г. Краснодар |
|
06 июня 2016 г. |
Дело N А32-29676/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июня 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 июня 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе
председательствующего Савенко Л.И.,
судей Бабаевой О.В. и Рыжкова Ю.В.,
при участии в судебном заседании от истца - общества с ограниченной ответственностью племпредприятие "Восход" (ИНН 2327006452, ОГРН 1022303522592) - Баканова О.А. (доверенность от 01.08.2015), от ответчика - государственного управления ветеринарии Краснодарского края (ИНН 2309055979, ОГРН 1022301196015) - Минюк Т.Ю. (доверенность от 13.01.2016), Рубцова С.А. (доверенность от 01.08.2015), от третьих лиц: Министерства финансов Краснодарского края - Тарасова Л.Е. (доверенность от 29.12.2015), Министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края - Шевченко Т.В. (доверенность от 11.01.2016),
рассмотрев кассационную жалобу государственного управления ветеринарии Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.10.2015 (судья Нигоев Р.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2016 (судьи Ломидзе О.Г., Авдонина О.Г., Малыхина М.Н.) по делу N А32-29676/2015,
установил следующее.
ООО племпредприятие "Восход" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к государственному управлению ветеринарии Краснодарского края (далее - управление ветеринарии) о взыскании с субъекта Российской Федерации - Краснодарского края в лице управления ветеринарии за счет средств казны Краснодарского края 308 536 рублей 89 копеек убытков, 20 тыс. рублей расходов на оплату государственной пошлины (уточненные требования).
Определением суда от 23.09.2015 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство финансов Краснодарского края, Министерство сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края.
Решением от 28.10.2015, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 04.02.2016, исковые требования удовлетворены в полном объеме. С субъекта Российской Федерации - Краснодарского края в лице управления ветеринарии за счет средств казны Краснодарского края в пользу общества взыскано 308 536 рублей 89 копеек убытков, 20 тыс. рублей расходов на оплату на представителя. Распределены судебные расходы. Суды пришли к выводу о том, что размер компенсации за отчужденное свинопоголовье составляет 308 536 рублей 89 копеек. Расходы на оплату услуг представителя в сумме 20 тыс. рублей являются разумными.
В кассационной жалобе управление ветеринарии просит отменить решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. В жалобе приведены следующие доводы:
- общество не представило в материалы дела решение высшего исполнительного органа государственной власти Краснодарского края об изъятии (отчуждении) животных у общества; иные документы и решения, в том числе решения иных органов, не могут являться достаточными доказательствами при разрешении вопроса о взыскании с субъекта Российской Федерации - Краснодарского края за счет средств казны Краснодарского края ущерба, вызванного отчуждением животных при возникновении и ликвидации очагов особо опасных болезней животных;
- в силу пункта 3 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и статьи 19 Закона Российской Федерации от 15.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии" (далее - Закон о ветеринарии) у субъекта Российской Федерации - Краснодарского края не возникло обязательство по выплате обществу стоимости уничтоженных животных, поскольку не соблюдены требования Инструкции о мероприятиях по предупреждению и ликвидации африканской чумы свиней, утвержденной Главным управлением ветеринарии Министерства сельского хозяйства СССР 21.11.1980.
В отзывах на кассационную жалобу общество просит оставить судебные акты в силе, а Министерство финансов Краснодарского края - жалобу удовлетворить и судебные акты отменить.
В судебном заседании представители управления ветеринарии, Министерства финансов Краснодарского края, Министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края поддержали доводы жалобы, представитель общества обосновал свои возражения.
Согласно статье 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений и постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено Кодексом.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, считает, что судебные акты следует оставить без изменения, по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, на основании свидетельства ПЖ 77 N 000543 и приказа Минсельхоза Российской Федерации от 31.03.2008 N 184 общество занималось искусственным осеменением свиней.
В целях предупреждения распространения заболевания африканской чумы свиней на территории Краснодарского края заместителем руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Краснодарскому краю и Республике Адыгея Москаленко М.И. принято решение от 22.08.2012 о необходимости проведения отчуждения свиней и изъятия продуктов свиноводства в ЛПХ граждан в первой угрожаемой зоне Брюховецкого района Краснодарского края: ст. Брюховецкая, х. Красная поляна, х. Красная Нива, х. Чкаловский, х. Кавказский, х. Победы, в том числе у общества в Брюховецком сельском поселении.
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 21.08.2012 N 962 утвержден перечень ограничений на оборот животных, продуктов животноводства, кормов и кормовых добавок на свиноводческой товарной ферме ООО "Реуцкий" Брюховецкого района, согласно которому установлена первая угрожаемая зона радиусом 5 км от границ эпизоотического очага, в том числе х. Чкалова, х. Красная Поляна, х. Красная Нива, х. Кавказский, х. Победы, южная окраина станицы Брюховецкой Брюховецкого сельского поселения и территория общества, а также органам местного самоуправления муниципального образования Брюховецкий район и владельцам животных поручено немедленно провести депопуляцию свиней.
В соответствии с Приказом министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края от 22.08.2012 N 72 образована комиссия по проведению отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства, в том числе и у общества.
23 августа 2012 года по результатам отчуждения составлен акт, согласно которому в целях предотвращения возникновения и ликвидации очагов африканской чумы свиней у истца изъята 31 голова племенных хряков-производителей общим весом 10 599 кг.
С целью получения информации о стоимости отчужденных животных общество обратилось в Министерство сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края.
Из представленной Министерством сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края информации (письмо от 18.06.2015 N 206.03-3531/15-05) о размере компенсации за проведенное отчуждение животных с учетом данных, представленных РЭК Краснодарского края о среднекраевых рыночных ценах на закупку сельскохозяйственной продукции предприятиями переработки края от населения, и из мониторинга цен региональной энергетической комиссии - Департамента цен и тарифов Краснодарского края на продукты питания стоимость одной головы отчужденного хряка по состоянию на 22.08.2012 составляла 29 рублей 11 копеек.
Поскольку выплата возмещения не произведена, общество обратилось с иском в арбитражный суд.
Статьей 2 Закона о ветеринарии установлено, что ветеринарное законодательство состоит из названного Закона и принимаемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Не принимается ссылка заявителя на то, что Инструкция не предусматривает возмещение ущерба за уничтожение свиней в очаге инфекции. Этот документ не относится к нормативным правовым актам Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, принимавшихся в соответствии с Законом о ветеринарии.
В силу пункта 2 постановления Верховного Совета РСФСР от 12.12.1991 N 2014-1 "О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств" на территории РСФСР до принятия соответствующих законодательных актов РСФСР нормы бывшего Союза ССР применяются в части, не противоречащей Конституции РСФСР, законодательству РСФСР и данному Соглашению. Следовательно, названная Инструкция применяется в части, не противоречащей действующему российскому законодательству.
В силу статьи 19 Закона о ветеринарии при ликвидации очагов особо опасных болезней животных по решениям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, принимаемым по представлениям лиц, указанных в статье 9 названного Закона, могут быть изъяты животные и (или) продукты животноводства с выплатой собственнику животных и (или) продуктов животноводства их стоимости за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации и выдачей этому собственнику соответствующего документа о таком изъятии. Порядок изъятия животных и (или) продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных устанавливается Правительством Российской Федерации. Такой порядок определен Правилами отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26.05.2006 N 310 (далее - Правила N 310).
Согласно пункту 8 Правил N 310 организация и проведение отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства для предотвращения и ликвидации очагов особо опасных болезней животных осуществляются в порядке, установленном субъектом Российской Федерации. Пунктом 9 Правил предусмотрено право граждан и юридических лиц на возмещение ущерба, понесенного ими в результате отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства, в размере их стоимости в соответствии с порядком расходования средств бюджета субъекта Российской Федерации, предусмотренных на эти цели. Основанием для возмещения ущерба является наличие у названных лиц акта об отчуждении (изъятии) и копии решения руководителя исполнительного органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации об организации проведения отчуждения (изъятия) (пункт 10 Правил N 310). В утвержденной Правилами N 310 форме акта (приложение N 2) предусмотрено, что отчуждаемые животные и изымаемые продукты животноводства подлежат уничтожению и утилизации в соответствии с ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов.
Приведенные выше нормы Закона о ветеринарии и Правил N 310 предусматривают обязанность по возмещению причиненного ущерба в случае изъятия у собственника животных в ходе мероприятий по ликвидации очага африканской чумы свиней и недопущения распространения инфекции.
Установление порядка расходования средств бюджета субъекта Российской Федерации, предусмотренных на возмещение ущерба, и определение его размера отнесено к ведению субъектов Российской Федерации.
Порядок определения ущерба и его выплаты на момент изъятия животных установлен постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 17.11.2006 N 992 "О возмещении ущерба, вызванного отчуждением животных или изъятием продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных". Согласно отзыву на иск Министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края указанное министерство передало управлению ветеринарии представленные истцом документы, оформленные в соответствии с постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 17.11.2006 N 992.
Суды обоснованно применили статью 242 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, имущество в интересах общества по решению государственных органов может быть изъято у собственника в порядке и на условиях, установленных законом, с выплатой ему стоимости имущества (реквизиция). Приведенная норма согласуется со статьей 35 Конституции Российской Федерации, согласно которой принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Ссылку заявителя жалобы на то, что отсутствует решение высшего исполнительного органа государственной власти Краснодарского края об изъятии (отчуждении) животных в эпизоотическом очаге общества, надлежит отклонить.
Общество представило необходимые для возмещения ущерба документы: акты об отчуждении (изъятии) и копию решения руководителя исполнительного органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации об организации проведения отчуждения (изъятия).
Постановлением N 962 утвержден перечень ограничений на оборот животных, продуктов животноводства, кормов и кормовых добавок для общества согласно приложению к данному постановлению. В пункте 1.3 приложения предусмотрено уничтожить бескровным методом всех свиней, находящихся в эпизоотическом очаге, сжечь трупы убитых и павших свиней и другие сопутствующие предметы, используемые в производственном процессе. Срок исполнения - немедленно до ликвидации эпизоотического очага. В качестве исполнителей указаны органы местного самоуправления муниципального образования Брюховецкий район (по согласованию).
Материалами дела подтверждено, что решение о создании комиссии об изъятии имущества и выставление обществу требований об уничтожении поголовья скота, а также фактическое изъятие проводилось уполномоченными органами в сфере ветеринарии. С учетом этого суды правомерно удовлетворили исковые требования общества в подтвержденном объеме.
Доводы жалобы об отсутствии доказательств причинения истцу убытков незаконными действиями государственных органов основаны на неправильном понимании управлением правовой природы возмещения сельхозпроизводителям ущерба от отчуждения животных.
Доводы, изложенные Минфином в отзыве на кассационную жалобу управления ветеринарии, не могут быть приняты во внимание (в отзыве Минфин поддерживает доводы кассационной жалобы). Выводы судов о количестве и массе отчужденных животных соответствуют упомянутым документам и по существу ответчиком и третьим лицом не опровергнуты.
При таких обстоятельствах основания для изменения или отмены решения и постановления, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отсутствуют.
В судебном заседании представитель общества заявил ходатайство о распределении судебных расходов в сумме 10 тысяч рублей, понесенных обществом в суде кассационной инстанции. В обоснование ходатайства представлен договор на оказание юридических услуг от 15.04.2016, акт приема-передачи денежных средств в сумме 10 тысяч рублей по указанному договору.
Рассмотрев данное ходатайство, окружной суд считает, что оно подлежит удовлетворению, расходы на представителя общества в указанной сумме за его участие в суде кассационной инстанции и подготовку отзыва на кассационную жалобу являются разумными.
Руководствуясь статьями 284, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.10.2015 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2016 по делу N А32-29676/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Краснодарского края в лице Государственного управления ветеринарии Краснодарского края (ИНН 2309055979, ОГРН 1022301196015) в пользу ООО племпредприятие "Восход" (ИНН 2327006452, ОГРН 1022303522592) расходы на представителя в суде кассационной инстанции в размере 10 тысяч рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.И. Савенко |
Судьи |
О.В. Бабаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.