В соответствии со статьей 10 Закона Московской области N 135/2010-ОЗ "О Контрольно-счетной палате Московской области" и решением Коллегии Контрольно-счетной палаты Московской области от 30.01.2023 N 2/2:
1. Утвердить прилагаемый Стандарт "Проведение экспертизы" (далее - Стандарт).
2. Признать утратившим силу распоряжение Контрольно-счетной палаты Московской области от 10.07.2019 N 40Р-57 "Об утверждении Стандарта внешнего государственного финансового контроля "Проведение финансово-экономической экспертизы".
3. Инспекции организационной и кадровой работы аппарата Контрольно-счетной палаты Московской области обеспечить размещение Стандарта в соответствующих разделах официального сайта Контрольно-счетной палаты Московской области.
4. Настоящее распоряжение вступает в силу со дня его подписания и распространяется на правоотношения, возникшие с 5 декабря 2022 года.
5. Контроль за выполнением пункта 3 настоящего распоряжения возлагается на руководителя аппарата Контрольно-счетной палаты Московской области Рудневу С.В.
Председатель Контрольно-счетной палаты |
В.В. Королихин |
Одобрен
решением Коллегии
Контрольно-счетной палаты
Московской области
от 30 января 2023 г. N 2/2
Утвержден
распоряжением Контрольно-счетной палаты
Московской области
от 07 февраля 2023 N 38Р-10
(с изменениями, внесенными
распоряжением Контрольно-счетной палаты
Московской области
от 10.04.2023 N 38Р-25)
Опубликован
в Информационном сборнике
Контрольно-счетной палаты
Московской области
N __ (__) - 20
Стандарт
"Проведение Экспертизы"
Стандарт вводится в действие c 5 декабря 2022 г.
1. Общие положения
1. Стандарт "Проведение экспертизы" (далее - Стандарт) разработан в целях организации проведения должностными лицами Контрольно-счетной палаты Московской области (далее - КСП Московской области) экспертизы проектов законов Московской области, нормативных правовых актов органов государственной власти Московской области в части, касающейся расходных обязательств Московской области, экспертизы проектов законов Московской области, приводящих к изменению доходов бюджета Московской области и бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Московской области (далее - проект закона, проект нормативного правового акта), а также государственных программ Московской области (далее - госпрограмма) и подготовки заключения КСП Московской области по результатам экспертизы.
2. Стандарт разработан на основании Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 07.02.2011 N 26-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" и Закона Московской области N 135/2010-ОЗ "О Контрольно-счетной палате Московской области".
3. Положения настоящего Стандарта не распространяются на проведение экспертизы проектов законов о бюджете Московской области, проектов законов о бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Московской области, проектов законов об исполнении бюджета Московской области, проектов законов об исполнении бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Московской области, а также вносимых в них изменений.
4. Целью экспертизы проекта закона, проекта нормативного правового акта является выявление факторов риска при формировании средств бюджета Московской области, создающих условия для последующего неправомерного и (или) неэффективного использования средств бюджета Московской области, анализ оценки объема расходных обязательств, налоговых расходов, доходов бюджета Московской области.
Целью экспертизы госпрограммы является выявление факторов риска, создающих условия для неправомерного и (или) неэффективного использования средств бюджета Московской области.
5. Экспертиза проекта закона, проекта нормативного правового акта, госпрограммы включает оценку соответствия целей и задач документам стратегического планирования.
6. Основными задачами экспертизы проекта закона, проекта нормативного правового акта являются оценка их положений на предмет: соответствия требованиям федерального законодательства и законодательства Московской области; отсутствия (минимизации) рисков принятия решений по формированию и использованию средств бюджета Московской области, создающих условия для последующего неправомерного и (или) неэффективного использования средств бюджета Московской области, невыполнения (неполного выполнения) задач и функций, возложенных на органы государственной власти Московской области, государственные органы Московской области; обоснованности заявленных финансовых последствий принятия проекта закона, проекта нормативного правового акта.
7. Основными задачами экспертизы госпрограммы являются оценка ее положений на предмет:
соответствия требованиям федерального законодательства и законодательства Московской области; соответствия мероприятий госпрограммы заявленным целям и задачам.
8. При проведении экспертизы проекта закона, проекта нормативного правового акта, госпрограммы КСП Московской области в рамках своей компетенции вправе оценивать наличие в них коррупциогенных факторов.
2. Порядок проведения экспертизы проекта закона, проекта нормативного правового акта
9. Проведение экспертизы проекта закона, проекта нормативного правового акта и подготовку заключения по результатам экспертизы возглавляет должностное лицо КСП Московской области, которому Председателем Контрольно-счетной палаты Московской области (далее - Председатель) поручено проведение экспертизы (далее - руководитель экспертизы).
Проводит экспертизу структурное подразделение аппарата КСП Московской области, которому Председатель, либо руководитель экспертизы поручил ее проведение.
10. Объем экспертизы проекта закона, проекта нормативного правового акта (перечень обязательных к рассмотрению вопросов и глубина их проработки) определяется руководителем экспертизы исходя из целей и задач экспертизы и условий ее проведения, срока подготовки заключения, а также полноты представленных материалов, их содержания и качества оформления.
11. При рассмотрении проекта закона, проекта нормативного правового акта учитываются результаты контрольных и экспертно-аналитических мероприятий по вопросам формирования и использования средств бюджета Московской области в соответствующей сфере деятельности.
12. При проведении экспертизы проекта закона, проекта нормативного правового акта проводится изучение состояния правового регулирования в соответствующей сфере.
3. Порядок проведения экспертизы госпрограммы
13. Экспертиза госпрограммы осуществляется в соответствии с планом работы КСП Московской области на соответствующий год.
Проведение экспертизы госпрограммы осуществляется КСП Московской области после получения от государственного заказчика госпрограммы посредством Межведомственной системы электронного документооборота госпрограммы, а также документов, указанных в подпунктах 1 - 3 пункта 31 Порядка разработки и реализации государственных программ Московской области, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 19.08.2022 N 881/27 "Об утверждении Порядка разработки и реализации государственных программ Московской области" (далее - Порядок N 881/27).
14. Экспертиза госпрограммы возглавляется аудитором Контрольно-счетной палаты Московской области, которому Председателем поручено проведение экспертизы госпрограммы (далее - руководитель экспертизы госпрограммы) и проводится инспекцией аппарата Контрольно-счетной палаты Московской области, деятельность которой координирует руководитель экспертизы госпрограммы.
Срок проведения экспертизы госпрограммы устанавливается Председателем, при этом срок проведения экспертизы госпрограммы не может быть менее месяца и более 3 месяцев со дня представления государственным заказчиком документов, указанных в пункте 13 настоящего Стандарта. На основании мотивированного обращения руководителя экспертизы госпрограммы срок проведения экспертизы госпрограммы может быть продлен по решению Председателя не более чем на месяц. В случае принятия решения о продлении общий срок проведения экспертизы госпрограммы не может быть более 4 месяцев.
Если государственным заказчиком направлены не все документы, указанные в пункте 13 настоящего Стандарта, руководитель экспертизы госпрограммы не позднее 2 рабочих дней направляет письмо государственному заказчику с просьбой представить недостающие документы. После представления недостающих документов в КСП Московской области руководитель экспертизы госпрограммы, в случае необходимости, обращается к Председателю для принятия решения о продлении срока проведения экспертизы госпрограммы.
15. Объем экспертизы госпрограммы (перечень обязательных к рассмотрению вопросов и глубина их проработки) определяется руководителем экспертизы госпрограммы, исходя из целей, задач, сроков проведения экспертизы и представленных документов, с учетом пункта 16 настоящего Стандарта.
16. При проведении экспертизы госпрограммы оценивается (анализируется):
1) соблюдение, установленных Правительством Московской области требований к госпрограммам, а именно:
соответствие наименования госпрограммы наименованию, указанному в перечне госпрограмм, утвержденном Правительством Московской области, соблюдение сроков утверждения госпрограмм; наличие разделов, подразделов, определенных положениями Порядка N 881/27, в том числе наличие формулировок основных проблем, описания целей, установленных госпрограммой; соответствие разделов форме, определенной приложениями Порядка N 881/27; установление факта отражения информации по госпрограмме в подсистеме планирования государственной информационной системы "Региональный электронный бюджет Московской области"; *
2) соответствие целей госпрограммы приоритетным целям и задачам документов стратегического планирования, а именно:
соответствие целям и задачам социально-экономического развития Московской области; соответствие целям и задачам, определенным в иных документах стратегического планирования Российской Федерации и Московской области в соответствующей сфере деятельности; *
3) соответствие каждой цели госпрограммы задачам соответствующих региональных проектов;
4) соответствие мероприятий госпрограммы заявленным целям и задачам госпрограммы;
5) влияние мероприятий и их результатов на достижение планируемых целевых показателей госпрограммы, а именно: анализ состава (значений) и типа целевых показателей госпрограммы; анализ обоснованности и достаточности состава целевых показателей; * анализ взаимосвязи целей госпрограммы и целевых показателей; анализ планируемых результатов выполнения мероприятий госпрограммы, а также анализ их влияния на достижение планируемых значений целевых показателей госпрограммы (анализ планируемых результатов выполнения мероприятий проводится с учетом объема финансирования мероприятий, при этом совокупный объем финансирования проанализированных мероприятий должен составлять не менее 20% от общего объема финансирования госпрограммы); анализ методик расчета значений целевых показателей и определения значений результатов выполнения мероприятий (выборочно);
6) выборочный анализ финансово-экономического обоснования объемов финансирования мероприятий подпрограммы (совокупный объем финансирования проанализированных мероприятий должен составлять не менее 20% от общего объема финансирования госпрограммы);
7) иные вопросы, определенные руководителем экспертизы госпрограммы.
------------------------------
* Вопрос исследуется по решению руководителя экспертизы госпрограммы.
------------------------------
4. Оформление результатов экспертизы
17. По результатам проведения экспертизы составляется заключение Контрольно-счетной палаты Московской области (далее - заключение).
Заключение по результатам экспертизы не должно содержать политических оценок.
18. Заключение, как правило, состоит из вводной и содержательной частей. В вводной части заключения указываются реквизиты документов, по результатам рассмотрения, на основании и с учетом которых проведена экспертиза, а также предмет регулирования проекта закона, проекта нормативного правового акта, сфера реализации госпрограммы (при необходимости).
Если государственным заказчиком не представлены все документы в срок, указанный в письме КСП Московской области с просьбой представить недостающие документы, то об этом указывается в заключении.
19. В содержательной части заключения, как правило, отражаются следующие сведения: обоснованность заявленных финансовых последствий принятия проекта закона, проекта нормативного правового акта; наличие внутренних противоречий, несогласованностей, дублирования норм (положений); выводы, замечания и предложения КСП Московской области.
20. Все выводы, отраженные в заключении, должны быть обоснованы ссылками на законодательство и положения проекта закона, проекта нормативного правового акта, госпрограммы.
21. При обнаружении в ходе проведения экспертизы проекта закона, проекта нормативного правового акта, госпрограммы коррупциогенных факторов в заключении должно быть сделано соответствующее указание.
22. Заключение подписывается руководителем экспертизы (руководителем экспертизы госпрограммы) и представляется на согласование Председателю Контрольно-счетной палаты Московской области вместе с проектом сопроводительного письма. Заключение после его согласования Председателем направляется в установленном порядке в орган государственной власти Московской области, государственный орган Московской области, представивший проект закона, проект нормативного правового акта, государственному заказчику госпрограммы.
5. Анализ реализации замечаний (предложений), направленных государственному заказчику по результатам экспертизы госпрограммы
24. По истечении трех месяцев со дня направления государственному заказчику заключения по результатам проведенной экспертизы госпрограммы, при наличии в заключении замечаний и/или предложений, руководитель экспертизы госпрограммы анализирует госпрограмму на предмет устранения замечаний и/или реализации предложений КСП Московской области.
25. По результатам проведенного анализа руководитель экспертизы госпрограммы готовит не позднее 4-х месяцев со дня направления государственному заказчику заключения по результатам проведенной экспертизы госпрограммы проект информационного письма с перечнем не учтенных замечаний (предложений) в адрес Председателя Правительства Московской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Контрольно-счетной палаты Московской области от 7 февраля 2023 г. N 38Р-10 "Об утверждении Стандарта "Проведение экспертизы"
Вступает в силу с 7 февраля 2023 г. и распространяется на правоотношения, возникшие с 5 декабря 2022 г.
Опубликование:
сайт Контрольно-счетной палаты Московской области (ksp.mosreg.ru)