Заслушав и обсудив в рамках "правительственного часа" 24 мая 2023 года информацию руководителя Федерального агентства по делам национальностей И.В. Баринова о ходе реализации государственной программы Российской Федерации "Реализация государственной национальной политики", Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:
1. Принять к сведению информацию руководителя Федерального агентства по делам национальностей И.В. Баринова о ходе реализации государственной программы Российской Федерации "Реализация государственной национальной политики".
2. Принять к сведению выступления аудитора Счетной палаты Российской Федерации Н.А. Труновой, заместителя председателя Комитета Государственной Думы по контролю Д.В. Ламейкина, председателя Комитета Государственной Думы по делам национальностей Г.Ю. Семигина.
3. Отметить актуальность и значимость в современных условиях государственной программы Российской Федерации "Реализация государственной национальной политики", которая является основным финансовым механизмом реализации Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года.
4. Отметить прилагаемые Федеральным агентством по делам национальностей усилия по:
интеграции Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области в систему мероприятий государственной национальной политики, оказанию правовой, методической и практической помощи органам власти новых субъектов Российской Федерации;
созданию межрегиональных управлений Федерального агентства по делам национальностей и филиалов подведомственного федерального государственного бюджетного учреждения "Дом народов России";
поддержке федеральных национально-культурных автономий и иных некоммерческих организаций в сфере духовно-просветительской деятельности, гармонизации межнациональных отношений, распространению традиционных российских духовно-нравственных ценностей, а также по поддержке уставной деятельности Всероссийского казачьего общества;
реализации ведомственного проекта "Мониторинг в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений" государственной программы Российской Федерации "Реализация государственной национальной политики", а также по совершенствованию эксплуатации государственной информационной системы мониторинга в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений и раннего предупреждения конфликтных ситуаций;
высокому кассовому исполнению мероприятий государственной программы Российской Федерации "Реализация государственной национальной политики" в 2022 году (99,7 процента);
реализации в рамках государственной программы Российской Федерации "Реализация государственной национальной политики" инструмента межбюджетного регулирования - единой субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на мероприятия по укреплению единства российской нации и этнокультурному развитию народов России, поддержку экономического и социального развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации;
взаимодействию с субъектами Российской Федерации в целях реализации задач государственной национальной политики.
5. Вместе с тем депутаты Государственной Думы обращают внимание на необходимость решения наиболее актуальных задач в сфере реализации государственной программы Российской Федерации "Реализация государственной национальной политики" и в целом государственной национальной политики, включая:
корректировку Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года в связи с новыми вызовами и угрозами межнациональному согласию в Российской Федерации, включением в состав Российской Федерации новых субъектов Российской Федерации, а также в связи с изменениями, внесенными в документы стратегического планирования в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации (Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 года N 809 "Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей" и другие);
продление срока реализации указанной Стратегии до 2030 года;
корректировку Концепции миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы с учетом нарастающего влияния миграционного фактора на состояние межнациональных отношений в Российской Федерации, а также несовершенства мероприятий по социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан в российское общество, отсутствия нормативно-правовых основ работы по социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан;
совершенствование основ для успешной социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан в российское общество, которые предполагают в том числе усиление контроля за миграционными потоками, противодействие незаконной миграции, совершенствование мер правового регулирования в отношении иностранных граждан на территории Российской Федерации, осуществление в государствах их гражданства основных мероприятий по социальной и культурной адаптации и интеграции;
рассмотрение предложения о целесообразности создания федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере миграции в целях повышения эффективности реализации государственной миграционной политики Российской Федерации;
корректировку Стратегии государственной политики в отношении российского казачества на 2021-2030 годы;
совершенствование системы целевых показателей (индикаторов) эффективности реализации государственной программы Российской Федерации "Реализация государственной национальной политики" и последующее их включение в федеральный план статистических работ, а также увеличение количества показателей, не основанных на результатах социологических исследований;
расширение возможностей Международного союза неправительственных организаций "Ассамблея народов Евразии" в развитии народной дипломатии на пространстве Содружества Независимых Государств и всем евразийском пространстве;
обеспечение реализации эффективной национальной политики в Донецкой Народной Республике, Луганской Народной Республике, Запорожской области и Херсонской области;
оказание методической и консультативной помощи Народному Совету Донецкой Народной Республики и Народному Совету Луганской Народной Республики при принятии законодательных актов субъектов Российской Федерации по вопросам реализации государственной национальной политики;
необходимость формирования комитетов и комиссий по делам национальностей в формируемых законодательных собраниях Запорожской области и Херсонской области.
6. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:
1) принять меры по повышению уровня координации, планирования, контроля за деятельностью федеральных органов государственной власти в сфере реализации государственной национальной политики Российской Федерации;
2) проработать вопрос о подготовке и представлении Федеральному Собранию Российской Федерации ежегодного доклада Правительства Российской Федерации о ходе реализации Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года;
3) при подготовке проекта федерального закона о федеральном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов исходить из необходимости увеличения финансирования в целом государственной программы Российской Федерации "Реализация государственной национальной политики" и объема единой субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий указанной программы;
4) рассмотреть предложение о целесообразности расширения полномочий Федерального агентства по делам национальностей и создания в структуре федеральных органов исполнительной власти Министерства по делам национальностей;
5) завершить разработку и ускорить внесение в Государственную Думу проекта федерального закона "Об условиях въезда (выезда) и пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства", а также поддержать инициативу Комитета Государственной Думы по делам Содружества Независимых Государств, евразийской интеграции и связям с соотечественниками о проведении парламентских слушаний по его обсуждению при участии Комитета Государственной Думы по делам национальностей, Комитета Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции, Комитета Государственной Думы по экономической политике, Комитета Государственной Думы по просвещению, Комитета Государственной Думы по науке и высшему образованию;
6) совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации подготовить и представить предложения по повышению эффективности реализации в субъектах Российской Федерации мероприятий по социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан;
7) ускорить принятие концепции государственной языковой политики Российской Федерации, разработка которой велась в соответствии с поручением Президента Российской Федерации по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по русскому языку N Пр-355 от 1 марта 2020 года;
8) рассмотреть вопрос выделения мер государственной поддержки, направленных на сохранение русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, сохранение и развитие этнокультурного и языкового многообразия Российской Федерации, в качестве самостоятельного федерального проекта государственной программы Российской Федерации "Реализация государственной национальной политики";
9) в целях исполнения Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 5 июля 2021 года N 32-П совместно с Комитетом Государственной Думы по делам национальностей обеспечить подготовку к рассмотрению во втором чтении проекта федерального закона N 48132-8 "О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" и статью 19 Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части правового регулирования традиционной охоты гражданами, относящимися к коренным малочисленным народам, но постоянно не проживающими в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности), внесенного Правительством Российской Федерации и принятого в первом чтении;
10) в целях исполнения поручения Президента Российской Федерации по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям N Пр-71 от 16 января 2020 года рассмотреть вопрос о внесении в законодательство Российской Федерации изменений, направленных на определение правового положения национально-культурных общественных объединений;
11) внести предложения о выделении в 2024-2026 годах дополнительных бюджетных ассигнований на предоставление из федерального бюджета субсидий на обеспечение уставной деятельности Общероссийской общественно-государственной организации "Ассамблея народов России" и ее региональных отделений.
7. Рекомендовать Федеральному агентству по делам национальностей:
1) учесть высказанные замечания и предложения депутатов Государственной Думы и аудитора Счетной палаты Российской Федерации по реализации государственной программы Российской Федерации "Реализация государственной национальной политики", нормативно-правовому обеспечению задач государственной национальной политики;
2) совместно с Комитетом Государственной Думы по делам национальностей ускорить разработку проекта федерального закона "Об основах государственной национальной политики в Российской Федерации";
3) при осуществлении мониторинга в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений расширить перечень параметров и показателей, по которому осуществляется мониторинг, включив в него дополнительные факторы, влияющие на состояние межнациональных отношений;
4) подготовить предложения по практическому использованию результатов мониторинга и нормативно-правовому обеспечению такого использования, а также по разработке методических материалов и рекомендаций для органов государственной власти по выстраиванию системы упреждения межнациональных конфликтов: прогнозированию потенциальных рисков в сфере межнациональных отношений и оперативному предупреждению межнациональных конфликтов;
5) совместно с Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации ускорить работу по организации предоставления государственной услуги по учету лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Российской Федерации, с помощью единого портала государственных и муниципальных услуг;
6) продолжить работу по совершенствованию законодательства в сфере защиты прав коренных малочисленных народов Российской Федерации, в том числе по корректировке Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, плана ее реализации, законодательства в сфере защиты прав коренных малочисленных народов на ведение традиционного образа жизни и осуществление традиционной хозяйственной деятельности;
7) обеспечить приоритетную государственную поддержку проектов некоммерческих организаций, участвующих в реализации государственной национальной политики, направленных на укрепление единства российской нации, воспитание патриотизма, сохранение и укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей;
8) при реализации общероссийских мероприятий в сфере государственной национальной политики содействовать участию в них представителей органов государственной власти и институтов гражданского общества Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области.
8. Предложить Счетной палате Российской Федерации в рамках контроля исполнения федерального бюджета оценить эффективность расходования средств межбюджетных трансфертов по результатам внедрения Федеральным агентством по делам национальностей единой субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в рамках государственной программы Российской Федерации "Реализация государственной национальной политики", а также дать рекомендации по дальнейшему использованию нового инструмента межбюджетного регулирования.
9. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации рассмотреть вопрос о целесообразности выделения самостоятельных структурных подразделений, к полномочиям которых будут относиться вопросы реализации государственной национальной политики.
10. Поручить Комитету Государственной Думы по делам национальностей при участии Комитета Государственной Думы по контролю, Комитета Государственной Думы по делам Содружества Независимых Государств, евразийской интеграции и связям с соотечественниками, Комитета Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции, Комитета Государственной Думы по просвещению, Комитета Государственной Думы по науке и высшему образованию провести расширенное заседание по вопросам законодательного обеспечения социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан в российское общество, а также рассмотреть возможность создания соответствующей рабочей группы в целях совершенствования законодательства Российской Федерации по социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан в российское общество.
11. Поручить Комитету Государственной Думы по делам национальностей подготовить предложение о проведении с участием представителей органов исполнительной и законодательной власти субъектов Российской Федерации в зале заседаний Государственной Думы парламентских слушаний по вопросам законодательного обеспечения реализации Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года.
12. Комитету Государственной Думы по делам национальностей совместно с Комитетом Государственной Думы по контролю осуществлять контроль за реализацией настоящего Постановления.
13. Предложить Правительству Российской Федерации проинформировать Государственную Думу о ходе реализации предложений, содержащихся в настоящем Постановлении, в период осенней сессии 2023 года.
14. Направить настоящее Постановление Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, комитеты и комиссии Государственной Думы, во фракции в Государственной Думе, в Правительство Российской Федерации, Счетную палату Российской Федерации, законодательные органы субъектов Российской Федерации и высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации.
15. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель Государственной Думы |
В.В. Володин |
Москва
1 июня 2023 г.
N 4035-8 ГД
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 1 июня 2023 г. N 4035-8 ГД "Об информации руководителя Федерального агентства по делам национальностей И.В. Баринова о ходе реализации государственной программы Российской Федерации "Реализация государственной национальной политики"
Вступает в силу с 1 июня 2023 г.
Опубликование:
Собрание законодательства Российской Федерации, 5 июня 2023 г. N 23 (часть I) ст. 4112