В соответствии с распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 16.12.2020 N Р-174 "Об утверждении Концепции создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров" и в целях реализации мероприятия по созданию региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров в рамках федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование" приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Положение о региональной системе научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров системы образования Ульяновской области.
2. Признать утратившим силу приказ Министерства просвещения и воспитания Ульяновской области от 07.07.2022 N 15 "О региональной системе научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров системы образования Ульяновской области".
Исполняющий обязанности Министра просвещения |
И.В. Киселева |
Утверждено
приказом Министерства просвещения
и воспитания Ульяновской области
от 1 июня 2023 г. N 7
Положение
о региональной системе научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров системы образования Ульяновской области
1. Настоящее Положение определяет назначение и структуру, а также порядок создания и функционирования региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров (далее - Положение, РС НМС соответственно) в целях обеспечения реализации мероприятий регионального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование" в части создания условий для развития кадрового потенциала и профессионального роста педагогических работников и управленческих кадров системы образования Ульяновской области.
2. Понятия, применяемые в настоящем Положении, используются в значениях, указанных в распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 16.12.2020 N Р-174 "Об утверждении Концепции создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров".
3. Целью РС НМС является повышение эффективности систем и управленческих кадров, в том числе обеспечивающего взаимодействие субъектов научно-методической деятельности регионального, муниципального уровня и институционального уровня (уровня образовательной организации) в соответствии с приоритетными задачами в области образования.
4. Стратегические задачи РС НМС:
в области управления РС НМС:
интеграция процессов и результатов деятельности различных субъектов РС НМС в рамках единого научно-методического пространства непрерывного развития профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров;
синхронизация критериев и показателей эффективности деятельности различных субъектов РС НМС в рамках единого научно-методического пространства непрерывного развития профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров;
внедрение процедур и инструментов оценки эффективности РС НМС;
развитие системы "горизонтальных" связей региональных сегментов РС НМС в том числе - в части обмена эффективными педагогическими и управленческими практиками, с использованием ресурса стажировочных площадок;
в области непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров в рамках РС НМС:
актуализация содержания и экспертиза качества программ дополнительного профессионального образования (далее - ДПО), цифровизация образовательных технологий и персонификация образовательных треков непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров;
развитие сетевого взаимодействия между субъектами научно-методической деятельности для создания единой информационно-методической среды, способствующей профессиональному росту педагогических работников и управленческих кадров, разработки, апробации и внедрения инновационных моделей повышения квалификации (профессиональной переподготовки) на основе объединения и совместного использования ресурсов;
в области содержательно-методического сопровождения непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров в рамках РС НМС:
развитие системы адресного научно-методического сопровождения субъектов РС НМС и субъектов научно-методической деятельности в рамках ключевых процессов непрерывного повышения профессионального мастерства, в том числе способствующего устранению профессиональных дефицитов педагогических работников и управленческих кадров, выявленных на основе диагностики их профессиональных компетенций;
технологизация методической деятельности, формирование единых подходов к работе региональных методистов, оценке их эффективности;
создание условий организации и проведения стажировок по ключевым направлениям развития системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров;
внедрения результатов прикладных исследований в педагогическую и управленческую практики;
развитие различных форм поддержки и сопровождения педагогических работников и управленческих кадров, в том числе с использованием наставнических практик;
создание единой системы выявления, обобщения, продвижения и внедрения, подтвердивших эффективность педагогических и управленческих практик.
5. Принципами формирования региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров являются:
соответствие деятельности РС НМС приоритетным задачам в сфере образования;
активное сетевое взаимодействие между субъектами научно-методической деятельности, обеспечивающее синергетический эффект от объединения и использования ресурсов партнеров для разработки, апробации и внедрения инновационных моделей повышения квалификации и профессиональной переподготовки;
совместное планирование и принятие решений на уровне субъектов РС НМС (постановка задач и их выполнение на основе составления единого плана работ, согласованного и эффективного использования имеющихся кадровых, инфраструктурных и финансовых ресурсов);
ориентация и оперативное реагирование на профессиональные дефициты и запросы педагогических работников и управленческих кадров в условиях быстрого развития общества и системы образования;
взаимная ответственность и доверие, то есть принятие решений между методическими службами на основе равноправия и взаимности выгод и обязательств;
координация и интеграция деятельности методических служб различных уровней.
6. В состав РС НМС входят структурные компоненты регионального, муниципального и институционального уровней и обеспечивает преемственность научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров в региональной системе образования на всех уровнях.
7. Структурный компонент регионального уровня РС НМС представляют субъекты:
7.1. Министерство просвещения и воспитания Ульяновской области (далее - Министерство):
утверждает комплекс мер ("дорожную карту") по созданию РС НМС;
обеспечивает условия (материально-технические, финансовые, кадровые и иные) для достижения показателей функционирования РС НМС;
осуществляет мониторинг эффективности функционирования РС НМС.
7.2. Областное государственное автономное учреждение "Институт развития образования":
организует и проводит образовательные мероприятия для педагогических работников и управленческих кадров;
предоставляет данные о реализуемых дополнительных профессиональных педагогических программах для формирования паспорта ДПО;
обеспечивает проведение региональных конкурсов профессионального мастерства педагогических работников;
обеспечивает реализацию региональной программы инновационных процессов в образовании;
обеспечивает информационно-методическое и организационно-техническое сопровождение аттестации педагогических работников в возрасте до 35 лет, в том числе молодых специалистов;
обеспечивает информационно-методическое и организационно-техническое сопровождение реализации Закона Ульяновской области от 25.09.2019 N 109-ЗО "О правовом регулировании отдельных вопросов статуса педагогических работников, осуществляющих педагогическую деятельность на территории Ульяновской области";
выполняет иные задачи и функции, возложенные Министерством.
7.3. Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников Ульяновской области (далее - ЦНППМ).
ЦНППМ выступает координатором РС НМС. ЦНППМ создан в качестве структурного подразделения ФГБОУ ВО "Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова".
Функции ЦНППМ:
взаимодействует с координатором единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров (далее - ЕФС), в том числе осуществляет работу на едином федеральном портале дополнительного профессионального образования;
осуществляет координацию деятельности РС НМС;
организует процесс выявления профессиональных дефицитов педагогических работников и управленческих кадров;
организует разработки и сопровождения индивидуальных образовательных маршрутов непрерывного профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров;
организует разработки и внедрения различных форм адресной поддержки и сопровождения педагогических работников в возрасте до 35 лет и в первые три года работы;
организует внедрения целевой модели наставничества педагогических работников;
организует внедрения и тиражирования лучших инновационных педагогических и управленческих практик;
осуществляет координацию методической (научно-методической) деятельности общественно-профессиональных объединений;
организует проведения стажировок педагогических работников и управленческих кадров;
организует обучения педагогических работников и управленческих кадров субъекта Российской Федерации, в том числе по новейшим программам ДПО;
организует вовлечения педагогических работников в экспертную деятельность;
осуществляет адресную методическую поддержку, консультирование, сопровождение педагогических работников и управленческих кадров;
осуществляет оказание методической помощи педагогическим работникам общеобразовательных организаций с низкими образовательными результатами.
Комплексное сопровождение деятельности ЦНППМ осуществляется через координатора ЕФС, в том числе посредством обеспечения доступа ЦНППМ к единому федеральному порталу дополнительного профессионального образования.
ЦНППМ из числа штатных сотрудников, а также лиц, привлекаемых по договорам гражданско-правового характера и на иных условиях сотрудничества, формируется региональный методический актив. Основу регионального методического актива составляют педагогические работники высшей квалификационной категории, имеющие высшее педагогическое образование и стаж работы по специальности не менее 5 лет.
В состав регионального методического актива включаются педагогические работники, осуществляющие педагогическую деятельность в образовательной организации, реализующей основные общеобразовательные программы. В состав регионального методического актива могут войти руководители методических объединений, советов, ведущие и старшие эксперты предметных комиссий ОГЭ, ЕГЭ, тьюторы и наставники, лидеры профессиональных педагогических сообществ, педагогические работники, учащиеся, которые демонстрируют стабильно высокие результаты.
Региональный методический актив осуществляет деятельность по методическому сопровождению педагогических работников и управленческих кадров по следующим направлениям:
посткурсовое сопровождение программ ДПО;
реализация программ повышения квалификации на завершающих этапах (в практической части) при каскадной системе повышения квалификации;
тьюторское сопровождение программ ДПО, включенных в федеральный реестр;
выявление профессиональных дефицитов педагогических работников и управленческих кадров;
построение и сопровождение индивидуальных образовательных маршрутов непрерывного профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров;
организация взаимодействия, взаимопомощи и взаимообучения;
методическая помощь педагогическим работникам, осуществляющим педагогическую деятельность в общеобразовательных организациях с низкими образовательными результатами обучающихся;
оказание консультативной помощи и поддержки педагогическим работникам и управленческим кадрам.
7.4. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова" (по согласованию):
обеспечивает разработку и реализацию программ ДПО в соответствии с запросом, сформулированным на основе выявленных профессиональных дефицитов педагогических и управленческих кадров, в том числе с последующим включением в федеральный реестр;
проводит прикладные исследования образовательных систем;
разрабатывает модели выявления, отбора и сопровождения педагогически одаренной молодежи;
планирует научные, образовательные и просветительские мероприятия в целях обеспечения профориентационной деятельности с обучающимися общеобразовательных организаций, осуществляет взаимодействия с педагогическими работниками и управленческими кадрами общеобразовательных организаций.
7.5. Профессиональные образовательные организации, реализующие образовательные программы по укрупненной группе специальностей (направлений) подготовки 44.00.00. "Образование и педагогические науки":
участвуют в разработке и реализации программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников и управленческих кадров;
проводят образовательные и просветительские мероприятия в целях обеспечения профориентационной деятельности с обучающимися общеобразовательных организаций;
осуществляют взаимодействие с педагогическими работниками и управленческими кадрами общеобразовательных организаций.
7.6. Региональные учебно-методические объединения (далее - РУМО):
осуществляют методическую поддержку педагогических работников по актуальным вопросам обучения и воспитания;
участвуют в разработке программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников и управленческих кадров.
7.7. Региональный центр развития дополнительного образования Ульяновской области областной государственной бюджетной нетиповой образовательной организации "Дворец творчества детей и молодежи":
организует и проводит образовательные мероприятия для педагогических работников и управленческих кадров в сфере дополнительное образование детей;
предоставляет данные о реализуемых дополнительных профессиональных программах для формирования паспорта ДПО;
обеспечивает проведение региональных конкурсов профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров в сфере дополнительное образование детей;
обеспечивает информационно-консультационное, организационно-методическое сопровождение развития педагогических работников и управленческих кадров в сфере дополнительное образование детей;
обеспечивает проведение независимой оценки качества дополнительных общеразвивающих программ, реализуемых педагогическими кадрами дополнительного образования детей;
проводят образовательные и просветительские мероприятия в целях обеспечения профориентационной деятельности с обучающимися общеобразовательных организаций;
выполняет иные задачи и функции, возложенные учредителем.
8. Структурный компонент муниципального уровня РСНМС представляют субъекты:
8.1. Муниципальная методическая служба (далее - ММС):
обеспечивает фасилитацию переноса приобретенных в ходе освоения индивидуальных образовательных маршрутов компетенций в реальную педагогическую практику во взаимодействии с ЦНППМ (в формате стажировок, мастер-классов, организации обмена опытом);
обеспечивает изучение запросов и оказание практической помощи педагогическим работникам;
обеспечивает трансляцию лучших педагогических и управленческих практик;
участвует в реализации целевой модели наставничества;
обеспечивает процесс взаимодействия РМА с педагогическими работниками и управленческими кадрами муниципалитета;
координирует методическую работу и формирует методическую инфраструктуру муниципальной системы образования для сопровождения и управленческих кадров, образовательных организаций.
8.2. Муниципальные методические объединения:
осуществляют методическую поддержку педагогических работников по актуальным вопросам обучения и воспитания;
создают среду для мотивации педагогических работников к непрерывному совершенствованию и саморазвитию.
9. Структурный компонент институционального уровня РС НМС представляют субъекты:
9.1. Методический (научно-методический) совет образовательной организации:
участвует в подготовке и поведении мероприятий в рамках сопровождения непрерывного профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров;
обеспечивает взаимодействие с ММС и ЦНППМ в целях организации повышения профессионального мастерства педагогических работников в соответствии с индивидуальными образовательными маршрутами на основе выявленных профессиональных дефицитов;
организует и сопровождает деятельность профессиональных объединений педагогических работников организации, в том числе создает в образовательной организации профессиональные сообщества (самообучающиеся организации) на основе индивидуальных профессиональных профилей каждого педагогического работника;
обеспечивает условия для повышения уровня профессионального мастерства педагогических работников, в том числе реализующих программы наставничества.
9.2. Методические объединения, профессиональные объединения педагогических работников:
создают образовательную среду для проявления творческой активности педагогических работников, развития профессиональных компетенций и преодоления профессиональных дефицитов;
организуют непрерывное внутрикорпоративное обучение в процессе совместного решения актуальных задач организации и возникающих в работе проблем;
организуют взаимодействие и "горизонтальное" обучение педагогических работников на основе обмена опытом, в том числе реализуют программы наставничества;
оказывают помощь педагогическим работникам в обобщении и презентации своего опыта работы.
9.3. Профессиональные педагогические сообщества (ассоциации, клубы и т.д.) педагогических работников и управленческих кадров:
осуществляют методическую поддержку педагогических работников;
создают среду для мотивации педагогических работников к непрерывному самосовершенствованию;
участвуют в реализации программ наставничества педагогических работников.
10. Основные механизмы формирования и функционирования РС НМС педагогических работников и управленческих кадров:
10.1. Нормативные правовые акты, обеспечивающие формирование и функционирование РС НМС.
10.2. Оптимизация расходования финансовых средств областного бюджета Ульяновской области на разработку и реализацию дополнительных профессиональных педагогических программ с учетом программ, размещенных в федеральном реестре программ ДПО и реализуемых федеральным оператором, а также сетевой формы реализации образовательных программ.
10.3. Формирование и ведение паспорта ДПП.
10.4. Формирование кадрового состава РС НМС, осуществляющего функции методического, тьюторского сопровождения педагогических работников и управленческих кадров на основе результатов диагностических процедур по определению уровня сформированности предметных и методических компетенций, в том числе проводимых Федеральным оператором.
10.5. Обеспечение федерального реестра дополнительных профессиональных педагогических программ (далее ФР ДПП) программами переподготовки и повышения квалификации педагогических работников и управленческих кадров, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий, отвечающих запросам системы образования.
10.6. Наделение регионального ЦНППМ полномочиями по формированию индивидуальных образовательных маршрутов повышения профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров и агрегированию информации об имеющихся в Ульяновской области ресурсах для профессионального развития работников системы образования, формированию паспорта ДПП.
10.7. Применение современных диагностических процедур, в том числе разработанных федеральным оператором, на этапе формирования индивидуальных образовательных маршрутов педагогических работников и при проведении промежуточной и итоговой аттестации в рамках реализации программ ДПО.
10.8. Использование цифровой экосистемы дополнительного профессионального образования для организации процессов сопровождения профессионального развития педагогических работников и аккумуляции ресурсов дополнительного профессионального педагогического образования субъекта Российской Федерации.
10.9. Трехстороннее соглашение между органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, Министерством, и организацией, на базе которой создан и функционирует ЦНППМ.
11. Предметом взаимодействия субъектов РС НМС является:
разработка программ ДПО для включения в ФР ДПП;
создание проектных методических команд для освоения педагогическими работниками и управленческими кадрами компетенций, необходимых для реализации системных новшеств;
реализация сетевых программ ДПО;
реализация сетевых инновационных проектов;
разработка, освоение и внедрение нового содержания образования и технологий обучения;
взаимодействие методических объединений (предметных, межпредметных и метапредметных), профессиональных ассоциаций, сообществ и клубов педагогических работников и управленческих кадров различных уровней;
разработка концепций развития региональных (при необходимости муниципальных) систем образования.
12. Основные каналы взаимодействия субъектов РС НМС:
цифровая экосистема ДПО;
общедоступные коммуникации (совещания, образовательные мероприятия и др.);
онлайн-каналы (вебинары, размещение информации на тематических порталах и др.);
прямые связи, включая заключение соглашений с взаимными обязательствами.
13. Показатели эффективности функционирования РС НМС учитывают показатели мотивирующего мониторинга и показатели оценки механизмов управления качеством образования в Ульяновской области в части повышения уровня профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров. При оценке эффективности функционирования системы РСНМС учитываются все субъекты, выполняющие функции по реализации дополнительного профессионального (педагогического) образования и научно-методическому сопровождению педагогических работников и управленческих кадров Ульяновской области:
разработан и реализуется комплекс мер ("дорожная карта") по созданию и функционированию РС НМС на период до 2024 года;
разработана с учетом социально-экономических условий Ульяновской области и реализуется вариативная система мониторинга эффективности РС НМС (ежегодно, начиная с 2023 года);
доля педагогических работников и управленческих кадров Ульяновской области, прошедших диагностику профессиональных дефицитов;
доля педагогических работников и управленческих кадров Ульяновской области, для которых разработаны индивидуальные образовательные маршруты на основе результатов диагностики профессиональных дефицитов в ЦНППМ;
доля педагогических работников, освоивших программы ДПО, вошедшие в ФР ДППО и подобранные с учетом диагностики профессиональных дефицитов в ЦНППМ;
доля управленческих команд образовательных организаций, повысивших свою квалификацию по вопросам эффективности управления качеством образования;
доля педагогических работников в возрасте до 35 лет, участвующих в различных формах поддержки и сопровождения в первые 3 года работы;
количество программ ДППО, размещенных в ФР ДПП, в общем количестве программ ДППО, реализуемых организацией дополнительного профессионального (педагогического) образования и иными организациями, имеющими право на реализацию программ ДППО;
количество педагогических работников, закрепленных за одним региональным методистом для осуществления методического сопровождения;
количество образовательных организаций, являющихся стажировочными площадками.
14. Методы сбора информации и инструменты оценки:
данные мониторинга;
данные официальной статистики;
данные федеральных цифровых информационных систем (в том числе цифровой экосистемы ДПО);
данные с официальных сайтов Министерства, Института развития образования, ЦНППМ, муниципальных методических служб, образовательных организаций (иные информационные ресурсы Ульяновской области);
изучение документов Министерства, Института развития образования, муниципальных методических служб, образовательных организаций.
15. Мониторинг проводится не реже одного раза в год. По результатам мониторингов проводится анализ, разрабатываются адресные рекомендации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства просвещения и воспитания Ульяновской области от 1 июня 2023 г. N 7 "О региональной системе научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров системы образования Ульяновской области"
Вступает в силу с 2 июня 2023 г.
Опубликование:
официальный интернет-портал правовой информации (http://www.pravo.gov.ru) 1 июня 2023 г. N 7301202306010001