Определение Верховного Суда РФ от 29 мая 2023 г. N 308-ЭС23-2251 по делу N А53-1827/2022
Судья Верховного Суда Российской Федерации Иваненко Ю.Г., изучив по материалам истребованного дела кассационную жалобу Министерства финансов Ростовской области на решение Арбитражного суда Ростовской области от 05.07.2022, постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2022 и постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30.11.2022 по делу N А53-1827/2022 по иску общества с ограниченной ответственностью "Волгодонское пассажирское автотранспортное предприятие - 2" к Ростовской области в лице Министерства финансов Ростовской области о взыскании убытков,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Волгодонское пассажирское автотранспортное предприятие - 2" (далее - ООО "Волгодонское ПАТП-2", общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к Ростовской области в лице Министерства финансов Ростовской области (далее также - министерство) о взыскании за счет казны Ростовской области убытков в виде недополученной платы с пассажиров, пользующихся льготным проездом на городском пассажирском транспорте, за период с мая по сентябрь 2021 г. в общем размере 1 361 296 руб. 87 коп.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 05.07.2022, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2022 и постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30.11.2022, исковые требования удовлетворены.
Министерство финансов Ростовской области обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с кассационной жалобой на указанные судебные акты, в которой указывает на их незаконность ввиду существенного нарушения судами норм материального и процессуального права.
Письмом судьи Верховного Суда Российской Федерации Иваненко Ю.Г. от 27.03.2023 дело N А53-1827/2022 Арбитражного суда Ростовской области истребовано в Верховный Суд Российской Федерации.
Изучив по материалам истребованного дела изложенные в кассационной жалобе доводы и принятые по делу судебные акты, судья Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о наличии основания, предусмотренного пунктом 2 части 7 статьи 291 6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для передачи кассационной жалобы вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Как следует из судебных актов и материалов дела, между Департаментом труда и социального развития Администрации города Волгодонска (далее - Департамент труда и социального развития, департамент) и ООО "Волгодонское ПАТП-2" заключен договор от 15.01.2021 N 5, в соответствии с которым общество обязалось предоставлять услуги по перевозке отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Ростовской области, а департамент - возместить обществу расходы за проезд граждан на городском пассажирском транспорте общего пользования (кроме такси) в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели в областном бюджете, на основании ежемесячных отчетов о количестве фактически перевезенных льготных категорий граждан и ежемесячных актов о фактически предоставленных услугах по перевозке (пункт 1.1).
Общество приняло на себя обязанность в течение срока действия договора предоставлять гражданам, имеющим право на меры социальной поддержки, льготный проезд в городском пассажирском транспорте (кроме такси) при предъявлении гражданами соответствующего удостоверения, дающего право на льготный проезд, и единого проездного талона (пункт 2.1 договора).
Условиями договора урегулирован порядок обмена между сторонами документами, подтверждающими факт оказания услуг и их объем, а также установлено, что возмещение расходов общества производится в размере 265 руб. в месяц на каждого гражданина, по количеству фактически перевезенных льготных категорий граждан, получивших единые проездные талоны, на основании исследования пассажиропотока льготных категорий граждан, но не более общего количества выданных единых проездных талонов в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на эти цели (пункт 2.6 договора).
Возмещение расходов перевозчику осуществляется в соответствии с методикой распределения, установленной пунктом 6.1.3 Приложения 1 к постановлению Правительства Ростовской области от 15.12.2011 N 232, и отчетами муниципального казенного учреждения "Департамент строительства и городского хозяйства" (пункт 2.7 договора).
Во исполнение договора сторонами составлены акты о фактическом возмещении расходов ООО "Волгодонское ПАТП-2" по перевозке в общественном транспорте областных льготников в соответствии с выданными едиными социальными проездными талонами от 03.06.2021 N 95 (за май 2021 г.), от 06.07.2021 N 125 (за июнь 2021 г.), от 05.08.2021 N 145 (за июль 2021 г.), от 07.09.2021 N 171 (за август 2021 г.) и от 04.10.2021 N 189 (за сентябрь 2021 г.), на основании которых обществу выплачены суммы компенсации соответственно 198 687 руб. 18 коп., 230 701 руб. 58 коп., 212 387 руб. 84 коп., 222 338 руб. 57 коп., 450 147 руб. 96 коп.
ООО "Волгодонское ПАТП-2", не согласившись с размером полученного возмещения и считая, что имеет право на компенсацию расходов, понесенных в связи с перевозкой льготных категорий граждан, исходя из экономически обоснованного тарифа на регулярные перевозки общественным транспортом в городском сообщении, утвержденного постановлением Администрации города Волгодонска от 19.12.2018 N 2909, то есть сверх ограничения размера выплат, установленного договором, обратилось в суд с иском по настоящему делу.
Суд первой инстанции, удовлетворяя иск, счел, что на территории Ростовской области не определен порядок и методика расчета компенсации разницы между затратами транспортных организаций на обеспечение равной доступности услуг для отдельных категорий граждан и стоимостью единого социального проездного билета, а в соответствии с установленными для общества тарифами на перевозку компенсация расходов, осуществляемая исходя из цены льготных билетов, не приводит к полному возмещению понесенных обществом расходов.
Применив к установленным обстоятельствам положения статей 15, 784, 789, 790, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", суд счел, что общество имеет право на выплату компенсации, рассчитанной с применением экономически обоснованного тарифа на перевозки, так как, получая компенсацию из стоимости единого социального проездного талона, то есть в меньшем размере, несет убытки.
Суд отметил, что в Ростовской области отсутствует законодательно установленный способ расчета неполученной перевозчиками платы от льготных категорий граждан и их количества, поэтому в целях определения размера убытков общества счел допустимым применение расчетного метода, основанного на использовании данных, полученных в результате натурных обследований пассажиропотока в городе Волгодонске, утвержденных постановлением Администрации города Волгодонска и отраженных в двусторонних актах от 03.06.2021 N 95, от 06.07.2021 N 125, от 05.08.2021 N 145, от 07.09.2021 N 171 и от 04.10.2021 N 189.
Суды апелляционной и кассационной инстанций изложенную позицию поддержали.
В кассационной жалобе Министерство финансов Ростовской области, возражая против выводов судов, указывает следующее.
В целях компенсации перевозчикам расходов, возникающих в связи с перевозкой городским общественным транспортом льготных категорий граждан, Правительством Ростовской области принято постановление от 15.12.2011 N 232 "О расходовании средств областного бюджета на предоставление гражданам в целях оказания социальной поддержки субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, материальной и иной помощи для погребения, мер социальной поддержки в соответствии с отдельными нормативными правовыми актами социальной направленности, а также об условиях и порядке их предоставления". Этим постановлением установлен порядок компенсации, методика расчета и исходные данные, необходимые для расчета размера выпадающих доходов перевозчиков.
Министерство указывает, что факт выплаты компенсации, исчисленной в соответствии с указанным постановлением, подтверждается материалами дела и со стороны ООО "Волгодонское ПАТП-2" не оспаривается.
По мнению министерства, общество взяло на себя обязательства по перевозке граждан по единым проездным талонам на условиях, указанных в договоре от 15.01.2021 N 5, и в силу статьи 309, части 1 статьи 310, части 1 статьи 450 Гражданского кодекса не вправе изменять их в одностороннем порядке. Общество самостоятельно несет коммерческие риски, связанные с исполнением обязательств, в том числе когда произведение числа перевезенных льготников на полную стоимость проезда оказывается большим, чем общая стоимость выданных единых проездных талонов.
Как отмечает министерство, требования общества основаны на статье 15 Гражданского кодекса и вытекающем из нее праве пострадавшей стороны на полное возмещение убытков, при этом не учитывается установленное данной нормой исключение, что законом или договором может предусматриваться возмещение убытков в меньшем размере.
Согласно доводам жалобы в рассматриваемом деле имеет место такое исключение, поскольку заключенный между ООО "Волгодонское ПАТП-2" и Департаментом труда и социального развития договор от 15.01.2021 N 5 определяет порядок возмещения выпадающих доходов общества в фиксированном размере. На основании пунктов 1.1 и 1.2 договора в совокупности с положениями постановления Правительства Ростовской области от 15.12.2011 N 232 объем сумм возмещения за перевозку льготников определяется как произведение стоимости реализованных единых проездных талонов в размере 265 руб. за талон на число перевезенных льготников, однако объем возмещения расходов не может превышать суммарной стоимости выданных талонов.
Общество определило, как указано в жалобе, что сумма, подлежащая компенсации, должна рассчитываться как произведение числа перевезенных льготников на полную стоимость проезда, и что разница между этим произведением и фактически полученным возмещением является убытками. Такая позиция общества поддержана судами.
Однако, как считает министерство, судами не учтено, что этот расчет не соответствует ни заключенному договору, ни постановлению Правительства Ростовской области от 15.12.2011 N 232, поскольку указанными правовыми актами установлен верхний предел возмещения затрат - стоимость общего количества выданных единых проездных талонов.
Изложенные доводы заслуживают внимания, поэтому кассационная жалоба Министерства финансов Ростовской области вместе с делом подлежит передаче для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 291 9 - 291 11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации
определил:
кассационную жалобу Министерства финансов Ростовской области вместе с делом передать для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
Ю.Г. Иваненко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда РФ от 29 мая 2023 г. N 308-ЭС23-2251 по делу N А53-1827/2022
Опубликование:
-