г. Краснодар |
|
06 апреля 2016 г. |
Дело N А53-16465/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 апреля 2016 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 апреля 2016 г.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Савенко Л.И., судей Айбатулина К.К. и Леоновой О.В., при участии в судебном заседании от истца - общества с ограниченной ответственностью "Автотранс" (ИНН 6143050762, ОГРН 1026101939291) - Балдина В.А. (доверенность от 15.01.2016, в отсутствие ответчиков: Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ИНН 7710168360, ОГРН 1037739085636), Ростовской области в лице Министерства финансов Ростовской области (ИНН 6163030330, ОГРН 1026103168134), третьих лиц: администрации г. Волгодонска, МКУ "Департамент строительства и городского хозяйства", Министерства труда и социального развития Ростовской области, Департамента труда и социального развития администрации г. Волгодонска, извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ДонАвто" на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.11.2015 (судьи Ковалева Н.В., Пономарева И.В., Величко М.Г.) по делу N А53-16465/2014, установил следующее.
ООО "Автотранс" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с исковым заявлением к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - министерства) о взыскании 7 544 241 рубля 90 копеек убытков.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация г. Волгодонска, МКУ "Департамент строительства и городского хозяйства", Министерство труда и социального развития Ростовской области, Департамент труда и социального развития администрации г. Волгодонска.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 13.11.2014 (судья Авдеев В.Н.) исковые требований удовлетворены. Суд первой инстанции указал, что перевозка граждан, включенных в федеральный регистр льготников, произведена предприятием в интересах Российской Федерации как публично-правового образования, поскольку осуществление мер социальной поддержки федеральных льготников является полномочием Российской Федерации, финансирование данного вида расходов производится из федерального бюджета и относится к расходным обязательствам Российской Федерации.
Определением от 24.06.2015 суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в суде первой инстанции, и привлек к участию в деле в качестве соответчика Ростовскую область в лице Министерства финансов Ростовской области.
Постановлением апелляционной инстанции от 11.11.2015 решение от 13.11.2014 отменено. Установив, что финансирование обеспечения льготных перевозок относится к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации, суд апелляционной инстанции отказал в иске к Российской Федерации. В удовлетворении исковых требований ко второму ответчику - Ростовской области в лице Министерства финансов Ростовской области также отказано. Судебный акт мотивирован тем, что истец не подтвердил размер затрат, фактически понесенных им на перевозку льготных пассажиров исходя из их количества, а также факт причинения убытков и их размер.
В кассационной жалобе общество просит отменить постановление апелляционного суда, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции. В жалобе приведены следующие доводы:
- размер компенсации по каждому льготнику определяется как разница между полной стоимостью проезда и стоимостью проезда по единому социальному проездному билету (ЕСПБ);
- применение судебной практики, основанной на нормативно-правовых актах других субъектов Российской Федерации, в Ростовской области не допускается, поскольку указанные нормативно-правовые акты регулируют отношения, возникшие между перевозчиком и субъектами Российской Федерации, только в территориальных рамках каждого субъекта;
- при рассмотрении вопроса организации перевозки граждан льготной категории в Ростовской области, необходимо руководствоваться Положением о порядке расходования средств областного бюджета на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории Ростовской области для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки в соответствии с отдельными нормативными правовыми актами социальной направленности, а также об условиях и порядке их назначения, утвержденном постановлением Правительства Ростовской области от 15.12.2011 N 232 (далее - постановление N 232);
- Ростовская область предусмотрела альтернативно равнозначные правовые акты, применяемые при обследовании пассажиропотоков на транспорте;
- суд необоснованно основывал свои выводы на Методических рекомендациях Росстата Российской Федерации, а не на методических указаниях Министерства транспорта Российской Федерации;
- постановления администрации г. Волгодонска, которыми утверждены обследования пассажиропотока, не оспорены в установленном законом порядке и используются третьими лицами по делу для распределения частичной компенсации из бюджета Ростовской области за проезд льготной категории граждан;
- размер возмещений одной поездки льготного пассажира федерального регистра составляет 2 рубля 22 копейки при стоимости льготного проезда 14 рублей;
- расчет выпадающих доходов, составленный истцом, основан на сведениях, предоставленных Департаментом строительства и городского хозяйства, а также на данных натурного обследования пассажиропотока;
- акты о фактическом возмещении расходов по перевозке в общественном транспорте областных льготников в материалы дела не представлены, однако суд первой инстанции на них сослался в своем решении;
- суды не приняли во внимание, что неполучение полной стоимости перевозки одного пассажира при перевозке пассажиров льготной категории граждан, является убытками перевозчика;
- отсутствие законодательно установленной методики определения размера убытков не может являться основанием для отказа в удовлетворении требований перевозчика о взыскании убытков с публично-правового образования;
- суд не дал оценку предоставленным в материалы дела доказательствам расходов перевозчика на перевозку пассажиров льготной категории, а именно показателям деятельности общества за 2011, 2012, 2013 годы, содержащих информацию о расходах общества по перевозке пассажиров льготной категории, и справкам Росстата о количестве перевезенных по ЕСПБ пассажиров за 2011, 2012, 2013 годы.
В отзыве на кассационную жалобу Министерство финансов Ростовской области указало на ее несостоятельность и просило обжалуемые судебные акты оставить без изменения.
Согласно статье 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений и постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено Кодексом.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя общества, считает, что обжалуемый судебный акт следует оставить без изменения, по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 27.09.2011 общество (перевозчик) и МКУ "Департамент строительства и городского хозяйства" (заказчик) заключили договор N 3, согласно которому истец оказывал транспортные услуги по перевозке пассажиров на маршрутах N 4, 12, 17, 22, 28, 29, 51, 56 автотранспортом в количестве 17 единиц.
В силу пункта 2.4.14 договора перевозчик обязан осуществлять перевозку пассажиров, имеющих право на льготы и преимущества по провозной плате, установленные действующим законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Ростовской области и города Волгодонска.
В соответствии с пунктом 7.1 договор вступает в силу с 03.10.2011 и действует до заключения договора с победителем следующего конкурса на право осуществления пассажирских перевозок на маршрутах города Волгодонска.
В целях обеспечения граждан, включенных в федеральный регистр получателей ежемесячных денежных выплат, едиными социальными проездными билетами и перечисления денежных средств, полученных от их реализации, транспортным предприятиям, организациям, индивидуальным предпринимателям, выполняющим перевозки общественным транспортом на городских маршрутах, на основании постановления администрации г. Волгодонска от 31.03.2011 N 711 "Об организации распределения средств, вырученных от реализации единых социальных проездных билетов, между транспортными предприятиями, организациями, индивидуальными предпринимателями, выполняющими перевозки общественным транспортом на городских маршрутах", общество заключило договоры с Департаментом труда и социального развития администрации Волгодонска (далее - департамент) от 04.04.2011 N 116, от 10.02. 2011 N 68, от 18.01.2013 N 29.
Для определения численности перевезенных граждан по каждому перевозчику департамент применяет методику распределения, установленную пунктом 6.1.3 приложения N 1 к постановлению администрации Ростовской области от 31.12.2004 N 534 (в 2010 и 2011 году), и пункт 6.1.3 приложения N 1 к постановлению администрации Ростовской области от 15.12.2011 N 232 (в 2012 и 2013 годах). Количество перевезенных пассажиров, пользующихся правом бесплатного проезда, определяется на основании периодически проводимых натурных обследований пассажиропотоков.
Постановлениями администрации города Волгодонска от 11.07.2011 N 1778, от 29.12.2011 N 3699, от 28.10.2012 N 4024, от 29.06.2012 N 1822, от 04.07.2013 N 2509, утверждены результаты обследования пассажиропотоков в общественном транспорте на маршрутах городского сообщения в городе Волгодонске, проведенных в соответствующих периодах. Тарифы на услуги муниципального пассажирского транспорта в г. Волгодонске устанавливались постановлениями администрации г. Волгодонска. Так, постановлением от 27.06.2011 N 1632, вступившим в законную силу 01.07.2011, установлены тарифы на регулярные перевозки общественном транспортом в городском сообщении в размере 10 рублей. Постановлением от 24.10.2012 N 3150, вступившим в законную силу 01.11.2012, установлены тарифы на регулярные перевозки общественном транспортом в городском сообщении в размере 12 рублей.
Согласно расчету истца убытки, связанные с перевозкой льготной категории граждан, составили с 01.05.2011 по 31.12.2011 - 1 056 404 рубля 95 копеек, с 2012 года - 2 961 729 рублей 81 копейка, с 2013 года - 3 526 107 рублей 14 копеек.
Полагая, что в связи с осуществлением перевозки по единым социальным проездным билетам и неполучением компенсации расходов на предоставление данных услуг из средств бюджета Ростовской области, у перевозчика возникли убытки, общество обратилось в арбитражный суд с иском.
В силу пункта 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Отменяя решение, суд апелляционной инстанции указал, что выводы суда первой инстанции о том, что финансирование обеспечения льготных перевозок относится к расходным обязательствам Российской Федерации, которые она обязана осуществлять в форме предоставления субвенций, сделаны без учета изменения законодательства и установления механизма предоставления межбюджетных трансфертов в спорный период, в котором соответствующее соглашение между Ростовской областью и Российской Федерацией не заключено, и выделения соответствующих субсидий не произведено. Суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что выплата пособий на оплату проезда на общественном транспорте гражданам, относящимся к федеральному регистру льготников, относится к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Апелляционная инстанция указала, что в спорный период действовало Постановление N 232, которым установлен порядок компенсации расходов транспортной организации, методика расчета и исходные данные, необходимые для расчета размера выпадающих доходов перевозчиков.
Общество, требуя взыскать выпадающие доходы, документально не подтвердило произведенные им расходы за льготный проезд федеральных льготников, количество фактически перевезенных льготных пассажиров в рассматриваемом периоде. Названный вывод общество документально не опровергло, заявляя о неприменении формулы, предусмотренной пунктом 6.1.3 приложения N 1 к постановлению N 232, расчета убытков, подтвержденного надлежащими доказательствами, не представило.
Иные доводы кассационной жалобы признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, поскольку были проверены и учтены судом апелляционной инстанций при рассмотрении дела.
При таких обстоятельствах основания для изменения или отмены постановления, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда 11.11.2015 по делу N А53-16465/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.И. Савенко |
Судьи |
К.К. Айбатулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.