Публично-правовая компания "Роскадастр" (далее - ППК "Роскадастр"), рассмотрев во исполнение поручения Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Росреестр) от 17.03.2023 N 11-00594/23 (вх. от 22.03.2023 N 026975/ЦА-23/23) обращение по вопросу установления и внесения в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) сведений о границах публичных сервитутов (далее - Обращение), сообщает следующее.
Полномочия ППК "Роскадастр" определены статьей 3.1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации) и уставом ППК "Роскадастр", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2022 N 1359.
В соответствии с указанными нормативно-правовыми актами ППК "Роскадастр" не наделена полномочиями по разъяснению норм действующего законодательства, в том числе по вопросам, касающимся установления границ публичных сервитутов.
Вместе с тем, в части полномочий ППК "Роскадастр" по ведению реестра границ, указанного в пункте 3 части 2 статьи 7 Закона о регистрации, ППК "Роскадастр" полагает возможным отметить следующее.
Порядок и условия установления публичного сервитута в отдельных целях регулируются главой V.7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Согласно подпункту 4 пункта 4 статьи 39.43 ЗК РФ решение об установлении публичного сервитута (далее - Решение) должно содержать в том числе кадастровые номера (при их наличии) земельных участков, в отношении которых устанавливается публичный сервитут, адреса или описание местоположения таких земельных участков.
В соответствии с пунктом 8 статьи 39.43 ЗК РФ публичный сервитут считается установленным со дня внесения сведений о нем в ЕГРН.
Ранее ФГБУ "ФКП Росреестра"* письмами от 14.09.2021 N 11-0585-КЛ/21, от 03.08.2022 N 11-0758-КЛ/22 запрашивало позицию Росреестра по вопросу внесения в ЕГРН сведений о публичном сервитуте.
Так, согласно позиции ФГБУ "ФКП Росреестра", согласованной письмом Росреестра от 14.12.2021 N 14-17419/21@ (далее - Письмо Росреестра N 14-17419/21@), если при рассмотрении документов, представленных для внесения в ЕГРН сведений о публичном сервитуте, выявляются случаи расположения в его границах земельных участков, не указанных в Решении, при этом кадастровый учет таких земельных участков осуществлен до принятия Решения, направляется уведомление о невозможности внесения соответствующих сведений в ЕГРН (далее - Уведомление) по основанию, предусмотренному пунктом 6 части 2 статьи 34 Закона о регистрации (для внесения сведений в ЕГРН не представлены документы, необходимые для представления в соответствии с законодательством Российской Федерации).
Согласно позиции Росреестра, изложенной в письме от 14.09.2022 N 11-7847-АБ/22, расположение в границах публичного сервитута земельных участков, не указанных в Решении, при условии, что государственный кадастровый учет таких земельных участков осуществлен после принятия Решения или местоположение границ земельных участков изменено в связи с исправлением реестровой ошибки после принятия Решения, не является согласно части 2 статьи 34 Закона о регистрации основанием для направления органом регистрации прав Уведомления, поскольку сведения о кадастровых номерах земельных указываются# в Решении при их наличии (подпункт 4 пункта 4 статьи 39.43 ЗК РФ).
В настоящее время филиалы ППК "Роскадастр" (далее - Филиалы) при рассмотрении документов (содержащихся в них сведений), представленных для внесения в ЕГРН сведений о публичных сервитутах руководствуются вышеуказанными позициями Росреестра.
Вместе с тем, в отношении позиции ФГБУ "ФКП Росреестра", согласованной Письмом Росреестра N 14-17419/21@, ППК "Роскадастр" полагает возможным отметить следующее.
Пунктом 1 статьи 39.43 ЗК РФ предусмотрен срок, в течение которого уполномоченным органом принимается Решение (20 или 45 дней со дня поступления ходатайства об установлении публичного сервитута в зависимости от целей установления публичного сервитута).
Пунктом 7 статьи 39.43 ЗК РФ предусмотрено, что в течение 5 рабочих дней со дня принятия Решения орган, уполномоченный на установление публичного сервитута, обязан в том числе:
1) направить копию решения правообладателям земельных участков, в отношении которых принято Решение и сведения о правах на которые поступили в соответствии с пунктом 1 или 8 статьи 39.42 ЗК РФ;
2) направить копию Решения в орган регистрации прав.
Таким образом, срок от подачи ходатайства об установлении публичного сервитута в уполномоченный орган до принятия Решения и направления такого решения в орган регистрации прав для внесения сведений в ЕГРН составляет порядка 50 дней (далее - Срок установления публичного сервитута).
По информации Филиалов, при рассмотрении документов, представленных для внесения в ЕГРН сведений о публичном сервитуте, выявляются случаи расположения в границах устанавливаемого публичного сервитута земельных участков, не указанных в Решении, при этом государственный кадастровый учет таких земельных участков осуществлен в пределах Срока установления публичного сервитута.
По результатам рассмотрения таких документов Филиалами направляются Уведомления по основанию, предусмотренному пунктом 6 части 2 статьи 34 Закона о регистрации, а именно: для внесения сведений в ЕГРН не представлены документы, необходимые для представления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Вместе с тем, по мнению ППК "Роскадастр", отсутствие в Решении сведений о кадастровых номерах земельных участков, в рассматриваемом случае, не может являться основанием для направления Уведомления.
В целях формирования единой правоприменительной практики ППК "Роскадастр" просит направить ответ Росреестра на Обращение в адрес ППК "Роскадастр".
Начальник Управления |
Г.Е. Смирнова |
______________________________
* С 01.01.2023 ППК "Роскадастр".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо публично-правовой компании "Роскадастр" от 30 марта 2023 г. N 11-0752/23 "Об исполнении поручения от 17.03.2023 N 11-00594/23"
Опубликование:
-