выявление детей с признаками неблагополучия в эмоциональной, поведенческой, социальной сферах;
Информирование/беседа с родителями обучающегося.
3.1. Маршрут социализации с участниками "Желтой зоны"
Название мероприятия |
Цель |
Исполнители |
Срок проведения |
1. Установочный блок: |
Снижение эмоциональной напряженности, решение о направлении профилактической работы, консультация педагога-психолога |
Классный руководитель/куратор группы при поддержке педагога-психолога, социального педагога |
4 мес. |
Внеклассные мероприятия |
Сплочение класса/группы через совместную деятельность, поддержание психологической безопасности |
Классный руководитель при поддержке Министерства спорта и молодежной политики Республики Калмыкия |
4 мес. |
2. Коррекционный блок: Опросники/тесты |
Суицидальное поведение: 1. Модифицированный опросник для идентификации типов акцентуаций характера у подростков (модификация теста А.Е. Личко); 2. Методика определения уровня депрессии В.А. Жмурова - дает возможность установить тяжесть депрессивного состояния на данный момент; 3. Методики экспресс-диагностики В.В. Бойко - опросники, направленные на выявление ряда психоэмоциональных особенностей и состояния испытуемого; 4. Методика "Шкала суицидальных мыслей" А. Бека - особую ценность данная методика представляет в качестве косвенного индикатора суицидального риска у лиц, страдающих депрессией, а также у людей тех, кто ранее уже совершал попытки самоубийства; 5. Методика многофакторного исследования личности Кеттэлла (подростковый вариант) - оценка индивидуально-психологических особенностей личности. |
Педагог-психолог, социальный педагог, педагог-психолог Центра ППМС - помощи, психолог КЦСОН |
4 мес. |
Криминальная субкультура/АУЕ: 1. Методика Р.В. Овчаровой предназначена для выявления коммуникативных склонностей учащихся; 2. Модифицированный опросник для идентификации типов акцентуаций характера у подростков (модификация теста А.Е. Личко); 3. Методика "Личностная агрессивность и конфликтность" Е.П. Ильина, П.А. Ковалева предназначена для выявления склонности субъекта к конфликтности и агрессивности как личностных характеристик; 4. Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О.Ф. Потемкиной предназначена на выявление степени выраженности социально-психологических установок; 5. Методика "Локус контроля Дж. Роттер" направлена на выявление локуса контроля (свойство личности) поведения (интернальности (внутренний) - экстернальности (внешний)). Околофутбол/Ультрас: 1. Методики экспресс-диагностики В.В. Бойко. - опросники, направленные на выявление ряда психоэмоциональных особенностей и состояния испытуемого; 2. Методика "Личностная агрессивность и конфликтность" Е.П. Ильина, П.А. Ковалева предназначена для выявления склонности субъекта к конфликтности и агрессивности как личностных характеристик; | |||
Скулшутинг: 1. "Опросник риска буллинга" "Опросник атмосферы в школе", которое позволяет избежать акцентирования темы травли на этапе опроса и снижает возможность "наведенных" ответов; 2. Методика "Личностная агрессивность и конфликтность" Е.П. Ильина, П.А. Ковалева предназначена для выявления склонности субъекта к конфликтности и агрессивности как личностных характеристик; 3. Модифицированный опросник для идентификации типов акцентуаций характера у подростков (модификация теста А.Е. Личко); 4. Методика многофакторного исследования личности Кеттэлла (подростковый вариант) - оценка индивидуально-психологических особенностей личности. | |||
Анархизм: 1. Методика многофакторного исследования личности Кеттэлла (подростковый и детский вариант)- оценка индивидуально-психологических особенностей личности; 2. Модифицированный опросник для идентификации типов акцентуаций характера у подростков (модификация теста А.Е. Личко); 3. Методика "Личностная агрессивность и конфликтность" Е.П. Ильина, П.А. Ковалева предназначена для выявления склонности субъекта к конфликтности и агрессивности как личностных характеристик; 4. Методика самооценки психических состояний личности Г. Айзенка. |
3.2. Маршрут социализации с участниками сопровождения "Красной зоны"
Название мероприятия |
Цель |
Исполнители |
Срок проведения |
1. Информационно-диагностический блок |
Фиксация факторов развития деструктивного поведения и сбор информации об обучающихся |
Классный руководитель/куратор группы при поддержке педагога-психолога, социального педагога |
1,5 мес. |
2. Установочный блок |
Снижение эмоциональной напряженности, решение о направлении профилактической работы, консультация педагога-психолога |
Классный руководитель при поддержке педагога-психолога, социального педагога |
4 мес. |
Групповая работа/тренинги/викторины. |
Информирование учащихся на темы: Криминальные субкультуры/АУЕ; Скулшутинг; Околофутбол/Ультрас, Анархизм |
Классный руководитель/куратор группы при поддержке Министерства внутренних дел по Республике Калмыкия; Министерства здравоохранения Республики Калмыкия; ФКУ "Уголовно-исполнительная инспекция Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Калмыкия; Управление Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Калмыкия |
4 мес. |
Внеклассные мероприятия |
Сплочение класса/группы через совместную деятельность, поддержание психологической безопасности |
Классный руководитель при поддержке Министерства спорта и молодежной политики Республики Калмыкия |
4 мес. |
3. Коррекционный блок: Опросники/тесты; |
Суицидальное поведение: 1. Модифицированный опросник для идентификации типов акцентуаций характера у подростков (модификация теста А.Е. Личко); 2. Методика определения уровня депрессии В.А. Жмурова - дает возможность установить тяжесть депрессивного состояния на данный момент; 3. Методики экспресс-диагностики В.В. Бойко. - опросники, направленные на выявление ряда психоэмоциональных особенностей и состояния испытуемого; 4. Методика "Шкала суицидальных мыслей" А. Бека особую ценность данная методика представляет в качестве косвенного индикатора суицидального риска у лиц, страдающих депрессией, а также у людей тех, кто ранее уже совершал попытки самоубийства; 5. Методика многофакторного исследования личности Кеттэлла (подростковый вариант)- оценка индивидуально-психологических особенностей личности. Криминальная субкультура/АУЕ: 1. Методика Р.В. Овчаровой предназначена для выявления коммуникативных склонностей учащихся; 2. Модифицированный опросник для идентификации типов акцентуаций характера у подростков (модификация теста А.Е. Личко); 3. Методика "Личностная агрессивность и конфликтность" Е.П. Ильина, П.А. Ковалева предназначена для выявления склонности субъекта к конфликтности и агрессивности как личностных характеристик; 4. Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О.Ф. Потемкиной предназначена на выявление степени выраженности социально-психологических установок; 5. Методика "Локус контроля Дж. Роттер" направлена на выявление локуса контроля (свойство личности) поведения (интернальности (внутренний) - экстернальности (внешний)). Околофутбол/Ультпас: 1. Методики экспресс-диагностики В.В. Бойко. - опросники, направленные на выявление ряда психоэмоциональных особенностей и состояния испытуемого; 2. Методика "Личностная агрессивность и конфликтность" Е.П. Ильина, П.А. Ковалева предназначена для выявления склонности субъекта к конфликтности и агрессивности как личностных характеристик; Скулшутинг: 1. "Опросник риска буллинга" "Опросник атмосферы в школе", которое позволяет избежать акцентирования темы травли на этапе опроса и снижает возможность "наведенных" ответов; 2. Методика "Личностная агрессивность и конфликтность" Е.П. Ильина, П.А. Ковалева предназначена для выявления склонности субъекта к конфликтности и агрессивности как личностных характеристик; 3. Модифицированный опросник для идентификации типов акцентуаций характера у подростков (модификация теста А.Е. Личко); 4. Методика многофакторного исследования личности Кеттэлла (подростковый вариант) - оценка индивидуально-психологических особенностей личности. Анархизм: 1. Методика многофакторного исследования личности Кеттэлла (подростковый и детский вариант)- оценка индивидуально-психологических особенностей личности; 2. Модифицированный опросник для идентификации типов акцентуаций характера у подростков (модификация теста А.Е. Личко); 3. Методика "Личностная агрессивность и конфликтность" Е.П. Ильина, П.А. Ковалева предназначена для выявления склонности субъекта к конфликтности и агрессивности как личностных характеристик; 4. Методика самооценки психических состояний личности Г. Айзенка. |
Педагог-психолог, социальный педагог, педагог-психолог Центра ППМС - помощи, психолог КЦСОН |
4 мес. |
<< Назад |
Приложение 1. >> План работы с классом/группой |
|
Содержание Приказ Министерства образования и науки Республики Калмыкия от 29 августа 2022 г. N 1312 "Об утверждении Методических рекомендаций... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.