Руководствуясь Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Федеральным законом от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 года N 629, Администрация Окуловского муниципального района постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение об организации предоставления дополнительного образования в муниципальных организациях Окуловского муниципального района.
2. Признать утратившими силу постановления Администрации Окуловского муниципального района:
от 28.10.2016 N 1525 "Об утверждении Положения об организации предоставления дополнительного образования детей в муниципальных организациях Окуловского муниципального района";
от 17.04.2019 N 434 "О внесении изменений в Постановление Администрации Окуловского муниципального района от 28.10.2016 N 1525";
от 25.12.2020 N 1692 "О внесении изменений в Положение об организации предоставления дополнительного образования детей в муниципальных организациях Окуловского муниципального района".
3. Опубликовать настоящее постановление в бюллетене "Официальный вестник Окуловского муниципального района" и разместить на официальном сайте муниципального образования "Окуловский муниципальный район" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Заместитель Главы администрации района |
Е.М. Волкова |
Утверждено
постановлением Администрации
Окуловского муниципального района
от 12.05.2023 N 662
Положение
об организации предоставления дополнительного образования в муниципальных организациях Окуловского муниципального района
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение об организации предоставления дополнительного образования в муниципальных организациях Окуловского муниципального района (далее - Положение) разработано в соответствии с Федеральными законами от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 года N 629, Порядком приема на обучение по дополнительным предпрофессиональным программам в области искусств, утвержденным приказом Министерства культуры Российской Федерации от 14 августа 2013 года N 1145.
1.2. Положение устанавливает порядок организации и осуществление образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам в муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность на территории Окуловского муниципального района (далее - организации, осуществляющие образовательную деятельность), в том числе особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов.
1.3. Положение является обязательным для организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность по реализации дополнительных общеобразовательных программ.
2. Цели и задачи
Образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным программам должна быть направлена на:
- формирование и развитие творческих способностей обучающихся;
- обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического воспитания обучающихся;
- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию свободного времени обучающихся;
- индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом развитии и физическом совершенствовании;
- профессиональную ориентацию обучающихся;
- адаптацию обучающихся к жизни в обществе;
- выявление, развитие и поддержку обучающихся, проявивших выдающиеся способности;
- удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов обучающихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований.
3. Организация образовательного процесса
3.1. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, создают условия для реализации дополнительных общеобразовательных программ, учитывающие законодательство Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
3.2. Режим работы организации, осуществляющей образовательную деятельность, порядок приема детей в объединения определяется локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность.
3.3. В организациях, осуществляющих образовательную деятельность, образовательная деятельность осуществляется на государственном языке Российской Федерации.
Дополнительное образование может быть получено на иностранном языке в соответствии с дополнительной общеобразовательной программой в порядке, установленном законодательством об образовании, и локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность.
3.4. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, реализуют дополнительные общеобразовательные программы в течение всего календарного года, включая каникулярное время.
3.5. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, организуют образовательный процесс в соответствии с лицензией, учебными планами, в том числе индивидуальными учебными планами, образовательной программой (дополнительной общеразвивающей, дополнительной предпрофессиональной, спортивной подготовки) в объединениях по интересам, сформированных в группы обучающихся одного возраста или разных возрастных категорий (разновозрастные группы), являющиеся основным составом объединения (например, клубы, секции, кружки, лаборатории, студии, оркестры, творческие коллективы, ансамбли, театры, мастерские, школы) (далее - объединения), а также индивидуально.
3.6. Обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой дополнительной общеобразовательной программы, осуществляется в порядке, установленном локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность.
3.7. Содержание дополнительных общеразвивающих программ по всем направленностям и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
Содержание дополнительных предпрофессиональных программ по всем направленностям в области искусств определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральными государственными требованиями.
Содержание дополнительных образовательных программ спортивной подготовки определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, реализующей дополнительные образовательные программы спортивной подготовки с учетом примерных образовательные программы спортивной подготовки.
Организации, осуществляющие образовательную деятельность, ежегодно обновляют дополнительные общеобразовательные программы с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.
3.8. Занятия в объединениях могут проводиться по дополнительным общеобразовательным программам различной направленности: технической, естественнонаучной, физкультурно-спортивной, социально-гуманитарной, художественной, туристско-краеведческой.
3.9. При реализации дополнительных общеобразовательных программ по всем направленностям могут предусматриваться как аудиторные, так и внеаудиторные (самостоятельные) занятия, которые проводятся по группам индивидуально или всем составом объединения.
3.10. Количество обучающихся в объединении, их возрастные категории, а также продолжительность учебных занятий в объединении зависят от направленности дополнительных общеобразовательных программ и определяются локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность. Каждый обучающийся имеет право заниматься в нескольких объединениях, переходить в процессе обучения из одного объединения в другое.
3.11. Расписание занятий объединения составляется для создания наиболее благоприятного режима труда и отдыха обучающихся администрацией организации, осуществляющей образовательную деятельность, по представлению педагогических работников с учетом пожеланий обучающихся, родителей (законных представителей), возрастных особенностей детей и установленных санитарно-гигиенических норм.
3.12. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения. Формы обучения по дополнительным общеобразовательным программам определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
3.13. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, реализуют дополнительные общеобразовательные программы как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации
3.14. При реализации дополнительных общеобразовательных программ может применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов, использования соответствующих образовательных технологий.
Использование при реализации дополнительных общеобразовательных программ методов и средств обучения и воспитания, образовательных технологий, наносящих вред физическому и психическому здоровью обучающихся, запрещается.
3.15. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, самостоятельно определяют формы аудиторных занятий, а также формы, порядок и периодичность проведения промежуточной аттестации обучающихся.
3.16. При реализации дополнительных общеобразовательных программ организации, осуществляющие образовательную деятельность, могут организовывать и проводить массовые мероприятия, создавать необходимые условия для совместной деятельности обучающихся, родителей (законных представителей).
3.17. В работе объединений при наличии условий и согласия руководителя объединения совместно с несовершеннолетними обучающимися могут участвовать их родители (законные представители).
3.18. Педагогическая деятельность по реализации дополнительных общеобразовательных программ осуществляется лицами, имеющими среднее профессиональное или высшее образование (в том числе по направлениям, соответствующим направлениям дополнительных общеобразовательных программ, реализуемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность), и отвечающими квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.
3.19. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе привлекать к занятию педагогической деятельностью по дополнительным общеобразовательным программам лиц, обучающихся по образовательным программам высшего образования по специальностям и направлениям подготовки, соответствующим направленности дополнительной общеобразовательной программы и успешно прошедших промежуточную аттестацию не менее чем за два года обучения. Порядок приема и допуска указанных лиц, устанавливается законодательством Российской Федерации.
3.20. Образовательный процесс по дополнительным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов осуществляется организацией, осуществляющей образовательную деятельность, с учетом особенностей их психофизического развития, в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии и (или) индивидуальной программой реабилитации (абилитации) инвалида, ребенка-инвалида.
3.21. Содержание образования детей и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Образовательная деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по дополнительным общеобразовательным программам может осуществляться на основе дополнительных общеобразовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся, с привлечением специалистов в области коррекционной педагогики, а также педагогических работников, освоивших соответствующую программу профессиональной переподготовки и повышения квалификации.
3.22. Образовательная деятельность по адаптированным дополнительным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья должна учитывать особые образовательные потребности обучающихся различных нозологических групп и быть направлена на решение следующих задач:
- оказание психолого-педагогической помощи, реабилитации (абилитации);
- представление дифференцированной помощи, в том числе оказание ассистентом (помощником) при необходимости технической помощи;
- обеспечение возможности вербальной и невербальной коммуникации для обучающихся с выраженными проблемами коммуникации, в том числе:
с использованием средств альтернативной или дополнительной коммуникации;
воспитание самостоятельности и независимости при освоении доступных видов деятельности;
формирование интереса к определенному виду деятельности в рамках реализации дополнительных общеобразовательных программ.
3.23. Занятия для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, могут быть организованы как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных группах, в том числе по индивидуальному учебному плану. Численный состав объединения может быть уменьшен при включении в него обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
3.24. При реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков.
4. Полномочия органов местного самоуправления в области дополнительного образования
4.1. Принятие нормативных правовых актов в сфере дополнительного образования в соответствии с действующим законодательством.
4.2. Определение объема финансирования, необходимого для организации предоставления дополнительного образования.
4.3. Определение размера и условий оплаты труда работников муниципальных организаций.
4.4. Разработка и реализация целевых программ в сфере организации предоставления дополнительного образования.
4.5. Определение приоритетных направлений развития муниципальной системы дополнительного образования.
4.6. Создание, реорганизация и ликвидация муниципальных организаций дополнительного образования в установленном порядке.
4.7. Определение целей, условий и порядка деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утверждение их уставов, заслушивание отчетов об их деятельности.
4.8. Контроль за целевым использованием и сохранностью имущества, переданного организациям, осуществляющим образовательную деятельность.
4.9. Осуществление иных полномочий в сфере дополнительного образования в соответствии с действующим законодательством.
5. Полномочия организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в области дополнительного образования
Организации, осуществляющие образовательную деятельность:
5.1. Осуществляют реализацию дополнительных образовательных программ и оказывают дополнительные образовательные услуги в соответствии с лицензией, учебным планом, в том числе индивидуальным учебным планом и годовым календарным учебным графиком.
5.2. Осуществляют дополнительное образование с применением форм, методов и средств воспитания и организуют образовательный процесс в соответствии с возрастными психофизиологическими особенностями, склонностями, способностями, интересами и потребностями обучающихся.
5.3. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, организуют работу с обучающимися дошкольного и школьного возраста преимущественно с 5 лет до 18 лет.
5.4. Оказывают помощь и содействие родителям (законным представителям) по вопросам обучения их детей, представляют им информацию, касающуюся обучения их детей.
5.5. Выполняют иные функции, отнесенные к их компетенции законодательством Российской Федерации и Новгородской области, муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления, уставами организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
6. Участники образовательных отношений
6.1. Участники образовательных отношений - обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность.
6.2. Организация, осуществляющая образовательную деятельность, обязана ознакомить поступающего и (или) его родителей (законных представителей) со своим Уставом, с лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, с образовательными программами и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности, правами и обязанностями обучающихся. При проведении приема на конкурсной основе поступающему представляется также информация о проводимом конкурсе и об итогах его проведения.
6.3. Права и обязанности обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся устанавливаются действующим законодательством в сфере образования, Уставом и локальными актами организаций, осуществляющих образовательную деятельность, договорами об образовании (при их наличии).
6.4. Права и обязанности работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, определяются законодательством Российской Федерации, Уставом, правилами внутреннего трудового распорядка и иными локальными нормативными актами образовательных организаций, должностными инструкциями и трудовыми договорами.
7. Финансовое обеспечение организаций, осуществляющих образовательную деятельность, реализующих дополнительные общеобразовательные программы
7.1. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, реализующие дополнительные общеобразовательные программы, финансируются за счет средств бюджета муниципального района.
7.2. Организация, осуществляющая образовательную деятельность, вправе осуществлять прием обучающихся сверх лимита, установленного муниципальным заданием на оказание муниципальных услуг, на обучение на платной основе.
7.3. Прием на обучение по дополнительным образовательным программам, а также на места с оплатой стоимости обучения физическими и (или) юридическими лицами проводится на условиях, определяемых локальными нормативными актами таких организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Правила приема в конкретную организацию, осуществляющую образовательную деятельность, на обучение по образовательным программам устанавливаются в части, не урегулированной законодательством об образовании, организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно.
7.4. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе привлекать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, дополнительные финансовые средства за счет предоставления дополнительных образовательных и иных предусмотренных Уставом услуг, добровольных пожертвований физических и (или) юридических лиц, а также за счет финансовых поступлений из иных источников, предусмотренных законодательством.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Окуловского муниципального района Новгородской области от 12 мая 2023 г. N 662 "Об утверждении Положения об организации предоставления дополнительного образования в муниципальных организациях Окуловского муниципального района"
Опубликование:
бюллетень "Официальный вестник Окуловского муниципального района" от 18 мая 2023 г. N 19