В Генеральной прокуратуре Российской Федерации обобщена практика прокурорского надзора за соблюдением лицами, замещавшими должности государственной (муниципальной) службы, ограничений, предусмотренных статьей 12 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Закон N 273-ФЗ).
За 2016 год - первое полугодие 2017 г. по фактам выявленных нарушений статьи 12 Закона N 273-ФЗ прокурорами внесено около 2 тыс. представлений, возбуждено более 7 тыс. дел об административных правонарушениях по статье 19.29 КоАП РФ (за 2015 год - первое полугодие 2016 г. - около 1,5 тыс. представлений, возбуждено более 6 тыс. дел об административных правонарушениях).
Наиболее активно использовали полномочия (более 100 дел за 2016 год, а также за первое полугодие 2017 г.) прокуроры Республики Башкортостан, Краснодарского края, Волгоградской, Оренбургской, Самарской, Саратовской, Свердловской областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, Дальневосточный транспортный прокурор.
При этом в первом полугодии 2017 г. отсутствовала практика вынесения постановлений о возбуждении дел об административных правонарушениях по статье 19.29 КоАП РФ в прокуратурах республик Алтай, Ингушетия, ЗАТО Межгорье и комплекса "Байконур", единичные факты инициирования вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности имеются в прокуратурах Республики Северная Осетия - Алания, Алтайского края, Ненецкого и Чукотского автономных округов.
Наибольшее число постановлений по статье 19.29 КоАП РФ выносится прокурорами в связи с нарушением работодателями бывших государственных (муниципальных) служащих части 4 статьи 12 Закона N 273-ФЗ, предусматривающей обязанность сообщать о заключении трудового (гражданско-правового) договора в государственные органы, органы местного самоуправления.
Так, по результатам проведенной прокуратурой Боровского района Калужской области проверки по постановлению прокурора привлечено к административной ответственности по статье 19.29 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100 тыс. рублей ООО "Боровский деревообрабатывающий завод", не уведомившее УФК России по Калужской области о заключении трудового договора с бывшим государственным гражданским служащим.
Распространенными являются нарушения при трудоустройстве бывших государственных (муниципальных) служащих в организации, в отношении которых ими ранее осуществлялись функции государственного (муниципального) управления, без согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных (муниципальных) служащих и урегулированию конфликта интересов (далее - комиссия), а также при трудоустройстве таких лиц в организации при наличии отрицательных решений комиссии.
Так, прокуратурой г. Москвы в ходе проведенной по поручению Генеральной прокуратуры Российской Федерации проверки установлено, что ФГУП "ВО "Безопасность" заключен трудовой договор с бывшим заместителем руководителя Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Красных Б.А.
При этом в период замещения должности заместителя руководителя Службы Красных Б.А. принимал обязательные для исполнения решения в отношении указанного предприятия, то есть осуществлял функции государственного управления, однако вопреки части 1 статьи 12 Закона N 273-ФЗ Красных Б.А. согласия президиума Совета при Президенте Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции на трудоустройство во ФГУП "ВО "Безопасность" не получал.
По результатам рассмотрения представления прокуратуры г. Москвы трудовой договор с Красных Б.А. расторгнут.
Прокуратурой Тверской области в связи с непринятием ООО "Тверская мостостроительная компания" мер к прекращению трудовых отношений с бывшими государственными служащими министерства Тверской области по обеспечению контрольных функций при наличии отрицательных решений комиссии к указанному юридическому лицу предъявлены исковые заявления о расторжении трудовых договоров, заключенных с нарушением требований антикоррупционного законодательства.
Решениями Центрального районного суда г. Твери исковые требования прокуратуры области удовлетворены, трудовые договоры с бывшими государственными гражданскими служащими обществом расторгнуты.
Установлены случаи оставления без рассмотрения обращений бывших государственных (муниципальных) служащих и уведомлений юридических лиц о трудоустройстве бывшего государственного (муниципального) служащего.
Например, органами прокуратуры Республики Коми в деятельности кадровых подразделений территориальных органов МВД России установлены факты оставления без рассмотрения уведомлений работодателей о заключении трудовых договоров с бывшими сотрудниками органов внутренних дел. Так, прокурорской проверкой установлено, что функции государственного управления ООО "Жешартский ЛПК" входили в полномочия Годарева В.В., ранее замещавшего должность оперуполномоченного уголовного розыска в ОМВД России по Усть-Вымскому району и проводившего проверки в порядке статей 144-145 УПК РФ. По представлению прокурора комиссией составлены мотивированные заключения о возможности заключения Годаревым В.В. трудового договора с коммерческой организацией.
Прокуроры принимают меры реагирования в связи с сокрытием комиссиями данных о совершении служащими и юридическими лицами административных правонарушений.
Прокуратурой Приморского края проведенными в территориальных органах Росимущества, МВД России, ФССП России, Госавтодорнадзора, Роспотребнадзора проверками установлены факты ненаправления в органы прокуратуры имеющейся информации о наличии в действиях юридических лиц признаков нарушений установленного 10-дневного срока уведомлений о принятии на работу бывших государственных (муниципальных) служащих. По указанным фактам приняты меры реагирования, направленные в том числе на привлечение виновных лиц к ответственности.
Одной из проблем при реализации статьи 19.29 КоАП РФ продолжает оставаться взыскание назначенных штрафов.
По итогам принятых прокурорами мер реагирования в 2016 году - первом полугодии 2017 г. за совершение административных правонарушений в рассматриваемой сфере к административной ответственности привлечены 6 448 лиц (за 2015 год - первое полугодие 2016 г. - 5 537), взыскано в бюджет 267 млн. рублей, т.е. 68% от назначенных штрафов (за 2015 год - первое полугодие 2016 г. - свыше 119 млн. рублей, что составляет 56% от суммы наложенных штрафов).
Наибольшие суммы поступили в бюджет в Республике Башкортостан, Краснодарском, Красноярском, Хабаровском краях, Владимирской, Волгоградской, Оренбургской, Самарской, Саратовской, Свердловской областях, городе Москве, а также по постановлениям Московского межрегионального, Дальневосточного транспортных прокуроров.
Наименьшие суммы взысканных штрафов поступили в бюджет в республиках Алтай, Ингушетия, Калмыкия, Северная Осетия - Алания, Ненецком автономном округе.
Сохраняется порочная практика представления рядом прокуроров искаженных сведений, свидетельствующих о необоснованном завышении показателей работы.
Так, при максимальном размере штрафа, предусмотренном санкцией статьи 19.29 КоАП РФ, 500 тыс. рублей (для юридических лиц) в прокуратуре Хабаровского края средний размер штрафов, наложенных на виновных лиц в 2017 году, составил 2 млн. рублей, в Северо-Западной транспортной прокуратуре - 900 тыс. рублей. В прокуратуре Приморского края средний размер штрафов в 2016 году составил 1 млн. рублей.
Прокурорам следует усилить надзор за исполнением законодательства, регулирующего вопросы трудоустройства бывших государственных (муниципальных) служащих в организации частного сектора.
При этом необходимо иметь в виду, что утрата лицом, осуществлявшим организационно-распорядительные функции, статуса руководителя предприятия не исключает возможности возбуждения производства по делу об административном правонарушении в отношении этого лица и привлечения его к административной ответственности, так как правонарушение было допущено им в период исполнения служебных обязанностей.
В случае если в течение двух лет до момента увольнения с государственной (муниципальной) службы гражданин замещал различные должности в государственном (муниципальном) органе либо должности в различных государственных (муниципальных) органах и им осуществлялись функции государственного (муниципального) управления в отношении организации, в которую он трудоустраивается, таким гражданином должно быть получено согласие комиссии того органа, замещение должности в котором было связано с исполнением соответствующих функций.
Для более эффективного выявления и пресечения нарушений законодательства о противодействии коррупции прокурорам необходимо руководствоваться Методическими рекомендациями по вопросам соблюдения ограничений, налагаемых на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора с организацией, разработанными Минтрудом России при участии Генеральной прокуратуры Российской Федерации (письмо Минтруда России от 11.05.2017 N 18-4/10/П-2943). Согласно указанным Методическим рекомендациям при отсутствии в государственном органе, органе местного самоуправления в течение 6 месяцев сведений о дальнейшем трудоустройстве бывшего государственного (муниципального) служащего соответствующую информацию рекомендовано в целях оперативности направлять в органы прокуратуры по месту нахождения органа.
В целях своевременного принятия мер прокурорского реагирования прокурорам необходимо организовать получение такой информации.
При этом, в случае если вопросы о даче согласия на трудоустройство подлежат рассмотрению на заседании президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции, такую информацию необходимо направлять в Генеральную прокуратуру Российской Федерации.
Информируя об изложенном, предлагаю принять дополнительные меры по повышению результативности проводимых проверок в рассматриваемой сфере, обеспечив принцип неотвратимости и своевременности наказания, эффективное судебное рассмотрение такой категории дел, повышение взыскиваемости штрафов, а также соблюдение конституционных прав граждан.
Первый заместитель |
А.Э. Буксман |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационное письмо Генеральной прокуратуры РФ от 8 сентября 2017 г. N 86-13-2017/Ип9278-17 "О практике прокурорского надзора за соблюдением лицами, замещавшими должности государственной (муниципальной) службы, ограничений, предусмотренных статьей 12 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции"
Опубликование:
-