г. Краснодар |
|
24 июня 2016 г. |
Дело N А32-34913/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июня 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 июня 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Бабаевой О.В., судей Леоновой О.В. и Рыжкова Ю.В., при участии в судебном заседании от заявителя - индивидуального предпринимателя Артеменко Андрея Александровича (ИНН 233600164522, ОГРНИП 3042336126000060) - Роенко В.В. (доверенность от 19.08.2014), от заинтересованного лица - Министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края (ИНН 2308030019, ОГРН 1022301205926) - Шевченко Т.В. (доверенность от 11.01.2016), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Артеменко Андрея Александровича на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.11.2015 (судья Карпенко Т.Ю.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2016 (судьи Филимонова С.С., Смотровая Н.Н., Соловьева М.В.) по делу N А32-34913/2015, установил следующее.
Индивидуальный предприниматель Артеменко А.А. (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Министерству сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края (далее - министерство) со следующими требованиями:
- о признании недействительным решения министерства от 18.08.2015 N 206.03-4547/150-04 об отказе в предоставлении субсидии;
- о возложении обязанности на министерство предоставить предпринимателю на основании заявления с приложением от 11.08.2015 за счет Краснодарского краевого бюджета субсидию на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока согласно постановлению главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 23.05.2014 N 506.
Решением от 26.11.2015, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 22.03.2016, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что в направленном налоговым органом ответе на запрос министерства указано о наличии задолженности предпринимателя по налоговым платежам, поэтому отказ в предоставлении субсидии правомерен.
В кассационной жалобе предприниматель просит отменить судебные акты и удовлетворить заявленные требования. По мнению заявителя, суды не учли, что в справке налогового органа отражена задолженность физического лица - Артеменко А.А., а не предпринимателя. Кроме того, на день предоставления справки штрафы в отношении Артеменко А.А. уплачены в бюджет, однако в результате бездействия должностных лиц налогового органа соответствующие сведения не внесены, а справка о наличии задолженности необъективна.
В отзыве на кассационную жалобу министерство просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Законность судебных актов проверяется кассационным судом в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, заслушав пояснения представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа пришел к следующим выводам.
Материалами дела подтверждается и установлено судами, что 11.08.2015 предприниматель обратился в министерство с заявлением о предоставлении субсидии на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку, приложив к заявлению: справку-расчет причитающихся сумм субсидий на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока за январь - июль 2015 года; справку об отсутствии просроченной задолженности по заработной плате; расшифровку выручки по видам деятельности; сведения о производстве и реализации молока за январь - июль 2015 года; сведения о качестве реализованного молока за январь - июль 2015 года; реестры документов, подтверждающих факт реализации молока за январь - июль 2015 года; копии документов, подтверждающих факт реализации молока за январь - июль 2015 года.
18 августа 2015 года министерство направило предпринимателю уведомление об отказе в предоставлении субсидии (исх. N 206.03-4547/15-04).
В названном уведомлении министерство указало следующее: по результатам рассмотрения документов, представленных предпринимателем для получения господдержки в виде субсидии, и поступивших от Управления Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю сведений о наличии у предпринимателя по состоянию на 11.08.2015 задолженности по уплате налогов и сборов, пеней, штрафов, министерство отказывает в предоставлении субсидии по следующей причине. Субсидия предоставляется заявителям при соблюдении условий, установленных пунктом 5 Порядка предоставления за счет средств краевого бюджета субсидий, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 23.05.2014 N 506 "О предоставлении за счет средств краевого бюджета субсидий на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока" (далее - Порядок N 506). Одним из необходимых условий является отсутствие задолженности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов. Согласно Порядку N 506 несоответствие заявителя требованиям и условиям предоставления субсидии является основанием для отказа в предоставлении субсидии.
Ссылаясь на неправомерность отказа в предоставлении субсидии, предприниматель обратился в арбитражный суд с иском.
При рассмотрении спора суды правомерно исходили из того, что в соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 13 Кодекса и разъяснениями, приведенными в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления недействительными являются одновременно как его несоответствие закону, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
По смыслу статей 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации субсидия - это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.
Согласно статье 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" в целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут предусматриваться меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
В соответствии с пунктом 2 статьи 16 названного Федерального закона условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства устанавливаются федеральными, региональными и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2012 N 1370 утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока. На основании данного постановления утвержден Порядок N 506.
В соответствии с Порядком N 506 субсидия предоставляется на поддержку собственного производства молока сельскохозяйственным товаропроизводителям Краснодарского края (признаваемым таковыми в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства"), за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство (далее - заявители), в целях возмещения части понесенных ими в текущем году затрат: на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока собственного производства высшего сорта, соответствующего показателям идентификации, определяемым Министерством сельского хозяйства Российской Федерации; на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока собственного производства первого сорта (в течение 2014 года), соответствующего показателям идентификации, определяемым Министерством сельского хозяйства Российской Федерации (пункт 3 Порядка N 506).
Субсидия предоставляется заявителям при соблюдении ими условий, определенных в пункте 5 Порядка N 506, в том числе при отсутствии задолженности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов.
Несоответствие заявителя требованиям и условиям предоставления субсидии, предусмотренным пунктами 3 - 5 Порядка N 506, является основанием для отказа заявителю в предоставлении субсидии (пункт 10 Порядка N 506).
Материалы дела свидетельствуют о том, что справку об отсутствии задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов предприниматель при обращении в министерство с заявлением о предоставлении субсидий не представил. Согласно сведениям, предоставленным налоговым органом по запросу министерства, по состоянию на 04.09.2015 у Артеменко А.А. имелась задолженность перед бюджетом (т. 1, л. д. 106).
При изложенных обстоятельствах суды пришли к правильному выводу об обоснованности отказа предпринимателю в предоставлении субсидии.
Доводы предпринимателя о том, что налоговый орган представил справку в отношении физического лица Артеменко А.А., содержащую необъективные сведения, суд кассационной инстанции отклоняет, поскольку названный довод в судах первой и апелляционной инстанций истец не заявлял.
В судах первой и апелляционной инстанции предприниматель настаивал на том, что в справке из налогового органа отражена задолженность ООО "Регионгаз", директором которого является Артеменко А.А., а не задолженность предпринимателя. Суды названный довод отклонили, указав, что запрос о наличии задолженности перед бюджетом сделан министерством в отношении предпринимателя (т. 1, л. д. 105), ответ из налогового органа получен также в отношении данного лица.
Доводы кассационной жалобы получили надлежащую правовую оценку в обжалуемых решении и постановлении, не опровергают правильности окончательных выводов судов и направлены на переоценку доказательств и фактических обстоятельств дела, которая в силу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушения, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве оснований для отмены или изменения судебных актов, не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.11.2015 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2016 по делу N А32-34913/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Бабаева |
Судьи |
О.В. Леонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2012 N 1370 утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока. На основании данного постановления утвержден Порядок N 506.
В соответствии с Порядком N 506 субсидия предоставляется на поддержку собственного производства молока сельскохозяйственным товаропроизводителям Краснодарского края (признаваемым таковыми в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства"), за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство (далее - заявители), в целях возмещения части понесенных ими в текущем году затрат: на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока собственного производства высшего сорта, соответствующего показателям идентификации, определяемым Министерством сельского хозяйства Российской Федерации; на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока собственного производства первого сорта (в течение 2014 года), соответствующего показателям идентификации, определяемым Министерством сельского хозяйства Российской Федерации (пункт 3 Порядка N 506)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 24 июня 2016 г. N Ф08-3203/16 по делу N А32-34913/2015