Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению администрации
муниципального образования
городское поселение
город Боровск
от 15.05.2023 г. N 187
Положение
о системе управления профессиональными рисками
Положение о системе управления профессиональными рисками администрации муниципального образования городское поселение город Боровск (далее - Положение) принято на основании приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 октября 2021 года N 773н "Об утверждении форм (способов) информирования работников об их трудовых правах, включая право на безопасные условия и охрану труда, и примерного перечня информационных материалов в целях информирования работников об их трудовых правах, включая право на безопасные условия и охрану труда", приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 октября 2021 года N 774н "Об утверждении общих требований к организации безопасного рабочего места", приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 31.01.2022 N 36 "Об утверждении Рекомендаций по классификации, обнаружению, распознаванию и описанию опасностей", приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 декабря 2021 года N 926 "Об утверждении Рекомендаций по выбору методов оценки уровней профессиональных рисков и по снижению уровней таких рисков", приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 декабря 2021 г. N 796 "Об утверждении рекомендаций по выбору методов оценки уровней профессиональных рисков и по снижению уровней таких рисков".
Согласно ст. 209 Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 25.02.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2022) (далее - ТК РФ), профессиональный риск - вероятность причинения вреда жизни и (или) здоровью работника в результате воздействия на него вредного и (или) опасного производственного фактора при исполнении им своей трудовой функции с учетом возможной тяжести повреждения здоровья. Управление профессиональными рисками - комплекс взаимосвязанных мероприятий и процедур, являющихся элементами системы управления охраной труда и включающих в себя выявление опасностей, оценку профессиональных рисков и применение мер по снижению уровней профессиональных рисков или недопущению повышения их уровней, мониторинг и пересмотр выявленных профессиональных рисков.
Прочие термины и определения, используемые в Положении о системе управления профессиональными рисками
N |
Термин |
Определение |
1. |
Опасность |
Источник, ситуация или действие, несущее в себе потенциальный вред в виде нанесения травмы или ухудшения состояния здоровья работника либо их сочетания |
2. |
Идентификация опасностей |
Процесс признания того, что опасность существует, и определения ее характеристик |
3. |
Оценка рисков |
Процесс оценивания рисков, связанных с опасностью, где принимается во внимание полнота всех существующих средств управления ими, позволяющий решить вопрос о том, являются ли риски приемлемыми или нет |
4. |
Внутренний аудит |
Систематический, независимый и документируемый процесс получения "свидетельств аудита" и их объективного оценивания для определения степени соответствия "критериям аудита" |
5. |
Уровень компетентности |
Показатели проявляемых профессиональных качеств и выраженная способность применять свои знания и навыки в работе |
6. |
Мониторинг системы управления профессиональными рисками |
Процесс постоянного отслеживания показателей (результатов качественных и количественных измерений и оценок выполнения требований настоящего Положения) с целью получения информации о состоянии условий труда и эффективности работы системы управления профессиональными рисками |
7. |
Работники внешних организаций |
Работники и посетители, не состоящие в постоянных трудовых отношениях с Работодателем, на территории которого выполняется работа или другая деятельность |
8. |
Приемлемый риск |
Риск, сниженный до уровня, который может поддерживать организация, учитывая свои правовые обязательства и свою собственную политику в области обеспечения безопасных условий труда и охраны здоровья работников |
9. |
Применение СИЗ |
Использование работником средств для предотвращения или уменьшения воздействия вредных и опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения. Примечание: при применении средств индивидуальной защиты для обеспечения защищенности работника он должен быть информирован о тех рисках, для защиты от которых его может защитить данное СИЗ; при применении СИЗ необходимо обеспечить соответствие их существующим условиям труда на рабочем месте, а также правильное использование и обслуживание СИЗ; при неправильном использовании или обслуживании СИЗ у работника может создаваться ложное чувство защищенности; СИЗ могут создавать неудобства или быть вредными для здоровья или опасными для работы, то есть являться дополнительным источником риска; СИЗ защищают только данного пользователя, в то время как другие работники, оказывающиеся в этой рабочей зоне, остаются незащищенными. |
10. |
Средства оперативного контроля |
Повседневная целенаправленная деятельность по предотвращению возникновения и ликвидации опасных ситуаций при выполнении производственных (технологических) процессов и действий |
11. |
Несчастный случай |
Связанное с работой событие (я), которое привело к травме, ухудшению состояния здоровья или смерти |
12. |
Официальные представители работников |
Профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских, межрегиональных профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом РФ. Примечание: работники должны быть информированы о возможностях их участия в деятельности по охране здоровья и безопасности труда, включая информацию о том, кто является их полномочным представителем по вопросам охраны здоровья и безопасности труда |
13. |
Мониторинг несоответствий |
Процесс отслеживания и выявления невыполнения требований в области обеспечения безопасных условий труда и охраны здоровья работников |
14. |
Критерии аудита |
Совокупность политики, процедур или требований, используемых для сопоставления с ними свидетельств аудита |
15. |
Высшее руководство |
Лицо или группа работников, осуществляющих профессиональную деятельность по управлению организацией на высшем уровне |
16. |
Корректирующие действия |
Действия, направленные на устранение причины обнаруженного несоответствия или другой выявленной нежелательной (негативной) ситуации, обстоятельств |
1. Общие положения
1. Положение устанавливает требования к построению системы управления профессиональными рисками в организации и процедурам управления профессиональными рисками, с целью осуществления, которых в администрации муниципального образования городское поселение город Боровск (далее - администрация) определяется порядок реализации следующих мероприятий по управлению профессиональными рисками:
- выявление опасностей;
- оценка уровней профессиональных рисков;
- снижение уровней профессиональных рисков.
2. Система управления профессиональными рисками является частью системы управления охраной труда организации и включает в себя следующие основные элементы:
- политика в области управления профессиональными рисками, цели и программы по их достижению;
- планирование работ по управлению профессиональными рисками;
- процедуры системы управления профессиональными рисками;
- контроль функционирования системы управления профессиональными рисками;
- анализ эффективности функционирования системы управления профессиональными рисками со стороны организации.
3. В соответствии с требованиями настоящего Положения организация поддерживает в актуальном состоянии систему управления профессиональными рисками.
2. Политика организации в области управления профессиональными рисками, целям и программам по их достижению
1. Политика администрации в области управления профессиональными рисками является частью политики работодателя в области охраны труда (далее - Политика). Политика организации:
- соответствует виду деятельности, характеру и масштабам рисков организации в области обеспечения безопасных условий труда и охраны здоровья работников;
- включает обязательства по предотвращению травм и ухудшения состояния здоровья работников, а также по постоянному улучшению системы управления профессиональными рисками;
- включает обязательства по обеспечению соответствия применимым к деятельности организации законодательным и другим нормативным требованиям, относящимся к существующим опасностям, возникающим при осуществлении деятельности и влияющим на обеспечение безопасных условий труда и здоровье работников;
- регулярно анализируется для обеспечения постоянного соответствия изменяющимся условиям, документируется и поддерживается в актуальном состоянии;
- доступна всем работникам, включая работников подрядных организаций, и находится в свободном доступе для ознакомления работников.
2. Организацией поставлены цели в области обеспечения безопасных условий труда и охраны здоровья работников в соответствии с видом деятельности и организационной структурой, принимаются меры по обеспечению их достижения и актуализации. При этом цели с учетом такой практической возможности измеримы и согласованы с политикой в области обеспечения безопасных условий труда и здоровья, включая обязательства
предотвращать травмы и ухудшение состояния здоровья работников, соответствовать законодательным, нормативным и другим требованиям, применимым к деятельности организации.
3. Устанавливая цели, организация учитывает свои технологические, финансовые, производственные возможности, а также оцененные риски.
4. Организация обеспечивает разработку, внедрение и поддержание в актуальном состоянии Программ для достижения целей в области управления профессиональными рисками (далее - Программы). Программы организации включают:
- установление ответственности и полномочий для достижения целей между отдельными специалистами и руководителями;
- описание технологических, финансовых и производственных средств для достижения поставленных целей и временные пределы, когда надлежит достигнуть этих целей.
5. Цели и программы системы управления профессиональными рисками разъясняют работникам организации на соответствующих уровнях, в том числе при проведении обучения, консультирования и других подобных мероприятий.
6. В организации регулярно проводится анализ выполнения Программ на соответствующих уровнях, и, при необходимости, предпринимаются меры по их корректировке.
3. Планирование работ по внедрению системы управления профессиональными рисками
1. Деятельность по формированию и внедрению системы управления профессиональными рисками в администрации предварительно планировать.
Планирование основывается на результатах анализа исходной информации, которая готовится на уровне организации в целом и на уровне ее подразделений в частности, а также включает анализ следующей основной исходной информации:
- данные по организационной структуре, штатной численности, видам деятельности организации, производимым работам на рабочих местах, данные о производственном процессе и оборудовании;
- результаты анализа производственного травматизма;
- результаты анализа профессиональных заболеваний;
- результаты предварительных и периодических медицинских осмотров;
- результаты проведенных ранее мероприятий по снижению рисков.
2. В организации назначается лицо, ответственное за систему управления профессиональными рисками, которое наделяется обязанностями и правами, необходимыми для ее функционирования и поддержания в актуальном состоянии. Ответственный за систему управления профессиональными рисками представляет отчет о функционировании системы для анализа эффективности ее работы и использования в качестве основы для улучшения системы. Назначаются также и лица, ответственные за проведение идентификации опасностей и оценки рисков на рабочих местах, обеспечивается создание комиссий по идентификации опасностей и оценки рисков.
3. Идентификация опасностей проводятся на рабочих местах согласно рекомендациям по классификации, обнаружению, распознаванию и описанию опасностей, утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 31 января 2022 г. N 36.
4. В организации назначаются и лица, ответственные за проведение внутреннего аудита (далее - проверки) системы управления профессиональными рисками, обеспечивается создание группы специалистов для проведения на постоянной основе проверки и подготовки объективной информации для проведения анализа системы управления профессиональными рисками со стороны организации.
5. Устанавливаются обязанности всех лиц, на которых возложена ответственность по управлению рисками в структурных подразделениях, а также в зонах выполнения работ, с учетом законодательных, нормативных и других требований, применимым к организации.
6. Устанавливаются обязанности лица, ответственного за организацию и проведение наблюдения за состоянием здоровья работников, как в рамках периодических медицинских осмотров (обследования (й)), по оценке состояния здоровья работников для обнаружения и идентификации отклонений от нормы.
4. Организация и внедрение процедур системы управления профессиональными рисками
В администрации в рамках системы управления профессиональными рисками обеспечивать функционирование следующих процедур:
- обучения и подготовки персонала;
- идентификации опасностей и оценки профессиональных рисков;
- управления профессиональными рисками;
- документирования системы управления профессиональными рисками;
- информирования работников и их участия;
- подготовки к аварийным ситуациям и реагирования на них.
1. Процедура обучения и подготовки персонала
1.1. Обучение и (или) подготовка, как и другие планируемые мероприятия, направлены на достижение соответствия необходимому уровню компетентности работников и на повышение осведомленности персонала организации в вопросах работы системы управления охраной труда в каждой ее части.
1.2. Любое лицо, участвующее в принятии управленческих решений, которые могут повлиять на профессиональную безопасность и здоровье работников организации, должно быть подготовленным и компетентным, имеющим соответствующее образование и (или) подготовку, проводимую в соответствии с порядком, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
1.3. В организации специально учитываются требования к компетентности тех лиц, которые выполняют такие функции, как:
- выполнение идентификации опасностей и оценки рисков;
- выполнение работ по мониторингу системы управления профессиональными рисками;
- организация и проведение внутренних проверок;
- допуск персонала к работам, определенных при оценке профессиональных рисков, как связанных с повышенной опасностью.
1.4. При подготовке Программ подготовки работников учитываются функции, выполняемые работниками с учетом их ответственности и полномочий, а также действия
работников внешних организаций. Программы подготовки работников включают в себя обучающий материал по следующим вопросам:
- порядок действий при возникновении аварийной ситуации, а также потенциальных последствиях отклонений от установленного технологического процесса;
- последствия действий работников и их поведения, связанные с профессиональными рисками для здоровья и безопасности;
- необходимость выполнения обязательств и политики в области охраны труда, принятых в организации, а также процедур, установленных в рамках системы управления профессиональными рисками.
1.5. В администрации организован процесс повышения осведомленности в области обеспечения безопасных условий труда и охраны здоровья работников внешних организаций.
2. Процедура идентификации опасностей и оценки профессиональных рисков
2.1. При проведении процедуры идентификации опасностей и оценки профессиональных рисков в администрации должна учитываться:
- повседневная (стандартная, обычная) и редко выполняемая деятельность работников, а также деятельность работников внешних организаций, имеющих доступ к зоне выполнения работ;
- человеческий фактор при выполнении профессиональной деятельности работниками (возможность операционной ошибки, утомление вследствие высокого напряжения, ошибки при часто повторяющихся действиях и др.);
- опасности, выявленные, как вблизи, так и вне зоны выполнения работ, которые способны неблагоприятно повлиять на здоровье и безопасность работников, включая работников внешних организаций;
- инфраструктура, оборудование и материалы, находящиеся в зоне выполнения работ, вне зависимости от того, кем они предоставлены;
- изменения или предполагаемые изменения видов деятельности и технологических процессов;
- проекты зоны выполнения работ, технологические процессы, сооружения, машины, технологическое оборудование и организацию работ.
2.2. Идентификацию опасностей, представляющих угрозу жизни и здоровью работников, и составление их перечня осуществлять в организации с привлечением лиц, ответственных за проведение соответствующих мероприятий, с учетом мнения работников, которых необходимо привлечь к процессу идентификации.
2.3. Выявленные опасности рекомендуется классифицировать следующими способами:
- по видам профессиональной деятельности работников с учетом наличия вредных (опасных) производственных факторов;
- по причинам возникновения опасностей на рабочих местах (рабочих зонах), при выполнении работ, при нештатной (аварийной) ситуации;
- по опасным событиям вследствие воздействия опасности (профессиональные заболевания, травмы).
2.4. Классификация опасностей по видам деятельности состоит из:
2.4.1. Опасности, связанные с профессиональной деятельностью работника.
2.4.1.1. Опасность падения из-за потери равновесия, в том числе при спотыкании или подскальзывании, при передвижении по скользким поверхностям или мокрым полам.
2.4.1.2. Опасность пореза частей тела, в том числе кромкой листа бумаги, канцелярским ножом, ножницами, острыми кромками, заусенцами и шероховатостями мебели.
2.4.1.3. Опасность теплового удара при длительном нахождении на открытом воздухе при прямом воздействии лучей солнца на незащищенную поверхность головы.
2.4.1.4. Опасность воздействия на кожные покровы чистящих и обезжиривающих веществ.
2.4.1.5. Опасность насилия от третьих лиц.
2.4.1.6. Опасность наезда на человека.
2.4.1.7. Опасность раздавливания человека, находящегося между двумя сближающимися транспортными средствами.
2.4.1.8. Опасность травмирования в результате дорожно-транспортного происшествия.
2.4.1.9. Опасность внезапного отказа устройств управления автомобилем.
2.4.2. Опасности, не связанные с профессиональной деятельностью работника.
2.4.2.1. Опасность поражения током вследствие контакта с токоведущими частями, которые находятся под напряжением из-за неисправного состояния (косвенный контакт).
2.4.2.2. Опасность косвенного поражения молнией.
2.5. Опасности рекомендуется классифицировать в зависимости от причин возникновения:
2.5.1. Физические опасности
Пожар является результатом химической реакции веществ вследствие:
- нарушения требований охраны труда и (или) пожарной безопасности при выполнении огневых работ, курения, искр, производимых оборудованием и инструментами;
- неисправностей технологического оборудования, электрооборудования и электрических сетей.
2.5.2. Эргономическая опасность
Эргономическая опасность может быть обусловлена несоблюдением требований охраны труда в части обеспечения соблюдения допустимых показателей тяжести и напряженности трудового процесса, и реализации защитных (профилактических) мер при их превышении, а также ввиду несоответствия рабочего места физическим особенностям работника.
2.5.3. Природная опасность
2.5.3.1. Удары молнии, способные привести к разрушению объектов, повреждению машин и оборудования, травмированию людей;
2.5.3.2. Воздействие низких/высоких температур воздуха.
2.6. Перечень объектов возникновения опасностей рекомендуется классифицировать на:
2.6.1. Здания и сооружения.
2.6.2. Машины и оборудование.
2.6.3. Инструменты и приспособления.
Процедура идентификации опасностей должна обеспечивать выявление, идентификацию и описание всех имеющихся на рабочем месте опасностей с определением потенциального ущерба безопасным условиям труда и здоровью работников. Идентификация опасностей проводится в соответствии с Порядком оценки уровня профессионального риска, утвержденного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
Нумерация подпунктов приводится в соответствии с источником
3. При рассмотрении перечисленных в пункте 2.3 Положения опасностей устанавливается порядок проведения анализа, оценки и упорядочивания всех выявленных опасностей, исходя из приоритета необходимости исключения или снижения уровня создаваемого ими профессионального риска и с учетом не только штатных условий своей деятельности, но и случаев отклонений в работе, в том числе связанных с возможными авариями.
4. Процедуру оценки профессиональных рисков в организации необходимо производить с учетом того, что она должна:
- соответствовать сложности оцениваемой деятельности и возможным последствиям;
- давать результаты в простой и понятной форме, обеспечивающей возможность прослеживаемости, воспроизводимости и использования для управления профессиональными рисками;
5. В случае сомнений в оценке профессионального риска, или когда предварительные оценки указывают на высокий риск необходимо рассматривать варианты оценки профессиональных рисков, при проведении которых использовать методы, предусмотренные действующими нормативными актами, а также поверенные в установленном порядке средства измерения.
6. При оценивании профессиональных рисков рассматриваются все возможные воздействия идентифицированных опасностей на здоровье и безопасность работников, а также учитывается характер воздействия опасностей по времени.
7. Оценка профессиональных рисков должна осуществляться посредством сопоставления результатов анализа с критериями приемлемости рисков.
8. В администрации выявление опасностей и оценка профессиональных рисков для здоровья и безопасности работников, связанных с осуществляемыми в организации изменениями в системе управления профессиональными рисками или в деятельности организации в целом, производится до того, как эти изменения будут реализованы, обеспечивается учет таких оценок при выборе средств управления профессиональными рисками, отраженными в подразделе 3 Положения.
9. Идентификация опасностей и оценка профессиональных рисков в организации проводится с привлечением специалистов, компетентных в соответствующих методиках и технических приемах идентификации опасностей и оценки профессиональных рисков.
10. Привлечение работников организации к процессу идентификации опасностей осуществляется согласно подразделу 6 Положения.
11. В организации процесс документирования выявления опасностей, результатов оценки уровня профессиональных рисков и поддержание получаемой информации в актуальном состоянии проводить в соответствии с Порядком оценки уровня профессионального риска, утвержденного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
3. Процедура управления профессиональными рисками
3.1. Результаты оценки профессиональных рисков подлежат периодическому анализу для обоснования принимаемых управленческих решений, касающихся всех возможных рисков. Процедуру управления профессиональными рисками в администрации необходимо проводить с учетом следующих факторов:
- управление профессиональными рисками осуществляется с учетом текущей, прошлой и будущей деятельности организации;
- тяжесть возможного ущерба растет пропорционально увеличению числа людей, подвергающихся опасности;
- все оцененные профессиональные риски подлежат управлению;
- процедуры выявления опасностей и оценки уровня профессиональных рисков подлежат постоянному совершенствованию и поддерживаются в рабочем состоянии с целью обеспечения эффективной реализации мер по их снижению;
- эффективность разработанных мер по управлению профессиональными рисками подлежит постоянной оценке.
3.2. При выборе средств управления профессиональными рисками или в случае планирования изменений существующих средств управления должны рассматриваться возможности снижения профессиональных рисков. К мерам по исключению или снижению уровней профессиональных рисков относятся:
- исключение опасной работы (процедуры);
- замена опасной работы (процедуры) менее опасной;
- реализация инженерных (технических) методов ограничения риска воздействия опасностей на работников;
- применение плакатов и предупреждающих об опасности знаков и реализация административных методов ограничения времени воздействия опасностей на работников;
- использование средств индивидуальной защиты (далее - СИЗ);
- страхование профессионального риска.
3.3. Таким образом, для предотвращения угроз профессиональной безопасности в системе управления профессиональными рисками ко всем видам деятельности и производственным процессам, связанным с опасностями, следует применять средства оперативного контроля в следующем порядке:
- изменение конструкции оборудования или технологий, направленные на предотвращение возникновения опасности или ее ликвидацию;
- применение средств сигнализации (предупреждения) о существовании опасности;
- применение организационных и обучающих мер управления;
- использование средств индивидуальной защиты (СИЗ).
3.4. Средства оперативного контроля применять к следующим областям деятельности организации и видам работ:
- работники внешних организаций (определение критериев выбора подрядчиков; сообщение требований безопасности и охраны труда подрядчикам; оценка и мониторинг профессиональной деятельности подрядчиков в области обеспечения безопасных условий труда и здоровья; определение требований к посетителям; инструктаж и обучение; предупредительные вывески и наглядные средства предоставления информации; мониторинг поведения посетителей и руководство их работой, другие средства контроля влияния действий, поведения работников внешних организаций на внутреннюю безопасность условий труда);
- общие меры (поддержание порядка в помещениях и техническое обслуживание свободных дорожек для прохода; поддержание тепловой окружающей среды (температура, качество воздуха); поддержание в актуальном состоянии планов действий в аварийных ситуациях; недопустимость нарушений правил внутреннего трудового распорядка; применение программ охраны здоровья (программы медицинского обследования и т.п.); применение программ обучения и повышения осведомленности работников о мерах обеспечения безопасных условий труда, включая работников внешних организаций, меры контроля различного рода допуска, прочие меры оперативного контроля безопасности деятельности в целом).
3.5. В организации необходимо использовать превентивные меры управления профессиональными рисками (например, наблюдение за состоянием здоровья работника, осведомление и консультирование об опасностях и профессиональных рисках на рабочих местах, инструктирование и обучение по вопросам системы управления профессиональными рисками), уделять им особое внимание во всей системе управления.
3.6. Проводимые при реализации средств управления профессиональными рисками мероприятия направлены на выполнение законодательных, нормативных и установленных в организации на их основе требований по обеспечению безопасных условий труда.
3.7. Для эффективного выполнения мероприятий по управлению профессиональными рисками использовать, согласно данному разделу положения, сочетание различных мер, поскольку выбран комплексный подход к реализации процедуры соответствующего вида управления.
4. Процедура подготовки к аварийным ситуациям и реагированию на них
4.1. В администрации в рамках организации процедуры подготовки к аварийным ситуациям и реагированию на них обеспечивается проведение следующих мероприятий, принятие мер:
- выявление потенциально возможных аварийных ситуаций;
- проверка подготовки администрации, ответственных лиц, работников, технических средств (наличие, расположение, состояние);
- реагирование на такие аварийные ситуации (возникшие и тренировочные, в рамках практических занятий).
4.2. В организации проработать схемы реагирования на реально возникшие аварийные ситуации, вести работу по предупреждению и уменьшению связанных с ними неблагоприятных последствий для обеспечения безопасных условий труда и охраны здоровья работников. Для этого, при наличии практической возможности, периодически проводить тренировочные (практические) занятия по обеспечению реагирования на аварийные ситуации, с привлечением к этому, при возможности, соответствующих заинтересованных сторон.
4.3. Проводить в организации и периодический анализ работы в рамках осуществления процедуры, чтобы при необходимости, пересматривать подготовку организации к возникновению аварийных ситуаций и реагированию на них, в особенности после периодических тренировочных (практических) занятий, а также после уже имевших место аварийных ситуаций.
5. Процедура документирования системы управления профессиональными рисками
5.1. В администрации необходимо вести всю соответствующую текущему периоду времени документацию системы управления профессиональными рисками для обеспечения доказательства того, что данная система внедрена, поддерживается в актуальном состоянии и соответствует требованиям действующего законодательства и настоящего Положения.
5.2. В документальное сопровождение системы управления профессиональными рисками организации включить наличие и ведение следующих локальных актов и документации:
- Политика организации в области охраны труда с определением поставленных целей в области управления профессиональными рисками и описанием возможностей их достижения;
- документально закрепленное подтверждение выполнения требований настоящего Положения (организационно-распорядительная и другая документация системы управления профессиональными рисками).
5.3. Документацию поддерживать в актуальном состоянии посредством:
- проверки соответствия документов нормам и требованиям действующего законодательства, регламентирующего сферу охраны труда, обеспечения безопасных условий труда в части основания, содержания, распределения зон ответственности и контроля исполнения до их утверждения и введения в действие;
- анализа, актуализации (при необходимости) и утверждения документов по итогам внесения необходимых изменений;
- обеспечения идентификации изменений и статуса действующей в настоящий момент редакции документов;
- обеспечения того, чтобы соответствующие версии (редакции) применяемых документов находились по месту использования (отделы, подразделения организации);
- обеспечения сохранности документов в состоянии, позволяющем их прочитать и легко идентифицировать;
- обеспечения того, чтобы документы, определенные в организации как необходимые для планирования и функционирования системы управления профессиональными рисками, могли быть подобраны и использованы согласно целям их применения;
- предотвращения непреднамеренного использования устаревших (утративших актуальность) документов.
5.4. В организации в рамках процедуры документирования системы управления профессиональными рисками обеспечивать ведение постоянного учета законодательных, нормативных и других требований по обеспечению безопасных условий труда и охраны здоровья работников, что необходимо, в том числе, для доведения соответствующей актуальной информации до работников и работников внешних организаций, других заинтересованных лиц.
6. Процедура информирования работников и обеспечения их участия в работе системы управления профессиональными рисками
6.1. Для обеспечения эффективной работы системы управления профессиональными рисками, а также использования процессов обмена информацией и консультаций в рамках функционирования системы в администрации осуществлять:
- организацию обмена информацией и консультирование в отношении рисков для безопасных условий труда и охраны здоровья работников между различными уровнями и структурными подразделениями организации, а также осуществление этих процессов в отношении работников внешних организаций;
- документационное и информационное обеспечение процесса соответствующих обращений внешних заинтересованных сторон, а также ответов на данные запросы, обращения.
6.2. В рамках информирования работников внешних организаций в пределах системы управления профессиональными рисками определена внутренняя структура процесса осуществления такого информирования с назначением ответственных исполнителей, определением их обязанностей по проведению информирования подрядчиков и посетителей организации о необходимости выполнения установленных требований в области обеспечения безопасных условий труда и охраны здоровья работников. При этом информация должна соответствовать фактически существующим опасностям и профессиональным рискам, связанным с выполняемой работой и предусматривать уведомление о последствиях невыполнения условий соответствия требованиям безопасности.
6.3. В организации осуществляется информирование работников внешних организаций об имеющихся средствах оперативного контроля (системы контроля прохода на территорию, наличие нарядно-допускной системы выполнения работ и других средств осуществления соответствующего контроля). В рамках информирования работников внешних организаций об имеющихся профессиональных рисках также установлен порядок, обеспечивающий проведение консультаций на месте выполнения работ.
6.4. Итак, в отношении работников внешних организаций процесс обмена информацией и консультирования по имеющимся рискам для безопасных условий труда и охраны здоровья работников включает в себя:
- информирование о требованиях безопасности, относящихся к посетителям;
- описание процедуры эвакуации и видов реакции на сигналы тревоги;
- информирование о контроле перемещения;
- информирование о контроле доступа и требованиях по сопровождению;
- информирование о средствах индивидуальной защиты, которые необходимо применять (каски, защитные очки и другие СИЗ, необходимые к применению в зависимости от видов работ).
6.5. В рамках обеспечения участия работников в работе системы управления профессиональными рисками в организации создаются все необходимые условия для вовлечения работников в деятельность в области обеспечения безопасных условий труда и охраны здоровья работников путем:
- привлечения их к идентификации опасностей, оценке профессиональных рисков и выбору средств управления профессиональными рисками;
- привлечения их к проведению анализа обстоятельств и последствий произошедших несчастных случаев;
- привлечения их к разработке и анализу политики и целей в области охраны и безопасности условий труда;
- консультирования их по всем изменениям, которые могут повлиять на организацию охраны и обеспечение безопасности труда;
- привлечения их официальных представителей к рассмотрению вопросов охраны и безопасности труда;
- консультирования работников внешних организаций в случае реализации каких-либо изменений, которые могут повлиять на обстоятельства, влияющие на обеспечение охраны и безопасных условий труда.
6.6. С целью реализации процедуры информирования работников и обеспечения их участия в работе системы управления профессиональными рисками в организации также установлены круг соответствующих обязанностей работников, и меры ответственности.
6.7. Работники обязаны оказывать поддержку проведения политики организации в области обеспечения безопасных условий труда и охраны здоровья работников за счет ответственного выполнения возложенных обязательств, соблюдать требования охраны труда, установленные законами и иными нормативными правовыми актами, а также требования настоящего Положения.
6.8. Работники должны правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты.
6.9. Работники должны проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте, проверку знаний требований охраны труда.
6.10. Работники обязаны содействовать наиболее полному выявлению источников опасностей и причин неправильных действий, участвовать в установленных пределах в процедуре оценки профессиональных рисков.
6.11. Работники должны оказывать содействие проведению анализа причин, обстоятельств и последствий несчастных случаев на производстве.
6.12. Работники должны знать, кто является их полномочным представителем по вопросам безопасных условий труда и охраны здоровья.
6.13. Работники обязаны немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом случае травмирования, или об ухудшении состояния здоровья, в том числе о проявлении признаков острого заболевания (отравления), а также о выявленном у каждого работника профессиональном заболевании.
6.14. Работники обязаны проходить предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования), а также проходить внеочередные медицинские осмотры (обследования) по направлению организации в случаях, предусмотренных трудовым законодательством Российской Федерации.
6.15. Работники несут ответственность за несоблюдение выполнения порученных им работ (действий), регламентированных процедурами в рамках системы управления профессиональными рисками, согласно действующему законодательству.
5. Контроль функционирования системы управления профессиональными рисками
1. В администрации следует проводить контроль функционирования системы управления профессиональными рисками посредством реализации процедур мониторинга и внутренней проверки системы.
2. Процедура мониторинга в системе управления профессиональными рисками включает в себя качественные и количественные измерения и оценки состояния исполнения требований настоящего Положения, выполняемые с целью получения информации о состоянии и эффективности работы системы в целом. Проведение мониторинга в организации включает в себя следующие основные составляющие:
- мониторинг условий труда и оценку профессиональных рисков;
- мониторинг (расследование) несчастных случаев, ухудшения здоровья работников, болезней, профзаболеваний;
- мониторинг несоответствий в области обеспечения безопасных условий труда и охраны здоровья работников;
- мониторинг Программ по достижению целей в области обеспечения безопасных условий труда и охраны здоровья работников;
- мониторинг программ реабилитации работников и финансовых затрат, связанных с ущербом для здоровья и безопасности работников.
3. Внутренние проверки системы управления профессиональными рисками в организации направлены на определение соответствия требованиям настоящего Положения и оценку результативности системы в целом. Проверка проводится в соответствии с Программой аудита и установленными критериями проведения аудита.
4. В результаты проверки включаются свидетельства аудита (факты) подтверждающие выполнение или невыполнение требований настоящего Положения. Результаты проверки используются при проведении анализа системы управления профессиональными рисками высшим руководством с целью формирования корректирующих действий по улучшению системы управления профессиональными рисками.
6. Процедура анализа эффективности функционирования системы управления профессиональными рисками
1. В администрации необходимо проводить анализ функционирования системы управления профессиональными рисками, вводными данными для которого являются результаты мониторинга системы управления профессиональными рисками, аудитов и проверок, а также результатов проводимой ранее в организации аналитической работы (предыдущего анализа).
2. Результаты анализа системы управления профессиональными рисками в организации согласовывать с процессом обеспечения обязательств организации по выполнению улучшения работы системы, включающим в себя все решения и действия, относящиеся к возможным изменениям политики, целей в области обеспечения безопасных условий труда и охраны здоровья работников, а также всех элементов системы управления профессиональными рисками.
7. Процедура улучшения эффективности функционирования системы управления профессиональными рисками
1. Эффективная работа системы управления профессиональными рисками в организации возможна только при четком соблюдении всеми участниками процесса управления требований действующего законодательства, настоящего Положения, комплексного подхода, а соответственно, правильного, последовательного и результативного проведения всех взаимосвязанных процедур системы, а именно:
- разработки и обоснования мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда;
- внедрения и организации контроля исполнения мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда;
- установления контроля факторов профессионального риска.
- проведения подготовки корректирующих действий.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Администрации муниципального образования городское поселение город Боровск Калужской области от 15 мая 2023... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.