В соответствии с пунктом 20 Правил разработки и утверждения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2023 г. N 580, приказываю:
1. Утвердить прилагаемый профессиональный стандарт "Психолог в служебной деятельности".
2. Установить, что настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2023 г. и действует до 1 сентября 2029 г.
Министр |
А.О. Котяков |
Зарегистрировано в Минюсте РФ 29 мая 2023 г.
Регистрационный N 73588
См. справку о профессиональных стандартах
УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства
труда и социальной защиты
Российской Федерации
от 27 апреля 2023 г. N 395н
Профессиональный стандарт
"Психолог в служебной деятельности"
/-------------------\
| 1630 |
\-------------------/
Регистрационный номер
I. Общие сведения
Психологическое обеспечение деятельности в особых условиях, /----------\
а также при выполнении специальных задач | 12.019 |
____________________________________________________________ \----------/
(наименование вида профессиональной деятельности) код
Основная цель вида профессиональной деятельности:
Формирование психологической готовности к выполнению профессиональных задач, обеспечение психологического благополучия и поддержание психического здоровья |
Группа занятий:
Руководители служб в сфере социальных услуг, не входящие в другие группы |
Психологи |
||
(наименование) |
(код ОКЗ) |
(наименование) |
Отнесение к видам экономической деятельности:
Научные исследования и разработки в области общественных и гуманитарных наук |
|
Деятельность по обеспечению безопасности в чрезвычайных ситуациях; деятельность по обеспечению безопасности в области использования атомной энергии |
|
Деятельность в области медицины прочая, не включенная в другие группировки |
|
Предоставление социальных услуг без обеспечения проживания престарелым и инвалидам |
|
Предоставлению прочих социальных услуг без обеспечения проживания, не включенных в другие группировки |
|
(наименование вида экономической деятельности) |
II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)
Обобщенные трудовые функции |
Трудовые функции |
||||
код |
наименование |
уровень квалификации |
наименование |
код |
уровень (подуровень) квалификации |
А |
Деятельность по оценке профессиональной психологической пригодности и психологической готовности |
6 |
Осуществление психологического отбора и профессиональной ориентации |
А/01.6 |
6 |
Осуществление мероприятий по допуску к деятельности в особых условиях, а также к выполнению специальных задач |
А/02.6 |
6 |
|||
В |
Деятельность по психологической подготовке к выполнению профессиональных задач и профилактике негативных явлений и последствий, связанных с их выполнением |
6 |
Организация и проведение психологической подготовки к выполнению специальных задач |
В/01.6 |
6 |
Осуществление психологической профилактики девиантного (отклоняющегося от нормы, общественно опасного) поведения и негативных явлений и последствий, связанных с выполнением профессиональных задач в особых условиях |
В/02.6 |
6 |
|||
Проведение психологического анализа и оценки явлений и действий профессиональной деятельности в особых условиях, а также при выполнении специальных задач |
В/03.6 |
6 |
|||
С |
Деятельность по оказанию психологической помощи, коррекции и поддержки |
6 |
Осуществление мероприятий медико-психологической и психологической реабилитации, психологической помощи, коррекции и поддержки в особых условиях |
С/01.6 |
6 |
Оказание психологической помощи в особых условиях |
С/02.6 |
6 |
|||
D
|
Деятельность по научно-прикладному и методическому сопровождению психологической работы
|
7
|
Осуществление методического сопровождения психологической работы |
D/01.7 |
7 |
Проведение научно-прикладных, психологических, социально-психологических и социологических исследований |
D/02.7 |
7 |
|||
E
|
Деятельность по управлению психологической работой
|
7
|
Осуществление оперативного управления психологической работой |
Е/01.7 |
7 |
Осуществление стратегического управления психологической работой |
Е/02.7 |
7 |
III. Характеристика обобщенных трудовых функций
3.1. Обобщенная трудовая функция
Наименование |
Деятельность по оценке профессиональной психологической пригодности и психологической готовности |
Код |
А |
Уровень квалификации |
6 |
Происхождение обобщенной трудовой функции |
Оригинал X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Возможные наименования должностей, профессий |
Психолог (по профессиональному психологическому отбору) Старший психолог (по профессиональному психологическому отбору) Ведущий психолог (по профессиональному психологическому отбору) Психолог (специалист) (по профессиональному психологическому отбору) Психолог (специалист) по сопровождению профессионального контингента Ведущий психолог (специалист) (по профессиональному психологическому отбору) Психолог-инспектор (по профессиональному психологическому отбору) Старший психолог-инспектор (по профессиональному психологическому отбору) Старший психолог-инспектор (по психологическому обеспечению) (по профессиональному психологическому отбору) Старший инспектор-психолог (по профессиональному психологическому отбору) Психолог (спасатель) по сопровождению профессионального контингента Ведущий психолог (спасатель) (по профессиональному психологическому отбору) Главный специалист (по психологическому обеспечению) (по профессиональному психологическому отбору) Ведущий специалист-эксперт (по психологическому обеспечению) (по профессиональному психологическому отбору) Главный специалист-эксперт (по психологическому обеспечению) (по профессиональному психологическому отбору) Инспектор (по профессиональному психологическому отбору) Старший инспектор (по профессиональному психологическому отбору) Специалист по профессиональному психологическому отбору Инструктор по профессиональному психологическому отбору |
| |
Требования к образованию и обучению |
Высшее образование - бакалавриат или Высшее образование - бакалавриат по направлениям "Конфликтология", "Психолого-педагогическое образование" с профессиональной переподготовкой по направлениям "Психология", "Клиническая психология", "Психология служебной деятельности" |
Требования к опыту практической работы |
Не менее одного года работы по виду профессиональной деятельности для старших (ведущих) психологов (инспекторов, специалистов, специалистов-экспертов) Не менее восьми лет работы в области психологии для ведущих психологов психологической службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России) |
Особые условия допуска к работе |
Прохождение обучения мерам пожарной безопасности 3 Прохождение обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда 4 |
Другие характеристики |
- |
Дополнительные характеристики
Наименование документа |
Код |
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности |
Психологи |
||
|
- |
|
- |
||
Психолог |
||
Психология |
3.1.1. Трудовая функция
Наименование |
Осуществление психологического отбора и профессиональной ориентации |
Код |
А/01.6 |
Уровень (подуровень) квалификации |
6 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия
|
Изучение требований к специальности, должности (профессионально важных качеств и компетенций), кадровой документации в отношении кандидатов |
Подбор и подготовка диагностического инструментария для оценки профессиональной направленности, профессионально важных качеств и компетенций для специальностей, должностей, видов деятельности | |
Проведение оценки соответствия кандидатов требованиям, предъявляемым к специальности, должности по профессионально важным качествам и компетенциям | |
Осуществление с целью профориентации комплекса диагностических мероприятий по изучению способностей, склонностей, направленности личности, мотивационных и личностных особенностей, психологических состояний | |
Ведение электронной базы данных и обобщение результатов психологического отбора и диагностических мероприятий, проводимых с целью профориентации | |
Проведение количественного и качественного анализа полученных данных | |
Подготовка заключения и рекомендаций заинтересованным лицам о соответствии кандидата требованиям специальности, должности | |
Подготовка индивидуальных рекомендаций по результатам оценки для кандидата с целью дальнейшего профессионального определения | |
Консультирование участников служебной деятельности по результатам проведенной оценки | |
Анализ эффективности диагностического инструментария, подготовка предложений по совершенствованию процедур психологического отбора и профессиональной ориентации | |
Ведение отчетной документации по результатам оценки соответствия кандидатов требованиям к специальностям, должностям по профессионально важным качествам и компетенциям | |
Проведение психофизиологических исследований с применением полиграфа, оборудования для психофизиологического обследования | |
Необходимые умения |
Использовать технические средства для проведения психофизиологических исследований |
Разрабатывать профессиограммы с учетом психологических характеристик деятельности | |
Осуществлять обработку результатов диагностики профессиональной направленности, профессионально важных качеств, компетенций для специальностей, должностей, видов деятельности, психологического состояния | |
Выявлять индивидуальные психологические особенности, мотивы кандидатов, определивших (определяющих) выбор профессии | |
Определять соответствие психологических и психофизиологических возможностей человека требованиям, предъявляемым условиями и характером деятельности | |
Определять профессионально важные качества и компетенции, необходимые для специальностей и должностей | |
Подбирать и использовать адекватные задачам количественные и качественные методы психологического обследования | |
Применять навыки структурированной беседы, интервью и наблюдения | |
Применять технологии и инструменты в целях профессиональной ориентации | |
Работать с базовыми компьютерными программами | |
Работать с информацией ограниченного доступа и персональными данными | |
Подбирать и использовать адекватные задачам количественные и качественные методы анализа данных психологического обследования | |
Составлять психологические заключения и рекомендации по результатам обследования | |
Обрабатывать и интерпретировать результаты обследования | |
Необходимые знания |
Основы работы в базовых компьютерных программах |
Принципы составления психологических заключений и рекомендаций по результатам обследования | |
Основы общей психологии | |
Основы клинической психологии | |
Основы социальной психологии | |
Основы психодиагностики | |
Основы психофизиологии | |
Теории и методы организации психофизиологических исследований с применением полиграфа | |
Основы психологии личности | |
Основы психологии управления | |
Основы общей и частной психопатологии | |
Основы психотерапии | |
Технологии проведения профориентационных мероприятий | |
Основы возрастной психологии и психологии развития | |
Основы экстремальной психологии | |
Основы психологи девиантного (отклоняющегося от нормы, общественно опасного) поведения | |
Основы психологии труда и организационной психологии | |
Основы психологического консультирования | |
Основы экспериментальной психологии | |
Основы юридической психологии | |
Принципы составления профессиограмм с учетом психологических характеристик деятельности | |
Методы диагностики профессиональной направленности, профессионально важных качеств, компетенций | |
Методы оценки индивидуальных психологических особенностей | |
Методы оценки психологических и психофизиологических возможностей человека | |
Нормативные правовые акты и ведомственные документы, касающиеся организации и осуществления профессиональной деятельности | |
Теории и методы организации психологического обследования | |
Нормы профессиональной этики и делового общения | |
Нормативные правовые акты и ведомственные документы, касающиеся работы с конфиденциальной информацией и персональными данными | |
Методы математико-статистической обработки данных | |
Другие характеристики |
- |
3.1.2. Трудовая функция
Наименование |
Осуществление мероприятий по допуску к деятельности в особых условиях, а также к выполнению специальных задач |
Код |
А/02.6 |
Уровень (подуровень) квалификации |
6 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Изучение критериев психологической готовности и профессиональной психологической пригодности к работе в особых условиях и выполнению специальных задач |
Подбор диагностического инструментария для оценки психологической готовности и профессиональной психологической пригодности к работе в особых условиях и выполнению специальных задач | |
Проведение оценки соответствия оцениваемого критериям психологической готовности и профессиональной психологической пригодности к работе в особых условиях и выполнению специальных задач | |
Изучение психологической совместимости сотрудников с целью формирования групп для выполнения специальных задач | |
Изучение социально-психологических процессов в группах, сформированных для выполнения специальных задач | |
Ведение электронной базы данных результатов оценки психологической готовности и профессиональной психологической пригодности к работе в особых условиях и выполнению специальных задач | |
Подготовка заключения о результатах оценки психологической готовности и профессиональной психологической пригодности к работе в особых условиях и выполнению специальных задач | |
Ведение отчетной документации о результатах оценки психологической готовности и профессиональной психологической пригодности к работе в особых условиях и выполнению специальных задач | |
Необходимые умения |
Подбирать и использовать адекватные задачам количественные и качественные методы психологического обследования |
Применять навыки структурированной беседы, интервью и наблюдения | |
Выявлять причины, препятствующие допуску сотрудника к выполнению специальных задач, для организации дальнейшей работы с сотрудником | |
Осуществлять социально-психологическую диагностику особенностей и уровня группового развития формальных и неформальных коллективов, диагностику социально-психологического климата | |
Работать с базовыми компьютерными программами | |
Работать с информацией ограниченного доступа и персональными данными | |
Обрабатывать и интерпретировать результаты обследования | |
Составлять психологические заключения и рекомендации по результатам обследования | |
Необходимые знания |
Теории и методы организации психологического обследования |
Нормы профессиональной этики и делового общения | |
Нормативные правовые акты и ведомственные документы, касающиеся работы с конфиденциальной информацией и персональными данными | |
Методы математико-статистической обработки данных | |
Основы работы в базовых компьютерных программах | |
Принципы составления психологических заключений и рекомендаций по результатам обследования | |
Основы общей психологии | |
Основы психологи девиантного (отклоняющегося от нормы, общественно опасного) поведения | |
Основы психологии труда и организационной психологии | |
Основы психодиагностики | |
Основы психофизиологии | |
Методы количественного и качественного анализа полученных данных психологического обследования | |
Нормативные правовые акты и ведомственные документы, касающиеся организации и осуществления профессиональной деятельности | |
Социально-психологические особенности групп | |
Основы возрастной психологии и психологии развития | |
Основы клинической психологии | |
Основы экстремальной психологии | |
Основы социальной психологии | |
Основы психологического консультирования | |
Основы юридической психологии | |
Содержание и условия выполнения специальных задач | |
Другие характеристики |
- |
3.2. Обобщенная трудовая функция
Наименование |
Деятельность по психологической подготовке к выполнению профессиональных задач и профилактике негативных явлений и последствий, связанных с их выполнением |
Код |
В |
Уровень квалификации |
6 |
Происхождение обобщенной трудовой функции |
Оригинал X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Возможные наименования должностей, профессий |
Психолог (по профессиональной психологической подготовке) Старший психолог (по профессиональной психологической подготовке) Ведущий психолог (по профессиональной психологической подготовке) Психолог (специалист) (по профессиональной психологической подготовке) Ведущий психолог (специалист) (по профессиональной психологической подготовке) Психолог-инспектор (по профессиональной психологической подготовке) Старший психолог-инспектор (по профессиональной психологической подготовке) Старший инспектор-психолог (по профессиональной психологической подготовке) Старший психолог-инспектор (по психологическому обеспечению) (по профессиональной психологической подготовке) Специалист по профессиональной психологической подготовке Инструктор по профессиональной психологической подготовке Психолог (спасатель) (по профессиональной психологической подготовке) Ведущий психолог (спасатель) (по профессиональной психологической подготовке) Главный специалист (по психологическому обеспечению) (по профессиональной психологической подготовке) Ведущий специалист-эксперт (по психологическому обеспечению) (по профессиональной психологической подготовке) Главный специалист-эксперт (по психологическому обеспечению) (по профессиональной психологической подготовке) Инспектор (по профессиональной психологической подготовке) Старший инспектор (по профессиональной психологической подготовке) |
| |
Требования к образованию и обучению |
Высшее образование - бакалавриат или Высшее образование - бакалавриат по направлениям "Конфликтология", "Психолого-педагогическое образование" с профессиональной переподготовкой по направлениям "Психология", "Клиническая психология", "Психология служебной деятельности" |
Требования к опыту практической работы |
Не менее одного года работы по виду профессиональной деятельности для старших (ведущих) психологов (инспекторов, специалистов, специалистов-экспертов) Не менее восьми лет работы в области психологии для ведущих психологов психологической службы МЧС России |
Особые условия допуска к работе |
Прохождение обучения мерам пожарной безопасности Прохождение обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда |
Другие характеристики |
- |
Дополнительные характеристики
Наименование документа |
Код |
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности |
Психологи |
||
|
- |
|
- |
||
Психолог |
||
Психология |
3.2.1. Трудовая функция
Наименование |
Организация и проведение психологической подготовки к выполнению специальных задач |
Код |
В/01.6 |
Уровень (подуровень) квалификации |
6 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Изучение специфики выполнения профессиональных задач и профессионально важных качеств и компетенций, необходимых для их выполнения |
Разработка и планирование комплекса мероприятий психологической подготовки к выполнению профессиональных задач | |
Выработка рекомендаций руководящему составу и лицам, участвующим в профессиональной подготовке к выполнению специальных задач | |
Организация и проведение (в пределах компетенции) комплекса мероприятий профессиональной подготовки к выполнению специальных задач | |
Анализ результатов психологической подготовки, выработка предложений по повышению ее эффективности | |
Ведение отчетной документации по мероприятиям психологической подготовки | |
Необходимые умения |
Подбирать и использовать качественные и количественные методы анализа специфики выполнения профессиональных задач и профессионально важных качеств и компетенций, необходимых для успешного их выполнения |
Обрабатывать и интерпретировать результаты изучения и анализа специфики выполнения профессиональных задач | |
Планировать мероприятия психологической подготовки, направленные на формирование, поддержание и совершенствование профессионально важных качеств и компетенций | |
Разрабатывать рекомендации руководящему составу и лицам, участвующим в профессиональной подготовке к выполнению специальных задач, по формированию, поддержанию и совершенствованию профессионально важных качеств и компетенций | |
Разрабатывать и проводить мероприятия психологической подготовки к выполнению специальных задач, направленные на формирование, поддержание и совершенствование профессионально важных качеств и компетенций | |
Оценивать результаты мероприятий психологической подготовки к выполнению профессиональных задач, вырабатывать предложения по повышению их эффективности с учетом специфики выполнения профессиональных задач | |
Вести отчетную документацию по результатам проведения мероприятий психологической подготовки к выполнению специальных задач | |
Необходимые знания
|
Нормативные правовые акты и ведомственные документы, касающиеся организации и осуществления профессиональной деятельности |
Основы общей психологии | |
Основы клинической психологии | |
Основы социальной психологии | |
Основы психологии труда и организационной психологии | |
Основы экстремальной психологии | |
Основы психофизиологии | |
Основы педагогической психологии | |
Основы психологического консультирования | |
Основы психологии личности | |
Основы психологи девиантного (отклоняющегося от нормы, общественно опасного) поведения | |
Основы возрастной психологии и психологии развития | |
Специфика выполнения профессиональных задач и профессионально важные качества, необходимые для их эффективного выполнения | |
Теории, методы, приемы формирования, поддержания и совершенствования профессионально важных качеств и компетенций, необходимых для успешного выполнения профессиональных задач | |
Другие характеристики |
- |
3.2.2. Трудовая функция
Наименование |
Осуществление психологической профилактики девиантного (отклоняющегося от нормы, общественно опасного) поведения и негативных явлений и последствий, связанных с выполнением профессиональных задач в особых условиях |
Код |
В/02.6 |
Уровень (подуровень) квалификации |
6 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Выявление и анализ физиологических, социальных и психологических причин, обуславливающих формирование девиантного (отклоняющегося от нормы, общественно опасного) поведения и негативные явления и последствия, связанные с выполнением профессиональных задач |
Подбор, подготовка диагностического инструментария и проведение оценки склонности к проявлениям девиантного (отклоняющегося от нормы, общественно опасного) поведения | |
Разработка и проведение комплекса мероприятий психологической работы по недопущению проявлений девиантного (отклоняющегося от нормы, общественно опасного) поведения | |
Подготовка заключения и рекомендаций руководителям по результатам проведения мероприятий психологической работы | |
Анализ результатов мероприятий психологической работы, подготовка предложений по повышению их эффективности | |
Ведение отчетной документации по психологической профилактике девиантного (отклоняющегося от нормы, общественно опасного) поведения и негативных явлений и последствий, связанных с выполнением профессиональных задач | |
Необходимые умения |
Подбирать и проводить мероприятия психологической работы по профилактике возникновения девиантного (отклоняющегося от нормы, общественно опасного) поведения |
Составлять психологические заключения и рекомендации по результатам обследования | |
Оценивать эффективность мероприятий психологической работы по профилактике возникновения девиантного (отклоняющегося от нормы, общественно опасного) поведения | |
Вести отчетную документацию по психологической профилактике девиантного (отклоняющегося от нормы, общественно опасного) поведения и негативных явлений и последствий, связанных с выполнением профессиональных задач | |
Подбирать и использовать адекватные задачам количественные и качественные методы психологического обследования | |
Подбирать и использовать адекватные задачам количественные и качественные методы анализа данных психологического обследования | |
Обрабатывать и интерпретировать результаты обследования и анализа | |
Применять технологии психологической профилактики девиантного (отклоняющегося от нормы, общественно опасного) поведения и негативных явлений и последствий, связанных с выполнением профессиональных задач | |
Необходимые знания |
Принципы составления психологических заключений и рекомендаций по результатам обследования |
Нормативные правовые акты и ведомственные документы, касающиеся организации и осуществления профессиональной деятельности | |
Основы общей психологии | |
Основы психологии личности | |
Основы возрастной психологии и психологии развития | |
Основы клинической психологии | |
Основы социальной психологии | |
Нормативные правовые акты и ведомственные документы, касающиеся организации и осуществления профилактики девиантного (отклоняющегося от нормы, общественно опасного) поведения | |
Методы обработки и интерпретации полученных диагностических данных | |
Теории и методы организации психологического обследования | |
Основы психологии труда и организационной психологии | |
Основы экстремальной психологии | |
Основы психофизиологии | |
Основы психологи девиантного (отклоняющегося от нормы, общественно опасного) поведения | |
Основы психодиагностики | |
Основы психологического консультирования | |
Основы юридической психологии | |
Другие характеристики |
- |
3.2.3. Трудовая функция
Наименование |
Проведение психологического анализа и оценки явлений и действий профессиональной деятельности в особых условиях, а также при выполнении специальных задач |
Код |
В/03.6 |
Уровень (подуровень) квалификации |
6 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Разработка корректирующих мероприятий, направленных на предотвращение негативных действий, явлений и последствий, связанных с выполнением профессиональных задач |
Ведение электронной базы данных психологического анализа, оценки явлений и действий и сопутствующих диагностических мероприятий | |
Определение вида психологического анализа (теоретический, эмпирический, прикладной), его предмета, гипотезы, целей и задач | |
Планирование этапов психологического анализа, оценки явлений и действий | |
Сбор и психологический анализ документов, касающихся изучаемых явлений и действий | |
Подбор методов и технологий, адекватных поставленным задачам психологического анализа, оценки явлений и действий | |
Осуществление комплекса диагностических мероприятий с целью психологического анализа, оценки явлений и действий | |
Проведение анализа полученных результатов комплекса проведенных мероприятий психологической работы | |
Составление заключения о психологическом анализе, об оценке явлений и действий с формулировкой выводов в установленной форме | |
Необходимые умения |
Работать с базовыми компьютерными программами |
Применять методы и технологии, адекватные поставленным задачам психологического анализа, оценки явлений и действий | |
Применять методы математико-статистической обработки данных | |
Осуществлять постановку проблемы психологического анализа, оценку явлений и действий | |
Составлять план психологического анализа и оценки явлений и действий | |
Подбирать и использовать адекватные задачам количественные и качественные методы психологического обследования | |
Обрабатывать и интерпретировать результаты обследования | |
Работать с информацией ограниченного доступа и персональными данными | |
Оформлять и представлять результаты психологического анализа, оценок явлений и действий в виде: научных отчетов, аналитических записок, обзоров, профессиональных публикаций, информационных материалов и рекомендаций, докладов | |
Необходимые знания |
Основы работы в базовых компьютерных программах |
Теории и методы организации психологического обследования | |
Основы общей психологии | |
Основы возрастной психологии и психологии развития | |
Основы клинической психологии | |
Основы социальной психологии | |
Основы психологии труда и организационной психологии | |
Основы экстремальной психологии | |
Основы экспериментальной психологии | |
Методы математико-статистической обработки данных | |
Основы юридической психологии | |
Нормы профессиональной этики и делового общения | |
Нормативные правовые акты и ведомственные документы, касающиеся работы с конфиденциальной информацией и персональными данными | |
Способы представления данных и правила оформления выводов и заключений по результатам психологического анализа и оценок явлений и действий | |
Другие характеристики |
- |
3.3. Обобщенная трудовая функция
Наименование |
Деятельность по оказанию психологической помощи, коррекции и поддержки |
Код |
С |
Уровень квалификации |
6 |
Происхождение обобщенной трудовой функции |
Оригинал X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Возможные наименования должностей, профессий |
Психолог Старший психолог Ведущий психолог Психолог (специалист) Ведущий психолог (специалист) Психолог (спасатель) Ведущий психолог (спасатель) Психолог-инспектор Старший психолог-инспектор Старший инспектор-психолог Старший инспектор (по психологическому обеспечению) Кризисный психолог Главный специалист (по психологическому обеспечению) Ведущий специалист-эксперт (по психологическому обеспечению) Главный специалист-эксперт (по психологическому обеспечению) Инспектор Старший инспектор |
| |
Требования к образованию и обучению |
Высшее образование - бакалавриат или Высшее образование - бакалавриат по направлениям "Конфликтология", "Психолого-педагогическое образование" с профессиональной переподготовкой по направлениям "Психология", "Клиническая психология", "Психология служебной деятельности" |
Требования к опыту практической работы |
Не менее одного года работы по виду профессиональной деятельности для старших (ведущих) психологов (инспекторов, специалистов, специалистов-экспертов) Не менее восьми лет работы в области психологии для ведущих психологов психологической службы МЧС России |
Особые условия допуска к работе |
Прохождение обучения мерам пожарной безопасности Прохождение обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда |
Другие характеристики |
- |
Дополнительные характеристики
Наименование документа |
Код |
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности |
Психологи |
||
|
- |
|
- |
||
Психолог |
||
Психология |
3.3.1. Трудовая функция
Наименование |
Осуществление мероприятий медико-психологической и психологической реабилитации, психологической помощи, коррекции и поддержки в особых условиях |
Код |
С/01.6 |
Уровень (подуровень) квалификации |
6 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия
|
Изучение специфики выполнения профессиональных задач |
Подбор, подготовка и применение диагностического инструментария, направленного на оценку актуального состояния | |
Проведение количественного и качественного анализа полученных данных, подготовка заключений и рекомендаций | |
Разработка, планирование и проведение программ психологической профилактики, поддержки, помощи, коррекции и реабилитации | |
Оценка эффективности проводимых мероприятий, их корректировка (в случае необходимости), подготовка рекомендаций по медико-психологической реабилитации, психологической реабилитации, психологической коррекции, поддержке и помощи | |
Ведение отчетной документации по медико-психологической реабилитации, психологической реабилитации, психологической коррекции, поддержке и помощи | |
Необходимые умения
|
Подбирать и использовать адекватные задачам количественные и качественные методы анализа данных психологического обследования |
Анализировать риски, сопряженные с характером и условиями выполнения профессиональных задач | |
Подбирать и подготавливать к использованию диагностический инструментарий оценки актуального состояния | |
Проводить диагностические мероприятия, направленные на оценку актуального состояния | |
Интерпретировать результаты диагностики актуального состояния и формулировать комплексные выводы по результатам диагностики актуального состояния | |
Подготавливать заключения и рекомендации по результатам проведенной диагностики и анализа полученных данных | |
Разрабатывать программы проведения психологической профилактики, поддержки, помощи, коррекции и реабилитации | |
Планировать организацию процесса проведения программ психологической профилактики, поддержки, помощи, коррекции и реабилитации | |
Проводить программы психологической профилактики, поддержки, помощи, коррекции и реабилитации | |
Анализировать и обобщать опыт и результаты применения программ психологической профилактики, поддержки, помощи, коррекции и реабилитации, а также оценивать их эффективность | |
Корректировать программы мероприятий на основе проведенных анализа и оценки | |
Составлять рекомендации по медико-психологической реабилитации, психологической реабилитации, психологической коррекции, поддержке и помощи | |
Вести отчетную документацию по медико-психологической реабилитации, психологической реабилитации, психологической коррекции, поддержке и помощи | |
Необходимые знания
|
Принципы разработки критериев оценки эффективности применения программ психологической профилактики, поддержки, помощи, коррекции и реабилитации |
Нормативные правовые акты и ведомственные документы, касающиеся организации и осуществления профессиональной деятельности | |
Основы общей психологии | |
Основы психологии личности | |
Основы кризисной психологии | |
Факторы риска при выполнении профессиональных задач и механизмы их влияния на профессиональное здоровье и психологическое благополучие | |
Теории и методы диагностики актуального состояния | |
Критерии подбора диагностического инструментария оценки актуального состояния | |
Методы количественного и качественного анализа полученных данных психологического обследования | |
Теоретические и методологические подходы к организации системы психологической профилактики, поддержки, помощи, коррекции и реабилитации | |
Специфика целей и задач психологической профилактики, поддержки, помощи, коррекции и реабилитации | |
Теоретические и методологические подходы к разработке программ психологической профилактики, поддержки, помощи, коррекции и реабилитации | |
Методы и приемы проведения психологической профилактики, поддержки, помощи, коррекции и реабилитации | |
Методы анализа и критерии оценки эффективности программ психологической профилактики, поддержки, коррекции и реабилитации | |
Основы психологии труда и организационной психологии | |
Основы психодиагностики | |
Основы психологического консультирования и психологической коррекции | |
Основы клинической психологии | |
Основы социальной психологии | |
Основы экстремальной психологии | |
Основы возрастной психологии и психологии развития | |
Основы юридической психологии | |
Другие характеристики |
- |
3.3.2. Трудовая функция
Наименование |
Оказание психологической помощи в особых условиях |
Код |
С/02.6 |
Уровень (подуровень) квалификации |
6 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Оценка и анализ особых условий, влияющих на психологическое состояние, профессиональное здоровье и психологическое благополучие |
Оперативное планирование, организация и проведение мероприятий по оказанию психологической помощи в особых условиях | |
Ведение отчетной документации о проведенных мероприятиях | |
Подготовка и внесение предложений и рекомендаций по организации и совершенствованию деятельности в особых условиях | |
Составление прогнозов психологических и социально-психологических последствий | |
Необходимые умения |
Анализировать особые условия деятельности |
Прогнозировать влияние особых условий на психологическое состояние и поведение субъекта и социальных групп | |
Разрабатывать оперативные планы проведения мероприятий по оказанию психологической помощи в особых условиях | |
Применять методы и технологии оказания психологической помощи в особых условиях | |
Применять методы саморегуляции актуального состояния при работе в особых условиях | |
Соблюдать этические принципы деятельности психолога в особых условиях | |
Менять стратегию и тактику работы по оказанию психологической помощи в особых условиях с учетом меняющихся условий | |
Анализировать факторы, оказывающие влияние на социально-психологическую обстановку в особых условиях, и характер их влияния | |
Прогнозировать психологические и социально-психологические последствия | |
Составлять рекомендации по минимизации негативных психологических и социально-психологических последствий | |
Вести отчетную документацию о проведении мероприятий по оказанию психологической помощи в особых условиях | |
Анализировать и обобщать практический опыт организации и оказания психологической помощи в особых условиях | |
Подготавливать и вносить предложения и рекомендации по совершенствованию организации деятельности в особых условиях | |
Необходимые знания |
Основы психологии личности |
Основы юридической и криминальной психологии | |
Классификации и виды особых условий деятельности | |
Механизмы и особенности влияния особых условий деятельности на психологическое состояние и поведение субъекта и социальных групп | |
Нормативные и организационные аспекты оперативного планирования, организации и проведения мероприятий по оказанию психологической помощи в особых условиях | |
Критерии разработки оперативных планов проведения мероприятий по оказанию психологической помощи в особых условиях | |
Теоретические и методологические основы оказания психологической помощи в особых условиях | |
Методы и приемы оказания психологической помощи в особых условиях | |
Методы и приемы регуляции актуального состояния и восстановления функционального состояния при работе в особых условиях | |
Этические аспекты деятельности психолога в особых условиях | |
Факторы, оказывающие влияние на социально-психологическую обстановку в особых условиях, и последствия их воздействия | |
Критерии и методы составления прогнозов социально-психологических последствий | |
Методы анализа и обобщения практического опыта организации и оказания психологической помощи в особых условиях | |
Основы общей психологии | |
Основы возрастной психологии и психологии развития | |
Основы клинической психологии | |
Основы социальной психологии | |
Основы психологии труда, организационной психологии | |
Основы экстремальной психологии | |
Основы психодиагностики | |
Основы психологического консультирования и психологической коррекции | |
Другие характеристики |
- |
3.4. Обобщенная трудовая функция
Наименование |
Деятельность по научно-прикладному и методическому сопровождению психологической работы |
Код |
D |
Уровень квалификации |
7 |
Происхождение обобщенной трудовой функции |
Оригинал X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Возможные наименования должностей, профессий |
Старший психолог (методического сопровождения психологической работы) Ведущий психолог (методического сопровождения психологической работы) Ведущий психолог (специалист) (методического сопровождения психологической работы) Специалист (по профессиональному обучению) Ведущий специалист (по профессиональному обучению) Эксперт (методического сопровождения психологической работы) Главный эксперт (методического сопровождения психологической работы) Старший научный сотрудник Ведущий научный сотрудник Начальник группы (психолог) Руководитель отделения - заместитель руководителя отдела Заместитель начальника отдела (методического сопровождения психологической работы) Заместитель руководителя отдела (методического сопровождения психологической работы) Начальник отдела (методического сопровождения психологической работы) Начальник отделения (методического сопровождения психологической работы) Руководитель отдела (методического сопровождения психологической работы) Руководитель отделения (методического сопровождения психологической работы) Руководитель проектного офиса Директор центра Заместитель директора центра Начальник филиала Заместитель начальника филиала |
Требования к образованию и обучению |
Высшее образование - специалитет или магистратура по направлениям подготовки (специальностям) "Психология", "Клиническая психология", "Психология служебной деятельности" |
Требования к опыту практической работы |
Не менее одного года работы по виду профессиональной деятельности для старших (ведущих) психологов (специалистов) Не менее восьми лет работы в области психологии для ведущих психологов психологической службы МЧС России Не менее пяти лет в области психологии и управления для директоров (заместителей) центров, начальников (заместителей) филиалов, начальников отделов для специалистов психологической службы МЧС России Не менее трех лет в области психологии и управления для заместителя начальника отдела, начальников отделений для специалистов психологической службы МЧС России |
Особые условия допуска к работе |
Прохождение обучения мерам пожарной безопасности Прохождение обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда |
Другие характеристики |
- |
Дополнительные характеристики
Наименование документа |
Код |
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности |
Психологи |
||
|
- |
|
- |
||
Психолог |
||
Психология |
||
Клиническая психология |
||
Психология служебной деятельности |
3.4.1. Трудовая функция
Наименование |
Осуществление методического сопровождения психологической работы |
Код |
D/01.7 |
Уровень (подуровень) квалификации |
7 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Разработка методических пособий и рекомендаций, информационно-аналитических сборников, справочных и наглядно-иллюстративных материалов по направлениям психологической работы |
Разработка нормативных документов по направлениям психологической работы | |
Разработка стандартов психологической работы по направлениям деятельности и критериев оценки качества психологической работы | |
Методическое сопровождение внедрения и оценка эффективности применяемых методов и инструментов психологической работы, подготовка предложений по их развитию | |
Организация оценки уровня профессиональной подготовки специалистов-психологов | |
Организация и проведение учебных мероприятий для специалистов-психологов | |
Анализ передового опыта по направлениям психологической работы, а также координация работы по его внедрению в практическую деятельность психологических подразделений | |
Организация и осуществление взаимодействия с научно-исследовательскими учреждениями и информационно-аналитическими службами по вопросам обмена информацией, научного консультирования и экспертизы | |
Организация проведения и контроль хода выполнения научно-исследовательских работ, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, опытно-конструкторских работ (далее - НИР, НИОКР, ОКР) по направлениям психологической работы, а также экспертиза полученных результатов | |
Разработка предложений по организации внедрения информационных технологий по направлению психологической работы, использование технических средств организации психологической работы | |
Необходимые умения |
Разрабатывать методические пособия и отчетную документацию по направлениям психологической работы |
Разрабатывать и внедрять системы стандартизации процессов и процедур | |
Производить оценку применяемых методов и инструментов психологической работы | |
Разрабатывать критерии оценки уровня профессиональной подготовки психологов | |
Организовывать и проводить учебные мероприятия | |
Анализировать информационные источники с целью выявления передового опыта | |
Проводить экспертизу результатов исследований, НИР, НИОКР, ОКР | |
Применять методы математико-статистической обработки данных | |
Разрабатывать и внедрять нормативные документы по направлениям психологической работы | |
Организовывать взаимодействие с научно-исследовательскими учреждениями и информационно-аналитическими службами по вопросам обмена информацией, научного консультирования и экспертизы | |
Осуществлять внедрение информационных технологий по направлению психологической работы и использование технических средств организации психологической работы | |
Организовывать научно-исследовательскую работу | |
Необходимые знания
|
Принципы и правила разработки нормативных документов по направлениям психологической работы |
Принципы стандартизации психологической работы по направлениям деятельности | |
Источники передового опыта по направлениям психологической работы | |
Принципы применения информационных технологий и технических средств по направлению психологической работы | |
Критерии эффективности методов и инструментов психологической работы | |
Положения психологии управления | |
Основы психологии личности | |
Нормативные правовые акты и ведомственные документы, касающиеся организации и осуществления профессиональной деятельности | |
Нормативные правовые акты и ведомственные документы, касающиеся работы с конфиденциальной информацией и персональными данными | |
Нормы профессиональной этики и делового общения | |
Теории и методы организации исследований | |
Положения общей психологии | |
Положения возрастной психологии и психологии развития | |
Положения клинической психологии | |
Положения социальной психологии | |
Положения психологии труда и организационной психологии | |
Положения экстремальной психологии | |
Положения экспериментальной психологии | |
Методы математико-статистической обработки данных | |
Положения педагогической психологии | |
Положения психодиагностики | |
Положения психофизиологии | |
Нормативные правовые акты и ведомственные документы, регламентирующие научную работу | |
Положения юридической психологии | |
Другие характеристики |
- |
3.4.2. Трудовая функция
Наименование |
Проведение научно-прикладных, психологических, социально-психологических и социологических исследований |
Код |
D/02.7 |
Уровень (подуровень) квалификации |
7 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Анализ потребности в проведении и формирование запроса на проведение исследований |
Планирование исследований: формулировка цели, задач и гипотез исследования | |
Организация и проведение исследований | |
Формирование и поддержание базы данных полученных результатов исследований | |
Обработка и анализ полученных результатов исследований | |
Написание отчета по итогам проведенного исследования | |
Внедрение полученных результатов исследования в практику психологической работы | |
Написание материалов по итогам проведенного исследования для дальнейшей публикации | |
Представление результатов проведенного исследования на научных, научно-практических конференциях | |
Разработка требований к проведению научно-прикладных, психологических, социально-психологических и социологических исследований | |
Необходимые умения |
Применять методы математико-статистической обработки данных |
Осуществлять подготовку требований к проведению научно-прикладных исследований | |
Оформлять и представлять результаты исследовательских работ в виде: научных отчетов, аналитических записок, обзоров, профессиональных публикаций, информационных материалов и рекомендаций, докладов | |
Оформлять документацию по организации, анализу и отчету о проведении исследований | |
Применять стандартные пакеты программного обеспечения для обработки эмпирических данных | |
Обрабатывать, интерпретировать и анализировать результаты исследований | |
Разрабатывать требования к организации и проведению научных исследований, критерии их оценок | |
Осуществлять подбор методов и методик, соответствующих целям исследований | |
Осуществлять планирование исследования, включая постановку проблем исследования, определять задачи и гипотезы исследования | |
Необходимые знания |
Принципы разработки требований к проведению научно-прикладных исследований |
Правила внедрения результатов исследований в практику психологической работы | |
Положения общей психологии | |
Положения возрастной психологии и психологии развития | |
Положения клинической психологии | |
Положения социальной психологии | |
Положения психологии труда и организационной психологии | |
Положения экстремальной психологии | |
Положения экспериментальной психологии | |
Методы математико-статистической обработки данных | |
Положения психодиагностики | |
Положения юридической психологии | |
Нормы профессиональной этики и делового общения | |
Теории и методы организации исследований | |
Нормативные правовые акты и ведомственные документы, касающиеся организации и осуществления профессиональной деятельности | |
Нормативные правовые акты и ведомственные документы, касающиеся работы с конфиденциальной информацией и персональными данными | |
Способы представления данных и правила оформления выводов и заключений по результатам социально-психологических и социологических исследований | |
Принципы проведения научно-прикладных, психологических, социально-психологических и социологических исследований | |
Другие характеристики |
- |
3.5. Обобщенная трудовая функция
Наименование |
Деятельность по управлению психологической работой |
Код |
Е |
Уровень квалификации |
7 |
Происхождение обобщенной трудовой функции |
Оригинал X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Возможные наименования должностей, профессий |
Руководитель департамента Руководитель центра Руководитель психологической службы Руководитель филиала Руководитель управления Руководитель отдела Руководитель отделения Руководитель группы Начальник департамента Начальник центра Начальник психологической службы Начальник службы (психологической) Начальник филиала Начальник управления Начальник отдела Начальник отдела (по психологическому обеспечению) Начальник отделения Начальник отделения (по психологическому обеспечению) Начальник группы Директор департамента Директор центра Директор психологической службы Директор филиала Заместитель руководителя департамента Заместитель руководителя центра Заместитель руководителя психологической службы Заместитель руководителя филиала Заместитель руководителя управления Заместитель руководителя отдела Заместитель руководителя отделения Заместитель руководителя группы Заместитель начальника департамента Заместитель начальника центра Заместитель начальника психологической службы Заместитель начальника филиала Заместитель начальника управления Заместитель начальника отдела Заместитель начальника отдела (по психологической работе) Заместитель начальника отдела (по психологическому обеспечению) Заместитель начальника отделения Заместитель начальника отделения (по психологическому обеспечению) Заместитель начальника группы Заместитель директора департамента Заместитель директора центра Заместитель директора психологической службы Заместитель директора филиала |
| |
Требования к образованию и обучению |
Высшее образование - специалитет или магистратура по направлениям подготовки (специальностям) "Психология", "Клиническая психология", "Психология служебной деятельности" |
Требования к опыту практической работы |
Не менее трех лет работы по виду профессиональной деятельности Не менее пяти лет в области психологии и управления для директоров (заместителей) центров, начальников (заместителей) филиалов, начальников отделов для специалистов психологической службы МЧС России Не менее трех лет в области психологии и управления для заместителя начальника отдела, начальников отделений для специалистов психологической службы МЧС России |
Особые условия допуска к работе |
Прохождение обучения мерам пожарной безопасности Прохождение обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда |
Другие характеристики |
Для руководителей (начальников, директоров) департаментов (управлений, служб, центров) рекомендовано дополнительное профессиональное образование (программы государственного и муниципального управления, управления персоналом, управления проектами, делового администрирования, менеджмента и экономики) |
Дополнительные характеристики
Наименование документа |
Код |
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности |
Руководители служб в сфере социальных услуг, не входящие в другие группы |
||
|
- |
|
- |
||
Психолог |
||
|
Психология |
|
Клиническая психология |
||
Психология служебной деятельности |
3.5.1. Трудовая функция
Наименование |
Осуществление оперативного управления психологической работой |
Код |
Е/01.7 |
Уровень (подуровень) квалификации |
7 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия
|
Организация разработки и доведения до исполнителей текущих планов по направлениям психологической работы |
Подготовка предложений по направлению психологической работы для включения в перспективные планы | |
Организация исполнения перспективных и текущих планов и задач направления психологической работы | |
Организация обеспечения необходимыми ресурсами для исполнения перспективных и текущих планов и задач направления психологической работы | |
Организация стандартизации процессов и процедур психологической работы, доведение их до исполнителей | |
Разработка и внедрение инструментов материальной и нематериальной мотивации в рамках направления психологической работы и в соответствии с утвержденной политикой | |
Организация взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными государственными органами, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями в области, касающейся направления психологической работы, в установленном порядке | |
Проведение промежуточного и итогового контроля деятельности по направлению психологической работы, организация подготовки отчетной документации по результатам работы | |
Проведение анализа результатов деятельности по направлению психологической работы и подготовка предложений по совершенствованию процессов и процедур | |
Разработка нормативной правовой базы по направлению психологической работы | |
Необходимые умения |
Оценивать эффективность и результаты работы сотрудников подразделения |
Передавать задачи до уровня подчиненных подразделений и делегировать полномочия | |
Разрабатывать предложения и планы по направлению психологической работы | |
Разрабатывать и внедрять системы стандартизации процессов и процедур | |
Разрабатывать и внедрять системы материальной и нематериальной мотивации сотрудников | |
Осуществлять взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными государственными органами, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями в области, касающейся направления психологической работы | |
Осуществлять проведение контрольных мероприятий по направлению психологической работы | |
Анализировать текущие процессы и процедуры и разрабатывать предложения по их совершенствованию | |
Планировать и организовывать работу сотрудников | |
Необходимые знания
|
Принципы разработки нормативных документов |
Критерии оценки эффективности деятельности по направлению психологической работы | |
Нормативные правовые акты и ведомственные документы, регламентирующие деятельность организации, федеральных органов исполнительной власти | |
Нормы профессиональной этики и делового общения | |
Содержание и структура профессиональных задач по направлениям психологической работы | |
Положения общей психологии | |
Положения возрастной психологии и психологии развития | |
Положения клинической психологии | |
Положения социальной психологии | |
Положения психологии труда и организационной психологии | |
Положения экстремальной психологии | |
Положения психологии управления | |
Положения педагогической психологии | |
Положения экспериментальной психологии | |
Положения юридической психологии | |
Нормативные правовые акты и ведомственные документы, регламентирующие трудовые отношения | |
Системы материального и нематериального мотивирования сотрудников | |
Нормативные правовые акты и ведомственные документы, регламентирующие деятельность организации, федеральных органов исполнительной власти | |
Другие характеристики |
- |
3.5.2. Трудовая функция
Наименование |
Осуществление стратегического управления психологической работой |
Код |
Е/02.7 |
Уровень (подуровень) квалификации |
7 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Разработка планов перспективного развития и совершенствования деятельности в области психологической работы |
Принятие решений по планированию и организации деятельности в особых условиях | |
Прогнозирование перспективных направлений с учетом результатов анализа деятельности по вопросам психологической работы | |
Организация исполнения мероприятий текущего и перспективного планирования психологической работы в целом | |
Определение необходимых ресурсов, организация обеспечения необходимыми ресурсами | |
Разработка и утверждение политики материального и нематериального стимулирования в рамках компетенции | |
Представительство по вопросам психологической работы в средствах массовой информации, федеральных органах исполнительной власти, проверяющих органах; взаимодействие с вышестоящим руководством в установленном порядке | |
Организация итогового контроля психологической работы | |
Обобщение результатов анализа деятельности по вопросам психологической работы и предложений по ее совершенствованию | |
Организация разработки нормативной правовой базы психологической работы | |
Необходимые умения |
Применять навыки публичных выступлений и ведения переговоров на различных уровнях |
Планировать, организовывать и контролировать работу подразделений | |
Подбирать и применять адекватные задачам инструменты мотивирования сотрудников | |
Разрабатывать и внедрять нормативные документы по направлениям психологической работы | |
Обрабатывать, интерпретировать и анализировать результаты оценки психологической работы | |
Анализировать текущие процессы и прогнозировать развитие психологической работы | |
Передавать задачи до уровня подчиненных подразделений и делегировать полномочия | |
Анализировать текущую деятельность в особых условиях | |
Оценивать ситуацию и составлять прогноз развития ситуации в особых условиях | |
Необходимые знания |
Принципы и правила разработки нормативных документов по направлениям психологической работы |
Нормативные правовые акты и ведомственные документы, регламентирующие деятельность организации, федеральных органов исполнительной власти | |
Нормативные правовые акты и ведомственные документы, регламентирующие трудовые отношения | |
Положения возрастной психологии и психологии развития | |
Положения клинической психологии | |
Положения социальной психологии | |
Положения психологии труда и организационной психологии | |
Положения экстремальной психологии | |
Положения психологии управления | |
Положения юридической психологии | |
Положения общей психологии | |
Принципы разработки критериев оценки психологической работы | |
Системы материального и нематериального стимулирования | |
Нормы профессиональной этики и делового общения | |
Основы стратегического планирования | |
Основы организации финансово-экономической деятельности | |
Нормативные правовые акты и ведомственные документы, регламентирующие деятельность в особых условиях | |
Другие характеристики |
- |
IV. Сведения об организациях - разработчиках профессионального стандарта
4.1. Ответственная организация-разработчик
Департамент психологической работы Министерства обороны Российской Федерации, город Москва | |
Руководитель |
Барабанщикова Валентина Владимировна |
4.2. Наименования организаций-разработчиков
1 |
АО "Концерн Росэнергоатом", город Москва |
2 |
Министерство внутренних дел Российской Федерации, город Москва |
3 |
Следственный комитет Российской Федерации, город Москва |
4 |
Федеральная служба исполнения наказаний Российской Федерации, город Москва |
5 |
Федеральная таможенная служба Российской Федерации, город Москва |
6 |
ФКУ "Центр экстренной психологической помощи Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий", город Москва |
------------------------------
1Общероссийский классификатор занятий.
2Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.
3Постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации", действует до 31 декабря 2026 г. включительно.
4Постановление Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2021 г. N 2464 "О порядке обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда", действует до 1 сентября 2026 г.
5Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих.
6Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов.
7Общероссийский классификатор специальностей по образованию.
Для психологов в служебной деятельности Минтруд разработал профстандарт, который будет действовать с 1 сентября 2023 г. до 1 сентября 2029 г. Обозначены трудовые функции, определены квалификационные требования.
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 27 апреля 2023 г. N 395н "Об утверждении профессионального стандарта "Психолог в служебной деятельности"
Зарегистрировано в Минюсте РФ 29 мая 2023 г.
Регистрационный N 73588
Вступает в силу с 1 сентября 2023 г. и действует до 1 сентября 2029 г.
Опубликование:
официальный интернет-портал правовой информации (pravo.gov.ru) 31 мая 2023 г. N 0001202305310007