Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Министерства
образования Омской области
от 30.05.2023 г. N 47
Доклад
о результатах обобщения правоприменительной практики Министерства образования Омской области при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования в 2022 году
Обобщение правоприменительной практики Министерства образования Омской области (далее - Министерство) при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования (далее - госконтроль) проведено для решения следующих задач:
1) обеспечение единообразных подходов к применению Министерством и его должностными лицами обязательных требований, законодательства Российской Федерации о государственном контроле (надзоре);
2) выявление типичных нарушений обязательных требований, причин, факторов и условий, способствующих возникновению указанных нарушений;
3) анализ случаев причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, выявление источников и факторов риска причинения вреда (ущерба);
4) подготовка предложений об актуализации обязательных требований;
5) подготовка предложений о внесении изменений в законодательство Российской Федерации о государственном контроле (надзоре).
С учетом статей 7, 93 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон N 273-ФЗ) Министерство осуществляет государственный контроль (надзор) в сфере образования, включающий в себя:
1) госконтроль в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность (далее - Организации), зарегистрированных по месту нахождения (индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных по месту жительства) на территории Омской области, за исключением Организаций, указанных в пункте 7 части 1 статьи 6 Закона N 273-ФЗ;
2) государственный контроль (надзор) за реализацией органами местного самоуправления полномочий в сфере образования.
Предметом госконтроля согласно части 3 статьи 93 Закона N 273-ФЗ являются:
1) соблюдение обязательных требований, установленных законодательством об образовании, в том числе лицензионных требований к образовательной деятельности и требований, установленных федеральными государственными образовательными стандартами, и требований к выполнению аккредитационных показателей;
2) соблюдение требований по обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг;
3) исполнение решений, принимаемых по результатам контрольных (надзорных) мероприятий.
К отношениям, связанным с осуществлением госконтроля, применяются положения Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон N 248-ФЗ). Часть 5 статьи 93 Закона N 273-ФЗ устанавливает требование осуществления госконтроля в соответствии с положением, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
С учетом части 1 статьи 7 Закона N 273-ФЗ, пункта 4 Положения о госконтроле, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 N 997 (далее - Положение N 997), объектом госконтроля, осуществляемого Министерством, является образовательная деятельность Организаций, зарегистрированных по месту нахождения (индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных по месту жительства) на территории Омской области.
Общее количество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность, зарегистрированных по месту нахождения на территории Омской области, в отношении которых Министерство было правомочно осуществлять переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования на 30 декабря 2022 года - 1808, количество филиалов указанных юридических лиц - 27.
В целях снижения риска причинения вреда (ущерба) установленным законом ценностям Министерством обеспечена в 2022 году реализация госконтроля с применением риск-ориентированного подхода.
Госконтроль осуществлен на основе оценки рисков причинения вреда и работы с информацией о подконтрольной среде, при этом был направлен на то, чтобы предотвращение нарушений закона превалировало над наказанием. Профилактика нарушений обязательных требований в 2022 году являлась важной и неотъемлемой частью госконтроля. Цель профилактики - проинформировать контролируемых лиц об обязательных требованиях, предостеречь от их нарушения.
Контрольная (надзорная) деятельность Министерства ориентирована на защиту; охраняемых ценностей, минимизацию ущерба в сфере общественных отношений.
Объекты госконтроля отнесены к категориям высокого, среднего и низкого риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее - категории риска). В соответствии с приложением N 1 к Положению N 997 в качестве критериев отнесения указанных объектов к категориям риска определены:
1) тяжесть потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения обязательных требований;
2) вероятность несоблюдения обязательных требований.
Отнесение объекта госконтроля к одной из категорий риска осуществляется Министерством ежегодно на основе сопоставления его характеристик с утвержденными критериями отнесения к категориям риска.
В случае поступления от контролируемого лица в Министерство сведений о соответствии объекта госконтроля критериям отнесения объектов госконтроля к категориям риска иной категории риска Министерство в течение 5 рабочих дней со дня поступления указанных сведений принимает решение об изменении категории риска такого объекта.
Для оценки риска причинения вреда (ущерба) в 2022 году проведен сбор информации по определению вероятности возникновения риска и масштаба вреда (ущерба) для охраняемых законом ценностей.
По результатам проведенного сопоставления характеристик объектов госконтроля с критериями распоряжением Министерства образования Омской области от 13.09.2022 N 3201 "Об отнесении объектов федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования к категориям риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям" (далее - Перечень объектов) к категории высокого риска отнесено 3 объекта госконтроля, к категории среднего риска - 85 объектов госконтроля.
Остальные объекты госконтроля отнесены к категории низкого риска.
Утвержденный Министерством Перечень объектов размещен на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее соответственно - Сайт Министерства, сеть Интернет).
Категории рисков объектов госконтроля влияют на периодичность проведения контрольных (надзорных) мероприятий.
В связи с чем План проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на 2023 год сформирован Министерством с учетом периодичности проверок для объектов госконтроля, отнесенных к категории:
1) высокого риска, - один раз в 3 года;
2) среднего риска, - один раз в 4 года.
В отношении объектов госконтроля, отнесенных к категории низкого риска, плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.
Дифференцированный отбор контролируемых лиц при планировании проверок способствовал росту эффективности контрольных мероприятий за счет обоснованного отбора объектов проверки, позволял снизить административную нагрузку на контролируемых лиц, которые не представляют реальной угрозы причинения вреда охраняемым законом ценностям.
Представление проекта ежегодного плана проверок на согласование в прокуратуру Омской области осуществлялось посредством его размещения должностными лицами Министерства в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий.
Вместе с тем в связи с вступлением в силу постановления Правительства Российской Федерации от 01.10.2022 N 1743 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. N 336" прокуратурой Омской области в согласовании проекта плана проверок на 2023 год отказано.
В 2022 году Министерством большая часть проверок, запланированных в соответствии с Планом проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2022 год (далее - План проверок на 2022 год), не проведена по объективным причинам.
Руководствуясь Правилами формирования плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, его согласования с органами прокуратуры, включения в него и исключения из него контрольных (надзорных) мероприятий в течение года, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 N 2428 "О порядке формирования плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, его согласования с органами прокуратуры, включения в него и исключения из него контрольных (надзорных) мероприятий в течение года", в связи с введением моратория на проведение в 2022 году плановых контрольных (надзорных) мероприятий на основании постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" плановые контрольные (надзорные) мероприятия исключены из Плана проверок на 2022 год с марта и до конца 2022 года.
В; 2022 году проведено 8 плановых и 3 внеплановых проверки в отношении Организаций с целью осуществления госконтроля.
При этом внеплановые проверки проведены в связи с наличием у Министерства сведений о причинении вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
В; результате проведенных проверок выявлены нарушения обязательных требований, послужившие основанием для возбуждения дел об административных правонарушениях, выдачи Организациям 11 предписаний об устранении выявленных нарушений обязательных требований.
На конец 2022 года всеми Организациями предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований исполнены.
Типичные нарушения обязательных требований в 2022 году, выявленные по результатам проверок, указаны в таблице.
Таблица "Типичные нарушения
обязательных требований в 2022 году"
Вид нарушений, выявляемых при проведении проверок |
Количество контролируемых лиц, допустивших нарушение |
Доля контролируемых лиц, допустивших нарушение, от общего количества проверенных объектов, % |
Нарушение требований к наличию, содержанию, разработке и принятию локальных нормативных актов |
5 |
45 |
Нарушение требований при размещении информации на официальном сайте |
4 |
36 |
Нарушение требований при предоставлении платных образовательных услуг |
5 |
45 |
Нарушения требований при соблюдении порядка приема граждан, перевода и отчисления обучающихся |
5 |
45 |
Возбуждено 4 дела об административном правонарушении в отношении Организаций.
Анализ протоколов об административных правонарушениях позволил выявить следующие типичные действия (бездействие):
1) образующие состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 5.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП), - нарушение или незаконное ограничение предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся образовательных организаций либо нарушение установленного порядка реализации указанных прав и свобод (2 протокола);
2) образующие состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.30 КоАП, - нарушение установленных законодательством об образовании требований к ведению образовательной деятельности, выразившееся в нарушении правил оказания платных образовательных услуг (1 протокол);
3) образующие состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 КоАП, - осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна) (1 протокол).
Согласно судебным актам о назначении административных наказаний всем контролируемым лицам, в отношении которых приняты соответствующие судебные постановления, назначены наказания в виде административных штрафов. Общая сумма наложенных штрафов составила 160 тысяч рублей.
По результатам контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных в отношении Организаций, выявлены следующие нарушения:
1) несоответствие локальных нормативных актов Организации обязательным требованиям;
2) нарушения при проведении промежуточной аттестации обучающихся;
3) не обеспечено эффективное функционирование внутренней системы оценки качества образования;
4) не обеспечена безопасность обучающихся во время пребывания в Организации;
5) нарушения при организации деятельности комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений Организации;
6) структура образовательных программ основного общего образования не соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта;
7) нарушения требований Типовых программ профессионального обучения для работы в качестве частных охранников - "Программа профессиональной подготовки охранников", "Программа повышения квалификации охранников", утвержденных приказом Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации от 30.11.2019 N 396;
8) неисполнение обязательных требований при оказании платных образовательных услуг;
9) нарушения, связанные с приемом граждан, переводом и отчислением обучающихся;
10) нарушение порядка расследования несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в образовательной организации;
11) нарушения, связанные с обеспечением создания и ведения официального сайта в сети Интернет;
12) нарушения при осуществлении текущего контроля успеваемости и индивидуальном учете результатов освоения обучающимися образовательных программ;
13) не обеспечено соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям, применяемых форм, методов обучения и воспитания интересам и потребностям обучающихся;
14) нарушения при утверждении образца выдаваемого документа о квалификации;
15) нарушения лицензионных требований, устанавливающих необходимость:
- наличия на праве собственности или ином законном основании зданий, строений, сооружений, помещений, необходимых для осуществления образовательной деятельности по образовательным программам, указанным в лицензии или заявленным к лицензированию;
наличия разработанных и утвержденных Организацией образовательных программ в соответствии с частями 2 - 8 статьи 12 Закона N 273-ФЗ;
- наличия в штате лицензиата или привлечение им на ином законном основании педагогических работников, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам в соответствии с пунктом 2 части 3, частью 10 статьи 11, статьей 46 и статьей 50 Закона N 273-ФЗ;
- наличия в соответствии с пунктом 2 статьи 40 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, необходимых для осуществления образовательной деятельности по образовательным программам, указанным в лицензии или заявленным к лицензированию.
При установлении предмета проверки Министерство руководствовалось Перечнем нормативных правовых актов (их отдельных положений) в сфере общего образования, среднего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, профессионального, обучения, дополнительного образования детей и взрослых, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, в рамках федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования, утвержденным Министром просвещения Российской Федерации С.С. Кравцовым 21.09.2021.
По результатам контрольных (надзорных) мероприятий в отношении Организаций Министерством даны следующие рекомендации:
1) провести внутреннюю ревизию принятых локальных нормативных актов;
2) обеспечить повышение квалификации педагогических работников;
3) определить прозрачные критерии текущего и итогового оценивания, обеспечивающие объективную оценку образовательных результатов обучающихся;
4) обеспечить соответствие структуры реализуемых образовательных программ требованиям федеральных государственных образовательных стандартов;
5) обеспечить эффективное функционирование внутренней системы оценки качества образования;
6) создать необходимые условия для безопасности обучающихся;
7) осуществлять мониторинг действующего законодательства об образовании и соблюдать его требования.
Исходя из анализа правоприменительной практики можно выделить следующие причины допущения Организациями нарушений обязательных требований:
1) ненадлежащее качество подготовки документов;
2) недостаточный мониторинг изменений, внесенных в законодательство об образовании;
3) неисполнение локальных нормативных актов, самостоятельно разработанных Организацией;
4) недостаточный административный контроль.
На основании статьи 74 Закона N 248-ФЗ Министерством проведено в отношений 1379 Организаций наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности) по размещению:
1) в федеральной информационной системе "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении" (далее - ФИС ФРДО) сведений об аттестатах об основном общем образовании, в том числе аттестатах об основном общем образовании с отличием, выданных в 2021 году муниципальными общеобразовательными организациями, зарегистрированными по месту нахождения на территории Омской области, а также сведений об аттестатах об основном общем образовании и среднем общем образовании, в том числе аттестатах об основном общем образовании и среднем общем образовании с отличием, выданных в 2022 году муниципальными общеобразовательными организациями, зарегистрированными по месту нахождения на территории Омской области (далее - мониторинг ФИС ФРДО);
2) информации о профессиональных образовательных организациях, зарегистрированных по месту нахождения на территории Омской области, в сети Интернет и формированию структуры официального сайта в сети Интернет (далее - мониторинг сайтов).
В целях мониторинга ФИС ФРДО проведен сбор, анализ данных, имеющихся у Министерства, в том числе:
1) данные мониторинга системы образования;
2) сведения из Единого государственного реестра юридических лиц;
3) сведения из ФИС ФРДО.
По итогам мониторинга ФИС ФРДО выявлены признаки нарушений части 9 статьи 98 Закона N 273-ФЗ, пунктов 4, 6, 11 Правил формирования и ведения федеральной информационной системы "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении", утвержденных постановлением Правительства. Российской Федерации от 31.05.2021 N 825, в деятельности образовательных организаций, в связи с чем Министерством было объявлено 346 предостережений.
В целях мониторинга сайтов проведен сбор, анализ данных, имеющихся у Министерства, в том числе:
1) сведения из Единого государственного реестра юридических лиц;
2) информация, размещенная на официальных сайтах образовательных организаций в сети Интернет.
По итогам мониторинга сайтов выявлены признаки нарушений статьи 29 Закона N 273-ФЗ, Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обновления информации об образовательной организации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20.10.2021 N 1802, Требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и формату представления информации, утвержденных приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 14.08.2020 N 831, в деятельности образовательных организаций, в связи с чем Министерством было объявлено 17 предостережений.
Также в целях обеспечения соблюдения Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 07.11.2018 N 189/1513 (далее - Порядок N 189/1513), Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 07.11.2018 N 190/1512 (далее - Порядок N 190/1512), Министерством осуществлен ряд контрольных мероприятий в период проведения государственной итоговой аттестации (далее - ГИА) по образовательным программам среднего общего образования и основного общего образования.
В целях осуществления контроля за соблюдением Порядка N 189/1513 в досрочный и основной периоды проведения основного государственного экзамена (далее - ОГЭ) Министерством. совершено 118 выездов в пункты проведения экзаменов (далее - ППЭ) города Омска и Омской области, проверено 72 ППЭ - 46% от общего количества ППЭ, организованных на территории Омской области на базе образовательных организаций (155 ППЭ), и 31,8% от общего количества ППЭ с учетом ППЭ, открытых на дому (239 ППЭ).
В целом ОГЭ прошел спокойно в штатном режиме без организационно-технологических нарушений, отмечено соблюдение Порядка N 189/1513 на территории Омской области. Во всех проверенных ППЭ необходимые для проведения экзамена условия были созданы, обеспечена прозрачность и честность экзаменов.
В целях осуществления контроля за соблюдением Порядка N 190/1512 сотрудники Министерства выехали за время проведения единого государственного экзамена (далее - ЕГЭ) 91 раз в 31 ППЭ г. Омска и 9 ППЭ муниципальных районов Омской области, 9 раз в конфликтную и предметные комиссии, Казенное учреждение Омской области "Региональный информационно-аналитический центр системы образования" (далее - РИАЦ). Кроме этого, провели 247 сеансов видеонаблюдения за порядком проведения ЕГЭ через портал smotriege.ru (в том числе 181 аудитория для участников экзаменов с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов). Таким образом, контроль осуществлен в отношении 100% ППЭ, организованных на территории Омской области.
Всего за период проведения ЕГЭ по статистике портала smotriege.ru общее количество подтвержденных модератором меток о нарушении Порядка N 190/1512 в ППЭ составило 55 (в 2021 году - 83), все метки отработаны в ППЭ, общее количество меток 114.
Самые распространенные метки:
1) протокол об окончании экзамена не зачитан на камеру;
2) некорректное изображение с камеры;
3) при выходе из аудитории участника ЕГЭ организаторами не проверяется комплектность контрольно-измерительных материалов;
4) подозрение на наличие телефона или справочных материалов;
5) организатор сидит на месте, предусмотренном для участника ЕГЭ;
6) отсутствует номер аудитории;
7) камера не транслирует звук или его почти не слышно.
Отсмотрены все метки, поставленные онлайн-наблюдателям на портале smotriege.ru, особое внимание уделено информации по нарушениям, связанным с наличием у участников ЕГЭ справочных материалов, средств связи. Нарушений не выявлено.
В целях снижения риска возникновения нарушений в последующие дни проведения ЕГЭ специалистами Министерства оперативно проводились мероприятия по выяснению причин возникновения возможных нарушений в ППЭ, просмотрены видеозаписи проведения экзамена - в отдельных аудиториях, штабе, собраны и проанализированы дополнительные материалы при необходимости.
Таблица "Сведения о присутствии
должностных лиц в ППЭ"
Период |
Количество ППЭ, организованных на территории Омской области |
Количество проверенных ППЭ |
Процент охвата проверенных ППЭ |
2020 |
67 (из них: 3 - на дому, 1 в учреждении закрытого типа) |
50 - выезды, 13 - видеонаблюдение |
100 (кроме ППЭ на дому, в учреждении закрытого типа) |
2021 |
86 (из них: 11 - на дому, 10 в учреждении закрытого типа) |
51 - выезды, 14 - видеонаблюдение |
100 (кроме ППЭ на дому, в учреждениях закрытого типа) |
2022 |
104 (из них: 27 - на дому, 12 в учреждении закрытого типа) |
40 - выезды, 25 - видеонаблюдение |
100 (кроме ППЭ на дому, в учреждениях закрытого типа) |
Планирование контроля за соблюдением Порядка N 190/1512 в ППЭ проводилось с учетом анализа контрольных мероприятий 2021 года (ППЭ, в которых отмечено наибольшее количество нарушений Порядка N 190/1512, зафиксировано значительное количество "меток" по результатам онлайн-наблюдения).
По итогам контрольно-надзорных мероприятий в регионе отмечается соблюдение установленного Порядка N 190/1512 при организации и проведении ЕГЭ. В целом ЕГЭ прошел спокойно в штатном режиме без серьезных организационно-технологических нарушений. Была обеспечена прозрачность и честность ЕГЭ.
Вместе с тем имели место случаи нарушения установленного Порядка N 190/1512 со стороны участников ЕГЭ.
По фактам нарушения Порядка N 190/1512 составлено 3 протокола об административных правонарушениях по части 4 статьи 19.30 КоАП на участников ЕГЭ за наличие средств связи.
Составленные протоколы об административных правонарушениях направлены в суды и комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Таблица "Правоприменительная
практика за три года"
Период |
Всего протоколов |
Количество протоколов, составленных по ч. 4 ст. 19.30 КоАП |
Сумма штрафа (тыс. руб.) |
||||
Члены ГЭК |
Руководители ППЭ |
Организатор ППЭ |
Технические специалисты |
Участники ЕГЭ |
|||
2020 |
12 |
0 |
0 |
0 |
0 |
12 |
27 |
2021 |
10 |
0 |
1 |
0 |
0 |
9 |
9 |
2022 |
3 |
0 |
0 |
0 |
0 |
3 |
9 |
Для предупреждения и пресечения нарушений обязательных требований в части подготовки, организации и проведения ЕГЭ проведен анализ результатов ЕГЭ, по итогам которого отдельные участники отнесены к "зонам риска".
В соответствии с рекомендациями Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Министерством проведена следующая работа:
1) определен количественный состав участников, отнесенных к "зонам риска" (далее - участники), на основании данных, представленных федеральным государственным бюджетным учреждением "Федеральный центр тестирования", РИАЦ;
2) сформирована отчетная матрица результатов участников;
3) проведена региональная перепроверка экзаменационных работ участников;
4) изучены распечатанные изображения экзаменационных работ (далее - ЭР) участников;
5) проведено визуальное сравнение почерка в ЭР участников;
6) просмотрены видеозаписи проведения ЕГЭ в аудитории, по результатам которого работа участника отнесена к "зоне риска", помещений штабов ППЭ (при необходимости);
7) запрошена и проанализирована информация:
- для обеспечения анализа результатов ЕГЭ участников: результаты ГИА в 9 классе, отметка за 10 класс по предмету, ЕГЭ по которому попал в "зону риска", итоговая отметка в аттестате по этому же предмету; индивидуальные образовательные достижения участников из общеобразовательных организаций, в которых они обучались;
- для обеспечения анализа результатов ОГЭ: оценка по сданным учебным предметам за год, итоговая оценка в аттестате; индивидуальные образовательные достижения участников из общеобразовательных организаций, в которых они обучались;
8) пересмотрены все неодобренные метки, поставленные онлайн-наблюдателями на портале smotriege.ru, в отношении участников.
Кроме того, изучена информация о нарушениях Порядка N 190/1512, зафиксированных в ППЭ. Особое внимание уделено информации о нарушениях, связанных с наличием у участников ЕГЭ справочных материалов и средств связи.
Нарушений после просмотра видеозаписей ЕГЭ, подмены почерка в бланках экзаменов не зафиксировано.
В 2022 году в соответствии с Программой профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере образования на 2022 год, утвержденной распоряжением Министерства образования Омской области от 17.12.2021 N 4470, Министерством проведен следующий ряд мероприятий:
1) обеспечено размещение и (или) поддержание в актуальном состоянии на Сайте Министерства:
- текстов нормативных правовых актов, регулирующих осуществление госконтроля;
- сведений об изменениях, внесенных в нормативные правовые акты, регулирующие осуществление госконтроля, о сроках и порядке их вступления в силу;
- сообщений о содержании новых нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, и комментарии к ним, об изменениях, внесенных в действующие нормативные правовые акты, сроках и порядке вступления их в действие;
- перечня нормативных правовых актов с указанием структурных единиц этих актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом госконтроля, а также информации о мерах ответственности, применяемых при нарушении обязательных требований, с текстами в действующей редакции;
- перечня индикаторов риска нарушения обязательных требований, порядка отнесения объектов госконтроля к категориям риска;
- перечня объектов госконтроля, учитываемых в рамках формирования ежегодного плана контрольных (надзорных) мероприятий, с указанием категории риска;
- Программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении госконтроля;
- Плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий Министерства, а также внесенных в него изменений;
- исчерпывающего перечня сведений, которые могут запрашиваться Министерством у контролируемого лица;
- проверочных листов, используемых при осуществлении госконтроля;
- сведений о способах получения консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований;
- сведений о порядке досудебного обжалования решений Министерства, действий (бездействия) его должностных лиц;
- доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики Министерства;
- доклада о государственном контроле (надзоре) в сфере образования;
- сведений по объявленным предостережениям о недопустимости нарушения обязательных требований;
- информации о результатах проведенных проверок в отношении контролируемых лиц;
2) утвержден доклад о правоприменительной практике Министерства за 2021 год;
3) объявлено 436 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований;
4) проведено 998 консультаций контролируемых лиц и их представителей.
Консультирование контролируемых лиц и их представителей осуществлялось должностными лицами Министерства в виде устных разъяснений на личном приеме, а также в ходе проведения профилактического визита по вопросам, связанным с организацией и осуществлением госконтроля, в том числе с:
- порядком проведения контрольных (надзорных) мероприятий;
- периодичностью проведения контрольных (надзорных) мероприятий;
- порядком принятия решений по итогам контрольных (надзорных) мероприятий;
- порядком обжалования решений Министерства;
5) проведены мероприятия по организации 34 обязательных профилактических визитов, проведено 26 обязательных профилактических визитов после получения согласия Организаций на их проведение.
В ходе профилактического визита контролируемые лица проинформированы об обязательных требованиях, предъявляемых к их деятельности либо к принадлежащим им объектам контроля, их соответствии критериям риска, основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении объектов госконтроля исходя из отнесения их к соответствующей категории риска;
6) принято участие в совещании по вопросам организации и проведения ГИА по образовательным программам среднего общего образования в 2022 году для руководителей муниципальных органов управления образованием и специалистов, ответственных за проведение ГИА, руководителей образовательных организаций, на базе которых планируется открытие ППЭ, руководителей ППЭ, членов государственной экзаменационной комиссии Омской области, с выступлением по теме: "О результатах осуществления контрольно-надзорных мероприятий в период проведения ГИА на территории Омской области в 2021 году";
7) подготовлена и представлена в Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки отчетная информация о правоприменительной практике Министерства по части 4 статьи 19.30 КоАП в период проведения ГИА;
8) контролируемым лицам направлены информационные письма по актуальным вопросам применения обязательных требований;
9) подготовлена Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении госконтроля на 2023 год;
10) проведено анкетирование контролируемых лиц по вопросу их удовлетворенности проведенными Министерством профилактическими мероприятиями.
По результатам проведенных профилактических мероприятий достигнуты следующие результаты:
1) информированность контролируемых об обязательных требованиях, о порядке проведения проверок, правах контролируемых лиц при проведении Министерством контрольных (надзорных) мероприятий;
2) понятность обязательных требований, обеспечивающая их однозначное толкование Министерством и контролируемыми лицами;
3) предупреждение совершения контролируемыми лицами нарушений обязательных требований;
4) повышение качества проводимых Министерством контрольных (надзорных) мероприятий.
По результатам проведенных контрольных (надзорных) и профилактических мероприятий в рамках госконтроля представляется необходимым обратить внимание на следующее.
Частью 1 статьи 49 Закона N 248-ФЗ установлено, что в случае наличия у контрольного (надзорного) органа сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, контрольный (надзорный) орган объявляет контролируемому лицу предостережение и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Вместе с тем Законом N 248-ФЗ не предусмотрено направление контролируемым лицом информации о принятых им мерах по обеспечению соблюдения обязательных требований. В связи с этим не представляется возможным оценить эффективность проведения такого профилактического мероприятия как объявление предостережения.
Учитывая вышеизложенное, полагаем целесообразным установить обязанность контролируемых лиц представлять в контрольный (надзорный) орган информацию о принятых мерах по обеспечению соблюдения обязательных требований по результатам рассмотрения объявленного предостережения.
<< Назад |
||
Содержание Приказ Министерства образования Омской области от 30 мая 2023 г. N 47 "Об утверждении Доклада о результатах обобщения правоприменительной... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.