Заслушав и обсудив информацию руководителя Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Краснодарскому краю полковника внутренней службы Д.Г. Ткаченко о деятельности Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Краснодарскому краю в 2022 году и задачах на 2023 год, Законодательное Собрание Краснодарского края отмечает следующее.
В 2022 году деятельность Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Краснодарскому краю (далее также - Главное управление) была основана на выполнении основных задач, поставленных перед Федеральной службой судебных приставов, с учетом ключевых целей, заявленных в Публичной декларации целей и задач Федеральной службы судебных приставов на 2022 год, а именно:
обеспечение принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц;
обеспечение неотвратимости ответственности лиц, совершивших преступления и административные правонарушения, относящиеся к компетенции Федеральной службы судебных приставов;
создание условий для надлежащего исполнения правосудия и обеспечения безопасности в судах;
обеспечение функционирования информационных систем Федеральной службы судебных приставов;
совершенствование механизмов взаимодействия Федеральной службы судебных приставов с гражданами и организациями;
обеспечение защиты прав и законных интересов граждан в сфере деятельности по возврату просроченной задолженности.
С учетом социально-экономической и политической обстановки в стране пополнение консолидированного бюджета в 2022 году также являлось одним из ключевых направлений деятельности Главного управления.
Была продолжена работа по формированию кадрового состава Главного управления. По итогам 2022 года укомплектованность Главного управления сотрудниками и гражданскими служащими составила 89,6 процента. В целях совершенствования и развития кадрового состава Главного управления, а также формирования его высоких профессиональных качеств применялись различные формы обучения, включая профессиональную и служебную подготовку, в том числе с использованием института наставничества.
Кроме этого, в 2022 году Главным управлением осуществлялся комплекс мер принудительного исполнения, вплоть до применения мер административного и уголовного воздействия.
В деятельности Главного управления в 2022 году применялись новеллы действующего законодательства, которые имели особое общественное значение. В число таковых входят изменения, предусмотренные Федеральным законом от 29 июня 2021 года N 234-ФЗ "О внесении изменений в статью 446 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Федеральный закон "Об исполнительном производстве", которые обеспечивают ежемесячное сохранение прожиточного минимума при обращении взыскания на доходы должника. Такой элемент защиты широко востребован гражданами, оказавшимися в сложной жизненной ситуации.
В административное и уголовное законодательство внесены изменения, направленные на защиту прав получателей алиментов.
Так, федеральными законами от 30 декабря 2021 года N 479-ФЗ "О внесении изменений в статью 5.35.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" и от 30 декабря 2021 года N 499-ФЗ "О внесении изменений в статью 157 Уголовного кодекса Российской Федерации" установлено, что в случае, если должник без уважительных причин осуществляет ежемесячные алиментные платежи в размере менее установленного решением суда или нотариальным соглашением, то он подлежит административной, а затем и уголовной ответственности. Указанные изменения позволяют более эффективно воздействовать на должников по алиментным обязательствам и исключают противоречивые понятия о частичном выполнении обязательств по алиментным платежам.
Федеральным законом от 21 декабря 2021 года N 417-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", направленным на цифровую трансформацию принудительного исполнения и автоматизацию деловых процессов, в первую очередь разрешается проблема идентификации должников, а также вводится новая форма вынесения отдельных безусловных процессуальных решений - в автоматическом режиме по вопросам возбуждения, окончания, приостановления, прекращения исполнительного производства. Это относится к случаям, не требующим личного участия судебного пристава-исполнителя.
Реализация указанных нововведений позволит оптимизировать систему принудительного исполнения, что особенно важно в условиях продолжающегося роста поступления исполнительных документов и, соответственно, увеличения нагрузки на судебных приставов-исполнителей.
Актуальной для Главного управления в 2022 году оставалась проблема, связанная с выдачей судебными органами исполнительных документов, содержащих недостоверные сведения об идентификации должников.
В 2022 году Главным управлением реализован комплекс мер, способствующих эффективному обеспечению установленного порядка деятельности судов.
В связи с проведением специальной военной операции в целях предотвращения возможных террористических угроз со стороны недружественных России стран директором Федеральной службы судебных приставов было принято решение о несении службы с оружием на постах N 1 при входе в здания структурных подразделений. С 1 июля 2022 года Главное управление осуществило переход на указанный вид несения службы.
Таким образом, службу с оружием несут 267 судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов (далее - судебный пристав по ОУЛДС), из них в федеральных судах - 143 человека, в отдельно стоящих зданиях судебных участков мировых судей - 75 человек, во всех зданиях структурных подразделений Главного управления на постах N 1 - 49 человек.
Судебными приставами по ОУЛДС исполнено 36438 заявок (100 процентов) на обеспечение безопасности судей, заседателей и иных участников судебного процесса, а также на доставку к месту проведения судебного процесса уголовных дел и вещественных доказательств. Данный показатель больше, чем в 2021 году, на 17 тыс. заявок.
Обеспечено охраной 143 здания судов.
При осуществлении пропускного режима в зданиях, помещениях судов выявлено более 8 тыс. запрещенных к проносу предметов, представляющих потенциальную угрозу для жизни и здоровья судей и участников судебного процесса, из них 56 единиц газового и травматического оружия, 126 единиц боеприпасов, 91 единица электрошоковых устройств, а также 8168 иных предметов, представляющих угрозу для безопасности окружающих. Чрезвычайных ситуаций допущено не было.
При поддержании общественного порядка в судах судебные приставы по ОУЛДС выявили более 1,5 тыс. административных правонарушений.
Эффективность осуществления приводов лиц, уклоняющихся от добровольной явки в суд, составила 97,1 процента.
Несмотря на ограничение международных авиаперелетов, сотрудниками Главного управления во взаимодействии с ГУ МВД России по Краснодарскому краю выдворено за пределы Российской Федерации 558 человек.
Одной из задач, возложенных законом на судебных приставов по ОУЛДС, является реализация функции по содействию органам внутренних дел в розыске лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия или суда.
В 2022 году судебными приставами по ОУЛДС задержано 292 лица, скрывавшихся от органов дознания, следствия или суда, что больше, чем в 2021 году, на 13 процентов. По данным ГУ МВД России по Краснодарскому краю, в 2022 году в розыске находилось 1938 человек. Таким образом, силами сотрудников Главного управления задержано 15 процентов от общего числа разыскиваемых в России лиц.
В 2022 году Главным управлением была продолжена работа по обеспечению принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц.
Так, на исполнении в структурных подразделениях Главного управления в 2022 году находилось 5 млн. 53 тыс. исполнительных производств, что на 362 тыс. исполнительных производств больше, чем в 2021 году. При этом отмечается увеличение как числа поступивших судебных актов, которое возросло на 213 тыс. и составило 2 млн. 418 тыс., так и количества поступивших постановлений уполномоченных органов, которое увеличилось на 149 тыс. и составило 2 млн. 486 тыс. Служебная нагрузка на одного судебного пристава-исполнителя составила 6,3 тыс. исполнительных производств. Количество оконченных и прекращенных исполнительных производств составило 2 млн. 231 исполнительное производство, что на 89 тыс. исполнительных производств больше, чем в 2021 году.
Несмотря на увеличение нагрузки на судебных приставов-исполнителей, отмечается положительная динамика в течение трех лет по количеству оконченных судебных актов. Так, в 2019 году их число составило 659 тыс., в 2021 году - 730 тыс., а в 2022 году - 780 тыс.
На протяжении последних трех лет сохраняется положительная динамика по окончанию судебных актов в рамках исполнительных производств о взыскании алиментных платежей, задолженности в пользу кредитных организаций с физических и юридических лиц, а также в пользу предприятий жилищно-коммунального хозяйства.
Общая сумма, взысканная в результате деятельности судебных приставов-исполнителей, составила 28 млрд. 320 млн. рублей. В доход консолидированного бюджета в результате деятельности Главного управления перечислено 10 млрд. 644 млн. рублей. В доход федерального бюджета взыскан исполнительский сбор на сумму 1 млрд. 486 млн. рублей.
В рамках 24619 исполнительных производств на сумму более 8 млрд, рублей должникам обеспечено сохранение прожиточного минимума.
Одним из важнейших показателей эффективности работы судебных приставов-исполнителей является применение мер по наложению ареста на имущество должников, поскольку данная мера не только способствует взысканию задолженности, но и побуждает должников оплачивать свои долги самостоятельно.
Не менее важную социальную значимость имеют исполнительные производства о взыскании заработной платы. Судебные органы являются последним и наиболее эффективным средством защиты нарушенных прав и законных интересов работника.
В 2022 году на 48 процентов снизилось количество предъявленных к исполнению исполнительных документов о взыскании задолженности по заработной плате на территории Краснодарского края. Таким образом, на исполнении находилось 3637 исполнительных производств на сумму 212 млн. рублей. Окончено 3287 исполнительных производств на сумму 181 млн. 692 тыс. рублей.
Зарегистрировано 10 сообщений о преступлениях в рамках исполнительных; производств о взыскании задолженности по заработной плате (по части 2 статьи 315 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) - 9 сообщений, по части 2 статьи 145.1 УК РФ - 1 сообщение). По результатам рассмотрения сообщений о преступлениях возбуждено 9 уголовных дел по части 2 статьи 315 УК РФ, 1 сообщение о преступлении по части 2 статьи 145.1 УК РФ направлено в Следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Краснодарскому краю.
Предметом особого внимания Главного управления в 2022 году являлось исполнение требований исполнительных документов, связанных с обеспечением прав детей на получение алиментов.
Благодаря многоуровневой системе контроля и ежедневной работе судебных приставов сумма взысканной задолженности по алиментам возросла в сравнении с 2021 годом с 1 млрд. 975 млн. рублей до 2 млрд. 384 млн. рублей.
Несмотря на увеличение количества предъявляемых на исполнение исполнительных документов данной категории на 21 процент, Главному управлению удалось достичь положительной динамики. Окончено 28 тыс. 940 исполнительных производств, что на 4 тыс. исполнительных производств больше, чем в 2021 году. Уровень обеспечения реализации прав детей на получение алиментов на территории Краснодарского края составил 82,2 процента.
Эффективным методом воздействия на должников по алиментным обязательствам является применение мер административного и уголовного воздействия. По итогам 2022 года возбуждено 4058 дел об административных правонарушениях по статье 5.35.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), 2000 уголовных дел по статье 157 УК РФ. Дознавателями на досудебной стадии уголовного судопроизводства приняты решения об отказе в возбуждении уголовных дел либо прекращении уголовных дел в 23 случаях в связи с погашением задолженности по алиментным платежам в полном объеме на сумму порядка 5 млн. рублей.
В ряде случаев при исполнении исполнительных производств об определении порядка общения и передачи детей не обходится без объявления исполнительного розыска ребенка. При этом дети, которых скрывают родители, как правило, не посещают школу и медицинские учреждения, не имеют условий для социализации. На исполнении Главного управления в 2022 году находилось 19 дел по розыску детей, из которых 15 прекращено в связи с установлением местонахождения детей. На сегодняшний день в рамках 4 разыскных дел ведутся мероприятия, в том числе связанные с объявлением детей в федеральный розыск.
На особом контроле Главного управления остаются исполнительные документы о взыскании административных штрафов ГИБДД в отношении должников, подвергнутых множественным административным штрафам, а также административных штрафов, наложенных судами за управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения. В 2022 году на исполнении Главного управления находилось 678 тыс. исполнительных производств (в отношении 33 тыс. должников) на сумму 480 млн. 895 тыс. рублей в отношении должников, подвергнутых множественным административным штрафам.
Окончено и прекращено более 450 тыс. исполнительных производств (в отношении 25 тыс. должников) на сумму 305 млн. 111 тыс. рублей.
В рамках исполнительных производств о взыскании штрафов, наложенных судами за управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения, в 2022 году взыскано 73 млн. 345 тыс. рублей.
Также на особом контроле в Главном управлении находятся исполнительные производства по искам органов прокуратуры, где должниками выступают органы государственной власти и местного самоуправления.
В 2022 году на исполнении в структурных подразделениях Главного управления находилось 8267 исполнительных производств указанной категории. Всего окончено и прекращено 3701 исполнительное производство.
В 2022 году зарегистрировано 56 сообщений о преступлениях в отношении представителей органов власти и иных бюджетополучателей по признакам преступлений, предусмотренных частью 2 статьи 315 УК РФ. В рамках 28 исполнительных производств приняты меры к исполнению решения суда, в связи с чем дознавателями структурных подразделений вынесены постановления об отказе в возбуждении уголовных дел по сообщениям о преступлениях. 28 сообщений передано в Следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Краснодарскому краю.
Другим важным социально значимым направлением деятельности Главного управления в 2022 году являлась организация работы по исполнению требований исполнительных документов, связанных с ликвидацией несанкционированных свалок на земельных участках. Проблема твердых коммунальных отходов на Кубани требует пристального внимания.
В 2022 году в Главном управлении на принудительном исполнении находилось 26 исполнительных производств указанной категории, из них 18 окончено фактическим исполнением требований. В рамках 8 исполнительных производств должникам вручены предупреждения по статье 315 УК РФ. В рамках 3 исполнительных производств должники привлечены к административной ответственности, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 17.15 КоАП РФ. Зарегистрировано 3 сообщения о преступлениях в отношении должников по части 2 статьи 315 УК РФ, после чего 2 исполнительных производства окончены в связи с фактическим их исполнением. В отношении 1 юридического лица возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного частью 2 статьи 315 УК РФ. Дело направлено в суд.
Не менее важным направлением принудительного исполнения является категория исполнительных производств, связанных с бесплатным обеспечением граждан лекарственными препаратами. На исполнении Главного управления в 2022 году находилось 345 исполнительных производств данной категории. Окончено и прекращено 65 исполнительных производств. На сегодняшний день в работе находится 280 исполнительных производств, в рамках которых 265 взыскателей обеспечиваются необходимыми лекарственными препаратами ежемесячно. При этом срок исполнения данных исполнительных производств является длительным.
В 2022 году Главным управлением обеспечена неотвратимость ответственности должностных лиц за волокиту, ненадлежащее исполнение и уклонение от исполнения судебных решений по вопросам обеспечения граждан лекарственными препаратами. Так, в рамках 15 исполнительных производств должностные лица министерства здравоохранения Краснодарского края привлекались к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ, назначены административные штрафы на сумму 160 тыс. рублей.
В результате применения указанных мер административного воздействия 13 взыскателей в настоящее время обеспечены лекарственными препаратами.
Кроме того, дознавателями структурных подразделений Главного управления зарегистрировано 12 сообщений о преступлениях в отношении должностных лиц министерства здравоохранения Краснодарского края по признакам состава преступления, предусмотренного частью 2 статьи 315 УК РФ. По результатам рассмотрения указанных сообщений дознавателями структурных подразделений приняты решения об отказе в возбуждении уголовных дел в связи с обеспечением взыскателей необходимыми препаратами.
На постоянном контроле Главного управления находились и продолжают находиться исполнительные производства о сносе самовольно возведенных строений в городах Анапа, Геленджик, Краснодар, Новороссийск, Сочи, Туапсе, в том числе строений, расположенных на землях лесного фонда.
В результате принятых мер принудительного исполнения завершено исполнение 511 исполнительных производств.
Из общего количества исполнительных производств о сносе многоквартирных домов (145) завершить удалось исполнительные производства по 38 объектам самовольного строительства.
Благодаря слаженному взаимодействию с прокуратурой Краснодарского края и администрацией Краснодарского края Главному управлению удалось выработать действенный механизм по отработке данной категории исполнительных производств.
В 2022 году Главным управлением осуществлялись меры по обеспечению функционирования информационных систем.
Была продолжена работа в рамках соглашения от 27 мая 2020 года N 25/18-МВ, заключенного между Федеральной службой судебных приставов и администрацией Краснодарского края, в соответствии с которым организовано взаимодействие в электронном виде между судами общей юрисдикции, мировыми судьями Краснодарского края и Главным управлением в части направления электронных исполнительных документов для принудительного исполнения. В 2022 году в Главное управление поступило 10058 исполнительных документов в электронном виде из краевых, областных, районных и городских судов различных регионов, в том числе из судов Краснодарского края (8664). Из судебных участков мировых судей различных регионов поступило 29255 исполнительных документов, из судебных участков мировых судей Краснодарского края -27291 исполнительный документ.
Цифровая трансформация принудительного исполнения является важнейшей задачей Федеральной службы судебных приставов в условиях постоянно увеличивающегося поступления исполнительных документов и высокой нагрузки на судебных приставов-исполнителей. На федеральном уровне организован автоматизированный электронный документооборот по получению информации об имущественном положении должника с регистрирующими и иными органами, а также кредитными организациями.
Доля постановлений, вынесенных на основании полученных ответов в рамках электронного документооборота и направленных для исполнения в кредитные организации и регистрирующие органы в целях наложения ограничений на должника и его имущество, в общем количестве таких постановлений составила 98 процентов.
За 2022 год раздел "Банк данных исполнительных производств" официального сайта Главного управления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" посетили более 1 млн. раз. Для удобства оплаты имеющихся задолженностей пользователи скачали порядка 160 тыс. квитанций.
Кроме этого, одним из важных направлений деятельности Главного управления в 2022 году являлось совершенствование механизмов взаимодействия Главного управления с гражданами и организациями.
О социальной важности развития государственных цифровых сервисов говорят высокие темпы роста популярности Единого портала государственных и муниципальных услуг, в том числе среди лиц, являющихся сторонами исполнительного производства. В связи с удобством и широкой доступностью указанного ресурса для всех категорий граждан посредством его использования за 2022 год в Главное управление направлено более 1 млн. заявлений, обращений, жалоб, ходатайств, в том числе 266 тыс. заявлений о предоставлении государственных услуг, которые рассмотрены с принятием решений по доводам заявителей. Уровень удовлетворенности граждан качеством предоставления указанной государственной услуги составил 100 процентов.
В 2022 году количество обращений, поступивших в Главное управление в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", осталось на уровне 2021 года и составило порядка 13000 обращений.
Для повышения доступности обеспечения права граждан на получение информации о деятельности Федеральной службы судебных приставов, а также оперативного доведения до граждан актуальной информации в сфере исполнительного производства в Главном управлении продолжает работу группа телефонного обслуживания сторон исполнительного производства, определен единый телефонный номер. В 2022 году принято порядка 200 тыс. звонков.
В целях снижения количества поступающих обращений граждан и юридических лиц с сентября 2021 года в Главном управлении действует единый центр приема граждан, работа которого позволяет сократить образование очередей в отделах (отделениях) Главного управления и осуществить переход на дистанционное взаимодействие с гражданами и представителями организаций.
В указанном центре в 2022 году принято 432 заявителя, обратившихся по вопросам исполнительных производств, находящихся на исполнении в структурных подразделениях Главного управления.
Для наиболее оперативного решения вопросов, возникающих в рамках исполнительных производств, в 2023 году прием граждан и представителей организаций проводится три раза в неделю. С целью информирования населения изготовлен видеоролик, который демонстрировался на светодиодном экране здания администрации города Краснодара. Кроме того, данный ролик транслировался телекомпаниями "Кубань-24" и ГТРК "Кубань".
Одним из ключевых направлений деятельности Главного управления в 2022 году являлось обеспечение защиты прав и законных интересов граждан в сфере деятельности по возврату просроченной задолженности.
В 2022 году в государственном реестре Главного управления находилось 11 юридических лиц, осуществляющих функции по возврату просроченной задолженности. Принято к рассмотрению 1139 обращений граждан по вопросам деятельности коллекторских, микрофинансовых и кредитных организаций при взыскании просроченной задолженности. По существу рассмотрено 1043 обращения, 937 обращений признано необоснованными, 106 - обоснованными.
В целях восстановления нарушенных прав и законных интересов граждан Главным управлением составлено 125 протоколов об административных правонарушениях (на 22 протокола больше, чем в 2021 году), из них по статье 14.57 КоАП РФ - 113 протоколов (54 - в отношении микрофинансовых организаций, 44 - в отношении кредитных организаций, 12 - в отношении коллекторских организаций). Кроме того, объявлено 20 предостережений о недопустимости нарушений обязательных требований.
Судами различных инстанций, а также должностными лицами Главного управления правонарушители привлечены к административной ответственности с назначением административного штрафа на общую сумму 3 млн. 640 тыс. рублей.
На основании вышеизложенного Законодательное Собрание Краснодарского края постановляет:
1. Информацию руководителя Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Краснодарскому краю полковника внутренней службы Д.Г. Ткаченко о деятельности Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Краснодарскому краю в 2022 году и задачах на 2023 год принять к сведению.
2. Отметить работу Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Краснодарскому краю в части:
обеспечения принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц;
обеспечения неотвратимости ответственности лиц, совершивших преступления и административные правонарушения, относящиеся к компетенции Федеральной службы судебных приставов;
создания условий для надлежащего исполнения правосудия и обеспечения безопасности в судах;
обеспечения функционирования информационных систем Федеральной службы судебных приставов;
совершенствования механизмов взаимодействия Федеральной службы судебных приставов с гражданами и организациями;
обеспечения защиты прав и законных интересов граждан в сфере деятельности по возврату просроченной задолженности.
3. Рекомендовать Главному управлению Федеральной службы судебных приставов по Краснодарскому краю:
1) продолжить работу по формированию, совершенствованию и развитию кадрового состава Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Краснодарскому краю;
2) принять меры, направленные на:
увеличение суммы, взысканной по всем категориям исполнительных производств, находящихся на исполнении, уделив особое внимание взысканию денежных средств в бюджетную систему бюджетов всех уровней;
сокращение остатка и увеличение суммы, взысканной по алиментным платежам;
взыскание задолженности по заработной плате с целью понуждения должников к фактической оплате задолженности;
отработку каждого исполнительного производства, по которому должниками проходят бюджетополучатели, до принятия окончательного процессуального решения, в том числе в рамках уголовно-правового воздействия;
повышение качества работы по выявлению и документированию преступлений, относящихся к компетенции Федеральной службы судебных приставов, повышение эффективности применения мер уголовно-правового принуждения, соблюдение сроков уголовного судопроизводства и снижение количества процессуальных нарушений;
повышение эффективности применения полномочий административной юрисдикции, ужесточение контроля за качеством административных дел, возбужденных должностными лицами Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Краснодарскому краю;
снижение информационных барьеров и установление обратной связи с гражданами в целях упрощения процедуры взаимодействия.
4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на постоянный комитет Законодательного Собрания Краснодарского края по вопросам законности, правопорядка и правовой защиты граждан.
Председатель Законодательного |
Ю.А. Бурлачко |
г. Краснодар
25 мая 2023 года
N 436-П
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Законодательного Собрания Краснодарского края от 25 мая 2023 г. N 436-П "О деятельности Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Краснодарскому краю в 2022 году и задачах на 2023 год"
Вступает в силу с 10 июня 2023 г.
Опубликование:
официальный сайт Законодательного Собрания Краснодарского края (http://www.kubzsk.ru) 30 мая 2023 г.
официальный интернет-портал правовой информации (http://publication.pravo.gov.ru) 31 мая 2023 г. N 2300202305310006