Во исполнение пункта 11 плана мероприятий "дорожной карты" по реализации комплекса мер по социализации и психологической адаптации несовершеннолетних иностранных граждан, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного и среднего общего образования, среднего профессионального образования, высшего образования на период до 2025 года, утвержденного Минпросвещения России 30 июня 2022 г., Минпросвещения России направляет рекомендации по организации профилактической работы в образовательных организациях с целью предупреждения возникновения рисков совершения противоправных деяний несовершеннолетних иностранных граждан и в отношении них, в том числе с учетом национального и религиозного фактора, разработанные Федеральным координационным ресурсным центром по психологической и социокультурной адаптации несовершеннолетних иностранных граждан ФГБОУ ВО "Московский государственный психолого-педагогический университет", для использования в работе.
Приложение: на 36 л. в 1 экз.
|
А.В. Бугаев |
Рекомендации
по организации профилактической работы в образовательных организациях с целью предупреждения возникновения рисков совершения противоправных деяний несовершеннолетних иностранных граждан и в отношении них, в том числе с учетом национального и религиозного фактора
Рекомендовано Ученым советом ФГБОУ ВО "Московский государственный психолого-педагогический университет" для руководителей и педагогических работников образовательных организаций, работающих с несовершеннолетними иностранными гражданами.
Составители:
Сизова Татьяна Ивановна - руководитель федерального координационного ресурсного центра по психологической и социокультурной адаптации несовершеннолетних иностранных граждан ФГБОУ ВО МГППУ;
Солдатенкова Марина Леонидовна - заместитель руководителя федерального координационного ресурсного центра по психологической и социокультурной адаптации несовершеннолетних иностранных граждан ФГБОУ ВО МГППУ;
Криворучко Татьяна Васильевна - заведующий сектором мониторинга и координации деятельности по психологической и социокультурной адаптации несовершеннолетних иностранных граждан в системе образования ФГБОУ ВО МГППУ.
Рецензенты:
Аквазба Е.О. - кандидат филологических наук, доцент кафедры межкультурной коммуникации Института сервиса и отраслевого управления федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Тюменский индустриальный университет";
Сикорская Л.Е. - доктор педагогических наук, профессор, член Международной академии наук педагогического образования, профессор центра компетенций по развитию и обучению специалистов по реабилитации, поддержки семьи и детства "Институт дополнительного профессионального образования работников социальной сферы" г. Москвы;
Хухлаев О.Е. - профессор кафедры этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Московский государственный психолого-педагогический университет".
Введение
Повышение уровня культуры безопасности несовершеннолетних, профилактика деструктивного поведения, предупреждение распространения криминальной субкультуры в молодежной среде относятся к основным направлениям государственной политики по достижению национальных целей развития Российской Федерации.
Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации в отношении иностранных граждан направлена на успешную социокультурную адаптацию и интеграцию их в российское общество.
Справочно:
Во исполнение плана мероприятий по реализации в 2022-2025 годах Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 3718-р, разработан комплекс мер по социализации и психологической адаптации несовершеннолетних иностранных граждан, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, высшего образования на период до 2025 года, утвержденный Минпросвещения России, Минобрнауки России, ФАДН России в апреле 2022 года (далее - комплекс мер).
Комплексом мер предусмотрены мероприятия по созданию дополнительных условий по социализации, психологической адаптации и интеграции в российское общество несовершеннолетних иностранных граждан через обеспечение психолого-педагогического сопровождения процессов обучения, социальной и культурной адаптации, создание системы оценки уровня владения русским языком, организацию дополнительной языковой подготовки, а также совершенствование работы по повышению квалификации педагогов и специалистов, работающих с детьми указанной категории.
Вместе с тем, существует необходимость принятия дополнительных мер по совершенствованию работы общеобразовательных организаций субъектов Российской Федерации по вопросу предупреждения возникновения рисков совершения противоправных деяний несовершеннолетних иностранных граждан.
Рекомендации по организации профилактической работы в образовательных организациях с целью предупреждения возникновения рисков совершения противоправных деяний несовершеннолетних иностранных граждан и в отношении них, в том числе с учетом национального и религиозного фактора (далее - рекомендации), разработаны по заданию Минпросвещения России авторским коллективом Федерального координационного ресурсного центра по психологической и социокультурной адаптации несовершеннолетних иностранных граждан ФГБОУ ВО "Московский государственный психолого-педагогический университет" (далее - ФКРЦ): Т.И. Сизовой (руководитель ФКРЦ); М.Л. Солдатенковой (заместитель руководителя ФКРЦ), Т.В. Криворучко, (заведующий сектором мониторинга и координации деятельности по психологической и социокультурной адаптации несовершеннолетних иностранных граждан в системе образования ФКРЦ).
Настоящие рекомендации разработаны с учетом положений федерального законодательства в указанной сфере*(1), *(2), *(3), *(4), согласно пункту 11 плана мероприятий "дорожная карта" по реализации комплекса мер по социализации и психологической адаптации несовершеннолетних иностранных граждан, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, высшего образования на период до 2025 года, утвержденного Минпросвещения России 30 июня 2022 года.
Настоящие рекомендации утверждены Ученым советом ФГБОУ ВО "Московский государственный психолого-педагогический университет" (протокол N 20 от 30 сентября 2022 г.) и включают в себя: введение, два раздела, два приложения.
Рекомендации направлены на:
обеспечение деятельности в образовательных организациях по предупреждению возникновения рисков совершения противоправных деяний несовершеннолетними иностранными гражданами и в отношении них с учетом национального и религиозного факторов;
своевременное выявление несовершеннолетних иностранных граждан, испытывающих трудности в адаптации и склонных к противоправным деяниям.
Рекомендации предназначены для руководителей, специалистов и педагогических работников образовательных организаций, работающих с несовершеннолетними иностранными гражданами.
Глоссарий
иностранный гражданин - это физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства*(5);
комфортная образовательная среда - это совокупность условий, способствующих реализации интеллектуальных и творческих способностей (потенциала) обучающихся и являющихся благоприятными для всех участников образовательных отношений;
национальный фактор - это влияние национальности на культурологические установки и поведение личности;
несовершеннолетний - лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет;*(6)
противоправное деяние - действие или бездействие, совершенное в нарушение требований правовых норм и влекущее юридическую ответственность;
профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении;*(7)
психологическая адаптация - приспособление человека к существующим в обществе требованиям и критериям оценки за счет присвоения норм и ценностей данного общества;*(8)
религиозный фактор - это влияние религии как социального института на нерелигиозные стороны жизни общества;
риски - характеристика ситуаций, имеющих неопределенность исхода, при обязательном наличии неблагоприятных последствий;
социальная и культурная адаптация иностранных граждан и их интеграция в российское общество - усвоение иностранными гражданами основ русского языка, истории России, законодательства Российской Федерации, правил поведения, навыков общения, норм общественной морали и этики, культурных ценностей, возможности получения государственных и иных услуг в целях пребывания (проживания), осуществления трудовой и иной деятельности на территории Российской Федерации в установленном порядке, формирования устойчивых социальных отношений, культурных связей и сотрудничества с гражданами Российской Федерации;*(9)
социальная дезадаптация - рассогласование мироощущения и миропонимания ребенка с явлениями окружающей среды, ее традициями и нормами, проявляющаяся в ослаблении и утрате социальных связей с семьей, школой и другими социальными институтами.*(10)
I. Организация профилактической работы в образовательных организациях с целью предупреждения возникновения рисков совершения противоправных деяний несовершеннолетних иностранных граждан
Воспитание и развитие личности - один из ключевых приоритетов государственной политики в области образования.
По инициативе Президента Российской Федерации были внесены изменения в Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", усиливающие воспитательную составляющую образовательных организаций.
Справочно:
Минпросвещения России организована работа по построению системы воспитания в рамках реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р (далее - Стратегия) на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, которая предполагает качественные изменения в отечественной системе воспитания, направленные на формирование личностных результатов развития детей, таких как их духовно-нравственные, ценностно-смысловые ориентации, мотивация к непрерывному личностному росту, коммуникативные и другие социально значимые способности, умения и навыки, обеспечивающие социальное и гражданское становление личности, успешную самореализацию в жизни, обществе и профессии. Стратегия опирается на систему духовно-нравственных ценностей, сложившихся в процессе культурного развития России, таких как человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро и стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством.
В рамках воспитательной работы с обучающимися в образовательных организациях целесообразно осуществление деятельности по предупреждению антиобщественных действий несовершеннолетних в том числе детей иностранных граждан.
Социально-психологическое сопровождение несовершеннолетних иностранных граждан осуществляется без отрыва от иных мероприятий, проводимых органами и организациями в сфере адаптации и социализации детей иностранных граждан и их интеграции в российское общество.
Риски проявления социальной дезадаптации несовершеннолетних иностранных граждан, которые впоследствии могут привести к трудностям интеграции в российское образование и общество.
Факторы, влияющие на проявление социальной дезадаптации несовершеннолетних иностранных граждан или способствующие возникновению рисков противоправного поведения:
низкий уровень владения русским языком несовершеннолетними иностранными гражданами;
отсутствие мотивации у несовершеннолетних иностранных граждан и их родителей (законных представителей) для изучения русского языка, принятия российской культуры, правил и норм поведения, установленных в российском обществе;
социокультурные особенности семьи, в том числе обособленность проживания некоторых семей несовершеннолетних иностранных граждан, ценности семьи, включая ортодоксальные традиции, проявления вероисповедания родителей (законных представителей) несовершеннолетних иностранных граждан противоречащие нормам, принятым в российском обществе;
отсутствие мотивации у несовершеннолетних иностранных граждан для участия в мероприятиях, проводимых образовательными организациями, досуговой и общественно-полезной деятельности;
возникновение конфликтов национального и религиозного характера;
наличие негативных этнических установок по отношению к несовершеннолетним или их родителям (законным представителям) со стороны граждан, имеющих российское гражданство.
Справочно:
Российские исследователи, анализируя роль религиозного фактора в вовлечении несовершеннолетних в социокультурную, языковую и этнорелигиозную среду, пришли к выводу, что в условиях современной глобализации иностранные граждане создают новые модели поведения, включая религиозные, которые могут способствовать или, наоборот, препятствовать их интеграции в новое общество.
В рамках исследования авторы останавливаются на оценке роли диаспоры в формировании религиозной идентичности мигрантов. Основной чертой диаспоры является связь с родиной: коллективная память о родине; сильное этническое сознание.*(11)
Экспертами отмечается значительная роль диаспор в повседневной жизни семьи иностранных граждан в России - это их активность в области адаптации и интеграции своих соотечественников в российское общество, оказание влияния на поведение соотечественников, прибывших в страну, освоение мигрантами русского языка и иное.
Разработку и реализацию профилактической работы по предупреждению возникновения рисков совершения противоправных деяний среди несовершеннолетних иностранных граждан предлагается осуществлять с учетом национального и религиозного факторов, ресурсов образовательной организации.
Вместе с тем при межнациональном общении важно обращать внимание на формирование позитивных этнических установок между всеми участниками педагогического взаимодействия.
Местное население может иметь негативные этнические установки по отношению к несовершеннолетним иностранным гражданам и их семьям при негативном отношении к себе со стороны мигрантов, проявлении ими демонстративного асоциального поведения в обществе, нарушении местных традиций, непринятии культуры поведения.
Аналогичная ситуация может проявляться и в образовательных организациях с несовершеннолетними иностранными обучающимися, когда у несовершеннолетних иностранных граждан и их родителей (законных представителей) есть негативное отношение к педагогу, одноклассникам, условиям обучения, внутришкольным правилам поведения (при недостаточном владении русским языком, незнании основ русской культуры, норм поведения в российском обществе). Соответственно, имеются риски (если в таких условиях происходит формирование этнических стереотипов и установок по отношению к сверстникам, взрослым, российскому обществу в целом), осознание собственной этнической идентичности у несовершеннолетних иностранных граждан становится частью процесса социализации в сложных условиях, когда в разных слоях населения наблюдаются значительные изменения системы ценностей, в ситуации серьезного межпоколенческого разрыва.*(12)
Значимая роль в развитии позитивных межэтнических отношений детей и их адаптация к образовательному процессу принадлежит педагогу. Именно педагог способен показать обучающимся эффективные модели межэтнического взаимодействия через личный пример поведения и общения с несовершеннолетними иностранными гражданами и их родителями (законными представителями).
Вместе с тем осуществление эффективного педагогического взаимодействия с ребенком иностранных граждан и его родителями (законными представителями) из любой этнической группы, а также транслирование опыта межэтнических отношений обучающимся различных национальностей или несовершеннолетним, имеющим миграционную историю, обусловлено в том числе наличием у педагогов позитивных этнических и личностных установок по отношению к иностранным гражданам.
В противном случае создание обучающимся благоприятных условий для адаптации может быть затруднено.*(13)
В образовательных организациях обеспечение освоения социокультурных знаний, явлений иноязычной культуры, формирование опыта конструктивного общения составляют основу профилактических мер общего и индивидуального характера. Данная работа выстраивается с учетом ресурсов образовательной организации и региональной специфики, опираясь на эффективные методики, технологии и формы работы по предупреждению рисков совершения противоправных деяний несовершеннолетними иностранными гражданами.
Для обеспечения комфортной образовательной среды рекомендуется принятие дополнительных мер общего и индивидуального характера
п\п |
Мероприятия |
Примеры мероприятий общего характера |
Примеры мероприятий индивидуального характера |
|
|
(проводятся для всех обучающихся образовательной организации (в том числе для несовершеннолетних иностранных граждан и несовершеннолетних, имеющих миграционную историю) |
(проводятся для обучающихся несовершеннолетних иностранных граждан образовательной организации (в том числе для несовершеннолетних обучающихся, имеющих миграционную историю) |
1. |
Формирование гражданской позиции, социальной ответственности, законопослушного поведения несовершеннолетних |
вовлечение обучающихся образовательной организации в реализацию социально-значимых проектов и участие в воспитательных мероприятиях; организация и проведение воспитательных и профилактических мероприятий при взаимодействии с представителями духовенства, старейшин населенных пунктов, направленных на доведение до обучающихся принципов формирования гражданской позиции, непримиримости к нарушителям закона, общественной морали и нравственности; организация и проведение групповых профилактических мероприятий по правовому и законопослушному поведению; организация просмотров художественных фильмов, спектаклей; организация и проведение встреч и наставниками, выдающимися личностями, представителями ведомств, диаспор |
привлечение несовершеннолетних иностранных граждан к участию в мероприятиях с определенным поручением или функционалом; проведение индивидуальных бесед по правовому и законопослушному поведению; привлечение несовершеннолетних иностранных граждан к подготовке индивидуальных проектов по правовому просвещению; вовлечение несовершеннолетних иностранных граждан в систему школьного самоуправления |
2. |
Формирование умений и навыков бесконфликтного поведения несовершеннолетних |
организация и проведение тренингов общения; организация и проведение воспитательных и спортивных мероприятий, направленных на эффективное взаимодействие, формирование умений и навыков работать в коллективе; организация и проведение национальных праздников, фестивалей, тематических игр и иных творческих мероприятий по данному направлению |
проведение индивидуальных тренингов по отработке личностной стратегии реагирования на конфликты; решение практикоориентированных кейсов по бесконфликтному поведению; наблюдение и анализ поведения несовершеннолетних во внеурочное время; диагностика имеющихся личностных ресурсов, способствующих эффективному межличностному взаимодействию несовершеннолетних в конфликтной ситуации |
3. |
Профилактика и устранение негативных факторов, препятствующих социализации, социокультурной и психологической адаптации несовершеннолетних |
организация благоприятных условий для обучения, воспитания и развития, обучающихся в образовательной организации; разработка программ внеурочной деятельности и дополнительного образования, направленных на формирование социального опыта обучающихся, принятие норм образовательной среды, воспитание эмоционально положительного ощущения обучающихся в микро- и макросреде; предупреждение психических перегрузок школьников, соблюдение условий обучения и воспитания, необходимых для нормального формирования личности учащихся (посещение уроков, наблюдение, охранительный режим во время уроков, самоподготовок, мероприятий, релаксация); организация и проведение комплексного диагностического обследования ключевых параметров воспитательной системы образовательной организации: динамики уровня воспитанности у детей, личностного роста и уровня развития детских коллективов; степени вовлеченности детей в систему дополнительного образования; организация досуга и занятости, организация каникулярного отдыха обучающихся; организация и проведение мероприятий для родителей (законных представителей) обучающихся: круглый стол по проблемам воспитания, День открытых дверей, совместные общешкольные мероприятия, родительский клуб. |
разработка индивидуального профилактического маршрута; проведение индивидуальных консультаций для обучающихся (по результатам диагностики, общение со сверстниками, детско-родительские отношения, конфликты); проведение индивидуальных психокоррекционных занятий с несовершеннолетними иностранными гражданами по: развитию самостоятельности и инициативы; повышению локус контроля; развитию навыков саморегуляции, обучению методам релаксации; развитию ценностных ориентаций; формированию мотивации достижения успеха, повышению уверенности и иных; организация педагогического взаимодействия с родителями (законными представителями) несовершеннолетних иностранных граждан в целях их социокультурной и психологической адаптации; |
К осуществлению профилактической работы возможно привлечение педагогических работников: классных руководителей, учителей-предметников, педагогов-психологов, социальных педагогов, логопедов (дефектологов) образовательной организации и других заинтересованных лиц, работающих с несовершеннолетними иностранными гражданами.
В образовательных организациях профилактические мероприятия могут реализовываться в рамках:
Педагогические работники образовательной организации:
Руководитель образовательной организации в процессе реализации профилактических мероприятий:
Профилактика противоправных деяний несовершеннолетних иностранных граждан и в отношении них осуществляется поэтапно. Несовершеннолетние иностранные граждане или обучающиеся, имеющие миграционную историю, проходят через все этапы профилактики по индивидуальному профилактическому маршруту.
Индивидуальный профилактический маршрут формируется с учетом психологических и социокультурных особенностей несовершеннолетних иностранных граждан и является частью индивидуального образовательного маршрута, представленного Минпросвещения России в 2021 году в методических рекомендациях органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации об организации работы общеобразовательных организаций по языковой и социокультурной адаптации детей иностранных граждан.*(14)
Социальный дневник как форма информационного обмена и взаимодействия между педагогическими работниками при разработке и реализации индивидуального профилактического маршрута, выявлении рисков противоправного поведения
Для обеспечения выявления основных образовательных потребностей несовершеннолетнего иностранного гражданина, определения динамики его социокультурной и психологической адаптации в образовательной организации, предупреждения возникновения рисков совершения противоправных деяний (с учетом национального и религиозного фактора) предлагается ведение социального дневника несовершеннолетнего иностранного гражданина (далее - социальный дневник). Ведение социального дневника может осуществляться социальным педагогом на основе сведений, которые предоставляют педагогические работники образовательной организации, работающие с несовершеннолетними иностранными гражданами.
Заполнение первого раздела социального дневника "Общая информация о несовершеннолетнем иностранном гражданине" возможно педагогом образовательной организации, принимающим документы от родителей (законных представителей). Внесение последующих сведений в другие разделы социального дневника осуществляется социальным педагогом по мере необходимости, но не реже одного раза в четверть на втором этапе и не реже одного раза в год на третьем этапе профилактических мероприятий. Примерная форма социального дневника представлена в приложении 1.
В социальном дневнике фиксируются:
II. Этапы профилактической работы в образовательных организациях с целью предупреждения возникновения рисков совершения противоправных деяний несовершеннолетних иностранных граждан
2.1. Первый этап профилактических мероприятий (меры общего характера)
Мероприятия первого этапа предлагается проводить со всеми обучающимися несовершеннолетними иностранными гражданами в рамках курсов по выбору (в части учебного плана), воспитательной работы, дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ.
Работа с родителями (законными представителями) несовершеннолетних иностранных граждан может осуществляться как в форме индивидуальных бесед по правовому просвещению в области российского законодательства, ознакомлению с традициями и нормами, принятыми в российском обществе, разъяснению особенностей русской культуры, принципов светского образования, так и в организации групповых бесед, консультаций, родительских собраний и иных мероприятий.
Профилактика на первом этапе в образовательных организациях строится с учетом разработанных примерной рабочей программы воспитания для общеобразовательных организаций.*(15), *(16), *(17), *(18)
Алгоритм по реализации первого этапа (с момента зачисления несовершеннолетнего иностранного гражданина в образовательную организацию):
проведение первичной диагностики по методике "Психолого-педагогическая оценка особых образовательных потребностей" (приложение 2);
внесение результатов диагностики в социальный дневник, разработка индивидуального профилактического маршрута;
реализация индивидуального профилактического маршрута с учетом показателей оценки особых образовательных потребностей, наличия мотивации несовершеннолетнего иностранного гражданина и членов его семьи к освоению русского языка, приобщению к культурным ценностям российского общества, ресурсов образовательной организации;
организация разъяснительной работы с родителями (законными представителями) несовершеннолетнего иностранного гражданина (в рамках родительских собраний, индивидуальных ознакомительных бесед об идеях межнационального мира и сотрудничества), осуществление сбора информации об особенностях семьи и ее уклада;
ознакомление родителей (законных представителей) несовершеннолетнего иностранного гражданина с результатами диагностики, определение дальнейшей совместной работы по предупреждению рисков противоправного поведения;
проведение промежуточной диагностики (результаты наблюдения за поведением несовершеннолетнего иностранного гражданина, статус по социометрическому тесту, включенность его в общественно-полезные дела, мероприятия, проводимые в образовательной организации).
Вариант маршрутизации несовершеннолетнего иностранного гражданина в образовательной организации на первом этапе профилактических мероприятий (меры общего характера)
2.2. Второй этап профилактических мероприятий (меры индивидуального характера)
Мероприятия второго этапа предлагается проводить с несовершеннолетними иностранными гражданами, у которых диагностируются факторы/риски, влияющие на проявление их социальной дезадаптации.
На данном этапе (при согласовании с органом государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, или органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования) возможно привлечение к работе с несовершеннолетними иностранными гражданами представителей религиозных конфессий и национальных диаспор, членов социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворительных фондов, а также, при наличии оснований, представителей органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Меры индивидуального характера на втором этапе профилактики направлены на:
Алгоритм по реализации второго этапа профилактических мероприятий:
корректировка индивидуального профилактического маршрута осуществляется с учетом результатов промежуточной психологической диагностики;
оказание психолого-педагогической и иной помощи несовершеннолетним иностранным гражданам, их родителям (законным представителям) в устранении причин и предупреждении факторов, способствующих затруднениям в адаптации в российском обществе (использование медиативных подходов для разрешения детско-родительских конфликтов и другого рода конфликтных отношений, организация реабилитационного досуга, проведение социально-психологических тренингов и иное);
закрепление за семьей несовершеннолетнего иностранного гражданина куратора из числа специалистов, педагогических работников образовательной организации, непосредственно работающих с этой категорией обучающихся;
осуществление мониторинга динамики адаптации обучающегося несовершеннолетнего иностранного гражданина, проведение промежуточных диагностик (по необходимости, но не реже 1 раза в полугодие);
изменение индивидуального профилактического маршрута (с учетом необходимости).
Организация деятельности куратора по вопросам адаптации и социализации несовершеннолетних иностранных граждан
Куратор сопровождает реализацию индивидуального профилактического маршрута, мотивируя несовершеннолетнего иностранного гражданина и его родителей (законных представителей) к решению актуальных задач по вопросам адаптации и социализации, выстраивая конструктивное взаимодействие с ними.
В своей деятельности куратор может включаться в профилактические мероприятия общего и индивидуального характера (реализация коллективных творческих дел, совместное обсуждение просмотренных фильмов и прочитанных книг, анализ ситуационных и поведенческих стратегий и иное) и способствовать построению профилактического процесса на идеях культурных ценностей, личной ответственности, заинтересованности в бесконфликтном взаимодействии несовершеннолетнего иностранного гражданина в социуме. Также он может обеспечивать постоянную поддержку несовершеннолетним иностранным гражданам в направлении позитивных изменений в период их психологической адаптации и социализации; оказывать индивидуальную педагогическую помощь через вовлечение несовершеннолетних в различные мероприятия с целью развития их социальной компетентности.
Куратор, работающий с несовершеннолетними иностранными гражданами, ориентирован на:
- |
готовность принимать ребенка независимо от его принадлежности к другой этнической группе и особенностей поведения; |
- |
способность в ходе наблюдения выявлять разнообразные проблемы несовершеннолетних; |
- |
умение защитить тех, кого в детском коллективе не принимают; |
- |
знание общих закономерностей развития личности; |
- |
умение проектировать психологически безопасную и комфортную среду при проведении мероприятий; |
- |
умение формировать и развивать образцы и ценности социального поведения; |
- |
знание основных этнических особенностей семейных отношений, позволяющих эффективно работать с родительской общественностью. |
При этом куратору важно сохранять конфиденциальность при использовании информации, полученной в результате взаимодействия с несовершеннолетним и его семьей.
В методических рекомендациях по организации профилактической работы с несовершеннолетними, склонными к совершению противоправных деяний, в организациях социального обслуживания представлены аспекты, на которые следует обратить внимание взрослому (наставнику), работающему в паре с ребенком.
Рекомендуется при работе куратора с несовершеннолетними иностранными гражданами также учитывать эти аспекты:
наставник проясняет несовершеннолетнему личное восприятие своей жизненной ситуации: что ему нравится в своей жизни, что не нравится, что бы он хотел изменить;
наставник интересуется планами несовершеннолетнего на будущее: кем бы хотел стать, какие у него мечты, каким он представляет себя через 5-10 лет;
наставник предлагает свою помощь в достижении желаний несовершеннолетнего;
наставник ориентируется на близкие цели несовершеннолетнего;
наставнику в некоторых случаях приходится предлагать различные варианты ближайшего будущего, основываясь на интересах несовершеннолетнего;
наставник может устраивать досуговые мероприятия: организовывает походы в кино, в музей, в лес и т.д. (такие мероприятия укрепят взаимоотношения, расширят кругозор несовершеннолетнего);
при появлении у несовершеннолетнего готовности посещать кружок, секцию или клуб наставник помогает ему в реализации этого желания, общается с руководителем, помогает в адаптации;
наставник должен выступать посредником между несовершеннолетним и обществом;
наставник входит в контакт с семьей только при согласии несовершеннолетнего (часто несовершеннолетние могут решить, что контакт наставника с родителями приведет к наказанию, вызовет их неадекватную реакцию на поступок или его поведение);
наставник может привлекать несовершеннолетнего к совместной организации и участию в праздниках, акциях, спортивных мероприятиях, конкурсах.*(19)
При выявлении затруднений в адаптации, с целью создания оптимальных условий обучения, развития, социализации и адаптации обучающегося, разработки рекомендаций по организации психолого-педагогического сопровождения, несовершеннолетний иностранный гражданин при наличии согласия со стороны его родителей (законных представителей) может быть направлен для прохождения обследования на психолого-педагогический консилиум образовательной организации и (или) для проведения комплексного обследования в территориальной психолого-медико-педагогической комиссии.
Вариант маршрутизации несовершеннолетнего иностранного гражданина в образовательной организации на втором этапе профилактических мероприятий (меры индивидуального характера)
Организация реабилитационного досуга несовершеннолетних иностранных граждан
В рамках проведения профилактической работы с несовершеннолетними иностранными гражданами рекомендуется организовывать досуговую деятельность несовершеннолетних, вовлекать их в различные виды движений, привлекать к работе клубов и кружков по интересам, к трудовой деятельности.
Все это помогает нормализовать эмоционально-психологическое состояние несовершеннолетнего, переосмыслить отношение к жизни и окружающим людям, сформировать у несовершеннолетнего положительные цели и жизненные перспективы в новом для него социуме.
2.3. Третий этап профилактических мероприятий (меры сопровождения процессов адаптации)
Третий этап профилактических мероприятий (меры сопровождения процессов адаптации) предполагает работу с несовершеннолетними иностранными гражданами, успешно прошедшими процесс адаптации, не испытывающими трудности в общении, достигшими уровня знания русского языка, достаточного для успешного обучения.
Несовершеннолетние иностранные граждане на данном этапе активно включены в общественную жизнь образовательной организации. Они могут стать помощниками кураторов в отношении несовершеннолетних иностранных граждан, испытывающих трудности в обучении или общении с одноклассниками.
Вместе с тем на данном этапе продолжается дальнейшее сопровождение процесса адаптации и развитие просоциального поведения у несовершеннолетних иностранных граждан, их всестороннее просвещение в части культурного и конфессионального многообразия и единства народов.
Сопровождение процессов адаптации несовершеннолетних иностранных граждан на третьем этапе осуществляется при проведении культурно-досуговых мероприятий, исследовательских проектов этнокультурной направленности с приглашением представителей религиозных конфессий, социальных партнеров, мероприятий краеведческой, лингвистической направленности, деловых игр по правовым вопросам, дискуссий по вопросам личностных, национальных, общечеловеческих ценностей и иных мероприятий.
Алгоритм по реализации третьего этапа профилактических мероприятий:
вовлечение несовершеннолетних иностранных граждан в деятельность, действующих в образовательных организациях объединений с учетом исторических и культурных особенностей региона, поисковых, военно-патриотических и иных детских организаций, движений (работа в социальных сетях, на популярных общедоступных информационных порталах, форумах с целью популяризации традиций и культурных ценностей российского общества, дружбы и сотрудничества и иных);
проведение итоговой диагностики по адаптации и социализации несовершеннолетних иностранных граждан, диагностики лидерских качеств и склонности к проактивному поведению;
организация деятельности успешно адаптировавшихся в образовательной организации обучающихся в роли наставников в отношении вновь прибывших несовершеннолетних иностранных граждан в целях обеспечения комфортной образовательной среды, доброжелательных отношений;
продолжение наблюдения за поведением адаптировавшихся в образовательной организации обучающихся несовершеннолетних иностранных граждан (в целях обеспечения оперативного выявления факторов/рисков социальной дезадаптации или способствующих противоправному поведению) с отражением результатов в социальном дневнике.
Вариант маршрутизации несовершеннолетнего иностранного гражданина в образовательной организации на третьем этапе профилактических мероприятий (меры сопровождения процессов адаптации)
______________________________
*(1) Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
*(2) Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"
*(3) Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"
*(4) Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. N 1666
*(5) Федеральный закон от 25 июля 2002 N 115-ФЗ (ред. от 14 июля 2022 г.) "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"
*(6) Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"
*(7) Федеральный закон от 24 июня 1999 г., N 120-ФЗ (ред. от 14 июля 2022 г.) "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"
*(8) Словарь практического психолога/сост.: С.Ю. Головин. - Минск: Харвест, 1997, 2001, 1998. - 799 с. - ISBN 985-433-167-9
*(9) Методические рекомендации для органов государственной власти субъектов Российской Федерации "О социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан" (Приказ ФАДН России от 17 ноября 2020 г. N 142 "Об утверждении Методических рекомендаций для органов государственной власти субъектов Российской Федерации "О социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан в Российской Федерации")
*(10) Конева О.Б. Неблагополучная семья и девиантное поведение: социально-психологические аспекты//Вестн. Южно-Уральского федерал. ун-та. Сер.: Психология. - 2010. - N 17. - С.57-61.; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/neblagopoluchnaya-semya-i-deviantnoe-povedenie-sotsialno-psihologicheskie-aspekty
*(11) Кульбачевская О.В. Социально-культурная адаптация и интеграция мигрантов в России: к вопросу о межкультурном взаимодействии//Вестник антропологии. 2020. N 4 (52). С. 136-152.
Леденева В.Ю., Бегасилов Б.Т. Влияние религиозного фактора на процессы интеграции мигрантов-мусульман в России//Вопросы управления. 2021. N 1 (68). С.118-130.
Счеснович В.Н. Проблемы адаптации и интеграции мигрантов в России: роль религии. (сводный реферат) научного сотрудника, отдела Азии и Африки ИНИОН РАН DOI: 10.31249/rim/2021.04.01
*(12) Омельченко Е.А. Этническое сознание московской школьной и студенческой молодежи: современное состояние и основные тенденции развития: Из опыта изучения: автореф. дис. канд. ист. наук, 2004. С. 175
*(13) Булавкина О.В. Особенность этнических стереотипов по отношению к детям разных этнокультур./Прикладная психология N 4. - Москва, 2002. - С. 28-33.
*(14) Методические рекомендации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации об организации работы общеобразовательных организаций по языковой и социокультурной адаптации детей иностранных граждан (письмо Минпросвещения России от 16 августа 2021 г., N НН-202/07 https://legalacts.ru/doc/metodicheskie-rekomendatsii-organam-ispolnitelnoi-vlasti-subektov-rossiiskoi-federatsii-ob/ С.14-16)
*(15) Методические рекомендации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации об организации работы общеобразовательных организаций по языковой и социокультурной адаптации детей иностранных граждан" (письмо Минпросвещения России от 16 августа 2021 г., N НН-202/07 https://legalacts.ru/doc/metodicheskie-rekomendatsii-organam-ispolnitelnoi-vlasti-subektov-rossiiskoi-federatsii-ob/
*(16) Методические рекомендации об организации работы общеобразовательных организаций по оценке уровня языковой подготовки обучающихся несовершеннолетних иностранных граждан" (письмо Минпросвещения России от 6 мая 2022 г., N ДГ-1050/07) http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_424129/
*(17) Методические рекомендации для органов государственной власти субъектов Российской Федерации "О социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан" (Приказ ФАДН России от 17 ноября 2020 г. N 142 "Об утверждении Методических рекомендаций для органов государственной власти субъектов Российской Федерации "О социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан в Российской Федерации")
*(18) Примерная рабочая программа воспитания для общеобразовательных организаций, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (письмо Минпросвещения России от 18 июля 2022 г., N АБ-1951/06)
*(19) Письмо Минтруда России от 12 апреля 2022 г., N 26-6/10/В-4751 "О направлении методических рекомендаций" (вместе с "Методическими рекомендациями по организации профилактической работы с несовершеннолетними, склонными к совершению противоправных деяний, в организациях социального обслуживания")
Приложение 1
Примерная форма социального дневника обучающегося несовершеннолетнего иностранного гражданина
I. Общая информация о несовершеннолетнем иностранном гражданине | |
Дата открытия социального дневнияка |
|
Пол |
1 - мужской 2 - женский |
Дата рождения |
|
Из какой страны и когда прибыл в Российскую Федерацию (число, месяц, год) |
|
Миграционная история (указать вид документа, на основании которого пребывает на территории Российской Федерации) |
1 - вид на жительство 2 - миграционная карта |
Сведения о перемещениях семьи по территории Российской Федерации (сведения о предыдущем месте проживания) (при наличии сведений) |
|
Когда принят в образовательную организацию (число, месяц, год), в какой класс |
|
Место регистрации и фактического проживания в России |
|
Миграционные намерения семьи (при наличии информации) |
1 - остаться в России 2 - вернуться на родину 3 - уехать в третью страну 4 - неопределенные |
Численность членов семьи, проживающих вместе с несовершеннолетним иностранным гражданином |
|
Тип семьи |
1 - полная 2 - неполная |
Численность братьев и/или сестер в семье (из них несовершеннолетних), проживающих совместно с несовершеннолетним иностранным гражданином |
|
Статус в семье |
1 - единственный ребенок 2 - младший 3 - средний 4 - старший |
Наличие постоянных обязанностей у несовершеннолетнего иностранного гражданина в семье |
1 - не имеет обязанностей 2 - имеет (указать обязанности) ____________________________________ |
Как часто несовершеннолетний иностранный гражданин бывает на родине |
1 - раз в год и чаще 2 - не был(а) более 5 лет |
Родной язык |
|
II. Особые образовательные потребности
| |
Какими языками еще владеет |
|
Уровень знания русского языка (в соответствии с результатами диагностики) |
1 - нулевой 2 - низкий 3 - средний 4 - достаточный |
На каком языке происходит общение в семье |
1 - только на родном 2 - на русском и родном 3 - только на русском |
В каком классе обучался до прибытия в Российскую Федерацию |
|
Успеваемость в целом (уровень освоения несовершеннолетним иностранным гражданином образовательных программ в образовательной организации) |
1 - неудовлетворительная 2 - удовлетворительна 3 - хорошая 4 - отличная |
Нумерация приводится в соответствии с источником
В подготовке к учебным занятиям несовершеннолетнему иностранному гражданину оказывают помощь (возможно несколько вариантов) |
1 - родители 2 - братья/сестры 3 - родственники 4 - сверстники 5 - педагог образовательной организации 6 - репетитор 6 - готовится самостоятельно |
||
Первичные представления о Российской Федерации |
1 - государственные символы Российской Федерации (флаг, герб, гимн) 2 - праздники и памятные даты России |
||
III. Характеристика условий проживания
| |||
Условия проживания и воспитания несовершеннолетнего иностранного гражданина (наличие спального места, обеспечение питания, безопасности, наличие места для подготовки к учебным занятиям и иное) |
1 - неудовлетворительные 2 - удовлетворительные |
||
IV. Характер и организация досуговой деятельности (внеурочная деятельность)
| |||
Участие в культурно-массовых воспитательных мероприятиях образовательной организации (классных, общешкольных и иных) |
1 - не участвует 2 - участвует иногда 3 - участвует в большинстве мероприятий |
1 - является инициатором 2 - является организатором 3 - активно участвует 4 - пассивно участвует 5 - является дезорганизатором |
|
Наличие конфликтов с обучающимися, педагогами, иными лицами, в том числе национального и религиозного характера |
1 - не участвует 2 - вовлечен в конфликты (указать характер конфликта) _________________________________ _________________________________ |
||
Занятость в системе дополнительного образования, участие в работе детских организаций, волонтерских объединений |
1 - посещает занятия в организациях дополнительного образования (указать количество кружков, их наименования, длительность посещения) 2 - участвует в работе детской организации (указать наименование) 3 - посещает спортивные секции 4 - досуг не организован 5 - иное (указать) |
||
Знание и соблюдение правил и норм образовательной организации |
1 - знает и соблюдает 2 - знает и большинство соблюдает 3 - знает и системно нарушает 4 - не знает и не соблюдает |
||
V. Уровень социокультурной и психологической адаптации
| |||
Статус по социометрическому тесту (обвести цифру) |
1 - высокостатусный (лидерство) 2 - среднестатусный ("предпочитаемые") 3 - низкостатусный ("принятые") 4 - отвергаемый ("изолированные") |
||
Уровень социокультурной адаптации |
высокий |
средний |
низкий |
степени включенности в контакты |
|
|
|
характер межгрупповых установок |
|
|
|
VI. Трудности в адаптации, социализации
| |||
Специалист образовательной организации |
Описание затруднений |
Рекомендации, принятые меры |
Результаты |
Преподаватель русского языка и литературы ________________________________ (фамилия, имя, отчество) |
|
|
|
Преподаватель-предметник ________________________________ (фамилия, имя, отчество) |
|
|
|
Классный руководитель ________________________________ (фамилия, имя, отчество) |
|
|
|
Педагог-психолог ________________________________ (фамилия, имя, отчество) |
|
|
|
Социальный педагог ________________________________ (фамилия, имя, отчество) |
|
|
|
Куратор семьи ________________________________ (фамилия, имя, отчество) |
|
|
|
VII. Факторы, влияющие на возникновение рисков противоправного поведения
| |||
|
Принимаемые меры |
Результаты |
|
Незнание или недостаточное владение русским языком несовершеннолетним иностранным гражданином |
|
|
|
Отсутствие мотивации у несовершеннолетних иностранных граждан и их родителей (законных представителей) для изучения русского языка, принятия российской культуры, норм поведения, установленных в российском обществе |
|
|
|
Социокультурные особенности семьи: (обособленность проживания семей; нормы, ценности семьи, включая ортодоксальные традиции, проявления вероисповедания родителей (законных представителей) несовершеннолетних иностранных граждан противоречащие нормам, принятым в российском обществе, иные) |
|
|
|
Отсутствие мотивации на участие в мероприятиях, проводимых образовательными организациями, досуговой и общественной деятельности |
|
|
|
Возникновение конфликтов на почве национального и религиозного характера |
|
|
|
Иные |
|
|
Приложение 2
Перечень диагностических методик, возможных для использования при определении уровня адаптации и социализации обучающихся несовершеннолетних иностранных граждан
Диагностируемые критерии |
Название методики |
I. Показатели уровня владения русским языком (первичная диагностика)
| |
Уровень владения русским языком |
1. Методические рекомендации об организации работы общеобразовательных организаций по оценке уровня языковой подготовки обучающихся несовершеннолетних иностранных граждан (Омельченко Е.А., Криворучко Т.В., Дорохова М.В., Шевцова А.А., 2022 г. (https://drive.google.com/file/d/1UUs-8hZUsclQS8mu-1TCOTlBAkYJzmqt/view?usp=sharing). |
II. Показатели уровня социокультурной адаптации (промежуточные диагностики)
| |
Знания культуры |
1. Методика "Модуль исследования ценностей" (Татарко А.Н., Н.,# Лебедева Н.М., 2011 г.) (https://id.hse.ru/data/2011/12/06/1271598891/06.pdf); 2. Методы измерения ценностей (Карандашев В.Н., 2004) (https://clck.ru/wwvUb); 3. Методика "Кто я?" (Румянцева Т.В., 2006) (http://ags29.narod.ru/pages/ovz/test_kyna.pdf). 4. Диагностики этнокультурного развития детей младшего школьного возраста (//multiurok.ru/files/diagnostika-etnokulturnoi-kompetentnosti.html) |
Степень включенности в контакты |
1. Рисуночная диагностика субъективного благополучия ребенка - (РДПБ) (Ионина О.В., 2020) (https://guto-razvitie.ru/sites/default/files/documents/metod_portf_diagnostika_ekspress.pdf). |
Социометрия |
1. Методика "Самооценка эмоционально-мотивационных ориентаций в межгрупповом взаимодействии" (модифицированный вариант) (Хухлаев О.Е., Чибисова М.Ю., 2021) (http://my-enu-site.narod.ru/files/N.P._Fetiskin_V.V._Kozlov_G.M._Manuilov_Soccialno-psihologicheskaya_diagnostika.pdf); 2. Методика "Шкала отношения к школе" (уровень внутренней школьной мотивации и отношения к школе) (Хухлаев О.Е., Чибисова М.Ю., 2021) (https://drive.google.com/file/d/15B_cQpjMwu5rTv66neUs1iWV5jlxrhYy/view?usp=sharing); 3. Методика оценки социальных навыков несовершеннолетнего иностранного гражданина (навыки поведения в классе и в школе, выполнения домашних заданий, взаимодействие со сверстниками и взрослыми) (Хухлаев О.Е., Чибисова М.Ю., 2021) (https://drive.google.com/file/d/1_BvhYdHUo1_qK8NlKjptZqhkzKYHNoeo/view?usp=sharing). |
III. Показатели уровня психологической адаптации
| |
Стратегии адаптации |
1. Методика Карта стандартизованного наблюдения детей и подростков из семей мигрантов "Стратегии адаптации" (Солдатова Г.У., Макарчук А.В., Пантелеев А.Б. 2008) (https://psyjournals.ru/files/118894/icp_2008.pdf); 2. Методика "Многомерная шкала удовлетворенности жизнью школьников" (уровень удовлетворенности жизнью в различных сферах) (Сычев О.А., Гордеева Т.О., Лункина М.В., Осин Е.Н., Сиднева А.Н 2018) (https://psyjournals.ru/files/96667/pse_2018_n6_Sychev_Gordeeva_et_al.pdf). |
Выраженность поведенческих и эмоциональных проблем |
1. Методика опросник "Выраженность поведенческих и эмоциональных проблем" (Дмитриев, 2010) (http://www.miu.by/kaf_new/mpp/111.pdf); 2. Методика "Детский тест психологической устойчивости" (способность к эффективному социальному взаимодействию с целью получения ресурсов и поддержки) (Хухлаев О.Е., Чибисова М.Ю., 2021) (https://drive.google.com/file/d/1JHucKnarulw-jRMa5s97ISuZ6VqU4Hy_/view?usp=sharing). |
Характер межгрупповых контактов |
1. Методика социально-психологический тест "Социометрический тест" (включенность ребенка в сообщество одноклассников) (Битянова М.Р. 2004) (https://eduportal44.ru/koiro/enpj/33_6_2016/) |
IV. Определение социокультурных особенностей семьи
| |
Идентичность со страной исхода (родиной) |
1. Методика измерения гражданской идентичности для детей и подростков (Хухлаев О.Е., Чибисова М.Ю., 2021) (https://drive.google.com/file/d/1bELAStZnn3ZNeH4KEMUIZZCQl3RlsUXA/view?usp=sharing); 2. Методика Опросник "Интеграция бикультурной идентичности" (Хухлаев О.Е., Бахтеева М.С. 2020) (https://drive.google.com/file/d/1gtjJ6yw3ftMNl-puHtb8ILkb1L1eFnel/view?usp=sharing). |
Социальная дезадаптация |
1. Методика "Опросник родительского отношения" (Рогов Е.И., 1996) (https://elenamatichina.ucoz.net/diagnost/metodika_drop.pdf). 2. Комплекс диагностик определения школьной дезадаптации (https://multiurok.ru/files/kartotieka-komplieks-diaghnostik-opriedielieniia-1.html) |
Риски семейного неблагополучия |
1. Методика "Оценка рисков семейного неблагополучия" (Сафронова М.В., Осьмук Л.А., 2011) (https://clck.ru/wwdgn) |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства просвещения РФ от 12 мая 2023 г. N АБ-2071/07 "О направлении рекомендаций"
Опубликование:
-