Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя B.Д. Зорькина, судей А.Ю. Бушева, Г.А. Гаджиева, Л.М. Жарковой, C.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина А.В. Заболотских к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Гражданин А.В. Заболотских оспаривает конституционность части 3 статьи 84 Конституции Республики Марий Эл, согласно которой компетенция, структура, порядок формирования Правительства Республики Марий Эл и перечень членов Правительства Республики Марий Эл, подлежащих согласованию с Государственным Собранием Республики Марий Эл при назначении на должность, определяются законом, и части первой статьи 3 Закона Республики Марий Эл от 18 сентября 2001 года N 23-З "О Правительстве Республики Марий Эл", согласно которой кандидатуры членов Правительства, указанные в части четвертой статьи 2 данного Закона, при их назначении на должность вносятся для согласования Главой Республики Марий Эл в Государственное Собрание Республики Марий Эл.
Как следует из представленных материалов, А.В. Заболотских, являющийся депутатом Государственного Собрания Республики Марий Эл седьмого созыва, обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным Указа Главы Республики Марий Эл от 15 марта 2021 года N 32 "О министре сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл", в соответствии с которым гражданин К. назначен на должность министра сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл с 16 марта 2021 года. В обоснование заявления А.В. Заболотских указал, что оспариваемый Указ издан до согласования соответствующей кандидатуры с Государственным Собранием Республики Марий Эл: материалы для согласования направлены Главой Республики Марий Эл в Государственное Собрание Республики Марий Эл 19 марта 2021 года, а постановление Государственного Собрания Республики Марий Эл о согласовании кандидатуры принято 29 апреля 2021 года. Решением суда, оставленным без изменения судами апелляционной и кассационной инстанций, отказано в удовлетворении данного административного искового заявления А.В. Заболотских. При этом суды отметили, что А.В. Заболотских присутствовал на сессии Государственного Собрания Республики Марий Эл 29 апреля 2021 года, однако в принятии решения путем голосования по вопросу согласования кандидатуры для назначения на должность министра сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл участия не принимал, по свой инициативе покинул сессию, отказавшись от выражения своего мнения по данному вопросу. В передаче кассационной жалобы заявителя для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации также отказано, с чем согласился заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации.
Кроме того, решением суда, оставленным без изменения судами апелляционной и кассационной инстанций, отказано в удовлетворении административного искового заявления А.В. Заболотских о признании недействующими с момента принятия частей первой и второй статьи 3 Закона Республики Марий Эл "О Правительстве Республики Марий Эл". В передаче кассационной жалобы заявителя для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации также отказано, с чем не нашел оснований не согласиться заместитель Председателя этого суда.
По мнению заявителя, оспариваемые нормативные положения не соответствуют статьям 3, 5, 10, 13 (части 1 - 3), 19 (части 1 и 2), 32 (часть 2), 55 и 77 Конституции Российской Федерации в той мере, в какой они по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, предоставляют Главе Республики Марий Эл право назначать на должности членов Правительства Республики Марий Эл без предварительного согласования кандидатур с депутатами Государственного Собрания Республики Марий Эл.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
В силу статьи 125 (пункт "а" части 4) Конституции Российской Федерации, пункта 3 части первой статьи 3, статей 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" гражданин вправе обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод законом, иным нормативным актом. При этом такая жалоба признается допустимой, если имеются признаки нарушения прав и свобод заявителя в результате применения оспариваемого нормативного акта в конкретном деле с участием заявителя, а также если при разрешении данного дела исчерпаны все другие внутригосударственные средства судебной защиты прав заявителя.
По смыслу указанных нормативных положений, возможность оспаривания в Конституционном Суде Российской Федерации примененного судом в конкретном деле закона, характеризующая один из существенных аспектов предусмотренного статьей 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации права на судебную защиту, неразрывно связана с реализацией целей по восстановлению гражданином посредством конституционного судопроизводства своих нарушенных прав. Соответственно, осуществление конституционного судопроизводства в порядке так называемого конкретного нормоконтроля обусловлено наличием для заявителя тех или иных препятствий в реализации его прав или же обременений, возникших при применении в его отношении норм закона и не устраненных по итогам завершившегося рассмотрения его конкретного дела судом; оценка конституционности предписаний закона является в таких случаях необходимым и адекватным средством для устранения нарушений.
При этом необходимо учитывать, что установленные в соответствии с Конституцией Российской Федерации Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации" критерии допустимости обращений по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод человека и гражданина в Конституционный Суд Российской Федерации являются самостоятельными, в частности в соотношении с требованиями, установленными относительно предъявления заявления в порядке административного судопроизводства.
Оспариваемые заявителем положения Конституции Республики Марий Эл и Закона Республики Марий Эл "О Правительстве Республики Марий Эл" регулируют участие Государственного Собрания Республики Марий Эл как представительного и законодательного органа Республики Марий Эл в формировании Правительства Республики Марий Эл и не закрепляют каких-либо индивидуальных прав депутатов Государственного Собрания Республики Марий Эл, а потому они не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права заявителя, который, как было установлено судами, к тому же отказался от реализации предоставленного ему как депутату Государственного Собрания Республики Марий Эл права проголосовать по вопросу согласования кандидатуры на должность члена Правительства Республики Марий Эл.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Заболотских Андрея Владимировича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 25 апреля 2023 г. N 788-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Заболотских Андрея Владимировича на нарушение его конституционных прав частью 3 статьи 84 Конституции Республики Марий Эл и частью первой статьи 3 Закона Республики Марий Эл "О Правительстве Республики Марий Эл"
Опубликование:
сайт Конституционного Суда РФ (ksrf.ru)
-