В соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Положением о Департаменте транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя, утвержденным постановлением Правительства Севастополя от 08.09.2016 N 849-ПП, распоряжением Правительства Севастополя от 25.05.2023 N 79-РП "Об определении исполнительного органа города Севастополя, уполномоченного на проведение отбора организации, осуществляющей функции оператора по эксплуатации, сопровождению и развитию инфраструктуры автоматизированной системы учета и оплаты проезда пассажиров и провоза багажа, учета проданных билетов и совершенных поездок при осуществлении регулярных перевозок автомобильным транспортом, городским наземным электрическим транспортом, водным транспортом города Севастополя", приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Положение об автоматизированной системе учета и оплаты проезда пассажиров и провоза багажа, учета проданных билетов и совершенных поездок при осуществлении регулярных перевозок автомобильным транспортом, городским наземным электрическим транспортом, водным транспортом города Севастополя.
2. Управлению транспорта обеспечить размещение настоящего приказа на официальной странице Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя.
3. Настоящий приказ вступает в силу со дня его подписания.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Исполняющий обязанности директора |
С.В. Таматаев |
УТВЕРЖДЕНО
приказом Департамента транспорта
и развития дорожно-транспортной
инфраструктуры города Севастополя
от 29.05.2023 N 108-о
Положение об автоматизированной системе учета и оплаты проезда пассажиров и провоза багажа, учета проданных билетов и совершенных поездок при осуществлении регулярных перевозок автомобильным транспортом, городским наземным электрическим транспортом, водным транспортом города Севастополя
I. Общие положения
1.1. Настоящий документ определяет назначение, цели, задачи, основные принципы функционирования автоматизированной системы учета и оплаты проезда (далее - АСУОП) пассажиров и провоза багажа, учета проданных билетов и совершенных поездок при осуществлении регулярных перевозок автомобильным транспортом, городским наземным электрическим транспортом, водным транспортом города Севастополя в рамках ее эксплуатации и развития с учетом увеличения количества присоединяемых систем и технических средств, позволяющих совершенствовать методы и способы учета и оплаты проезда пассажиров и провоза багажа. Документ определяет назначение АСУОП, характеристики входящих в него объектов автоматизации, описание структуры и функций компонентов АСУОП.
1.2. Понятия, используемые в настоящем Положении, принимаются в значениях, определенных действующим законодательством и нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Севастополя.
В настоящем Положении также используются следующие понятия:
Уполномоченный орган - Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя;
АСУОП - программно-аппаратный комплекс, предназначенный для обеспечения информационного и технологического взаимодействия, включающий в себя инфраструктуру автоматизированной системы учета и оплаты проезда пассажиров и провоза багажа, учета проданных билетов и совершенных поездок при осуществлении регулярных перевозок автомобильным транспортом, городским наземным электрическим транспортом, водным транспортом города Севастополя (переданной по результатам реализации Инвестиционного договора от 13.09.2017 на создание и эксплуатацию инфраструктуры использования в городе Севастополе единой городской карты Севастополя и безналичной оплаты проезда пассажиров и перевозки багажа, учета проданных билетов и совершенных поездок при осуществлении регулярных перевозок автомобильным транспортом, городским наземным электрическим транспортом, водным транспортом города Севастополя (далее - Инвестиционный договор от 13.09.2017), обеспечивающий информационно-технологическое взаимодействие участников АСУОП при осуществлении пассажирами оплаты проезда и провоза багажа при осуществлении регулярных перевозок автомобильным транспортом, городским наземным электрическим транспортом, водным транспортом города Севастополя с использованием электронных средств оплаты проезда, а также при оплате проезда наличными денежными средствами, с формированием отчетности;
Электронные средства оплаты проезда (ЭСОП) - все виды контактных/бесконтактных банковских карт, бесконтактных смарт-карт, программных приложений, разработанных для мобильных телефонов на платформах iOS и Android и загружаемых на мобильные устройства пользователей АСУОП, и другие возможные носители информации, зарегистрированные в АСУОП и позволяющие оплатить проезд и проводить учёт совершённых поездок;
Оператор - лицо, отобранное по результатам открытого конкурса, обеспечивающее эксплуатацию АСУОП, а также иные функции, предусмотренные настоящим Положением;
Перевозчик - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, участники договора простого товарищества, осуществляющие перевозки пассажиров и багажа по муниципальным маршрутам регулярных перевозок города Севастополя;
Муниципальный маршрут - муниципальный маршрут регулярных перевозок транспортом общего пользования в городе Севастополе, утвержденный Уполномоченным органом;
Единая городская карта Севастополя (далее - ЕГКС) - электронное средство, обеспечивающее учет оплаты поездок пассажиров, перевозки багажа, в том числе автомобильного транспорта на пароме, на транспортных средствах Перевозчиков, подключенных к АСУОП;
Транспортная карга - карта ЕГКС, бесконтактная смарт-карта или материальный носитель, являющийся электронным средством оплаты проезда в АСУОП, в том числе с размещенным на встроенном чипе транспортным приложением, предназначенным для записи транспортного ресурса для осуществления последующей оплаты и регистрации проезда в общественном пассажирском транспорте общего пользования города Севастополя, в качестве материальных носителей которого могут использоваться бесконтактные смарт-карты, брелоки, наручные браслеты, наручные часы и кольца и иные виды материальных носителей, в том числе эмитированные в рамках реализации Инвестиционный договор от 13.09.2017;
Транспортный терминал (терминал оплаты, валидатор) - специализированное устройство, установленное на борту транспортного средства стационарно (для самостоятельной оплаты услуг пассажиром) или переносное (находящееся у кондуктора или водителя транспортного средства), предназначенное для проверки транспортного ресурса, регистрации поездок пассажиров, оплаты проезда с помощью транспортных, банковских карт и наличных денежных средств, оснащенное возможностью выдачи билета;
Агент АСУОП - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заключившие договор с Организатором на право реализации проездных документов, продажи транспортных карт гражданам, а также на право выполнения операций по пополнению транспортных карт;
Оборудование - аппаратно-программные комплексы, в том числе соответствующее программное обеспечение и устройства необходимые для работы АСУОП;
Терминал пополнения - вид оборудования, представляющий собой специализированное устройство, предназначенное для совершения операций пополнения на базе банкомата, устройства самообслуживания и (или) платежного терминала;
Банковская карта - банковская платежная контактная/бесконтактная карта международных платежных систем или национальной платежной системы "МИР". В рамках АСУОП данная карта используется для регистрации проезда и передачи распоряжения на осуществление перевода денежных средств за оказанные услуги по перевозке;
Билет - проездной документ, удостоверяющий право проезда по муниципальным маршрутам. Допускается использование билета, все реквизиты которого указаны на материальном носителе и электронного билета;
Транспортный ресурс - информационная единица учета, записанная на сервере АСУОП, информация о которой дублируется на предоплаченные транспортные карты. Транспортный ресурс выражает сумму денежных средств, внесенных пассажиром с использованием терминала пополнения в счет оплаты проезда по муниципальным маршрутам, а также количество поездок, произведенных пассажиром;
Пополнение - совокупность действий, включающих в себя оплату и запись в память транспортной карты информации о пополнении транспортного ресурса, в том числе информации о приобретаемых транспортных ресурсах на сервер АСОП;
Тариф АСУОП - вознаграждение Оператора за поддержание работы и развитие АСУОП, обеспечение информационно-технологического взаимодействия между участниками АСУОП, предоставление в случае необходимости Перевозчикам оборудования в целях его эксплуатации в рамках АСУОП. Тариф АСУОП может удерживаться Оператором из сумм денежных средств, подлежащих перечислению в адрес Перевозчиков за расчет по транспортным картам. Порядок осуществления расчетов между Оператором и Перевозчиком определяется договором между Оператором и Перевозчиком, заключенным с соблюдением действующего законодательства;
Транзакция - сформированный и зарегистрированный в АСУОП файл учета. Транзакция формируется в результате совершения оплаты проезда на маршруте с использованием транспортных карт, а также при оплате проезда наличными денежными средствами и является безусловным подтверждением факта совершения пассажиром поездки.
II. Цели, задачи и принципы функционирования АСУОП
2.1. Цели функционирования АСУОП:
- повышение качества транспортного обслуживания населения, путем использование единой системы оплаты проезда и учета совершенных поездок в транспорте общего пользования города Севастополя;
- внедрение цифровых технологий и платформенных решений в транспортной сфере города Севастополя, в том числе в интересах населения, бизнес-сообщества и государства;
- получение Заказчиком оперативной полной и достоверной информации о пассажирских перевозках, в том числе о перевозках льготных категорий граждан для эффективного регулирования рынка перевозок пассажиров на общественном транспорте;
- обеспечение эффективного использования средств бюджета города Севастополя при возмещении юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, предоставляющим услуги по перевозке пассажиров на общественном транспорте, недополученных доходов в связи с предоставлением отдельным категориям граждан города Севастополь мер социальной поддержки по льготному проезду;
- снижение доли наличных средств в обороте Перевозчиков АСУОП и расходов на их инкассацию;
- обеспечение прозрачности финансовых потоков и налоговых отчислений в сфере городских пассажирских перевозок;
- предоставление возможности оптимизации планирования маршрутной сети и количества подвижного состава на основе реальных данных о распределении пассажиропотока.
2.2. Основными принципами функционирования АСУОП являются:
- полнота, актуальность и достоверность обрабатываемой в АСУОП информации;
- адаптируемость АСУОП к изменениям требований нормативных правовых актов Российской Федерации и города Севастополя;
- единство используемых терминов, нормативной и справочной информации, АСУОП показателей, регламентов ведения учета, формирования и представления отчетности в рамках АСУОП;
- единство стандартов технологий, форматов, протоколов взаимодействия пользователей АСУОП;
- информационная безопасность АСУОП, обеспечение защиты персональных данных.
2.3. Обеспечение оперативной и достоверной информации о пассажирских перевозках (в том числе о перевозках льготных категорий граждан) транспортом общего пользования города Севастополя.
2.4. Формирование отчетных данных о количестве фактически совершенных поездок в разрезах видов транспорта, видов сообщения, типов маршрутов, стоимости поездок, групп пассажиров, способов оплаты проезда, времени поездок, в том числе по количеству и стоимости поездок пассажиров в установленном порядке отнесенных к льготным категориям граждан.
2.5. Поддержание в работоспособном состоянии программно-аппаратного комплекса, обеспечение взаимодействия и выполнение установленных действующими нормативными правовыми актами города Севастополя, Правилами АСУОП функций участников АСУОП при организации оплаты проезда.
2.6. Развитие АСУОП путем использования в системе банковских карт в качестве удобного механизма для фиксации льготного проезда (помимо классического применения в качестве платежного механизма, получения государственных и коммерческих услуг, применения финансовых и нефинансовых сервисов).
2.7. Обеспечение удобства оплаты проезда и провоза багажа на общественном транспорте, унификация технологий и способов по приему оплаты от физических и юридических лиц, за проезд и провоза багажа, по наличному и безналичному расчету, учету проданных билетов и совершённых поездок гражданами, отнесенными к льготным категориям с использованием электронных средств платежа, а также снижение финансовых и временных издержек Пользователей АСУОП.
2.8. Обеспечение технической возможности применения гибкой системы тарификации при оплате проезда с учетом предоставления скидок и дифференцированных тарифов.
2.9. Обеспечение персонифицированного учета поездок, совершенных пассажирами из числа льготных категорий граждан.
2.10. Информационное взаимодействие с внешними информационными системами в автоматическом или автоматизированном режимах.
2.11. Обеспечение функционирования АСУОП в инфраструктуре морского и пригородного железнодорожного пассажирского транспорта.
III. Основные функции и структура АСУОП
3.1. Организация, функционирование и эксплуатация АСУОП с возможностью использования транспортных карт и иных средств платежа в рамках АСУОП для регистрации оплаты проезда по муниципальным маршрутам и информационно-технологическое взаимодействие между участниками АСУОП в соответствии с требованиями действующего законодательства обеспечивается Оператором с использованием соответствующего оборудования АСУОП.
3.2. Функциями АСУОП являются:
- учет фактов совершения проезда и обеспечение осуществления контроля оплаты проезда на муниципальных маршрутах, указанных в настоящем Положении;
- формирование аналитических и отчетных материалов в соответствии с целями создания АСУОП;
3.3. Информацией, обрабатываемой в АСУОП, являются:
- сведения о муниципальных маршрутах;
- сведения о совершенных поездках на муниципальных маршрутах;
- сведения о способах оплаты проезда на муниципальных маршрутах;
- сведения о перевозчиках, осуществляющих перевозки на муниципальных маршрутах и подключенных к АСУОП.
3.4. АСУОП состоит из следующих основных подсистем:
- программное обеспечение центра обработки транспортных транзакций (ЦОТТ) - система, предназначенная для обеспечения функционирования объекта в автоматическом режиме, обработки транзакций, формируемых при функционировании, формирования информации и документов для проведения взаиморасчётов с пользователями АСУОП;
- система пополнения - система, предназначенная для предоставления интерфейсов информационного взаимодействия с Банком-эмитентом, Перевозчиками и Операторами платежных сервисов, регистрации фактов приема денежных средств в счет предоплаты за оказываемые транспортные услуги;
- единый диспетчерский центр Оператора - совокупность технических и электронных средств, серверов, хранилищ данных, коммутационного оборудования, кабельной инфраструктуры и автоматизированных рабочих мест;
- подсистема контрольно-ревизорской службы (КРС) - подсистема, предназначенная для реализации процесса контроля оплаты/регистрации транспортных карт при проезде в транспортных средствах Перевозчиков;
- подсистема интеграции с внешними системами - подсистема, предназначенная для информационного взаимодействия с внешними информационными системами (в том числе внешней системой облачной фискализации) используемыми Предприятиями, Коммерческими агентами, Операторами платежных сервисов, Уполномоченными органами и Оператором информационной системы "Карта Севастопольца" (в случае создания ИС);
- подсистема информационной безопасности - подсистема, предназначенная для обеспечения комплекса мероприятий по защите информации;
- подсистема работы с агентами, предназначенная для взаимодействия с агентами по пополнению Транспортных карт, ведения взаиморасчетов за оказанные услуги пассажирской перевозки;
- подсистема отчетности, предназначенная для формирования отчетных форм АСУОП.
IV. Порядок организации и функционирования АСУОП
4.1. Участниками АСУОП являются юридические и физические лица, взаимодействующие в процессе автоматизированной оплаты проезда по муниципальным маршрутам.
4.2. Надлежащая эксплуатация и функционирование АСУОП обеспечивается соблюдением участниками АСУОП условий настоящего Положения, заключенных договоров, а также действующего законодательства.
4.3. Данные, полученные в рамках АСУОП, могут быть использованы уполномоченным органом в следующих целях:
- для определения затрат Перевозчиков, связанных с использованием АСУОП;
- для изучения потребности населения в пассажирских перевозках по муниципальным маршрутам;
- для осуществления мониторинга и контроля объема транспортной работы, выполняемой Перевозчиками по муниципальным маршрутам;
- в иных целях, необходимых для обеспечения транспортного обслуживания населения.
4.4. Данные, полученные в рамках АСУОП, используемые в целях, указанных в пункте 4.3 Положения, предоставляются Оператором на основании запросов Уполномоченного органа.
V. Порядок взаимодействия участников АСУОП
5.1. Перевозчики присоединяются к АСУОП путем заключения договора с Оператором в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и в соответствии с заключенными контрактами на осуществление перевозок по муниципальным маршрутам.
5.2. Организация взаимодействия между участниками АСУОП осуществляется с соблюдением мер по защите информации в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации.
5.3. Оператор обеспечивает организацию обмена информацией с Перевозчиками посредством работы подсистем АСУОП, указанных в разделе III настоящего Положения, модулей АСУОП, унифицированных протоколов информационного обмена между подсистемами АСУОП, а также между АСУОП и внешними Системами.
5.4. Информационный обмен в АСУОП осуществляется с использованием локальных вычислительных сетей и глобальных сетей передачи данных.
5.5. Документы в АСУОП направляются посредством защищенного документооборота аппаратно-программного комплекса АСУОП, почтовой связи или в электронном виде на электронную почту в адрес соответствующего участника АСУОП.
5.6. Дополнительные условия электронного документооборота между участниками АСУОП могут быть регламентированы путем заключения отдельного соглашения, условия которого не должны противоречить настоящему Положению.
VI. Порядок расчетов между участниками АСУОП
6.1. Тариф АСУОП устанавливается в зависимости от используемого пассажиром способа оплаты проезда, включая учет проезда льготных категорий граждан, и определяется в договоре, заключенном между Оператором и Перевозчиком, но не превышает значений, предусмотренных договором, заключенным Уполномоченным органом с Оператором по результатам конкурсного отбора.
6.2. Порядок и периодичность выплаты Тарифа АСУОП определяется в договоре, заключенном между Оператором и Перевозчиком.
VII. Виды используемых в АСУОП транспортных и банковских карт
Виды карт, применяемых в АСУОП:
- бесконтактные банковские карты платежных систем МИР, VISA, MasterCard применяемые для осуществления проезда с использованием денежных средств, находящихся на банковском счете.
- смарт-карта стандарта Mifare, применяется для осуществления проезда с использованием записанного на такую карту транспортного ресурса, в том числе персонифицированные транспортные карты;
- форм факторы стандарта Mifare (браслеты, брелоки, кольца и пр.);
Оператором по согласованию с уполномоченным органом могут вводиться в АСУОП и иные виды транспортных карт. В случае появления транспортных или банковских карт других типов Оператор обязан осуществить их поддержку.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В Севастополе учет и оплата проезда пассажиров и провоза багажа, а также учет проданных билетов и совершенных поездок при осуществлении регулярных перевозок автомобильным, городским наземным электрическим и водным транспортом осуществляются посредством соответствующей автоматизированной системы (определены ее структура и функции входящих в нее отдельных компонентов).
Оператора, обеспечивающего эксплуатацию АСУОП, отберут по результатам открытого конкурса.
Перевозчики будут присоединяться к АСУОП путем заключения договора с оператором и в соответствии с заключенными контрактами на осуществление перевозок по муниципальным маршрутам.
Определены способы, которыми смогут расплатиться пассажиры (бесконтактные банковские карты платежных систем МИР, VISA, MasterCard; транспортные карты, в том числе персонифицированные; а также браслеты, брелоки, кольца и пр.).
Взаимодействие между участниками АСУОП предписано организовать с соблюдением мер по защите информации.
Приказ вступает в силу со дня его подписания.
Приказ Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г. Севастополя от 29 мая 2023 г. N 108-о "Об утверждении Положения об автоматизированной системе учета и оплаты проезда пассажиров и провоза багажа, учета проданных билетов и совершенных поездок при осуществлении регулярных перевозок автомобильным транспортом, городским наземным электрическим транспортом, водным транспортом города Севастополя"
Вступает в силу с 29 мая 2023 г.
Опубликование:
официальный сайт Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г. Севастополя (https://dtdi.sev.gov.ru/) 29 мая 2023 г.