Решение Калининградского областного суда от 27 марта 2023 г. N 3а-125/2023
Калининградский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Д. В.В. к Министерству экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области об оспаривании в части Перечней объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость 2021 и 2022 годы, утвержденных приказами от 16 декабря 2020 года N 177, от 27 декабря 2021 года N 199, установил:
Приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 16 декабря 2020 года N 177 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2021 год.
Приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 27 декабря 2021 года N 199 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2022 год.
Нежилое помещение с кадастровым номером N, площадью 95,8 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>, включено соответственно под пунктами 11339 и 12217 в названные выше Перечни объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2021 и 2022 годы.
Нежилое помещение с кадастровым номером N, площадью 31,5 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>, включено соответственно под пунктами 11340 и 12218 в названные выше Перечни объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2021 и 2022 годы.
Д. В.В., являвшаяся в налоговых периодах 2021-2022 годов собственником нежилых помещений с кадастровыми номерами N , N , просит признать не действующими с даты принятия названные пункты Перечней, считая, что такое правовое регулирование противоречит налоговому законодательству и нарушает её права и законные интересы как налогоплательщика, незаконно возлагая обязанность по уплате налога на имущество физических лиц в большем размере.
Административные требования мотивированы тем, что принадлежащие Д. В.В. объекты не имеют назначения, наименования, вида разрешенного использования, предусматривающих размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, а обследование с целью установления вида их фактического использования перед началом налоговых периодов 2021 и 2022 годов административным ответчиком не проводилось, в этой связи включение нежилых помещений с кадастровыми номерами N , N в оспариваемые Перечни противоречит пункту 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ.
В судебном заседании представитель Д. В.В. - С. А.А. поддержала заявленные требования по основаниям, указанным в административном иске.
Представитель Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области Н. Н.В. просила в административном иске отказать, указав, что нежилые помещения с кадастровыми номерами N , N включены в Перечни на основании информации о размещении в них соответственно магазина "Ц. л." и парикмахерской "М.", предоставленной администрацией МО "Зеленоградский муниципальный район".
Заслушав объяснения сторон, заключение прокурора М. Г.И., полагавшей административный иск подлежащим частичному удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 этого же кодекса, пунктом 1 которой закреплено, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: жилой дом, квартира, комната, гараж, машино-место, единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства, иные здание, строение, сооружение, помещение.
В соответствии с положениями статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости.
Постановлениями Правительства Калининградской области от 23 декабря 2016 года N 625 и от 24 ноября 2021 года N 753 утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Калининградской области по состоянию соответственно на 1 января 2016 года (подлежала применению для целей налогообложения с 1 января 2018 года по 31 декабря 2021 года включительно) и по состоянию на 1 января 2021 года (подлежащая применению для целей налогообложения с 1 января 2022 года).
В соответствии с подпунктом 2 статьи 15, абзацем первым пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается данным кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Решениями окружного Совета депутатов Зеленоградского городского округа от 26.11.2015 N 313 и от 21.12.2020 N 45 определены налоговые ставки, которые в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в 2021 году составляли 1,5 процента, в 2022 году и последующие годы - 2 процента, а в отношении прочих объектов налогообложения в 2019 году и в последующие годы - 0,5 процента.
Особенности определения налоговой базы по налогу на имущество в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, в качестве которой выступает их кадастровая стоимость, установлены статьей 378.2 НК РФ.
Пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ предусмотрено, что уполномоченный орган субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Постановлением Правительства Калининградской области от 27 февраля 2019 года N 136 "Об утверждении положения о Министерстве экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области" предусмотрено, что Министерство экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области определяет на очередной налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (пункт 96 статьи 12 Положения).
Приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 16 декабря 2020 года N 177 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2021 год.
Под пунктами 11339, 11340 в данный Перечень включены объекты с кадастровыми номерами соответственно N, N.
Приказ от 16 декабря 2020 года N 177 размещен на интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru 21 декабря 2020 года.
Приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 27 декабря 2021 года N 199 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год.
Под пунктами 12217, 12218 в указанный Перечень включены объекты с кадастровыми номерами соответственно N. N.
Приказ от 27 декабря 2021 года N 199 размещен на интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru 27 декабря 2021 года.
Данные Перечни вступили в силу с 1 января очередного налогового периода и обнародован до этой даты.
Таким образом, оспариваемые в части нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом исполнительной власти Калининградской области в пределах его компетенции, официально опубликованы, по мотиву нарушения порядка принятия не оспариваются административным истцом.
По сведениям ЕГРН, 04 сентября 2009 года на кадастровый учет поставлено здание с кадастровым номером N , с назначением "многоквартирный дом", наименованием "жилой дом с нежилыми помещениями", год завершения строительства 2005, по адресу: <адрес>, в котором расположены принадлежащие административному истцу в налоговых периодах 2021, 2022 годов объекты с кадастровыми номерами N , N .
Данный многоквартирный жилой дом расположен на земельном участке с кадастровым номером N, поставленном на кадастровый учет 15.12.2002 года, категории земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для обслуживания существующего жилого дома со встроенными нежилыми помещениями.
По сведениям ЕГРН принадлежащие Д. В.В. с 2006 года объекты с кадастровыми номерами N площадью 95,8 кв. м, N, площадью 31,5 кв. м, поставлены на кадастровый учет в марте 2011 года, расположены в цокольном этаже N 1 вышеуказанного многоквартирного жилого дома, имеют назначение: нежилое, наименование: встроенные нежилые помещения, вид разрешенного использования: нежилое.
В соответствии с пунктом 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
- административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1);
- нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Таким образом, из приведенных правовых норм следует, что нежилое помещение признается объектом налогообложения, налоговая база которого исчисляется из его кадастровой стоимости, если оно входит в состав здания, обладающего признаками административно-делового или торгового центра, или является самостоятельным видом недвижимого имущества, указанного в подпункте 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, и находится в здании, не относящемся ни к административно-деловому, ни к торговому центру.
Объекты с кадастровыми номерами N, N, включенные в оспариваемые Перечни не обладают признаками, установленными подпунктами 1 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, так как расположены в здании с назначением "многоквартирный дом".
Указанные объекты не имеют назначение, разрешенное использование или наименование, которые в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривают размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Судом установлено, что сведения о фактическом использовании нежилых помещений с кадастровыми номерами N , N для размещении в них соответственно магазина "Ц. л." и парикмахерской "М." предоставлены администрацией МО "Зеленоградский муниципальный район".
Согласно пункту 10 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Калининградской области, для целей налогообложения, утвержденного постановлением Правительства Калининградской области от 01.07.2016 N 330, Перечень формируется уполномоченным органом на основании сведений, предоставляемых филиалом ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Калининградской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области, сведений из открытых источников информации.
В соответствии с пунктом 5 статьи 378.2 НК РФ фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В материалы дела представлен договор аренды части площадью 58 кв. м (43,5+14,5) нежилого помещения с кадастровым номером N, площадью 95,8 кв. м, заключенный 01 августа 2019 года между Д. В.В. (арендодатель) и ФИО12 (арендатор) на срок 11 месяцев с последующим пролонгированием для использования в коммерческой деятельности арендатора для размещения магазина торговли, салона.
Данный договор расторгнут соглашением сторон 30 июля 2022 года.
Площадь арендуемых площадей для размещения объектов торговли и бытового обслуживания, согласно заключенному договору аренды, действовавшему в 2021 и 2022 годах, составила 61% от общей площади нежилого помещения.
То обстоятельство, что постановлением администрации МО "Зеленоградский муниципальный округ" от 06 декабря 2022 года N 3634 утверждена произведенная перепланировка и переустройство нежилого встроенного помещения с кадастровым номером N , площадь которого составила 94,4 кв. м, не опровергает установленный факт использования данного объекта более 20% от его общей площади для размещения объектов торговли и бытового обслуживания в налоговых периодах 2021 и 2022 годов на основании вышеуказанного договора аренды.
Размещение цветочного магазина в 2022 году в помещении с кадастровым номером N подтверждается и результатами доследственной проверки по заявлению Д. В.В. по факту отключения электроэнергии, по результатам которой вынесено 15 ноября 2022 года постановление об отказе в возбуждении.
Стороной административного ответчика представлено 27 отзывов, размещенных в сети "Интернет" о магазине "Ц. л.", относимых к налоговым периодам 2021, 2022 годов, а также информация о режиме работы магазина.
Сторона административного истца фактически и не оспаривала использование нежилого помещения с кадастровым номером N в размере более 20% от его общей площади для размещения с 2014 года объекта торговли, указывая лишь на формальное отсутствие до формирования оспариваемых Перечней у административного ответчика доказательств, подтверждающих данное обстоятельство, поскольку обследование помещения с целью определения вида фактического использования до начала налоговых периодов 2021-2022 годов не проводилось.
В соответствии с частью статьи 59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
Представленные административным ответчиком в материалы дела документы, хотя и получены в 2023 году, являются относимыми к рассматриваемым налоговым периодам, а, соответственно, могут быть положены в основу выводов суда о фактическом использовании нежилого помещения с кадастровым номером N.
Кроме того, при формировании Перечней является допустимым использование сведений из открытых источников, к которым относится и информация, размещенная в сети "Интернет" (пункт 10 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Калининградской области, для целей налогообложения, утвержденного постановлением Правительства Калининградской области от 01.07.2016 N 330).
Таким образом, обоснованность включения нежилого помещения с кадастровым номером N в Перечни объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2021 и 2022 годы, подтверждена административным ответчиком надлежащими средствами доказывания.
Взимание налога на имущество физических лиц исходя из налоговой базы, определяемой по кадастровой стоимости нежилого помещения с кадастровым номером N , площадью 95,8 кв. м, имеет экономическое обоснование, принципы равенства и справедливости налогообложения, закрепленные статьям 19 (части 1 и 2) и 57 Конституции Российской Федерации, в отношении административного истца не нарушены.
При таких обстоятельствах суд полагает не подлежащими удовлетворению административные исковые требования Д. В.В. в части признания не действующими с даты принятия пункта 11339 Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2021 год, утвержденного приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 16 декабря 2020 года N 177, пункта 12217 Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2022 год, утвержденного приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 27 декабря 2021 года N 199.
Что касается требований административного истца о признания недействительными указанных нормативных правовых актов в части включения в Перечни объекта с кадастровым номером N, площадью 31,5 кв. м, то стороной административного ответчика не представлено доказательств, отвечающих требованиям достоверности, допустимости, относимости и достаточности, о фактическом использовании данного нежилого помещения более 20% от его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно правовой позиции, выраженной Конституционным Судом Российской Федерации в ряде решений (постановления от 22 июня 2009 года N 10-П, от 24 марта 2017 года N 9-П и от 2 июля 2020 года N 32-П; определения от 27 октября 2015 года N 2428-О, от 8 ноября 2018 года N 2796-О, от 2 июля 2019 года N 1831-О и N 1832-О и др.), конституционно-правовое содержание законодательства о налогах и сборах предполагает, в частности, что налоговые обязательства производны от экономической деятельности, а налоги должны быть установлены в их общей системе сообразно их существу, имея в виду экономическую обоснованность налогов и недопустимость их произвольного введения.
Условия для включения объекта с кадастровым номером N в Перечни объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2021, 2022 годы отсутствовали, в оспариваемой части нормативные правовые акты не соответствует пункту 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, имеющему большую юридическую силу.
На основании изложенного суд считает подлежащими удовлетворению административные исковые требования Д. В.В. о признании не действующими с даты принятия пункт 11340 Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2021 год, утвержденного приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 16 декабря 2020 года N 177, пункт 12218 Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2022 год, утвержденного приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 27 декабря 2021 года N 199.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 248-249 КАС РФ, суд решил:
Административные исковые требования Д. В.В. удовлетворить частично.
Признать не действующими с даты принятия пункт 11340 Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2021 год, утвержденного приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 16 декабря 2020 года N 177, пункт 12218 Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2022 год, утвержденного приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 27 декабря 2021 года N 199.
В остальной части в удовлетворении административного иска отказать.
Решение подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу на официальном сайте Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Калининградский областной суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Мотивированное решение составлено 10 апреля 2023 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Калининградского областного суда от 27 марта 2023 г. N 3а-125/2023
Текст решения предоставлен Калининградским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании