г. Краснодар |
|
07 июня 2016 г. |
Дело N А53-18441/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 мая 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 июня 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Чесняк Н.В., судей Бабаевой О.В. и Савенко Л.И., при участии в судебном заседании от истца по первоначальному иску - открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) - Хомяковой А.В. (доверенность от 25.05.2015), от ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Фирма "Темп"" (ОГРН 1022300508340, ИНН 2301033959) - Мубаракшиной Ф.И. (доверенность от 31.12.2015), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Фирма "Темп"" (ИНН 2635094453, ОГРН 1062635134352) на решение Арбитражного суда Ростовской области от 06.11.2015 (судья Бирюкова В.С.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2016 (судьи Ванин В.В., Еремина О.А., Чотчаев Б.Т.) по делу N А53-18441/2015, установил следующее.
ОАО "Российские железные дороги" (далее - железная дорога) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к ООО "Фирма "Темп"" (далее - общество) о взыскании 1 986 410 рублей 25 копеек платы за пользование вагонами.
Общество обратилось со встречным иском к железной дороге о взыскании 5 264 342 рублей 61 копейки пени за просрочку доставки грузов.
Решением от 06.11.2015, оставленным без изменения апелляционным постановлением от 25.01.2016, в результате зачета требований по первоначальному и встречному искам с железной дороги в пользу общества взыскано 645 761 рубль 05 копеек пени, 16 458 рублей в возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Судебные акты мотивированы следующим. В пункте 17.7 договора N 247/2 стороны установили, что при невыполнении владельцем технологических норм на выгрузку грузов из вагонов, установленных пунктом 12 договора, на вагоны, находящиеся на станции в ожидании подачи, оформляется акт общей формы и владелец оплачивает перевозчику плату за время нахождения таких вагонов на путях общего пользования станции Юровский и за время задержки вагонов в пути следования. Факт задержки спорных вагонов зафиксирован в актах общей формы. Поскольку стороны в договоре дополнительно продублировали основание для взыскания платы за пользование вагонами любой принадлежности, размер для которой установлен в пункте 12 Тарифного руководства N 2, у железной дороги возникло право на получение спорной суммы. Довод общества о том, что требование о взыскании платы, начисленной за время нахождения вагонов на путях общего пользования в ожидании оформления перевозочных документов не подлежит удовлетворению, так как общество не является собственником спорных вагонов, отклонен судами со ссылкой на статью 39 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (в редакции, действовавшей в период до 01.04.2015, далее - Устав железнодорожного транспорта). Суды указали, что единственным субъектом, которому могут быть выставлены требования о взыскании платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования в период ожидания оформления перевозочных документов собственниками порожних вагонов, является грузополучатель по предыдущей перевозке, то есть общество. Удовлетворяя встречный иск, суды учли заявление железной дороги о снижении неустойки в порядке статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации и уменьшили заявленную обществом по встречному иску сумму до 2 632 171 рубля 30 копеек (50% от заявленной цены встречного иска).
В кассационной жалобе и дополнении к ней общество просит отменить судебные акты в части взыскания с него в пользу железной дороги 1 986 410 рублей 25 копеек платы за пользование вагонами и в этой части принять новый судебный акт. При этом заявитель ссылается на следующие обстоятельства:
- с общества неправомерно взысканы денежные средства, поскольку оно не является собственником вагонов, а железная дорога имеет право взыскать убытки за пользование путями общего пользования с собственника вагонов;
- действующим законодательством не предусмотрена ответственность общества за простой порожних вагонов в ожидании оформления документов на них;
- железная дорога убрала порожние вагоны с путей общества для их отправки собственнику после того, как общество завершило свои грузовые операции;
- ссылки судов на пункты 12, 17.7 договора несостоятельны и не обоснованны, эти пункты договора не предусматривают обязанность общества вносить плату за пользование вагонами, не принадлежащими железной дороге, во время их нахождения на путях общего пользования в ожидании оформления перевозочных документов собственниками вагонов, в ожидании приема владельцем пути необщего пользования и размер такой платы не определен.
Правильность судебных актов о частичном удовлетворении встречного иска обществом в кассационной жалобе не оспаривается.
В отзыве на кассационную жалобу и дополнениях к ней железная дорога просит оставить судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения. Возражая против кассационной жалобы общества, железная дорога ссылается на следующие обстоятельства:
- порожний вагон должен быть сдан железной дороге с заполнением полного перевозочного документа, то есть железная дорога принимает его не в свое распоряжение, а заключает новый договор перевозки порожнего вагона: обязанность заключить такой договор закреплена пунктом 1.5 Правил эксплуатации и пономерного учета собственных вагонов, утвержденных на 29 заседании Совета по ж. д. транспорту СНГ 19.06.2001 в г. Клайпеде и возлагается на собственника, арендатора или грузополучателя, а поскольку общество передало железной дороге порожний вагон без оформления перевозочных документов и вагон занимал пути общего пользования, железная дорога обоснованно предъявила обществу требование о взыскании отыскиваемой суммы;
- доводу общества об отсутствии у железной дороги права на взыскание платы за пользование вагонами, не принадлежащими железной дороге, ввиду несогласования в договоре размера платы дана оценка при рассмотрении дела N А53-7298/2014 по спору между теми же сторонами и он отклонен судами первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанций.
В судебном заседании общество поддержало доводы, изложенные в кассационной жалобе и возражениях на отзыв железной дороги.
Железная дорога против удовлетворения кассационной жалобы возражала, полагая судебные акты законными и обоснованными.
В судебном заседании суда кассационной инстанции объявлялся перерыв до 16.00 часов 31.05.2016. После перерыва представители сторон в судебное заседание не прибыли.
Законность судебных актов проверяется кассационным судом в обжалуемой части в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе и дополнении к ней (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, оценив доводы жалобы и отзыва, выслушав представителей сторон, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, железная дорога (перевозчик) и общество (владелец) заключили договор от 28.05.2013 N 247/2 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования обществом при станции Юровский Северо-Кавказской железной дороги (далее - договор на эксплуатацию пути), а также договор на организацию расчетов от 27.02.2009 N 681/02-09.
В соответствии с пунктом 1 договора на эксплуатацию пути перевозчик осуществляет подачу, расстановку на места погрузки, выгрузки и уборку локомотивом перевозчика с ж. д. пути необщего пользования вагонов, прибывших в адрес общества.
В пункте 17.7 договора на эксплуатацию пути стороны установили, что при невыполнении владельцем технологических норм на выгрузку грузов из вагонов, установленных пунктом 12 указанного договора, на вагоны, находящиеся на станции в ожидании подачи оформляется акт общей формы и владелец оплачивает перевозчику плату за время нахождения таких вагонов на путях общего пользования станции Юровский и за время задержки вагонов в пути следования.
Таким образом, стороны в договоре дополнительно продублировали основание для взыскания платы за пользование вагонами любой принадлежности, размер для которой установлен в пункте 12 Тарифного руководства N 2.
В период с июля 2014 года по март 2015 года в адрес общества на станцию Юровский прибывали вагоны с грузом "мазут топочный" и "топливо нефтяное".
За время нахождения вагонов на путях общего пользования железная дорога начислила обществу плату за пользование вагонами в соответствии с пунктом 12 Тарифного руководства N 2 в размере 50% от ставок таблицы N 9 Тарифного руководства N 2 в сумме 1 986 410 рублей 25 копеек.
Факт задержки вагонов на путях зафиксирован актами общей формы, которые подписаны представителем общества с возражениями.
В актах общей формы указаны причины их составления, а также начало и окончание времени простоев вагонов на станции. Акты общей формы оформлены железной дорогой в соответствии с Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденными приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 45.
В соответствии с пунктом 3.2.4 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 45 при составлении актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом ни перевозчик, ни грузополучатель не имеют права отказаться от подписания акта общей формы. При несогласии с содержанием акта общей формы перевозчик или грузополучатель вправе изложить свое мнение. Имеющиеся разногласия или возражения должны быть направлены перевозчику в день составления акта общей формы.
Занятость фронта выгрузки в период простоя вагонов, отраженная в актах общей формы, подтверждается памятками приемосдатчика. Памятки приемосдатчика подписаны представителем общества, чем выражено согласие с временем нахождения вагонов под грузовой операцией. Данными документами доказывается факт занятости путей необщего пользования ранее прибывшими вагонами. Время завершения грузовой операции, указанное в памятках приемосдатчика, подтверждается уведомлением о завершении грузовой операции, направляемым обществом.
Несмотря на наличие оснований для внесения платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования, общество отказалось от оплаты задолженности в указанной сумме, что послужило основанием для обращения железной дороги в суд с исковым заявлением.
Удовлетворяя первоначальный иск в полном объеме, суды правомерно исходили из следующего.
Тарифное руководство N 2 устанавливает размеры платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта, основания взимания которой предусмотрены статьей 39 Устава железнодорожного транспорта.
Плата за пользование вагонами, контейнерами, рассчитанная в соответствии со статьей 39 Устава железнодорожного транспорта, может быть взыскана в пользу железной дороги при условии принадлежности ей вагонов на праве собственности или ином праве, а также при наличии соглашения сторон о размере платы за пользование вагонами, контейнерами, не принадлежащими железной дороге.
В силу названной статьи Устава железнодорожного транспорта за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, упомянутые лица вносят перевозчикам плату за пользование вагонами, контейнерами.
Согласно пункту 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" в соответствии со статьей 39 Устава железнодорожного транспорта за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей или владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих их своими локомотивами, либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев этих путей, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами.
Размер платы определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Исходя из статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" и статей 4 и 6 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" железная дорога относится к субъектам естественных монополий на транспорте. Поэтому размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими ей как перевозчику, определяется Федеральной службой по тарифам. Размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими другим перевозчикам, устанавливается в договорах с этими перевозчиками.
Как указано ранее, факт задержки вагонов на путях станции зафиксирован актами общей формы, которые подписаны представителем общества с возражениями.
В актах общей формы указаны причины их составления, а также начало и окончание времени простоев вагонов на станции. Акты общей формы оформлены железной дорогой в соответствии с Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденными приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 45.
Тарифное руководство N 2 устанавливает размеры платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта, основания взимания которой предусмотрены статьей 39 Устава железнодорожного транспорта.
Из буквального толкования статьи 39 Устава железнодорожного транспорта не следует, что названная норма содержит основания для начисления платы за пользование вагонами, контейнерами, не принадлежащими железной дороге, за время в ожидании их приема владельцами пути необщего пользования. Однако плата за время нахождения вагонов, не принадлежащих железной дороге, на путях общего пользования по причинам, зависящим от грузополучателя, может взиматься при достижении сторонами соответствующего соглашения.
На основании статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
В соответствии с нормами статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов.
В соответствии со статьей 39 Устава железнодорожного транспорта в редакции, действовавшей в период до 01.04.2015, за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами.
Владелец вагонов, будь то собственник или иное лицо, владеющее вагоном на ином законном праве, не был указан в статье 39 Устава железнодорожного транспорта в качестве субъекта внесения платы за пользование вагонами, в связи с чем единственным лицом, которому могут быть выставлены требования о взыскании платы за пользование вагонами за время их нахождения в ожидании оформления перевозочных документов, является грузополучатель по предыдущей перевозке, которым является общество.
В связи с тем, что спорные вагоны принадлежат на праве собственности иным юридическим лицам, перевозчик не вправе распоряжаться чужим имуществом без соответствующего указания собственника или грузополучателя. Более того, перевозчик как организация, оказывающая услуги по перевозке, обязан доставить груз, отгруженный грузоотправителем в том вагоне, в который грузоотправитель счел нужным его погрузить и выдать груз и вагон грузополучателю, указанному в ж/д накладной. Как публичный перевозчик железная дорога не вправе отказать грузоотправителю в заключении договора перевозки в случае заполнения им ж/д накладной и оплаты тарифа; в рамках опосредуемых договором перевозки обязательств перевозчик обязан доставить груз в вагоне, принадлежащем иным лицам, и в то же время не может избежать ситуации нахождения на путях общего пользования вагонов, принадлежащих иным лицам, после выгрузки; не может оказать влияние ни на грузополучателя, ни на собственника для ускорения процесса распоряжения имуществом (вагоном) не принадлежащим железной дороге. При этом железная дорога законом наделена правом требовать внесения платы за занятие путей общего пользования вагонами, прибывшими в адрес того или иного грузополучателя.
Перевозчик вправе предъявлять требования только в случае наличия заключенного договора перевозки, сторонами которого являются грузоотправитель, грузополучатель, и перевозчик. До того момента, пока собственник вагонов не оформил перевозочный документ и не приобрел статус грузоотправителя, между перевозчиком и собственником вагонов отсутствуют правоотношения на основании которых могут выдвигаться требования о взыскании платы за время нахождения вагонов на путях станции.
Как установили судебные инстанции, спорная сумма начислена за период, предшествующий оформлению перевозочных документов, поэтому субъектом, которому может быть предъявлено требование о взыскании платы за время нахождения вагонов на путях станции, является грузополучатель по предыдущей перевозке.
Согласно п. 12 Тарифного руководства в редакции Приказа Федеральной службы по тарифам от 10.06.2009 N 119-т/4, за время ожидания подачи или приема вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчику, по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами в размере 50% от плат, приведенных в таблицах N 9 и N 10 (для суточного контейнерооборота организации до 50 контейнеров) Тарифного руководства. Таким же образом исчисляется плата за пользование вагонами, контейнерами, не принадлежащими перевозчику, за время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузополучателей своими локомотивами, при условии, что данная задержка привела к нарушению сроков доставки грузов. При этом под вагонами, контейнерами, не принадлежащими перевозчику, понимаются вагоны, контейнеры, принадлежащие на праве собственности иным юридическим или физическим лицам, кроме перевозчика, а также, арендованные такими юридическими или физическими лицами у перевозчика, за исключением вагонов (контейнеров), находящихся в аренде у перевозчика, и вагонов, контейнеров, принадлежащих железнодорожным администрациям государств участников СНГ, Литовской Республики, Латвийской Республики, Эстонской Республики и третьих стран, допущенных к перевозке по российским железным дорогам.
В силу правовой позиции, выраженной в решении Верховного Суда РФ от 30.11.2010 по делу N ГКПИ-10-1331, в случае, если вагон не принадлежит перевозчику, то фактически плата взимается не за пользование вагонами, контейнерами (поскольку они не принадлежат перевозчику), а за пользование инфраструктурой железнодорожного транспорта общего пользования.
В соответствии с частями 1, 3 статьи 39 УЖТ РФ за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. За время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузополучателей своими локомотивами, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов. Согласно части 2 статьи 39 УЖТ РФ плата за пользование вагонами, контейнерами не взимается за время нахождения вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчикам, в местах необщего пользования. Из системного толкования положений статьи 39 Устава железнодорожного транспорта следует, что законодатель сделал исключение из общего правила взимания платы за пользование вагонами, контейнерами, а также за их задержку в пути следования по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, лишь применительно к случаям нахождения вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчику, на железнодорожных путях необщего пользования (в местах необщего пользования). В случаях же нахождения таких вагонов, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования исключений из общего правила не предусмотрено, хотя в этих случаях фактически плата взимается не за пользование вагонами, контейнерами (поскольку они не принадлежат перевозчику), а за пользование инфраструктурой железнодорожного транспорта общего пользования.
С учетом позиции, нашедшей отражение в решении Верховного Суда Российский Федерации от 30.11.2010 по делу N ГКПИ-10-1331, плата за пользование вагонами при их нахождении на путях общего пользования, установленная статьей 39 Устава железнодорожного транспорта, включает плату за пользование вагоном и железнодорожным путем общего пользования, если вагон принадлежит перевозчику (железной дороге) или только плату за пользование железнодорожным путем общего пользования, если вагон перевозчику не принадлежит.
Доводы кассационной жалобы признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, поскольку основаны на ошибочном толковании норм права, не опровергают правильности выводов судебных инстанций. Кроме того, они были предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку в оспариваемых судебных актах.
При этом суд кассационной инстанции считает необходимым указать и о том, что общество не лишено возможности обратиться с самостоятельным иском к собственнику порожних вагонов о взыскании понесенных убытков.
Суды первой и апелляционной инстанции правильно определили характер спорных правоотношений и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснили имеющие значение для дела обстоятельства.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при разрешении спора не установлено. Основания для отмены или изменения судебных актов по доводам жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 06.11.2015 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2016 по делу N А53-18441/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Чесняк |
Судьи |
О.В. Бабаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.