Определение Верховного Суда РФ от 29 мая 2023 г. N 305-ЭС23-3219 по делу N А40-229561/2021
Судья Верховного Суда Российской Федерации Павлова Н.В., изучив с материалами истребованного дела кассационную жалобу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта на решение Арбитражного суда города Москвы от 31.03.2022, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2022 и постановление Арбитражного суда Московского округа от 15.12.2022 по делу N А40-229561/2021 по заявлению акционерного общества "Международный аэропорт "Внуково" к Федеральной службе по надзору в сфере транспорта о признании незаконным предписания от 27.07.2021 N 9.1.19-З/П/-21,
при участии в деле Федерального государственного унитарного предприятия "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)" в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора,
УСТАНОВИЛ:
как установлено судами и следует из материалов дела, на основании распоряжения Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (г. Москва; далее - Ространснадзор, заявитель) N ВБ-230-р(фс) проводилась внеплановая документарная проверка акционерного общества "Международный аэропорт "Внуково" (г. Москва; далее - общество "Внуково") в период с 30.06.2021 по 27.07.2021.
По результатам проверки Ространснадзором выявлено нарушение требований по обеспечению транспортной безопасности, а именно: нарушение требований пункта 25 Федеральных авиационных правил "Требования авиационной безопасности к аэропортам", утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 28.11.2005 N 142 (далее - ФАП N 142) - на земельном участке с кадастровым номером 77:07:0016005:27 отсутствует дорога с искусственным покрытием с внутренней стороны вдоль ограждения аэропорта на участке от аэровокзального комплекса "Внуково-2" до Анненских ворот.
Ространснадзор в целях устранения выявленного нарушения требований в сфере транспортной безопасности 27.07.2021 выдал обществу "Внуково" предписание N 9.1.19-З/П/-21 со сроком устранения до 25.07.2022.
В целях устранения выявленного Ространснадзором нарушения обществом "Внуково" в соответствии с пунктом 74 ФАП N 142 согласованы временные эквивалентные (корректирующие) меры обеспечения авиационной безопасности в аэропорту "Внуково" с Министерством внутренних дел Российской Федерации и Ространснадзором, что подтверждается копией протокола от 16.08.2021 N 3 о согласовании эквивалентных мер и временных эквивалентных мер по обеспечению авиационной безопасности в аэропорту "Внуково" от 29.04.2021.
Не согласившись с предписанием Ространснадзора, общество "Внуково" обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 31.03.2022, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2022 и постановлением Арбитражного суда Московского округа от 15.12.2022, заявленные требования удовлетворены.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из того, что общество "Внуково" не является собственником земельного участка с кадастровым номером 77:07:0016005:27, на котором в соответствии с пунктом 25 ФАП N 142 должна располагаться дорога; данный земельный участок находится в собственности Российской Федерации и в аренду обществу "Внуково" не передан. Арендатором указанного земельного участка является Федеральное государственное унитарное предприятие "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)".
Также суды указали, что на территории спорного участка располагаются смежные земельные участки, находящиеся во владении Департамента городского имущества г. Москвы и Федерального агентства по управлению государственным имуществом.
Таким образом, суды сделали вывод о том, что у общества "Внуково" отсутствуют правовые основания для осуществления модернизации имущества (земельного участка с кадастровым номер 77:07:0016005:27), не принадлежащего ему на законных основаниях, в связи с чем у общества отсутствовала возможность для соблюдения требований пункта 25 ФАП N 142.
Не согласившись с судебными актами судов первой, апелляционной и кассационной инстанций, принятыми по настоящему делу, Ространснадзор обратился с кассационной жалобой в Верховный Суд Российской Федерации.
Основаниями для отмены или изменения Судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации судебных актов в порядке кассационного производства являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов (часть 1 статьи 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При изучении доводов, изложенных в жалобе заявителя, по материалам истребованного дела установлены основания для её передачи с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
В кассационной жалобе заявитель указывает на то, что в силу части 3 статьи 8 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) юридические лица, осуществляющие обеспечение авиационной безопасности, осуществляют свою деятельность при наличии выданного органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации, документа, подтверждающего соответствие указанных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, операторов требованиям федеральных авиационных правил.
В соответствии с частью 2 статьи 83 указанного Кодекса авиационная безопасность обеспечивается службами авиационной безопасности аэродромов или аэропортов, подразделениями транспортной безопасности, службами авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий), а также уполномоченными органами, наделенными этим правом федеральными законами.
Положения статьи 84 Кодекса предусматривают, что лица, осуществляющие прием, отправку или обслуживание воздушного судна, обязаны принимать меры по обеспечению авиационной безопасности.
Согласно части 2 статьи 84 Кодекса авиационная безопасность обеспечивается посредством:
1) предотвращения доступа посторонних лиц и транспортных средств в контролируемую зону аэропорта или аэродрома;
2) охраны воздушных судов на стоянках в целях исключения возможности проникновения на воздушные суда посторонних лиц;
3) исключения возможности незаконного провоза на воздушном судне оружия, боеприпасов, взрывчатых, радиоактивных, отравляющих, легковоспламеняющихся веществ и других опасных предметов и веществ и введения особых мер предосторожности при разрешении их провоза;
4) предполетного досмотра, а также послеполетного досмотра в случае его проведения в соответствии со статьей 85 настоящего Кодекса;
5) реализации мер противодействия актам незаконного вмешательства в деятельность в области авиации и иных мер, в том числе мер, осуществляемых с участием правоохранительных органов;
6) исключения возможности несанкционированного доступа посторонних лиц к беспилотным авиационным системам.
Требования авиационной безопасности и порядок их выполнения устанавливаются федеральными авиационными правилами (часть 3 статьи 84 Кодекса).
Согласно пункту 1 ФАП N 142 правила устанавливают требования авиационной безопасности к аэропортам, аэродромам, если не указано иное, обязательные для исполнения администрациями аэропортов авиационными предприятиями, эксплуатантами, а также иными юридическими и физическими лицами, осуществляющими свою деятельность на территории аэропорта.
В соответствии с пунктом 25 ФАП N 142 с внутренней стороны вдоль ограждения аэропорта прокладывается дорога с искусственным покрытием, а для аэропортов, отнесенных в соответствии с законодательством Российской Федерации о транспортной безопасности к 4 или 5 категории объектов транспортной инфраструктуры, допускается устройство грунтовых дорог.
Исходя из приведенных норм права, заявитель указывает, что общество "Внуково" на основании сертификата АБ.350 и свидетельства о государственной регистрации аэродрома N 10 от 16.08.2016, выданных Федеральным агентством воздушного транспорта - является оператором аэродрома, эксплуатантом и обязано осуществлять деятельность по обеспечению авиационной безопасности, применять все возможные меры, направленные на приведение территории аэродрома в соответствие с установленными требованиями.
Также Ространснадзор указывает, что суд кассационной инстанции, признавая незаконным его предписание, необоснованно ссылался на согласованные обществом "Внуково" временные эквивалентные (корректирующие) меры в соответствии с пунктом 74 ФАП N 142.
Согласно пункту 74 ФАП N 142 при несоответствии мер по обеспечению авиационной безопасности требованиям настоящих правил допускается временно принятие эквивалентных мер по обеспечению авиационной безопасности, согласованных с Федеральной службой по надзору в сфере транспорта и органами внутренних дел, при условии сохранения требуемого уровня авиационной безопасности.
Таким образом, согласно пункту 74 ФАП N 142 принятие эквивалентных мер допускается только на определенный период для приведения территории аэропорта в соответствие с Федеральными авиационными правилами, а не на постоянной основе. Самоустранение общества от выполнения требований ФАП N 142, указанных в оспариваемом предписании, по мнению заявителя, существенно нарушает права и законные интересы Российской Федерации, создает риски для безопасной деятельности транспортного комплекса.
Приведенные доводы, изложенные в кассационной жалобе заявителя, заслуживают внимания и признаются основанием для рассмотрения кассационной жалобы вместе с делом по существу в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Руководствуясь статьей 184, пунктом 2 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья
ОПРЕДЕЛИЛ:
кассационную жалобу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта на решение Арбитражного суда города Москвы от 31.03.2022, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2022 и постановление Арбитражного суда Московского округа от 15.12.2022 по делу N А40-229561/2021 с делом передать для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
Н.В. Павлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда РФ от 29 мая 2023 г. N 305-ЭС23-3219 по делу N А40-229561/2021
Опубликование:
-