г. Краснодар |
|
23 мая 2016 г. |
Дело N А32-36257/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 мая 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Аваряскина В.В., судей Алексеева Р.А. и Рассказова О.Л., при участии в судебном заседании от ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Стар" (ИНН 2312124277, ОГРН 1062312008791) - Чуйкова И.А. (доверенность от 01.01.2016), в отсутствие истца - администрации муниципального образования город Краснодар (ИНН 2310032246, ОГРН 1022301606799), извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу администрации муниципального образования город Краснодар на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.06.2015 (судья Шевченко А.Е.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2016 (судьи Величко М.Г., Баранова Ю.И., Ванин В.В.) по делу N А32-36257/2014, установил следующее.
Администрация муниципального образования город Краснодар (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к ООО "Стар" (далее - общество) о возложении обязанности осуществить снос самовольно возведенного третьего этажа трехэтажного нежилого капитального строения с подвальным этажом, расположенного по адресу: г. Краснодар, Западный внутригородской округ, ул. Бабушкина, 206.
Общество обратилось со встречным иском о признании права собственности на самовольное строение - третий этаж трехэтажного нежилого капитального строения с подвальным этажом площадью застройки 594,5 кв. м, общей площадью третьего этажа 428,8 кв. м, расположенного по адресу: г. Краснодар, Западный внутригородской округ, ул. Бабушкина, 206.
Решением суда от 16.06.2015, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 02.03.2016, в удовлетворении первоначального и встречного исков отказано.
В кассационной жалобе администрация просит отменить обжалуемые судебные акты в части отказа в удовлетворении первоначального иска и принять новый судебный акт об удовлетворении требований. Заявитель указывает, что спорное строение создает угрозу жизни и здоровью граждан. Согласно заключению эксперта при возведении спорного строения не в полной мере выполнены градостроительные, строительно-технические и противопожарные требования.
В отзыве на кассационную жалобу общество считает принятые по делу судебные акты законными и обоснованными, а доводы жалобы - несостоятельными.
Согласно части 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителя общества, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты надлежит отменить.
Из материалов дела следует и судами установлено, что общество на основании договора купли-продажи от 30.04.2014 является собственником земельного участка общей площадью 688 кв. м, расположенного по адресу: г. Краснодар, Западный внутригородской округ, ул. Бабушкина, 206 (свидетельство о государственной регистрации права от 11.06.2014).
Департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г. Краснодар 19.11.2010 выдал Мамий Ш.Ш.С. (продавец по договору от 30.04.2014) разрешение на строительство N RU 23306000-1644-р торгово-офисного здания этажностью два этажа на земельном участке общей площадью 688 кв. м, расположенном по адресу: г. Краснодар, Западный внутригородской округ, ул. Бабушкина, 206.
Мамий Ш.Ш.С. на названном земельном участке осуществил строительство незавершенного строительством строения в объеме трех этажей.
Указывая на то, что строительство объекта ведется с нарушением разрешения на строительство и в настоящее время собственником незавершенного строительством объекта недвижимости является общество, администрация обратилась в арбитражный суд с иском о приведении объекта в соответствие с параметрами, указанными в разрешении на строительство.
Полагая, что сохранение постройки не нарушает прав и законных интересов третьих лиц, соответствует целевому назначению земельного участка, общество предъявило встречный иск о признании права собственности.
Согласно статье 222 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
В соответствии с нормами статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также положениями статьи 3 Федерального закона от 17.11.1995 N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт осуществляются на основании разрешения на строительство, которое выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, где планируется строительство. К заявлению о выдаче разрешения в обязательном порядке должны прилагаться правоустанавливающие документы на земельный участок, градостроительный план земельного участка, материалы проектной документации, а также иные предусмотренные статьей 51 данного Кодекса документы.
Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности; не вправе распоряжаться постройкой: продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет (пункт 2 статьи 222 Кодекса).
В пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", разъяснено, что положения статьи 222 Кодекса распространяются на самовольную реконструкцию недвижимого имущества, в результате которой возник новый объект. Суд обязывает лицо к сносу самовольно реконструированного недвижимого имущества лишь в том случае, если будет установлено, что объект не может быть приведен в состояние, существовавшее до проведения таких работ.
Суды установили, что разрешение на строительство трехэтажного здания у общества отсутствует.
Однако, поскольку проведенной по делу судебной экспертизой установлено, что приведение объекта в состояние, соответствующее выданному разрешению на строительство невозможно, ввиду невозможности сноса третьего этажа без причинения ущерба всему строению, суды отказали в удовлетворении иска.
Суд кассационной инстанции считает, что при рассмотрении дела суды не учли следующего.
Пунктом 3 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации и подпунктом 26 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа отнесены утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, осуществление муниципального земельного контроля за использованием земель городского округа. Органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами на территории муниципального образования осуществляется муниципальный земельный контроль за использованием земель (статья 72 Земельного кодекса Российской Федерации).
Из приведенных норм права следует, что в границах муниципального образования, независимо от форм собственности и целевого назначения земель, контроль за использованием земель, строительством и соблюдением порядка размещения движимых и недвижимых объектов осуществляет соответствующая администрация как орган местного самоуправления.
Суды, рассматривая иск, должны учитывать особенности соответствующих материальных правоотношений, характер заявленного требования и другие обстоятельства.
По сути требования администрации направлены на приведение спорного строения в состояние, соответствующее параметрам, указанным в разрешении на строительство.
В соответствии с пунктом 13 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство - это создание зданий, строений, сооружений.
Согласно части 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей.
Согласно части 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта в соответствии с заданием застройщика или технического заказчика (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия.
В статье 35 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - Закон N 384-ФЗ) установлено, что строительство, реконструкция, капитальный и текущий ремонт здания или сооружения, консервация объекта, строительство которого не завершено, должны осуществляться таким образом, чтобы негативное воздействие на окружающую среду было минимальным и не возникала угроза для жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, жизни и здоровья животных и растений.
СНиП 12-01-2004 "Организация строительства" включен распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 N 1047-р в перечень национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Закона.
В соответствии с частью 4 статьи 6 Закона N 384-ФЗ национальные стандарты и своды правил, включенные в указанный в части 1 названной статьи перечень, являются обязательными для применения.
Согласно части 1 статьи 5 Закона N 384-ФЗ, безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством установления соответствующих требованиям безопасности проектных значений параметров зданий и сооружений и качественных характеристик в течение всего жизненного цикла здания или сооружения, реализации указанных значений и характеристик в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта и поддержания состояния таких параметров и характеристик на требуемом уровне в процессе эксплуатации, консервации и сноса.
В силу части 2 статьи 5 Закона N 384-ФЗ безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством соблюдения требований названного Закона и требований стандартов и сводов правил, включенных в указанные в частях 1 и 7 статьи 6 Закона N 384-ФЗ перечни, или требований специальных технических условий.
Нарушение требований технических регламентов, проектной документации, обязательных требований документов в области стандартизации или требований специальных технических условий либо нарушение установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти до дня вступления в силу технических регламентов обязательных требований к зданиям и сооружениям при проектировании, строительстве, реконструкции или капитальном ремонте объектов капитального строительства, в том числе при применении строительных материалов (изделий) недопустимо.
Из материалов дела следует, что разрешение на строительство от 19.11.2010 выдано в отношении двухэтажного торгово-офисного здания.
Однако, согласно имеющимся в материалах дела документам, общество осуществляет строительство семиэтажного жилого дома.
Проведенной по делу судебной экспертизой установлено, что общество возвело три этажа и пол четвертого этажа. Проектная и исполнительная документация эксперту не представлена. Согласно выводам эксперта, возводимое здание не соответствует проектной документации, имеет дефекты противоречащие требованиям СП 70.13330.2012 "Несущие и ограждающие конструкции. Актуализированная редакция СНиП 3.03.01-87" и СП 14.13330.2011 "Строительство в сейсмических районах. Актуализированная редакция СНиП II-7-81*". Эксперт также указал, что площадь застройки значительно превышает допустимую, расположение здания не отвечает в полной мере нормам СП 4.13130.2013 "Системы противопожарной защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям".
При таких обстоятельствах судам следовало установить, приведет ли снос третьего этажа к устранению всех выявленных нарушений при строительстве, и в зависимости от установленного обсудить вопрос о целесообразности сноса всего здания, как возводимого с нарушением строительно-технических, пожарных и иных требований.
Таким образом, судебные акты не основаны на материалах дела и приняты по неполно выясненным обстоятельствам, имеющим значение для правильного разрешения спора. Согласно положениям части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены или были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанций.
При новом рассмотрении суду необходимо учесть изложенное, установить и исследовать все обстоятельства, входящие в предмет доказывания и имеющие значение для правильного разрешения спора, дать оценку всем доводам участвующих в деле лиц, после чего разрешить спор в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.06.2015 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2016 по делу N A32-36257/2014 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.В. Аваряскин |
Судьи |
Р.А. Алексеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно части 1 статьи 5 Закона N 384-ФЗ, безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством установления соответствующих требованиям безопасности проектных значений параметров зданий и сооружений и качественных характеристик в течение всего жизненного цикла здания или сооружения, реализации указанных значений и характеристик в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта и поддержания состояния таких параметров и характеристик на требуемом уровне в процессе эксплуатации, консервации и сноса.
В силу части 2 статьи 5 Закона N 384-ФЗ безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством соблюдения требований названного Закона и требований стандартов и сводов правил, включенных в указанные в частях 1 и 7 статьи 6 Закона N 384-ФЗ перечни, или требований специальных технических условий."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 23 мая 2016 г. N Ф08-3124/16 по делу N А32-36257/2014
Хронология рассмотрения дела:
06.09.2019 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-14414/19
29.07.2019 Определение Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-7419/19
17.06.2019 Определение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-36257/14
11.06.2019 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-7291/19
29.03.2019 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-2971/19
06.12.2018 Определение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-36257/14
22.11.2018 Определение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-36257/14
02.06.2017 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-3130/17
10.03.2017 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-618/17
05.12.2016 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-8875/16
17.10.2016 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-36257/14
21.09.2016 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-13719/16
29.07.2016 Определение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-36257/14
12.07.2016 Определение Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-11226/16
23.05.2016 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-3124/16
02.03.2016 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-13719/15
02.12.2015 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-9248/15
02.07.2015 Определение Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-9604/15
16.06.2015 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-36257/14
03.03.2015 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-779/15
26.12.2014 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-21777/14