В соответствии с письмом Министерства просвещения Российской Федерации от 03.05.2023 N АБ-1969/07 "О проведении Х Всероссийского конкурса "Лучшая инклюзивная школа России - 2023":
1. Утвердить прилагаемые:
Положение о региональном этапе Х Всероссийского конкурса "Лучшая инклюзивная школа. России - 2023" среди образовательных организаций в Московской области (далее соответственно - Положение, региональный этап Конкурса);
Состав экспертной группы регионального этапа Х Всероссийского конкурса "Лучшая инклюзивная школа России - 2023" среди образовательных организаций в Московской области (далее - экспертная группа).
2. Управлению общего образования организовать проведение регионального этапа Конкурса в срок до 05.08.2023.
3. Определить оператором регионального этапа Конкурса государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Московской области "Академия социального управления" (далее - Оператор регионального этапа Конкурса).
4. Оператору регионального этапа Конкурса:
осуществить сбор заявок и конкурсной документации в срок до 03.07.2023;
обеспечить работу экспертной группы;
направить в Министерство образования Московской области список победителей и призеров регионального этапа Конкурса в срок до 05.08.2023.
5. Определить, что VI региональный конкурс "Лучшая практика инклюзивного образования Московской области", проведенный с 16 января по 23 марта 2023 года, является региональным этапом Конкурса в номинации "Лучшая инклюзивная профессиональная образовательная организация".
6. Управлению подготовки педагогических кадров и дополнительного профессионального образования предоставить в управление общего образования конкурсные материалы профессиональной образовательной организации, набравшей наибольшее количество баллов в общем рейтинге VI регионального конкурса "Лучшая практика инклюзивного образования Московской области", оформленные в соответствии с разделом 7 Положения о Х Всероссийском конкурсе "Лучшая инклюзивная школа России - 2023", в срок до 05.08.2023.
7. Рекомендовать руководителям органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области, осуществляющих управление в сфере образования, обеспечить участие муниципальных образовательных организаций, реализующих наравне с основными образовательными программами адаптированные основные образовательные программы дошкольного, начального, основного и среднего общего образования, использующих в своей практике инклюзивные подходы в обучении и развитии детей с ограниченными возможностями здоровья, в региональном этапе Конкурса в соответствии с Положением.
8. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на первого заместителя министра образования Московской области Михайлову Е.А.
Первый заместитель министра |
Е.А. Михайлова |
УТВЕРЖДЕНО
распоряжением Министерства
образования Московской области
от 26.05.2023 N Р-511
Положение
о региональном этапе Х Всероссийского конкурса "Лучшая инклюзивная школа. России - 2023" среди образовательных организаций в Московской области
I. Общие положения
1. Настоящее Положение определяет цели и порядок проведения регионального этапа Х Всероссийского конкурса "Лучшая инклюзивная школа России - 2023" среди образовательных организаций в Московской области (далее соответственно - Положение, региональный этап Конкурса).
2. Организатором регионального этапа Конкурса является Министерство образования Московской области (далее - Министерство).
Региональный этап Конкурса проводится в целях повышения активности образовательных организаций в развитии и внедрении инклюзивного образования, привлечения внимания педагогического сообщества к включению детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) в образовательную среду, аккумуляции, анализа и трансляции существующих практик инклюзивного общего и профессионального образования в образовательных организациях в Московской области.
3. Региональный этап Конкурса проводится по следующим номинациям:
"Лучшая инклюзивная школа" (далее - номинация 1);
"Лучший инклюзивный детский сад" (далее - номинация 2).
"Лучшая инклюзивная профессиональная образовательная организация" (далее - номинация 3).
4. Оператором регионального этапа Конкурса определено государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Московской области "Академия социального управления" (далее - Оператор регионального этапа Конкурса).
II. Участники регионального этапа Конкурса
5. Участниками регионального этапа Конкурса являются:
муниципальные образовательные организации в Московской области, частные образовательные организации в Московской области, реализующие наравне с основными образовательными программами адаптированные основные образовательные программы дошкольного, начального, основного и среднего общего образования, общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), использующие в своей практике инклюзивные подходы в обучении и воспитании детей с ОВЗ, с инвалидностью (далее - образовательные организации);
профессиональные образовательные организации, реализующие наравне с образовательными программами среднего профессионального образования и (или) основными программами профессионального обучения адаптированные образовательные программы среднего профессионального образования и (или) программы профессионального обучения, использующие в своей практике инклюзивные подходы в обучении и воспитании обучающихся с ОВЗ, с инвалидностью.
К участию в региональном этапе Конкурса не допускаются отдельные образовательные организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам (детские сады компенсирующего вида, коррекционные школы).
Участие в региональном этапе Конкурса является добровольным.
6. От каждого муниципального образования Московской области для участия в региональном этапе Конкурса направляется по одной образовательной организации в каждой номинации.
7. Участниками регионального этапа Конкурса в номинации "Лучшая инклюзивная профессиональная образовательная организация" являются образовательные организации, реализующие программы высшего и среднего профессионального образования, профессионального обучения и дополнительного профессионального образования для инвалидов и лиц с ОВЗ.
III. Условия участия и порядок проведения регионального этапа Конкурса
7. Региональный этап Конкурса проводится в период с 04.07.2023 по 05.08.2023.
8. Органы местного самоуправления муниципальных образований Московской области, осуществляющие управление в сфере образования, направляют Оператору регионального этапа Конкурса по электронной почте комплекты конкурсной документации (далее - конкурсная документация) (не более одного комплекта в номинации 1 и номинации 2 от муниципального образования Московской области).
9. Основанием для регистрации участника регионального этапа Конкурса в номинации 1 и номинации 2 является предоставление конкурсной документации в соответствии с настоящим Положением, включающей:
1) сопроводительное письмо органа местного самоуправления муниципального образования Московской области, осуществляющего управление в сфере образования, согласно приложению 1 к настоящему Положению;
2) заявку на участие в региональном этапе Конкурса согласно приложению к сопроводительному письму органа местного самоуправления муниципального образования Московской области, осуществляющего управление в сфере образования;
3) заполненную анкету участника регионального этапа Конкурса согласно приложению 2 к настоящему Положению;
4) мультимедийную презентацию участника регионального этапа Конкурса (предоставляется в формате *.pptx или *.pdf, количество слайдов - не более 20).
Презентация должна включать информационную заставку с наименованием образовательной организации, полным адресом (юридическим и фактическим (если отличается от юридического)), контактными данными руководителя образовательной организации. В презентации должны быть использованы фотографии высокого разрешения, не сжатые конвертерами, может быть использовано не более 1 видео, иллюстрирующего реализуемую инклюзивную модель образовательной организации;
5) кейс инклюзивной практики/педагогической технологии согласно приложению 3 к настоящему Положению.
10. Прием конкурсной документации для участия в региональном этапе Конкурса осуществляется в срок до 03.07.2023. Документы, поступившие позже 03.07.2023, к участию не допускаются.
11. Конкурсная документация, помещенная в архив (формат *.zip или *.rar), должна быть представлена на адрес электронной почты Оператора регионального этапа Конкурса: k@vacad.ruс пометкой "Конкурс "Лучшая инклюзивная школа. России-2023", номинация N (одним письмом на одну номинацию).
Все материалы предоставляются в одном экземпляре установленного формата.
12. Конкурсная документация не возвращается, не рецензируется и может быть использована при подготовке публикаций регионального этапа Конкурса.
13. Для оценки представленной на региональный этап Конкурса конкурсной документации Министерство утверждает состав экспертной группы регионального этапа Х Всероссийского конкурса "Лучшая инклюзивная школа России - 2023" среди образовательных организаций в Московской области (далее - экспертная группа), в состав которой входят представители Министерства, представители Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения "Областной центр диагностики, образования и коррекции", государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования Московской области "Академия социального управления", государственного образовательного учреждения высшего образования Московской области "Государственный гуманитарно-технологический университет", государственного образовательного учреждения высшего образования Московской области "Государственный социально-гуманитарный университет".
Члены экспертной группы осуществляют свою деятельность на безвозмездной основе.
14. Экспертная группа оценивает конкурсную документацию номинации 1 и номинации 2, представленную образовательными организациями, в соответствии с критериями отбора победителей регионального этапа Конкурса согласно приложению 4 к настоящему Положению.
15. Результаты оценки в баллах заносятся каждым членом экспертной группы по каждой номинации в протокол оценивания конкурсной документации образовательной организации, представленной на региональный этап Х Всероссийского конкурса "Лучшая инклюзивная школа России - 2023" среди образовательных организаций в Московской области, согласно приложению 5 к настоящему Положению.
Итоговые баллы суммируются и заносятся в сводный протокол согласно приложению 6 к настоящему Положению.
На основании ранжирования конкурсной документации с учетом набранных баллов экспертная группа определяет победителей и призеров, занявших I, II и III место (в каждой номинации) регионального этапа Конкурса.
IV. Подведение итогов регионального этапа Конкурса и награждение победителей
16. Экспертной группой в срок до 05.08.2023 подводятся итоги регионального этапа Конкурса. Конкурсная документация победителей и призеров регионального этапа Конкурса размещается на сайтах Оператора регионального этапа Конкурса и Министерства в информационно-коммуникационной сети "Интернет".
17. Победителями и призерами регионального этапа Конкурса признаются образовательные организации, занявшие I, II и III места по соответствующим номинациям, которые награждаются дипломами.
18. Конкурсная документация, набравшая наибольшее количество баллов в общем рейтинге регионального этапа Конкурса в номинации 1 и номинации 2, направляется в адрес организационного комитета Х Всероссийского конкурса "Лучшая инклюзивная школа России - 2023".
19. Конкурсная документация профессиональной образовательной организации в номинации 3, набравшая наибольшее количество баллов в общем рейтинге VI регионального конкурса "Лучшая практика инклюзивного образования Московской области", оформленная в соответствии с разделом 7 Положения о Х Всероссийском конкурсе "Лучшая инклюзивная школа России - 2023" направляется в адрес организационного комитета Х Всероссийского конкурса "Лучшая инклюзивная школа России - 2023".
Приложение 1
к Положению о региональном этапе X
Всероссийского конкурса "Лучшая инклюзивная
школа России - 2023" среди образовательных
организаций в Московской области
Форма
СОПРОВОДИТЕЛЬНОЕ ПИСЬМО
органа местного самоуправления муниципального образования
Московской области, осуществляющего управление в сфере образования
Исходные данные органа местного самоуправления муниципального образования Московской области, осуществляющего управление в сфере образования |
Министерство образования Московской области |
Сопроводительное письмо
Направляем Заявку на участие в региональном этапе Х Всероссийского
конкурса "Лучшая инклюзивная школа России - 2023" среди образовательных
организаций в Московской области.
Приложение на ______ листах.
Подпись руководителя, печать.
Приложение
к сопроводительному письму органа
местного самоуправления муниципального
образования Московской области, осуществляющего
управление в сфере образования
ЗАЯВКА
от ____________________________________________________
(наименование муниципального образования Московской области)
на участие в региональном этапе Х Всероссийского конкурса
"Лучшая инклюзивная школа России - 2023" среди образовательных
организаций в Московской области
N |
Полное наименование образовательной организации (без сокращений) |
Почтовый адрес образовательной организации |
ФИО руководителя образовательной организации, контактные данные |
Наименование органа местного самоуправления муниципального образования Московской области, осуществляющего управление в сфере образования ФИО ответственного лица, его должность и контактные данные |
Наименование номинации для участия в региональном этапе Х Всероссийского конкурса "Лучшая инклюзивная школа России - 2023" среди образовательных организаций в Московской области |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
|
|
|
|
|
Приложение 2
к Положению о региональном этапе X
Всероссийского конкурса "Лучшая инклюзивная
школа России - 2023" среди образовательных
организаций в Московской области
Форма
АНКЕТА
участника регионального этапа Х Всероссийского конкурса
"Лучшая инклюзивная школа. России - 2023" / "Лучший инклюзивный
детский сад России - 2023" среди образовательных организаций
в Московской области
(подчеркнуть)
______________________________________________
(наименование образовательной организации в
соответствии с Уставом)
______________________________________________
(____________________________________________________________)
(наименование муниципального образования Московской области)
N |
Содержание |
|
1 |
2 |
|
1 |
Общие сведения |
|
1.1 |
Населенный пункт, муниципальный район, адрес, телефон образовательной организации (детского сада, школы, далее - организации) |
|
1.2 |
Дата основания организации |
|
1.3 |
Действующий официальный сайт организации |
Ссылка на сайт организации |
1.4 |
Нормативно-правовые документы (регионального и муниципального уровней) и локальные нормативные акты организации, регламентирующие инклюзивное образование обучающихся |
Нормативно-правовые документы (регионального и муниципального уровней) и локальные нормативные акты организации, регламентирующие инклюзивное образование обучающихся, должны быть размещены на сайте организации - ссылка на сайт организации, где размещены документы. |
1.5 |
Контингент организации |
Указывается общее количество обучающихся, из них количество обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ), с инвалидностью, в том числе в процентном соотношении. Например, 1 000 обучающихся, из них 100 - обучающиеся с ОВЗ (10%). Указываются нозологические группы обучающихся с ОВЗ в организации в текущем году и их количество. Среди обучающихся с ОВЗ есть обучающиеся с нарушением слуха (слабослышащие)- 15 чел., речи- 5 чел., задержкой психического развития - 23 чел., нарушениями интеллекта - 8 чел. Указывается форма организации образовательного процесса обучающихся с ОВЗ, с инвалидностью. (в инклюзивном классе/группе, в отдельных классах/группах, на дому, в ресурсных классах и т.д.) |
1.6 |
Реализуемые основные общеобразовательные программы/дополнительные общеразвивающие программы различной направленности и дополнительные предпрофессиональные программы |
Перечислить программы, сами программы должны быть размещены на сайте организации - ссылка на сайт организации, где размещены программы. |
1.7 |
Численность обучающихся с ОВЗ, с инвалидностью, получающих образование на дому (только в общеобразовательных организациях) (за последние 3 учебных года) |
Указывается количество детей, обучающихся на дому/из них обучающиеся с ОВЗ, с инвалидностью за: - 2020 - 2021 учебный год; - 2021 - 2022 учебный год; - 2022 - 2023 учебный год. Указываются причины изменения (не изменения) численности обучающихся на дому. Не более 200 слов |
1.8 |
Формы организации инклюзивного образовательного процесса |
Указываются формы организации инклюзивного образовательного процесса обучающихся (интеграция в класс, обучение на дому, ресурсный класс, объединения по интересам, сформированные в группы обучающихся одного возраста или разных возрастных категорий (разновозрастные группы), являющиеся основным составом объединения (например, клубы, секции, кружки, лаборатории, студии, оркестры, творческие коллективы, ансамбли, театры, мастерские и другое). |
1.9 |
Доступность образовательной среды для инклюзивного образования |
Описание архитектурной среды организации, материально-технического оснащения образовательного процесса. Не более 250 слов |
1.10 |
Сведения о педагогических работниках |
Общее количество педагогических работников организации. |
Из них количество педагогических работников, работающих с детьми с ОВЗ в организации (кроме специалистов психолого-педагогического сопровождения: педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, социальный педагог, тьютор). | ||
Количество педагогических работников организации, повысивших профессиональную квалификацию по вопросам инклюзивного образования за последние 3 года. | ||
1.11 |
Специалисты психолого-педагогического сопровождения |
Наличие в организации специалистов психолого-педагогического сопровождения (педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, социальный педагог, тьютор). |
Наличие в организации ассистентов, оказывающих техническую помощь обучающимся. | ||
Указывается количество ставок согласно штатному расписанию и реально работающих специалистов психолого-педагогического сопровождения. | ||
Формы психолого-педагогического сопровождения. | ||
1.12 |
Служба психолого-педагогического сопровождения как структурный элемент организации, созданный локальным нормативным актом организации |
Описание модели службы психолого-педагогического сопровождения (при наличии). Не более 300 слов |
1.13 |
Психолого-педагогический консилиум организации (далее - ППк) |
Указывается дата создания, состав ППк. Положение о деятельности ППк должно быть размещено на сайте организации, ссылка на сайт организации, где размещено положение. |
1.14 |
Включение обучающихся с ОВЗ в дополнительное образование (только в общеобразовательных организациях) |
Количество и доля детей с ОВЗ, включенных в реализацию программ дополнительного образования с указанием направленности программ (техническая, естественно-научная, физкультурно-спортивная, художественная, туристско-краеведческая, социально-гуманитарная), от общего количества обучающихся с ОВЗ. |
1.15 |
Сетевая форма реализации образовательных программ |
Список образовательных организаций, с которыми заключены договоры о сетевой форме реализации образовательных программ. |
Список образовательных программ, реализуемых через сетевую форму реализации образовательных программ. | ||
При отсутствии сетевой формы реализации образовательных программ - обоснование достаточности внутренних ресурсов для образования обучающихся | ||
1.16 |
Участие в программах федерального и регионального уровня, направленных на развитие инклюзии в образовании |
Дается перечень программ, год участия, объем и направления финансирования (в текущем году и за 5 лет) |
2 |
Существующая практика инклюзивного образования обучающихся с ОВЗ в организации |
|
2.1 |
Описание мероприятий, которые были организованы для формирования инклюзивной культуры (инклюзивных ценностей) за последние 3 года |
Не более 250 слов |
2.2 |
Описание кейса инклюзивной практики /педагогической технологии |
Не более 1500 слов с соответствии с критериями описания практического кейса в приложении 3 к настоящему Положению. |
2.3 |
Результаты реализации инклюзивной практики |
За последние 3 года. Не более 200 слов |
Достоверность сведений, представленных в Анкете участника
регионального этапа Х Всероссийского конкурса "Лучшая инклюзивная школа.
России - 2023" среди образовательных организаций в Московской области,
подтверждаю:
________________(_______________________________________________________)
(подпись) (фамилия, имя, отчество)
"_______" ________________ 2023 г.
Приложение 3
к Положению о региональном этапе X
Всероссийского конкурса "Лучшая инклюзивная
школа России - 2023" среди образовательных
организаций в Московской области
Кейс
инклюзивной образовательной практики /педагогической технологии (все номинации)
Инклюзивная образовательная практика (ИОП) /технология представляет собой совокупность взаимосвязанных форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на активное вовлеченное участие и развитие всех участников образовательного процесса с помощью вариативных форм поддержки разнообразия образовательных потребностей и включения всех обучающихся в процесс образования.
1. Название практики.
Приведите краткое и полное название вашей практики/технологии.
2. Описание практики/технологии.
2.1. Дайте краткое описание вашей практики/технологии.
2.2. Кем, где и когда была первоначально разработана данная практика/технология (в случае, если практика заимствована)?
2.3. Сфера применения практики/технологии: программы отдыха и оздоровления, дошкольное обучение и воспитание, практики психолого-педагогического сопровождения обучающихся на разных уровнях образования, программы среднего профессионального образования. В рамках какого возраста обучающихся/уровня образования применяется данная практика/технология.
2.4. Напишите, когда вы начали применять данную практику/технологию в своей организации.
2.5. Готова ли ваша практика/технология (оформлена соответствующим образом) для использования другими образовательными организациями: описана и опубликована; есть конкретные примеры использования.
2.6. Опишите проблему, на решение которой направлена данная практика/технология. Представьте ее актуальность и научно-теоретическое обоснование, опирающееся на анализ подходов, лежащих в основе осуществляемой деятельности.
3. Опишите целевую группу, для которой применяется данная практика/технология.
4. Опишите и обоснуйте, какие педагогические ценности инклюзии лежат в основе данной практики/технологии (принятие, вовлеченность, субъектность, индивидуализация, адаптивность, доступность среды, поддержка и индивидуальный подход, вариативность).
5. Какими документами регламентируются инклюзивная практика/технология (документ, закрепляющий процедуры инклюзивной практики/технологии; разработанный алгоритм профессиональных действий; программа).
Представьте программу реализации практики/технологии, если она разработана и методически обоснована.
6. Кто реализует данную практику/технологию (педагог, педагог и специалист психолого-педагогического сопровождения, команда педагогов и специалистов, волонтеры, тьютор, педагог-психолог, родители и др.).
7. Опишите этапы, алгоритмы и содержание профессиональных действий по реализации данной практики/технологии. Вовлеченность и содержание действий детей, участвующих в реализации практики, на каждом этапе. Степень вовлечения родителей. Какое время необходимо на реализацию всей практики/технологии и каждого ее этапа.
8. Опишите, какие условия необходимы для реализации данной практики/технологии? (организационно-управленческие, предметно-пространственные, информационные, программно-методические, социальные).
9. Опишите, какие средства используются при осуществлении данной практики/технологии (ассистивные, дидактические, методические, информационные и т.п.).
10. Опишите, на какие качественные и количественные результаты направлена данная практика/технология.
11. Какими исследовательскими инструментами, методами оценивается практика/технология (профессиональная оценка практики специалистами; обратная связь от участников образовательного процесса; система развития и мониторинга практики).
12. Представьте эмпирические данные, которые могут подтвердить достижение результатов и социальный эффект практики у целевых групп (обучающихся, родителей, педагогов, специалистов сопровождения), а также эмпирические данные, подтверждающие отсутствие негативного эффекта практики/технологии, вреда для целевых групп или сообщества в целом (методически описанное и систематически собранное мнение всех специалистов, реализующих практику; регулярный сбор мнений всех категорий участников образовательного процесса, на основе обоснованных и апробированных методов, описанного и обоснованного дизайна исследований; регулярные срезовые эмпирические исследования на основе различных научно обоснованных методов на репрезентативной выборке участников; данные мониторингов).
Приложение 4
к Положению о региональном этапе X
Всероссийского конкурса "Лучшая инклюзивная
школа России - 2023" среди образовательных
организаций в Московской области
КРИТЕРИИ
отбора победителей регионального этапа Х Всероссийского
конкурса "Лучшая инклюзивная школа России - 2023" среди
образовательных организаций в Московской области
На региональном этапе Конкурса каждый пакет конкурсной документации
оценивают члены экспертной группы, которые являются экспертами в области
инклюзивного образования.
Каждый из членов экспертной группы оценивает конкурсную
документацию независимо от других членов экспертной группы. Оценивание
может быть произведено только целыми балами, без дробей, в соответствии
с таблицей 1.
По итогам оценивания материалов, высчитывается средний балл каждого
из претендентов.
По итогам ранжирования выбираются победители регионального этапа
Конкурса
Таблица 1. Критерии оценивания материалов
N |
Критерии |
Показатель |
Баллы |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Критерии оценки Анкеты участника регионального этапа Конкурса. Общие сведения |
||
1.1 |
Актуальность предоставленных сведений |
Анкета соответствует тематике регионального этапа Конкурса |
0 - анкета не соответствует тематике регионального этапа Конкурса. Участник не допускается к заочной части федерального этапа Конкурса; 1 - анкета соответствует тематике регионального этапа Конкурса, заполнена не полностью; 2 - анкета соответствует тематике регионального этапа Конкурса, заполнена полностью в соответствии с требованиями к Анкете. |
1.2 |
Нормативно-правовые документы (регионального и муниципального уровней) и локальные нормативные акты образовательной организации (далее - организация), регламентирующие инклюзивное образование обучающихся |
Размещение нормативно-правовых документов, регламентирующих инклюзивное образование обучающихся на сайте организации |
0 - отсутствуют ссылки на нормативно-правовые документы, регламентирующие инклюзивное образование обучающихся на сайте организации; 1 - представлены ссылки на нормативно-правовые документы, регламентирующие инклюзивное образование обучающихся на сайте организации. |
1.3 |
Контингент организации |
Учитываются нозологические группы обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) в организации в текущем году и их количество. |
1 - организовано обучение обучающихся с ОВЗ от одной до двух нозологий; 2 - организовано обучение обучающихся с ОВЗ с от двух до трех нозологий; 3 - организовано обучение обучающихся с ОВЗ более трех нозологий. |
1.4 |
Формы организации образовательного процесса обучающихся с ОВЗ, с инвалидностью |
1 - обучающиеся с ОВЗ, с инвалидностью получают образование в инклюзивном классе/группе; 2 - обучающиеся с ОВЗ, с инвалидностью получают образование с использованием 2 моделей (например, отдельный класс/группа и классы/группы инклюзивные); 3 - в образовательной организации 3 и более форм организации образовательной деятельности (в инклюзивном классе/группе, в отдельных классах/группах, на дому, в ресурсных классах и т.д.) |
|
1.5 |
Основные общеобразовательные программы |
Разнообразие реализуемых образовательных программ |
1 - в организации реализуются наравне с основными образовательными программами только 1 группа образовательных программ (например, только для обучающихся с нарушениями слуха (адаптированная основная общеобразовательная программа (далее - АООП) для глухих и АООП для слабослышащих) или для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата); 2 - в организации реализуются наравне с основными образовательными программами 2 группы образовательных программ (например, для обучающихся с нарушениями слуха (АООП для глухих и АООП для слабослышащих) и для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата); 3 - в организации реализуются наравне с основными образовательными программами 3 и более групп образовательных программ (например, для обучающихся с нарушениями слуха (АООП для глухих и АООП для слабослышащих), для обучающихся с нарушениями зрения (АООП для слепых и АООП для слабовидящих) и для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата). |
1.6 |
Дополнительные общеразвивающие программы различной направленности и дополнительные предпрофессиональные программы |
Разнообразие реализуемых образовательных программ |
1 - в организации реализуются дополнительные общеразвивающие программы различной направленности только 1 группа образовательных программ (например, только для обучающихся с нарушениями слуха (АООП для глухих и АООП для слабослышащих) или для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата); 2 - в организации реализуются дополнительные общеразвивающие программы различной направленности более 2 групп образовательных программ (например, для обучающихся с нарушениями слуха (АООП для глухих и АООП для слабослышащих) и для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата); 3 - в организации реализуются дополнительные предпрофессиональные программы - 1 группа образовательных программ (например, для обучающихся с нарушениями слуха (АООП для глухих и АООП для слабослышащих) и для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата) и более. |
1.7 |
Формы организации инклюзивного образовательного процесса |
Формы организации инклюзивного образовательного процесса обучающихся с ОВЗ, с инвалидностью (интеграция в класс, обучение на дому, ресурсный класс, объединения по интересам, сформированные в группы обучающихся одного возраста или разных возрастных категорий (разновозрастные группы), являющиеся основным составом объединения (например, клубы, секции, кружки, лаборатории, студии, оркестры, творческие коллективы, ансамбли, театры, мастерские и другое). |
1- используется от одной до трех форм; 2- используется от трех до пяти форм; 3- используется более пяти форм. |
1.8 |
Доступность образовательной среды организации для инклюзивного образования |
Соответствие образовательной среды потребностям различных категорий обучающихся с ОВЗ, с инвалидностью, а также доступность архитектурной среды и материально-технического оснащения |
1 - образовательная среда соответствует потребностям только тех категорий обучающихся с ОВЗ, с инвалидностью, которые в настоящее время обучаются в организации; 2 - образовательная среда соответствует потребностям тех категорий обучающихся с ОВЗ, с инвалидностью, которые в настоящее время обучаются в организации, и тех, которые могут быть зачислены на обучение в будущем. |
1.9 |
Повышение квалификации педагогических работников: учителей (воспитателей) |
Численность педагогических работников: (кроме специалистов психолого-педагогического сопровождения: педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, социальный педагог, тьютор), имеющих удостоверение о повышении квалификации в области инклюзивного образования установленного образца за последние 3 года |
1 - до 70% учителей (воспитателей), работающих с детьми с ОВЗ, имеют удостоверение о повышении квалификации в области инклюзивного образования установленного образца за последние 3 года; 2 - от 70 до 100% учителей (воспитателей), работающих с детьми с ОВЗ, имеют удостоверение о повышении квалификации в области инклюзивного образования установленного образца за последние 3 года; 3 - 100% учителей (воспитателей) имеют удостоверение о повышении квалификации в области инклюзивного образования установленного образца за последние 3 года. |
1.10 |
Психолого-педагогическое сопровождение (педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, тьютор, ассистент (помощник), иные специалисты |
Наличие специалистов психолого-педагогического сопровождения |
1 - укомплектованность сотрудниками не в полном объеме, но потребность в отдельных специалистах отсутствует (например, штат укомплектован в полном объеме, но не профильными специалистами (например, в образовательной организации, реализующей только АООП для слепых детей, присутствует олигофренопедагог, а не тифлопедагог); 2 - штат укомплектован в полном объеме профильными специалистами |
1.11 |
Соответствие численности специалистов службы психолого-педагогического сопровождения нормативам приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 N 115 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования". |
1 - численность хотя бы одной категории специалистов соответствует установленным нормативам; 2 - численность всех категорий специалистов соответствует установленным нормативам. |
|
1.12 |
Наличие в организации ассистентов, оказывающих техническую помощь обучающимся с ОВЗ, с инвалидностью |
0 - нет ассистентов, оказывающих техническую помощь обучающимся с ОВЗ, с инвалидностью; 1 - есть ассистенты, оказывающие техническую помощь обучающимся с ОВЗ, с инвалидностью. |
|
1.13 |
Служба психолого-педагогического сопровождения как структурный элемент организации, созданный локальным нормативным актом организации |
Наличие службы психолого-педагогического сопровождения |
0 - нет службы психолого-педагогического сопровождения как структурного элемента организации; 1 - есть служба психолого-педагогического сопровождения как структурный элемент организации. |
1.14 |
Деятельность психолого-педагогического консилиума (далее - ППк) |
Наличие ППк |
0- ППк не создан; 1- ППк создан на временной основе (собирается по мере необходимости); 2- ППк создан на постоянной основе. |
1.15 |
Наличие Положения о ППк на сайте организации |
0 - отсутствует ссылка на Положение о ППк на сайте организации; 1 - имеется ссылка на Положение о ППк на сайте организации. |
|
1.16 |
Включение обучающихся с ОВЗ, с инвалидностью в дополнительное образование (только для общеобразовательных организаций - школ) |
Реализация программ дополнительного образования с указанием направленности программ (техническая, естественно-научная, физкультурно-спортивная, художественная, туристско-краеведческая, социально-гуманитарная) |
0 - реализуется от одной до трех программ по одной направленности; 1 - реализуется от одной до трех программ по двум направленностям; 2 - реализуется от одной до трех программ по более трём направленностям; 3 - реализуется более трех программ по более четырём направленностям. |
1.17 |
Полнота охвата обучающихся с ОВЗ занятиями в рамках дополнительного образования |
1 - менее 20% обучающихся с ОВЗ охвачены в рамках реализации программ дополнительного образования; 2 - от 21 до 50% обучающихся с ОВЗ охвачены в рамках реализации программ дополнительного образования; 3 - свыше 50% обучающихся с ОВЗ охвачены в рамках реализации программ дополнительного образования. |
|
1.18 |
|
Полнота охвата обучающихся с инвалидностью занятиями в рамках дополнительного образования |
1 - менее 20% обучающихся с ОВЗ охвачены в рамках реализации программ дополнительного образования; 2 - от 21 до 50% обучающихся с ОВЗ охвачены в рамках реализации программ дополнительного образования; 3 - свыше 50% обучающихся с ОВЗ охвачены в рамках реализации программ дополнительного образования. |
1.19 |
Сетевая форма реализации образовательной программы |
Участие образовательной организации в сетевом взаимодействии |
0 - отсутствие сетевых форм реализации образовательной программы; 1 - наличие обоснования достаточности внутренних ресурсов организации для образования обучающихся; 2 - наличие 1 -2 организаций, с которыми заключены договоры о сетевом взаимодействии, и списка образовательных программ, реализуемых через сетевую форму; 3 - наличие от 3 и более организаций, с которыми заключены договоры о сетевом взаимодействии, и списка образовательных программ, реализуемых через сетевую форму. |
1.20 |
Участие в программах федерального и регионального уровня, направленных на поддержку образования детей с ОВЗ |
Дается перечень программ, год участия, объем финансирования. Оценивается активность образовательной организации |
1 - является участником программ только регионального уровня; 2 - является участником программ только федерального уровня; 3 - является участником программ и регионального и федерального уровня. |
1.21 |
Инклюзивная практика образовательной организации |
Корректность описания практики |
1 - при описании практики не отмечается корректность использования понятийного аппарата, научная корректность; методическая грамотность; 2 - при описании практики не отмечается корректность использования понятийного аппарата, научная корректность; методическая грамотность. |
1.22 |
Описание мероприятий, которые были организованы для формирования инклюзивной культуры |
1 - описание от 1 до 3 мероприятий; 2 - описание от 4 до 5 мероприятий; 3 - описание более 5 мероприятий. |
|
1.23 |
Результаты реализации инклюзивной практики |
1 - представлены только количественные показатели; 2 - представлены количественные показатели с кратким описанием инклюзивной практики; 3 - представлены количественные показатели и подробный качественный анализ результатов инклюзивной практики. |
|
1.24 |
Описание кейса инклюзивной образовательной практики/педагогической технологии |
Наличие описания кейса инклюзивной образовательной практики/педагогической технологии |
0 - описание кейса инклюзивной образовательной практики/педагогической технологии не соответствует поставленным критериям написания практического кейса; 1 - описание кейса инклюзивной образовательной практики/педагогической технологии частично соответствует поставленным критериям написания практического кейса; 2 - описание кейса инклюзивной образовательной практики/педагогической технологии полностью соответствует поставленным критериям написания практического кейса. |
|
Максимальное количество баллов за Анкету: |
57 |
|
2 |
Критерии оценки презентации |
||
2.1 |
Критерии оценивания презентации |
Соответствие предъявленным формальным требованиям подпункта 4 пункта 9 настоящего Положения |
0 - презентация не соответствует формальным требованиям. Участник не допускается к заочной части регионального этапа Конкурса; 1 - презентация соответствует формальным требованиям. |
|
Максимальное количество баллов за презентацию: |
1 |
|
3 |
Критерии оценки кейса инклюзивной практики/технологии |
||
3.1 |
Представление достижений в области инклюзивного образования |
Теоретические и практические аспекты инклюзивной образовательной практики/педагогической технологии |
0 - не отражены теоретические и практические аспекты инклюзивного образования; 1- отражены частично теоретические и практические аспекты инклюзивного образования; 2- отражены в полном объеме теоретические и практические аспекты инклюзивного образования; |
3.2 |
|
Новизна представленной инклюзивной образовательной практики/педагогической технологии |
1 - заимствована, используется при реализации инклюзивной образовательной практики/педагогической технологии; 2- авторская разработка представленной инклюзивной образовательной практики/педагогической технологии. |
3.3 |
|
Тиражирование представленной инклюзивной образовательной практики/педагогической технологии |
0- тиражирование представленной инклюзивной образовательной практики/педагогической технологии затруднено; 1- возможно тиражирование. |
3.4 |
|
Отражение рисков и принятие профессиональных решений в нестандартных и проблемных ситуациях |
0 - не отражены риски и проблемные вопросы; 1 - перечислены риски и проблемные вопросы; 2 - отражены проблемные вопросы и предложены решения нестандартных ситуаций. |
3.5 |
|
Наличие эмпирических данных об устойчивом социальном эффекте достижения устойчивых изменений и социального эффекта практики |
0 - отсутствие данных; 1 - данные представлены не в полном объеме; 2 - представленные данные полностью отвечают требованиям |
|
Максимальное количество баллов за материалы кейса инклюзивной практики/технологии |
9 |
Приложение 5
к Положению о региональном этапе X
Всероссийского конкурса "Лучшая инклюзивная
школа России - 2023" среди образовательных
организаций в Московской области
Форма
ПРОТОКОЛ
оценивания конкурсной документации образовательной организации,
представленной на региональный этап X Всероссийского конкурса
"Лучшая инклюзивная школа. России - 2023" среди образовательных
организаций в Московской области
г. Красногорск "__" _________ 2023 г.
ФИО члена экспертной группы Конкурса:
_________________________________________________________________________
Наименование образовательной организации, с указанием наименования
муниципального образования Московской области
N |
Критерии оценивания |
Баллы |
Обоснование оценки, комментарии члена экспертной группы |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
|
1. Анкета |
1.1 |
Актуальность предоставленных сведений |
Анкета соответствует тематике Конкурса |
|
|
1.2 |
Нормативно-правовые документы (регионального и муниципального уровней) и локальные нормативные акты организации, регламентирующие инклюзивное образование обучающихся |
Размещение нормативно-правовых документов, регламентирующих инклюзивное образование обучающихся на сайте образовательной организации (далее - организация) |
|
|
1.3 |
Контингент организации |
Нозологические группы обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) в организации в текущем году и их количество. |
|
|
1.4 |
|
Формы организации образовательного процесса обучающихся с ОВЗ, с инвалидностью |
|
|
1.5 |
Основные общеобразовательные программы |
Разнообразие реализуемых образовательных программ |
|
|
1.6 |
Дополнительные общеразвивающие программы различной направленности и дополнительные предпрофессиональные программы |
Разнообразие реализуемых образовательных программ |
|
|
1.7 |
Формы организации инклюзивного образовательного процесса |
Вариативность форм организации инклюзивного образовательного процесса |
|
|
1.8 |
Доступная среда организации |
Соответствие образовательной среды потребностям различных категорий обучающихся с ОВЗ, с инвалидностью |
|
|
1.9 |
Повышение квалификации педагогических работников: учителей (воспитателей) |
Численность педагогических работников: имеющих удостоверение о повышении квалификации в области инклюзивного образования установленного образца за последние 3 года |
|
|
1.10 |
Психолого-педагогическое сопровождение |
Наличие специалистов психолого-педагогического сопровождения |
|
|
1.11 |
|
Соответствие численности специалистов службы психолого-педагогического сопровождения нормативам приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 N 115 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования". |
|
|
1.12 |
|
Наличие в организации ассистентов, оказывающих техническую помощь обучающимся с ОВЗ, с инвалидностью |
|
|
1.13 |
Служба психолого-педагогического сопровождения как структурный элемент организации, созданный локальным нормативным актом организации |
Наличие службы психолого-педагогического сопровождения |
|
|
1.14 |
Деятельность психолого-педагогического консилиума (далее - ППк) |
Наличие ППк |
|
|
1.15 |
|
Наличие Положения о ППк на сайте организации |
|
|
1.16 |
Включение обучающихся с ОВЗ, с инвалидностью в дополнительное образование (только для общеобразовательных организаций - школ) |
Реализация программ дополнительного образования с указанием направленности программ (техническая, естественно-научная, физкультурно-спортивная, художественная, туристско-краеведческая, социально-гуманитарная) |
|
|
1.17 |
|
Полнота охвата обучающихся с ОВЗ занятиями в рамках дополнительного образования |
|
|
1.18 |
|
Полнота охвата обучающихся с инвалидностью занятиями в рамках дополнительного образования |
|
|
1.19 |
Сетевая форма реализации образовательной программы |
Участие организации в сетевом взаимодействии |
|
|
1.20 |
Участие в программах федерального и регионального уровня, направленных на поддержку образования детей с ОВЗ |
Дается перечень программ, год участия, объем финансирования. Оценивается активность организации |
|
|
1.21 |
Инклюзивная практика организации |
Корректность описания практики |
|
|
1.22 |
|
Описание мероприятий, которые были организованы для формирования инклюзивной культуры |
|
|
1.23 |
|
Результаты реализации инклюзивной практики |
|
|
1.24 |
Описание кейса инклюзивной образовательной практики/педагогической технологии |
Наличие описания кейса инклюзивной образовательной практики/педагогической технологии |
|
|
Общее количество баллов за Анкету: |
|
|
||
2. Презентация: | ||||
2.1 |
Соответствие предъявленным требованиям |
а) Формальным требованиям подпункта 4 пункта 9 настоящего Положения; б) Целям и задачам Конкурса и (или) тематике выступления; в) Полноте и качеству представленного материала: оформительскому, |
|
|
|
|
информационному, содержательному, аналитическому и др. |
|
|
Общее количество баллов за Презентацию: |
|
|
||
3. Кейс инклюзивной практики/технологии | ||||
3.1 |
Представление достижений в области инклюзивного образования |
Теоретические и практические аспекты инклюзивной образовательной практики/педагогической технологии |
|
|
3.2 |
|
Новизна представленной инклюзивной образовательной практики/педагогической технологии |
|
|
3.3 |
|
Тиражирование представленной инклюзивной образовательной практики/педагогической технологии |
|
|
3.4 |
|
Отражение рисков и принятие профессиональных решений в нестандартных и проблемных ситуациях |
|
|
3.5 |
|
Наличие эмпирических данных об устойчивом социальном эффекте достижения устойчивых изменений и социального эффекта практики |
|
|
Общее количество баллов за Кейс инклюзивной практики/технологии |
|
|
||
Общее количество баллов за заочную часть: |
|
|
Член экспертной группы Конкурса:
_____________________________________________ _________________________
(ФИО) (подпись)
Приложение 6
к Положению о региональном этапе X
Всероссийского конкурса "Лучшая инклюзивная
школа России - 2023" среди образовательных
организаций в Московской области
Форма
Сводный протокол
регионального этапа X Всероссийского конкурса "Лучшая инклюзивная школа России - 2023" среди образовательных организаций в Московской области
ПРОТОКОЛ N ______________
регионального этапа X Всероссийского конкурса "Лучшая инклюзивная
школа России - 2023" среди образовательных организаций
в Московской области
г. Красногорск "___" ___________ 2023 г.
N |
Наименование образовательной организации |
Наименование муниципального образования Московской области |
Количество баллов |
Место по итогам регионального этапа Конкурса |
||
Анкета |
Презентация |
Сумма баллов |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1. |
|
|
|
|
|
|
2. |
|
|
|
|
|
|
3. |
|
|
|
|
|
|
4. |
|
|
|
|
|
|
5. |
|
|
|
|
|
|
Председатель экспертной группы Конкурса ____________ ____________________
(подпись) (ФИО)
Секретарь экспертной группы Конкурса ____________ _____________________
(подпись) (ФИО)
УТВЕРЖДЕН
распоряжением Министерства
образования Московской области
от 26.05.2023 N Р-511
Состав
экспертной группы регионального этапа X Всероссийского конкурса "Лучшая инклюзивная школа России - 2023" среди образовательных организаций в Московской
Жданкина Елена Михайловна |
- начальник управления общего образования Министерства образования Московской области, председатель экспертной группы |
Бободжонова Ольга Николаевна |
- ведущий психолог отдела организационно-методического сопровождения детей с ОВЗ и инвалидностью Центра социально-педагогического сопровождения Института развития образования государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования Московской области "Академия социального управления" (по согласованию) |
Гринева Римма Николаевна |
- заместитель начальника отдела методического сопровождения СПО Центра развития профессионального образования Института развития образования государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования Московской области "Академия социального управления" (по согласованию) |
Крюков Георгий Валерьевич |
- президент Ассоциации специалистов по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья Московской области (по согласованию) |
Маслова Елена Анатольевна |
- главный инспектор отдела общего образования в управлении общего образования Министерства образования Московской области |
Мусаилова Оксана Борисовна |
- психолог отдела организационно-методического сопровождения детей с ОВЗ и инвалидностью Центра социально-педагогического сопровождения Института развития образования государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования Московской области "Академия социального управления" (по согласованию) |
Петрова Елена Александровна |
- декан психолого-педагогического факультета государственного образовательного учреждения высшего образования Московской области "Государственный гуманитарно-технологический университет" (по согласованию) |
Погодина Ольга Александровна |
- доцент кафедры начального, дошкольного и специального образования государственного образовательного учреждения высшего образования Московской области "Государственный социально-гуманитарный университет" (по согласованию) |
Руднева Любовь Владимировна |
- педагог-психолог государственного бюджетного общеобразовательного учреждения "Областной центр диагностики, образования и коррекции" (по согласованию) |
Ряхимова Елена Григорьевна |
- начальник Центра развития профессионального образования Института развития образования государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования Московской области "Академия социального управления" (по согласованию) |
Савельева Оксана Анатольевна |
- начальник отдела организационно-методического сопровождения детей с ОВЗ и инвалидностью Центра социально-педагогического сопровождения Института развития образования государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования Московской области "Академия социального управления", секретарь экспертной группы (по согласованию) |
Селезнёва Елена Владимировна |
- доцент кафедры общей и социальной педагогики государственного образовательного учреждения высшего образования Московской области "Государственный гуманитарно-технологический университет" (по согласованию) |
Швецова Светлана Григорьевна |
- тьютор отдела организационно-методического сопровождения детей с ОВЗ и инвалидностью Центра социально-педагогического сопровождения Института развития образования государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования Московской области "Академия социального управления" (по согласованию) |
Широких Оксана Богдановна |
- профессор кафедры начального, дошкольного и специального образования государственного образовательного учреждения высшего образования Московской области "Государственный социально-гуманитарный университет" (по согласованию) |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Министерства образования Московской области от 26 мая 2023 г. N Р-511 "Об организации и проведении регионального этапа Х Всероссийского конкурса "Лучшая инклюзивная школа. России - 2023" среди образовательных организаций в Московской области"
Опубликование:
сайт Министерства образования Московской области (mo.mosreg.ru) 26 мая 2023 г.