г. Краснодар |
|
21 июня 2016 г. |
Дело N А63-4398/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июня 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 июня 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе
председательствующего Воловик Л.Н.,
судей Драбо Т.Н. и Черных Л.А.,
при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "КубаньАгроСервис" (ИНН 2631033675, ОГРН 1082648001810) - Сучкова А.М. (доверенность от 05.02.2016), от заинтересованного лица - Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края - Старенковой О.В. (доверенность от 26.05.2015),
рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "КубаньАгроСервис" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 01.12.2015 (судья Смоляков А.Ю.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2016 (судьи Афанасьева Л.В., Белов Д.А., Цигельников И.А.) по делу N А63-4398/2015,
установил следующее.
ООО "КубаньАгроСервис" (далее - общество, лицензиат) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 16.04.2015 N 35 Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края (далее - министерство, административный орган) о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) в виде 450 тыс. рублей штрафа.
Решением от 01.12.2015, суд отказал обществу в удовлетворении заявленного требования. Судебный акт мотивирован наличием в действиях общества состава вмененного ему административного правонарушения, соблюдением управлением порядка привлечения к ответственности и отсутствием оснований для признания правонарушения малозначительным.
Постановлением от 18.02.2016, суд апелляционной инстанции решение суда от 01.12.2015 изменил в части назначения обществу наказания, уменьшив штраф до 300 тыс. рублей. Суд апелляционной инстанции, указав, что общество приступило к пользованию недрами в отсутствие утвержденного в установленном порядке проекта разработки и рекультивации месторождения, сделал вывод о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 7.3 Кодекса. При этом, установив наличие смягчающих ответственность общества обстоятельств, суд апелляционной инстанции уменьшил размер назначенного обществу штрафа, определив его в размере 300 тыс. рублей.
В кассационной жалобе общество просит отменить обжалуемые судебные акты, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования. Податель кассационной жалобы полагает, что общество приняло все зависящие от него меры к выполнению условий лицензионного соглашения. Административный орган поставил в вину обществу бездействие министерства, поскольку ответственный исполнитель за подготовку проектной документации (ООО НПП "Кавказпроект") длительное время не мог согласовать проектную документацию в лицензионно-разрешительном отделе министерства. Соответствующая комиссия не создавалась до официального утверждения Положения о деятельности комиссии, утвержденного приказом министерства от 03.04.2015 N 99. Кроме того, 28.03.2015 общество представило проектную документацию на согласование в министерство, которая до настоящего момента комиссией не рассмотрена, что не учтено управлением при составлении протокола об административном правонарушении и вынесении оспариваемого постановления. В материалах дела отсутствуют доказательства об осуществлении обществом добычи валунно-песчано-гравийной смеси на лицензионном участке при отсутствии согласованной проектно-технической документации.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ставропольского края по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, на основании протокола аукциона от 22.07.2011 и приказа министерства от 29.07.2011 N 276 обществу предоставлена лицензия на право пользования недрами от 01.08.2011 СТВ N 00171 ТЭ. Предмет лицензионного соглашения - разведка с последующей добычей валунно-песчано-гравийной смеси на участке недр месторождения Барсуковского-2 в Кочубеевском районе Ставропольского края. Согласно условиям лицензионного соглашения до 01.08.2012 общество должно провести геологоразведочные работы, составить и утвердить в установленном порядке технический проект разработки и рекультивации лицензионного участка (раздел 4 лицензионного соглашения). Согласно пункту 5.2 лицензионного соглашения, добыча валунно-песчано-гравийной смеси на лицензионном участке должна проводиться в соответствии с проектом разработки месторождения, согласованным и утвержденным в установленном законом порядке.
В силу пункта 7.14 лицензионного соглашения, на общество возложена обязанность предоставлять в установленном порядке статистическую и иную отчетность по вопросам использования недр, в том числе ежегодно в установленные законодательством сроки - статистическую отчетность по формам 5-ГР и 2-ЛС в министерство, в Ставропольский филиал ФГУ "территориальный фонд геологической информации по Южному федеральному округу" и в Средне-Кавказское управление Ростехнадзора.
На основании служебной записки начальника отдела лицензионно-разрешительной документации от 23.03.2015 о непредставлении обществом в установленные сроки технического проекта разработки и рекультивации, должностное лицо министерства вынесло определение от 23.03.2015 N 240315-В1 о возбуждении в отношении общества дела об административном правонарушении по части 2 статьи 7.3 Кодекса и проведении административного расследования.
Определением от 23.03.2015 об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении обществу предложено представить копии утвержденных проектов разработки и рекультивации отрабатываемого месторождения, горноотводного акта к лицензии на право пользования недрами, правоустанавливающих документов на земельный участок, выделенный для целей недропользования, протоколов согласования планов развития горных работ за прошедший и текущий годы, документов, подтверждающих уплату регулярных платежей и НДПИ. В определении также указано о необходимости выезда на территорию Барсуковского-2 месторождения для подтверждения информации, представленной пользователем недр.
09 апреля 2015 года министерство составило в отношении общества протокол об административном правонарушении по части 2 статьи 7.3 Кодекса, в котором указано, что "по состоянию на 23.03.2015 утвержденный в установленном законодательством порядке технический проект разработки и рекультивации у общества отсутствует, в чем усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 Кодекса - пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта".
09 апреля 2015 года министерство выдало обществу предписание о необходимости разработки и утверждения в установленном порядке технического проекта до 09.10.2015.
Постановлением от 16.04.2015 N 35 по делу об административном правонарушении административный орган признал общество виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 Кодекса, указав, что по состоянию на 23.03.2015 у общества отсутствует утвержденный в установленном законодательством порядке технический проект разработки и рекультивации лицензионного участка, и назначил ему наказание в виде 450 тыс. рублей административного штрафа.
Не согласившись с постановлением административного органа, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
В соответствии с частью 2 статьи 7.3 Кодекса пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от 300 тыс. до 500 тыс. рублей.
Таким образом, состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 7.3 Кодекса, образуют виновные действия лиц, осуществляющих пользование недрами, с нарушением условий, предусмотренных лицензией.
В соответствии с положениями статьи 23.2 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) разработка месторождений полезных ископаемых и пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, осуществляются в соответствии с утвержденными техническими проектами. Технические проекты и вносимые них изменения до утверждения подлежат согласованию с комиссией, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются представители органов государственного горного надзора и органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды, в отношении участков недр местного значения - с органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.
Требования по подготовке проектной документации определены Положением о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2010 N 118 (далее - Положение).
Сделав вывод о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 Кодекса, судебные инстанции исходили из того, что общество приступило к добыче валунно-песчано-гравийной смеси на лицензионном участке в отсутствие утвержденного в установленном порядке проекта разработки и рекультивации лицензионного участка. Такой вывод суды сделали со ссылкой на налоговые декларации за первый и второй отчетные периоды 2015 года, в которых общество показало добычу полезных ископаемых по лицензии СТВ N 00171 ТЭ, подлежащих налогообложению и обозначаемых кодом 1001 в количестве 945 куб. м. и 485 тыс. куб. м.
При этом судебные инстанции не дали оценку сведениям, содержащимся в служебной записке от 23.03.2015 начальника отдела лицензионно-разрешительной деятельности, о том, что согласно представленной обществом министерству 19.12.2014 государственной статистической отчетности по форме 5-ГР за 2011 - 2014 годы, добыча на Барсуковском-2 месторождении в рамках лицензии СТВ N 00171 ТЭ на право пользования недрами не производилась. Суды не выяснили, осуществляло ли министерство в соответствии с определением от 23.03.2015 N 240315-И1 выезд проверяющих на территорию Барсуковского-2 месторождения для подтверждения представленной обществом информации с целью проверки осуществления обществом добычи валунно-песчано-гравийной смеси на лицензионном участке.
Согласно статье 28.2 Кодекса в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Как следует из протокола об административном правонарушении от 09.04.2015, в качестве события административного правонарушения министерство указало отсутствие у общества по состоянию на 23.03.2015 утвержденного в установленном законодательством порядке технического проекта разработки и рекультивации лицензионного участка. Данному обстоятельству суды оценку не дали. Кроме того, суды не оценили довод общества о поданном им 27.03.2015 (до вынесения оспариваемого постановления) заявлении министерству о согласовании проектно-технической документации, что подтверждается министерством, в частности, в отзыве от 29.05.2015 на заявление общества.
С учетом изложенного, вывод судебных инстанций о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 7.3 Кодекса, является преждевременным.
При указанных обстоятельствах обжалуемые судебные акты подлежат отмене, как недостаточно обоснованные, а дело - направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ставропольского края.
Кроме того, судьей первой инстанции не подписаны протокол судебного заседания от 07-13.10.2015 (согласно данным протокола в судебном заседании объявлялся перерыв до 13.10.2015) и определение от 07.10.2015 об отложении судебного заседания на 27.10.2015 (л. д. 220 - 223, том 1). Судебный акт от 13.10.2015 в материалах дела отсутствует.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, исследовать фактические обстоятельства по делу, оценить представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии с требованиями норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и принять законное и обоснованное решение.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 01.12.2015 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2016 по делу N А63-4398/2015 отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ставропольского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.Н. Воловик |
Судьи |
Т.Н. Драбо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.