Кассационному определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 17 мая 2023 г. N 127-КАД23-6-К4
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Николаевой О.В., Кузьмичева С.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Самойленко Валентины Николаевны на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 26 октября 2021 г. и кассационное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 12 июля 2022 г. по административному делу N 2а-2793/2021 по административному исковому заявлению Самойленко Валентины Николаевны к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Ялтинскому городскому управлению Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым об оспаривании решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета, государственной регистрации права собственности на земельный участок.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Самойленко В.Н. обратилась в суд с административным иском о признании незаконным уведомления Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым (далее также - Комитет) от 9 марта 2021 г. N КУВД-001/2020-24922888/3 об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности на земельный участок площадью 100 кв.м, расположенного в кадастровом квартале ... по адресу: ...
Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 15 июля 2021 г. административное исковое заявление удовлетворено частично, оспариваемый отказ Комитета признан незаконным, на административного ответчика возложена обязанность повторно рассмотреть заявление администрации г. Ялты об осуществлении государственного кадастрового учета и регистрации прав. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 26 октября 2021 г., оставленным без изменения кассационным определением судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 12 июля 2022 г., решение суда первой инстанции отменено, по делу принято новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления Самойленко В.Н. отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Самойленко В.Н., полагая, что судами апелляционной и кассационной инстанций допущено существенное нарушение норм материального права, просит их отменить, оставив в силе решение суда первой инстанции.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Исследовав материалы дела, ознакомившись с доводами, изложенными в кассационной жалобе, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Решением Гаспринского поселкового совета от 19 февраля 2010 г. Самойленко В.Н. выдано разрешение на составление проекта землеустройства по отводу в собственность земельного участка, ориентировочной площадью 0,0100 га, для строительства и обслуживания индивидуального гаража, расположенного по адресу: ...
Пунктом 3 названного выше разрешения установлен срок его действия - 1 год.
Решением Гаспринского поселкового совета от 31 августа 2010 г. Самойленко В.Н. утвержден генеральный план индивидуальной застройки на земельном участке площадью 0,0045 га, расположенном по адресу: ..., указанный земельный участок отнесен к категории "земли жилой и общественной застройки".
Земельному участку присвоен кадастровый номер ...
В целях реализации решений Гаспринского поселкового совета по заказу Самойленко В.Н. кадастровым инженером подготовлен межевой план указанного земельного участка.
В порядке завершения оформления прав Самойленко В.Н. 30 июня 2020 г. обратилась в Департамент о предоставлении в собственность земельного участка, с видом разрешенного использования "для строительства индивидуального гаража".
Администрация г. Ялты 19 ноября 2020 г. направила заявление в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, приложив необходимые документы.
Уведомлением Комитета от 7 декабря 2020 г. приостановлено осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации права на указанный земельный участок, поскольку решение Гаспринского поселкового совета от 19 февраля 2010 г. утратило силу; уведомлением от 9 марта 2021 г. отказано в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права на указанный земельный участок в связи с тем, что не устранены обстоятельства, послужившие основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права.
Самойленко В.Н., считая решение Комитета от 9 марта 2021 г. незаконным, нарушающим ее право на завершение оформления права собственности на отведенный в 2010 г. земельный участок, обратилась в суд.
Удовлетворяя в части заявленное требование, суд первой инстанции указал, что норма, устанавливающая срок действия разрешения на разработку проекта отвода в собственность земельного участка 1 год, была отменена 5 ноября 2009 г., т.е. до выдачи 19 февраля 2010 г. соответствующего разрешения Самойленко В.Н.
Отменяя решение суда, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым с выводами суда не согласилась, посчитав, что на момент вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Закон N 6-ФКЗ) у Самойленко В.Н. отсутствовало право на оформление в собственность земельного участка в связи с тем, что срок действия разрешения на разработку проекта отвода в собственность земельного участка истек.
Соглашаясь с выводами суда апелляционной инстанции, кассационный суд общей юрисдикции дополнительно указал на отсутствие оснований считать Самойленко В.Н. заинтересованным лицом, имеющим право обжаловать в суд приостановление и отказ в государственной регистрации прав, поскольку в регистрирующий орган она не обращалась и в отношении ее оспариваемые действия Комитетом не совершались.
Вместе с тем судами не учтено следующее.
Согласно статье 12 Закона N 6-ФКЗ на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также таможенные и разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий на осуществление банковских операций и лицензий (разрешений) на осуществление деятельности некредитных финансовых организаций), выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12 данного федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
Особенности регулирования земельных отношений на территории Республики Крым закреплены в Законе Республики Крым от 31 июля 2014 г. N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (далее - Закон Республики Крым N 38-ЗРК).
В соответствии с частью 1 статьи 13 названного закона завершение оформления права на земельные участки, начатого до вступления в силу Закона N 6-ФКЗ, осуществляется на основании неисполненных решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о даче разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, технической документации по землеустройству относительно установления (восстановления) границ земельного участка в натуре (на местности), принятых с 14 октября 2008 г. по 21 марта 2014 г., в соответствии с которыми не утверждена документация по землеустройству.
Предоставление земельных участков, указанных в части 1 данной статьи, осуществляется без проведения торгов и предварительного согласования места размещения объекта бесплатно в собственность в том числе гражданам Российской Федерации (пункт 1 части 2 статьи 13 Закона Республики Крым N 38-ЗРК).
В силу пункта 4 Порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 2 сентября 2014 г. N 313 (далее - Порядок), завершение оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Закона N 6-ФКЗ, осуществляется на основании действующих решений органов местного самоуправления, органов исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 г.
Согласно пункту 5 Порядка для завершения оформления или переоформления прав на земельные участки заинтересованное лицо подает заявление о предоставлении земельного участка в соответствующий уполномоченный орган: в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым - в отношении земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым; в соответствующие органы местного самоуправления муниципальных образований - в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Анализ приведенных норм позволяет сделать вывод, что правовое регулирование, установленное статьей 13 Закона Республики Крым N 38-ЗРК, не содержит положений, ограничивающих граждан Российской Федерации в реализации права на предоставление земельных участков в собственность бесплатно в порядке завершения оформления прав, начатого до принятия Закона N 6-ФКЗ на основании актов, которыми дано разрешение на разработку документации по землеустройству, а также не ставят реализацию такого права в зависимость от наличия либо отсутствия сроков действия этих актов.
Гаспринским поселковым советом разрешение на составление проекта землеустройства, в котором установлен срок его действия, принято 19 февраля 2010 г., т.е. после вступления в силу указанного закона.
В связи с тем, что имеется действующее неисполненное решение Гаспринского поселкового совета о даче разрешения на составление проекта землеустройства по отводу в собственность земельного участка, для завершения оформления которого заявителем принимались все необходимые меры по подготовке соответствующей документации до вступления в силу Закона Республики Крым N 38-ЗРК, выводы судебных инстанций о том, что у административного ответчика имелись правовые основания для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении испрашиваемого земельного участка, основаны на ошибочном толковании указанных норм материального права.
То обстоятельство, что на кадастровом учете уже имеется земельный участок с аналогичными характеристиками, не является препятствием для осуществления государственной регистрации права собственности на испрашиваемый земельный участок.
Кроме того, в соответствии со статьей 12.1 Порядка в редакции, действовавшей на момент подачи администрацией г. Ялты заявления в Комитет, в случае отсутствия оснований для отказа в предоставлении земельного участка и получения положительных заключений от органов, указанных в пункте 9 Порядка, уполномоченный орган в срок не более пяти рабочих дней со дня получения последнего заключения обеспечивает подачу в исполнительный орган Республики Крым в сфере регистрации и кадастрового учета заявления и документов, необходимых для государственного кадастрового учета земельного участка (если кадастровый учет такого земельного участка ранее не был осуществлен) и (или) государственной регистрации права собственности Республики Крым или муниципального образования по месту расположения земельного участка.
Поскольку администрация г. Ялты, обращаясь с заявлением в Комитет о государственном кадастровом учете испрашиваемого земельного участка, действовала в интересах Самойленко В.Н., то заявитель имела право на оспаривание уведомления Комитета об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета испрашиваемого земельного участка, как нарушающего ее права и законные интересы.
На основании изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 26 октября 2021 г. и кассационное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 12 июля 2022 г. отменить.
Решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 15 июля 2021 г. оставить в силе.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Николаева О.В. |
|
Кузьмичев С.И. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационному определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 17 мая 2023 г. N 127-КАД23-6-К4
Опубликование:
-