Решение Калининградского областного суда от 13 марта 2023 г. N 3а-134/2023
Калининградский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Т. А.В. к Министерству экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области об оспаривании в части Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2022 год, утвержденного приказом от 27 декабря 2021 года N 199, установил:
Приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 27 декабря 2021 года N 199 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2022 год.
Т. А.В. в налоговом периоде 2022 года являлась собственником четырех нежилых помещений с кадастровыми номерами N, N, N, N, включенных в названный Перечень соответственно под пунктами 12335, 12336, 12337, 12338.
Т. А.В. просит признать не действующими с даты принятия названные пункты Перечней, считая, что такое правовое регулирование противоречит налоговому законодательству и нарушает её права и законные интересы как налогоплательщика, незаконно возлагая обязанность по уплате налога на имущество физических лиц в большем размере.
Административные требования мотивированы тем, что принадлежащие Т. А.В. объекты, по данным ЕГРН, имеют назначение "нежилое"; находятся в подвалах зданий с назначением "многоквартирный жилой дом", расположенных на земельном участке с видом разрешенного использования "для строительства многоквартирных домов", и не используются собственником, ремонт в них не проводился, в этой связи включение указанных нежилых помещений в Перечень противоречит статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, по смыслу которой включение нежилых помещений возможно, если их назначение, разрешенное использование или наименование в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В судебном заседании представитель Т. А.В. - И. Д.А. поддержал заявленные требования по основаниям, указанным в административном иске.
Представитель Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области Н. Н.В. дала пояснения о том, что Т. А.В. в связи с её обращением в досудебном порядке к административному ответчику по вопросу исключения нежилых помещений из Перечня было предложено представить соответствующие документы, что административным истцом не сделано, фактическое использование нежилых помещений административному ответчику неизвестно.
Заслушав объяснения сторон, заключение прокурора Б. Л.В., полагавшей административный иск подлежащим удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 этого же кодекса, пунктом 1 которой закреплено, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: жилой дом, квартира, комната, гараж, машино-место, единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства, иные здание, строение, сооружение, помещение.
В соответствии с положениями статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости.
В соответствии с подпунктом 2 статьи 15, абзацем первым пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается данным кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Решением городского Совета депутатов Калининграда от 25.11.2015 N 362 "Об установлении на территории городского округа "Город Калининград" налога на имущество физических лиц" определены налоговые ставки, которые в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в 2021 году составляли 1,5 процента, в 2022 году и последующие годы - 2 процента, а в отношении прочих объектов налогообложения в 2019 году и в последующие годы - 0,5 процента.
Особенности определения налоговой базы по налогу на имущество в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, в качестве которой выступает их кадастровая стоимость, установлены статьей 378.2 НК РФ.
Пунктом 2 статьи 378.2 НК РФ определено, что закон субъекта Российской Федерации, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 настоящей статьи, может быть принят только после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
После принятия такого закона переход к определению налоговой базы в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в пункте 1 статьи 378.2 НК РФ, как их среднегодовой стоимости не допускается.
Постановлениями Правительства Калининградской области от 23 декабря 2016 года N 625 и от 24 ноября 2021 года N 753 утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Калининградской области по состоянию соответственно на 1 января 2016 года (подлежала применению для целей налогообложения с 1 января 2018 года по 31 декабря 2021 года включительно) и по состоянию на 1 января 2021 года (подлежащая применению для целей налогообложения с 1 января 2022 года).
Пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ предусмотрено, что уполномоченный орган субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Постановлением Правительства Калининградской области от 27 февраля 2019 года N 136 "Об утверждении положения о Министерстве экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области" предусмотрено, что Министерство экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области определяет на очередной налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (пункт 96 статьи 12 Положения).
Приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 27 декабря 2021 года N 199 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год.
Под пунктами 12335, 12336, 12337, 12338 в указанный Перечень включены объекты с кадастровыми номерами N, N, N, N.
Приказ от 27 декабря 2021 года N 199 размещен на интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru 27 декабря 2021 года.
Данный Перечень вступил в силу с 1 января очередного налогового периода и обнародован до этой даты.
Таким образом, оспариваемый в части нормативный правовой акт принят уполномоченным органом исполнительной власти Калининградской области в пределах его компетенции, официально опубликованы, по мотиву нарушения порядка принятия не оспариваются административным истцом.
По сведениям ЕГРН, 14 июня 2018 года на кадастровый учет поставлено здание с кадастровым номером N , с назначением "многоквартирный дом", наименованием "многоквартирный жилой дом", год завершения строительства 2017, год ввода в эксплуатацию 2018, по адресу: <адрес>, в котором расположен объект с кадастровым номером N;
27 июня 2018 года - здание с кадастровым номером N с назначением "многоквартирный дом", наименованием "многоквартирный жилой дом", год завершения строительства 2017, год ввода в эксплуатацию 2018, по адресу: <адрес>, в котором расположен объект с кадастровым номером N
21 июня 2018 года - здание с кадастровым номером N с назначением "многоквартирный дом", наименованием "многоквартирный жилой дом", год завершения строительства 2017, по адресу: <адрес>, в котором расположен объект с кадастровым номером N;
15 июня 2018 года - здание с назначением "многоквартирный дом", с наименованием "многоквартирный жилой дом" с кадастровым номером N, год завершения строительства 2017 по адресу: <адрес>, в котором расположен объект с кадастровым номером N.
Данные многоквартирные жилые дома расположены на земельном участке с кадастровым номером N, поставленном на кадастровый учет 15.04.2009 года, категории земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для строительства многоквартирных жилых домов 7-9 надземных этажей, включая мансардный этаж.
По сведениям ЕГРН принадлежащие Т. А.В. с декабря 2019 года объекты с кадастровыми номерами N, N, N, N поставлены на кадастровый учет в декабре 2019 года, расположены в подвалах вышеуказанных многоквартирных жилых домов, имеют назначение: нежилое, наименование: данные отсутствуют.
В соответствии с пунктом 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
- административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1);
- нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Таким образом, из приведенных правовых норм следует, что нежилое помещение признается объектом налогообложения, налоговая база которого исчисляется из его кадастровой стоимости, если оно входит в состав здания, обладающего признаками административно-делового или торгового центра, или является самостоятельным видом недвижимого имущества, указанного в подпункте 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, и находится в здании, не относящемся ни к административно-деловому, ни к торговому центру.
Объекты с кадастровыми номерами N, N, N, N, включенные в оспариваемый Перечень не обладают признаками, установленными подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ,
Данных о том, что указанные нежилые помещения фактически использовались для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, материалы дела не содержат; административный ответчик, на которого возложено бремя доказывания этих обстоятельств, соответствующие доказательства не представил.
При таком положении основания для включения объектов с кадастровыми номерами N , N , N , N в Перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2022 год, утвержденного приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 27 декабря 2021 года N 199, отсутствовали, в оспариваемой части данный нормативный правовой акт не соответствует пункту 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, имеющего большую юридическую силу.
На основании изложенного суд считает подлежащими удовлетворению административные исковые требования Т. А.В. о признании не действующими с даты принятия пунктов 12335, 12336, 12337, 12338 Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2022 год, утвержденного приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 27 декабря 2021 года N 199.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 248-249 КАС РФ, суд решил:
Административные исковые требования Т. А.В. удовлетворить.
Признать не действующими с даты принятия пункты 12335, 12336, 12337, 12338 Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2022 год, утвержденного приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 27 декабря 2021 года N 199.
Решение подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу на официальном сайте Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Калининградский областной суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Мотивированное решение составлено 20 марта 2023 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Калининградского областного суда от 13 марта 2023 г. N 3а-134/2023
Текст решения предоставлен Калининградским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании