г. Краснодар |
|
30 июня 2016 г. |
Дело N А32-45649/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июня 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 июня 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Дорогиной Т.Н. и Черных Л.А., в отсутствие в судебном заседании заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Караван" (ИНН 2365023339, ОГРН 1142365001074) и заинтересованного лица - Управления Федеральной миграционной службы по Краснодарскому краю, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной миграционной службы по Краснодарскому краю на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.02.2016 (судья Погорелов И.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2016 (судьи Илюшин Р.Р. Ефимова О.Ю., Сулименко О.А.) по делу N А32-45649/2015, установил следующее.
ООО "Караван" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной миграционной службы по Краснодарскому краю (далее - управление, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 02.12.2015 N 702983 о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) и назначении наказания в виде 410 тыс. рублей штрафа.
Решением от 15.02.2016 суд признал незаконным и отменил оспариваемое постановление управления. Решение мотивировано недоказанностью наличия в деянии общества состава вмененного ему административного правонарушения. Суд указал, что общество привлечено к ответственности за нарушение трехдневного срока уведомления административного органа о заключении трудового договора с иностранным гражданином, установленного статьей 8 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 115-ФЗ), в то время как общество фактически нарушило форму уведомления.
Суд апелляционной инстанции постановлением от 12.04.2016 оставил без изменения решение суда от 15.02.2016. Сделав вывод о наличии в действиях общества состава вмененного ему административного правонарушения, суд апелляционной инстанции, установив наличие оснований для признания правонарушения как малозначительного, применил статью 2.9 Кодекса.
В кассационной жалобе управление просит отменить обжалуемые судебные акты, принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований. Административный орган полагает, что общество правильно привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 18.15 Кодекса, что установлено судом апелляционной инстанции. По мнению управления, совокупность выявленных при проведении проверки нарушений не позволяет признать совершенное обществом правонарушение в качестве малозначительного и применить статью 2. 9 Кодекса.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 21.07.2015 ООО "Караван" оформило трудовой договор с гражданкой Республики Таджикистан Миразизовой Салимой Зиёевной, 15.10.1969 года рождения, о чем в тот же день направило в адрес управления уведомление о заключении трудового договора.
28 июля 2015 года общество направило в управление уведомление новой формы о заключении трудового договора, указав на свою неосведомленность на дату направления уведомления от 21.07.2015 об изменении формы уведомления приказом ФМС России от 12.03.2015 N 149.
Определением от 20.10.2015 административный орган возбудил дело об административном правонарушении и, по итогам административного расследования, выявил нарушение обществом требования пункта 8 статьи 13 Закона N 115-ФЗ, выразившееся в неисполнении работодателем, привлекающим и использующим для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязанностей по уведомлению территориального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении с данным иностранным гражданином трудового договора на выполнение работ в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения договора, а именно: ООО "Карнавал" 21.07.2015 заключило трудовой договор с гражданкой Республики Таджикистан Миразизовой С.З. и не уведомило об этом управление в течение трех рабочих дней с даты заключения данного договора, направив такое уведомление лишь 28.07.2015.
17 ноября 2015 года административный орган, в присутствии законного представителя общества Шевлякова Е.А., составил протокол об административном правонарушении N 702983 и определением от 26.11.2015 назначил рассмотрение дела об административном правонарушении.
02 декабря 2015 года управление в присутствии представителя общества Шевлякова Е.А. вынесло постановление по делу об административном правонарушении N 702983, которым общество признано виновным по части 3 статьи 18.15 Кодекса и ему назначено наказание в виде 410 тыс. рублей административного штрафа.
Полагая, что вынесенное административным органом постановление является незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
В соответствии частью 1 статьи 2.1 Кодекса административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с пунктом 4.7 статьи 13 Закона N 115-ФЗ организации, оказывающие услуги по трудоустройству иностранных граждан на территории Российской Федерации, в течение трех рабочих дней со дня трудоустройства иностранного гражданина обязаны уведомлять об этом территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции. Порядок представления уведомления о трудоустройстве иностранного гражданина на территории Российской Федерации и его форма устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции.
Согласно части 3 статьи 18.15 Кодекса неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от 400 тыс. до 800 тыс. рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
В соответствии с пунктом 8 статьи 13 Закона N 115-ФЗ работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.
Указанное уведомление может быть направлено работодателем или заказчиком работ (услуг) в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции на бумажном носителе либо подано в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг. Форма и порядок подачи указанного уведомления (в том числе в электронном виде) устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции.
После получения уведомления, территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере миграции осуществляется проверка регистрации работодателя или заказчика работ (услуг), являющихся юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, в едином государственном реестре юридических лиц или едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей.
Территориальные органы федерального органа исполнительной власти в сфере миграции обмениваются с органами исполнительной власти, ведающими вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, и налоговыми органами сведениями о привлечении работодателями и заказчиками работ (услуг) иностранных граждан для осуществления трудовой деятельности. Обмен сведениями осуществляется с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия или иным способом в электронном виде при условии соблюдения требований, установленных законодательством Российской Федерации в области персональных данных.
Приказом ФМС России от 28.06.2010 N 147 утверждены формы и порядок уведомления Федеральной миграционной службы об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности на территории Российской Федерации, однако в соответствии с пунктом 2 приказа ФМС России от 08.12.2014 N 640 указанная форма уведомления согласно приложению N 5 утратила силу.
В приложении N 21 к приказу N 147 установлен порядок представления работодателями и заказчиками работ (услуг) уведомлений о заключении и прекращении (расторжении) трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) с иностранными гражданами или лицами без гражданства. Форма уведомления о заключении трудового договора приведена в Приложении N 19 к приказу ФМС России от 28.06.2010 N 147, а о расторжении - в Приложении N 20.
Суд апелляционной инстанции установил фактические обстоятельства, исследовал и оценил представленные в материалы дела доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и сделал правильный вывод о наличии в действиях общества состава вмененного ему административного правонарушения.
Вместе с тем, установив обстоятельства совершения обществом правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 18.15 Кодекса, а именно: 28.07.2015 заявитель повторно направил уведомление о заключении трудового договора с иностранной гражданкой по форме, соответствующей форме уведомления, установленной в приложении N 19 приказа N 147; общество фактически выполнило возложенную на него обязанность, уведомило управление о заключении договора с иностранным гражданином; просрочка в направлении управлению уведомления надлежащей формы является незначительной (составила пять рабочих дней), суд апелляционной инстанции указал, что само по себе совершенное обществом правонарушение не представляет существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, не причинило вреда интересам граждан, обществу и государству и, расценив его в качестве малозначительного, применил статью 2.9 Кодекса, освободив общество от административной ответственности.
В соответствии со статьей 2.9 Кодекса при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Обжалуя судебные акты, административный орган приводит доводы об отсутствии оснований для признания совершенного обществом правонарушения малозначительным, в связи с чем просит отменить обжалуемые судебные акты.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пунктах 18, 18.1 постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Оценка вывода арбитражных судов первой и (или) апелляционной инстанций о наличии или отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям исходя из совершенного лицом правонарушения и, как следствие, о возможности или невозможности квалификации такого правонарушения как малозначительного с учетом положений статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции.
С учетом изложенного основания для удовлетворения кассационной жалобы управления отсутствуют.
Нормы права применены судами правильно. Нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.02.2016 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2016 по делу N А32-45649/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.Н. Воловик |
Судьи |
Т.Н. Дорогина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.