Решение Калининградского областного суда от 23 марта 2023 г. N 3а-121/2023
Калининградский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ООО "С." к Министерству экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области об оспаривании Перечней объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2020, 2021 и 2022 годы, утвержденных приказами от 26 декабря 2019 года N 204, от 16 декабря 2020 года N 177 и от 27 декабря 2021 года N 199 в части включения объекта с кадастровым номером N, установил:
Приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 26 декабря 2019 года N 204 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2020 год.
Приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 16 декабря 2020 года N 177 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2021 год.
Приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 27 декабря 2021 года N 199 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2022 год.
Нежилое здание с кадастровым номером N, расположенное по адресу: <адрес> включено под пунктами 11659, 13045 и 14233 соответственно в названные выше Перечни объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2020, 2021 и 2022 годы.
ООО "С.", являвшееся в данных налоговых периодах собственником здания с кадастровым номером N, просит признать не действующими названные пункты Перечней, считая, что такое правовое регулирование противоречит налоговому законодательству и нарушает права и законные интересы юридического лица как налогоплательщика, незаконно возлагая обязанность по уплате налога на имущество организаций в большем размере.
Требования мотивированы тем, что принадлежащее административному истцу нежилое здание в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, не имеет назначения и наименования, предусматривающих размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, а обследование с целью установления вида его фактического использования перед началом налоговых периодов 2020, 2021 и 2022 годов административным ответчиком не проводилось, в этой связи включение нежилого здания с кадастровым номером N в оспариваемые Перечни противоречит подпункту 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель ООО "С." Л.С.С. поддержал заявленные требования по основаниям, указанным в административном иске; настаивал, что административное здание с кадастровым номером N являлось зданием конторы Правдинской межколхозной передвижной механизированной колонны (Правдинская МПМК), по данным технического паспорта в его составе исключительно кабинеты, а не офисные помещения, от сдачи в аренду которых можно было бы извлекать доход, поэтому данное здание, расположенное на земельном участке с видом разрешенного использования "для размещения производственной базы" не обладает признаками объекта налогообложения, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость; включение его в перечень объектов недвижимого имущества не соответствует положениям пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и нарушает права административного истца, необоснованно возлагая обязанность по уплате налога на имущество организаций в завышенном размере.
Представитель Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области Н.Н.В. просила в административном иске отказать, поддержала представленный письменный отзыв, согласно которому объект с кадастровым номером N отвечает критериям, предусмотренным подпунктом 1 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, так как по сведениям из ЕГРН является административным зданием.
Заслушав объяснения сторон, заключение прокурора М.Г.И., полагавшей административный иск подлежащим удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 НК РФ).
Особенности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, в качестве которой выступает их кадастровая стоимость, установлены статьей 378.2 НК РФ.
Пунктом 2 статьи 378.2 НК РФ определено, что закон субъекта Российской Федерации, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 настоящей статьи, может быть принят только после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
После принятия такого закона переход к определению налоговой базы в отношении объектов недвижимого имущества, указанных, в частности, в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, как их среднегодовой стоимости не допускается.
Постановлениями Правительства Калининградской области от 23 декабря 2016 года N 625 и от 24 ноября 2021 года N 753 утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Калининградской области по состоянию соответственно на 1 января 2016 года (подлежала применению для целей налогообложения с 1 января 2018 года по 31 декабря 2021 года включительно) и по состоянию на 1 января 2021 года (подлежащая применению для целей налогообложения с 1 января 2022 года).
Законом Калининградской области от 27 ноября 2003 года N 336 "О налоге на имущество организаций" установлено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества в 2017 году и в последующие годы:
в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (подпункт 2 пункта 2 статьи 1.1);
В отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как кадастровая стоимость имущества, налоговая ставка устанавливается в следующих размерах: в 2016 году - 0,75 процента, в 2017 году - 1,0 процента, в 2018 году - 1,5 процента, в 2019 году - 1,5 процента и последующие годы - 2,0 процента (пункт 2 статьи 2 Закона области).
Пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ предусмотрено, что уполномоченный орган субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Постановлением Правительства Калининградской области от 27 февраля 2019 года N 136 "Об утверждении положения о Министерстве экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области" предусмотрено, что Министерство экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области определяет на очередной налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (пункт 96 статьи 12 Положения).
Приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 26 декабря 2019 года N 204 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2020 год.
Под пунктом 11659 в данный Перечень включен объект с кадастровым номером N.
Приказ от 26 декабря 2019 года N 204 размещен на интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru 27 декабря 2019 года.
Приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 16 декабря 2020 года N 177 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2021 год.
Под пунктом 13045 в данный Перечень включен объект с кадастровым номером N.
Приказ от 16 декабря 2020 года N 177 размещен на интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru 21 декабря 2020 года.
Приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 27 декабря 2021 года N 199 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год.
Под пунктом 14233 в данный Перечень включен объект с кадастровым номером N.
Приказ от 27 декабря 2021 года N 199 размещен на интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru 27 декабря 2021 года.
Все вышеперечисленные Перечни вступили в силу с 1 января очередного налогового периода и обнародованы до этой даты.
Таким образом, оспариваемые в части нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом исполнительной власти Калининградской области в пределах его компетенции, официально опубликованы, по мотиву нарушения порядка принятия не оспариваются административным истцом.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них, признаваемых объектом налогообложения.
В силу пунктов 3 и 4 статьи 378.2 НК РФ административно-деловым и торговым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: - - здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения или торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (подпункты 1 названных пунктов);
- здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения или в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (подпункты 2 указанных пунктов).
При этом:
- здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
- фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки) (часть 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
Из материалов дела усматривается, что объект с кадастровым номером N в период с 17.02.2011 года по 14.06.2022 года принадлежал ООО "С." на праве собственности (л.д. 20), которое возникло на основании решения Арбитражного суда Калининградской области от 22.06.2010 года (Дело N А21-2075/2010) (л.д. 24-28) и прекращено в связи с продажей здания 14 июня 2022 года ФИО 8.
Как следует из решения Арбитражного суда Калининградской области от 22.06.2010 года, за ООО "С." признано право собственности на здание административное (конторы) до 1945 года постройки, общей площадью 863,7 кв. м, литер А, инвентарный номер N, расположенное по адресу: <адрес>. Данное здание находилось на балансе Правдинской межколхозной передвижной механизированной колонны, реорганизованной 27 июня 1993 года в ТОО "С.", которому по акту приема-передачи от 23.07.1993 года передан данный объект, а затем, после приведения правовой формы ТОО "С." в соответствие с действовавшем в тот период времени законодательством и реорганизацией ТОО "С." в ООО "С." на баланс последнего было передано административное здание (конторы) (л.д. 24-27).
Указанный в решении Арбитражного суда Калининградской области от 22.06.2010 года инвентарный номер административного здания (конторы) N присвоен по данным технического паспорта нежилому зданию Литера А, общей площадью 863,7 кв. м, по адресу: <адрес>, год постройки до 1945, год последнего капитального ремонта 1972.
Согласно экспликации внутренних помещений здания по состоянию на 17.05.2006 года, оно состоит из двух этажей и подвала и имеет следующий набор помещений: "кабинеты", "коридоры", "склады", "лестничные клетки", "туалеты", "фойе", "артистическая уборная", "зал", "кинопроекционная", "котельная", "служебные помещения" (л.д. 38-39).
Вместе с тем, исходя из признаков, содержащихся в статье 378.2 НК РФ, понятие "кабинет" не тождественно понятию "офис".
Наименования и назначение указанных выше помещений не предусматривают размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, что не позволяет сделать вывод о том, что здание с кадастровым номером N используется в целях делового, административного и коммерческого назначения.
Таким образом, документами технического учета (инвентаризации) не подтверждается, что назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади спорного здания предусматривают размещение объектов, названных в пунктах 3 и 4 статьи 378.2 НК РФ.
Своевременные мероприятия по определению вида фактического использования здания с кадастровым номером N не проводились.
По данным ЕГРН объект с кадастровым номером N поставлен на кадастровый учет 27 июля 2010 года, имеет назначение нежилое, наименование административное здание, расположен на земельном участке с кадастровым номером N (л.д. 71).
Земельный участок с кадастровым номером N поставлен на кадастровый учет 22 апреля 2021 года, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для размещения производственной базы (л.д. 21).
Данный земельный участок образован в результате раздела земельного участка с кадастровым номером N, который снят с кадастрового учета 22 апреля 2021 года, имел вид разрешенного использования - для размещения производственной базы.
Учитывая, что по смыслу статьи 378.2 НК РФ объект налогообложения может быть включен в перечень объектов недвижимого имущества и по виду разрешенного использования земельного участка в случае, если его обозначение совпадает с указанием на использование земельных участков в качестве предназначенных для размещения объектов смешанного типа делового, административного и коммерческого назначения, суд отмечает, что в данном случае вид разрешенного использования земельных участков "для размещения производственной базы" не позволяет прийти к выводу о размещении на них объекта недвижимости в целях, соответствующих статье 378.2 НК РФ, поэтому вышеуказанное здание не могло быть включено в перечень объектов недвижимого имущества и по виду разрешенного использования земельных участков, на которых оно находилось до 22 апреля 2021 года и находится в настоящее время.
В силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административный ответчик обязан доказать законность включения объекта в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Министерством экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие спорного здания условиям, установленным НК РФ и необходимым для включения его в Перечень, не представлено.
Согласно правовой позиции, выраженной Конституционным Судом Российской Федерации в ряде решений (постановления от 22 июня 2009 года N 10-П, от 24 марта 2017 года N 9-П и от 2 июля 2020 года N 32-П; определения от 27 октября 2015 года N 2428-О, от 8 ноября 2018 года N 2796-О, от 2 июля 2019 года N 1831-О и N 1832-О и др.), конституционно-правовое содержание законодательства о налогах и сборах предполагает, в частности, что налоговые обязательства производны от экономической деятельности, а налоги должны быть установлены в их общей системе сообразно их существу, имея в виду экономическую обоснованность налогов и недопустимость их произвольного введения.
В обычной деловой обстановке офисно-торговую недвижимость с высокой вероятностью можно использовать как доходный объект, особенно в местах ее концентрации - в административно-деловых и (или) торговых центрах (комплексах). Эта возможность объективно образует предпосылку относительно высокой стоимости подобного имущества в сравнении с другими видами недвижимости и учитывается в основаниях законодательных решений, касающихся повышенного налогообложения таких помещений, даже когда их используют по иному назначению, чем торговля и размещение (сдача в аренду) офисов, поскольку они входят в состав соответствующих центров (комплексов), сосредоточивающих потенциально доходную недвижимость (Постановлении Конституционного Суда РФ от 12 ноября 2020 года N 46-П).
Данных о том, что указанное административное здание фактически использовалось для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, материалы дела не содержат; административный ответчик, на которого возложено бремя доказывания этих обстоятельств, соответствующие доказательства не представил.
При таком положении основания для включения объекта с кадастровым номером N в Перечни объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2020, 2021 и 2022 годы отсутствовали, в оспариваемой части данный нормативный правовой акт не соответствует пункту 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, имеющего большую юридическую силу.
На основании изложенного суд считает подлежащими удовлетворению административные исковые требования ООО "С." о признании не действующими с даты принятия пунктов 11659, 13045 и 14233 Перечней объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, соответственно на 2020, 2021 и 2022 годы, утвержденных приказами Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области соответственно от 26 декабря 2019 года N 204, от 16 декабря 2020 года N 177, от 27 декабря 2021 года N 199.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 248-249 КАС РФ, суд решил:
Административные исковые требования ООО "С." удовлетворить.
Признать не действующими с даты принятия пункт 11659 Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2020 год, утвержденного Приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 26 декабря 2019 года N 204; пункт 13045 Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2021 год, утвержденного Приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 16 декабря 2020 года N 177; пункт 14233 Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2022 год, утвержденного Приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 27 декабря 2021 года N 199.
Решение подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу на официальном сайте Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Калининградский областной суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Мотивированное решение составлено 23 марта 2023 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Калининградского областного суда от 23 марта 2023 г. N 3а-121/2023
Текст решения предоставлен Калининградским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании