г. Краснодар |
|
06 июля 2016 г. |
Дело N А32-18242/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июня 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 июля 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Бабаевой О.В., судей Леоновой О.В. и Чесняк Н.В., при участии в судебном заседании от истца - акционерного общества "НЭСК-электросети" (ИНН 2308139496, ОГРН 1072308013821) - Привалова Д.А. (доверенность от 10.06.2016), Москаленко Д.В. (доверенность от 01.01.2016) и Ковалевой О.В. (доверенность от 30.05.2016), от ответчика - публичного акционерного общества энергетики и электрификации Кубани (ИНН 2309001660, ОГРН 1022301427268) - Карпенюк О.С. (доверенность от 09.02.2016), в отсутствие третьего лица - Региональной энергетической комиссии - Департамента цен и тарифов Краснодарского края, извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу публичного акционерного общества энергетики и электрификации Кубани на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.12.2015 (судья Куликов О.Б.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2016 (судьи Емельянов Д.В., Герасименко А.Н., Сулименко Н.В.) по делу N А32-18242/2015, установил следующее.
АО "НЭСК-электросети" (далее - компания) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к ПАО "Кубаньэнерго" (далее - общество) о взыскании 21 859 445 рублей 32 копеек задолженности.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Региональная энергетическая комиссия - Департамент цен и тарифов Краснодарского края (далее - департамент).
Решением от 28.12.2015, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 24.03.2016, исковые требования удовлетворены. Судебные акты мотивированы тем, что общество оказало услуги компании по передаче электрической энергии по своим сетям потребителям на спорную сумму.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение. По мнению заявителя, суды при рассмотрении дела необоснованно исходили из условий договора оказания услуг по передаче электроэнергии от 01.01.2007 N 13-ОД в редакции дополнительного соглашения от 20.02.2008 N 6, поскольку в отношении потребителей (точек поставки), опосредованно присоединенных к сетям ОАО "ФСК ЕАС" (ПС 220 кВ "Поселковая") через сетевое оборудование компании, договор не был заключен. Объем и стоимость оказанных услуг не доказаны, поскольку в материалах дела отсутствуют первичные документы. Общество, не имея сетей, не является по отношению к компании смежной сетевой организацией, следовательно, истец в данных точках не оказывает и не может оказывать ответчику услуги по передаче электроэнергии.
В отзыве на жалобу компания просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Законность судебных актов проверяется кассационным судом в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа пришел к следующим выводам.
Суды установили, что 01.01.2007 компания (исполнитель) и общество (заказчик) заключили договор оказания услуг по передаче электрической энергии N 13-ОД (в редакции протокола разногласий и дополнительного соглашений к договору), по условиям которого исполнитель оказывает заказчику услуги по передаче электрической энергии от точек поставки до точек исполнения обязательств (условий) договора путем осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу через технические устройства электрических сетей, принадлежащих исполнителю (потребителю) на праве собственности или ином законном основании, а заказчик обязуется оплачивать услуги в порядке, установленном договором. Техническая документация в соответствии с договором по каждой точке поставки в сеть исполнителя (потребителя) содержится в приложении N 1.1, а по точкам исполнения обязательств (условий) договора исполнителем содержится в приложении N 1.2а (реестр потребителей - юридических лиц) и в приложении N 1.2б (реестр потребителей - физических лиц), а также в актах разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности между исполнителем (потребителем) и заказчиком (смежной сетевой организацией). Информацию по приложениям 1.2а и 1.2б представляет сбытовой агент. После заключения договора любые изменения состава смежных сетей или сторонних сетевых организаций, количество присоединенных потребителей и плановых объемов передаваемой электроэнергии оформляются в виде дополнительного соглашения к договору.
В пункте 3.1 стороны обязались при исполнении договора руководствоваться действующим законодательством Российской Федерации и положениями договора; соблюдать требования системного оператора и его региональных подразделений, касающиеся оперативно-технологического (диспетчерского) управления процесса производства, передачи, распределения и потребления электрической энергии.
Заказчик обязался обеспечить доставку электрической энергии по точкам поставки и в сети исполнителя (потребителя) в пределах разрешенной мощности в соответствии с технологическими характеристиками своих сетей и электрических сетей смежных сетевых организаций, с учетом объема обязательств сбытового агента (или субъектами розничного рынка, подтвердившими право распоряжаться приобретенной электроэнергией) и заключенного с заказчиком договора оказания услуг по передаче электроэнергии в интересах своих потребителей через сети заказчика в сети исполнителя (потребителя) и сети смежных (сторонних сетевых организаций) на основании заключенного договора (пункт 3.2.1 договора).
Пунктом 3.2.8 договора предусмотрено, что заказчик обязан своевременно и в полном размере производить оплату услуг исполнителя в соответствии с условиями договора.
Заказчик обязуется в течение 2 дней с момента получения от исполнителя акта об оказании услуги по передаче электроэнергии рассмотреть и в случае согласия подписать его. При возникновении у заказчика обоснованных претензий к качеству или объему оказанных услуг (выполненных работ) заказчик выставляет претензию в оспариваемой части (о чем делает соответствующую отметку в акте) и подписывает акт в остальной (согласованной) части и представляет исполнителю (пункт 3.2.9 договора).
В соответствии с пунктом 4.1 договора за расчетный период сторонами договора принимается один календарный месяц.
Ежемесячно до 15-го числа месяца, следующего за расчетным, согласно пункту 4.8 договора исполнитель составляет акт первичного учета электрической энергии - прием за расчетный период (приложение N 3а), определяющий количество электроэнергии, переданной из сети заказчика (смежной сетевой организации) в соответствии с приложением N 1.1, по показаниям приборов учета на границе балансовой принадлежности сетей между заказчиком (смежной сетевой организации), и исполнителем и/или потребителя присоединенного к сети заказчика, и согласовывает с заказчиком; определятся количество электроэнергии отпущенной потребителям в соответствии с приложениями N 1.2а и N 1.2б, на основании акта первичного учета электрической энергии - отпуск за расчетный период (приложении N 3б), предоставляемого сбытовым агентом в соответствии с количеством электроэнергии по договору оказания услуг по передаче электроэнергии между заказчиком и сбытовым агентом, и согласовывает со сбытовыми агентами всех потребителей. Акты первичного учета электрической энергии, составленные в соответствии с приложениями N 3а и N 3б, являются неотъемлемым приложением к сводному акту об оказании услуг по сети исполнителя (приложение N 4) за соответствующий расчетный период.
В пункте 4.9 договора предусмотрено, что объемом переданной исполнителем электроэнергии по договору является количество электроэнергии, полученной потребителями в точках исполнения обязательств в соответствии с приложениями N 1.2а и N 1.2б.
Расчетным периодом для определения объема оказанных исполнителем услуг является один календарный месяц (пункт 5.1 договора).
Согласно пункту 5.2 договора исполнитель до 15-го числа месяца, следующего за расчетным, направляет заказчику оформленный сводный акт об оказании услуг по сети исполнителя по передаче электрической энергии (в двух экземплярах) и счет-фактуру; согласованные всеми заинтересованными сторонами (пункт 4.8 договора) экземпляры актов первичного учета электроэнергии (фактический баланс электроэнергии).
Заказчик обязан в течение 5 дней рассмотреть акт об оказании услуг по передаче электрической энергии, представленный исполнителем, и в случае согласия подписать его (пункт 5.3 договора).
Как следует из пункта 5.5 договора, стоимость услуг исполнителя по передаче электроэнергии определяется умножением фактического объема переданной электроэнергии (пункт 4.9 договора) на соответствующем уровне напряжения на тариф за услуги по передаче электрической энергии, утвержденный уполномоченным органом в области государственного регулирования тарифов для исполнителя.
Окончательный расчет производится с момента получения счет-фактуры с учетом платежей, произведенных заказчиком по выставленному счету, исходя из объемов переданной электроэнергии, указанных в сводном акте об оказании услуг по передаче электроэнергии, в неоспариваемой сторонами части оказанных услуг, до 20-го числа месяца, следующего за расчетным. В случае если на основании выставленного счета заказчик произвел платеж, размер которого превышает стоимость фактически оказанных услуг за расчетный месяц, и отсутствует задолженность заказчика по договору за прошлые периоды платежа (за исключением задолженности, по которой достигнуто соглашение о порядке ее погашения), сумма превышения засчитывается в счет следующего платежа (пункт 5.7 договора).
Приказами департамента от 20.12.2013 N 91/2013-э (в редакции приказа департамента от 09.07.2014 N 31/2014-э) и от 29.12.2014 N 94/2014-э (далее - приказы) установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии на 2014 и 2015 годы, которые распространяются на спорные правоотношения, возникшие между истцом и ответчиком.
Компания исполнила с 01.12.2014 по 31.03.2015 обязательства по договору надлежащим образом, оказала обществу услуги по передаче электрической энергии, что подтверждается представленными в материалы дела сводными актами об оказании услуг по передаче электроэнергии по сетям исполнителя (за декабрь 2014 года, за январь, февраль, март 2015 года) и выставленными на их основании счетами-фактурами (от 31.12.2014 N ИА-Э-0000012, от 31.01.2015 N 0000001/01/э, от 28.02.2015 N 0000002/01/э и от 31.03.2015 N 0000003/01/э) на 2 872 805 873 рубля 43 копейки.
Общество оказанные компанией услуги в полном объеме не оплатило, задолженность составила 21 859 445 рублей 32 копейеи.
Претензия истца об оплате задолженности оставлена ответчиком без исполнения, поэтому компания обратилась в арбитражный суд с иском.
Суды установили, что общество, подписывая сводные акты об оказании услуг по передаче электроэнергии с разногласиями, указывало на возможное наступление для него негативных последствий в виде некомпенсированных затрат за услуги по передаче электроэнергии, связанных с отсутствием в составе арендованного имущества ПС 220 кВ "Поселковая", собственником которой является ОАО "ФСК ЕЭС". Таким образом, спорными являются объемы передачи электроэнергии потребителям ОАО "НЭСК", опосредованно присоединенным к сетям ОАО "ФСК ЕЭС" (ПС 220 кВ "Поселковая") через сети компании.
Общими принципами организации экономических отношений в сфере электроэнергетики являются соблюдение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии; обеспечение недискриминационных и стабильных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере электроэнергетики, обеспечение государственного регулирования деятельности субъектов электроэнергетики, необходимого для реализации принципов, установленных статьей 6 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике).
В соответствии с пунктом 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), определяющим признаком сетевой организации является владение на законном основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии.
Для всех потребителей услуг, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и принадлежащих к одной группе (категории), законодательством гарантируется равенство тарифов на услуги по передаче электрической энергии (пункты 3, 42 Правил N 861).
Реализация этого принципа осуществляется через котловую экономическую модель, в рамках которой денежные средства, Уплаченные потребителями по единому (котловому) тарифу, впоследствии распределяются между участвовавшими в оказании услуг сетевыми организациями по индивидуальным тарифам, установленным для пар смежных сетевых организаций (пункт 42 Правил N 861, пункт 49 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую энергию, на розничном рынке, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-э/2, далее - Методические указания N 20-э/2).
При расчетах в рамках указанной модели по принципу "котел сверху" потребитель заключает договор на оказание услуг по передаче электроэнергии с той сетевой организацией, которую регулирующий орган определил в регионе держателем котла, поскольку только для нее устанавливается тариф для расчетов с потребителями услуг (покупателями и продавцами электроэнергии). В этих правоотношениях держатель котла является исполнителем услуг и получает плату от всех потребителей услуг в регионе. Иные территориальные сетевые организации, участвующие в передаче электроэнергии в регионе, получают оплату за свои услуги от держателя котла по индивидуальным тарифам в рамках исполнения договорных обязательств по передаче электроэнергии, в которых держатель котла является заказчиком услуг (пункт 8, пункты 34 - 42 Правил N 861).
В соответствии с пунктом 42 Правил N 861, пунктом 63 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178, далее - Основы ценообразования N 1178), пунктом 49 Методических указаний N 20-э/2 расчет единых (котловых) тарифов в регионе производится на основе НВВ, определяемой исходя из расходов по осуществлению деятельности по передаче электрической энергии и суммы прибыли, отнесенной на передачу электрической энергии. Для расчета единых (котловых) тарифов в регионе суммируются НВВ всех сетевых организаций по соответствующему уровню напряжения. Индивидуальные тарифы для взаиморасчетов пары сетевых организаций определяются исходя из разности между тарифной выручкой сетевой организации - получателя услуги по передаче электрической энергии, получаемой ею от потребителей электрической энергии на всех уровнях напряжения, и НВВ.
Порядок расчета и исходные данные, на основании которых устанавливаются котловые и индивидуальные тарифы, указаны в разделе VIII и таблице N П1.30 Методических указаний N 20-э/2. Размер тарифа рассчитывается в виде экономически обоснованной ставки как соотношение между валовой выручкой, необходимой для качественного и бесперебойного оказания услуг по передаче электроэнергии, и объема этих услуг. При определении НВВ в расчет принимается стоимость работ, выполняемых организацией на объектах электросетевого хозяйства, находящихся у нее на законных основаниях и используемых для передачи электроэнергии.
По общему правилу тарифные решения принимаются исходя из предложений регулируемых организаций о плановых (прогнозных) величинах. В качестве базы для расчета тарифов используются объем отпуска электроэнергии потребителям, величина мощности и величина технологического расхода (пункты 12, 17, 18 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178, далее - Правила N 1178), пункт 81 Основ ценообразования N 1178).
Предложенные регулируемыми организациями величины проверяются экспертным путем на соответствие экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли, на обеспечение экономической обоснованности затрат на передачу электроэнергии. Кроме того, учитывается результат деятельности сетевых организаций по итогам работы за период действия ранее утвержденных тарифов. Тариф устанавливается на принципах стабильности и необратимости (пункт 2 статьи 23, статья 23.2 Закона об электроэнергетике, пункт 64 Основ ценообразования N 1178, пункты 7, 22, 23, 31 Правил N 1178, разделы IV, V Методических указаний N 20-э/2).
Из указанных правовых норм следует, что расчеты за услуги по передаче электроэнергии осуществляются по регулируемым ценам, которые устанавливаются на основании прогнозных, однако имеющих экономическое обоснование на момент утверждения тарифа данных (в том числе сведений о составе и характеристиках объектов электросетевого хозяйства, находившихся в законном владении сетевой организации, объемах перетока электроэнергии через эти объекты).
При расчетах должен соблюдаться принцип компенсации затрат всем сетевым организациям, участвующим в оказании услуг в регионе, который реализуется через распределение котловой выручки посредством применения индивидуальных тарифов.
Тарифным решением, включающим котловой и индивидуальные тарифы и обосновывающие их данные, по существу утверждаются параметры экономического функционирования электросетевого комплекса региона на период регулирования. Участие в регулируемой деятельности всех сетевых организаций и учет их интересов при принятии тарифного решения определяют обязанность сетевых организаций придерживаться в своей деятельности установленных параметров. Следование этим величинам должно обеспечивать как формирование котловой валовой выручки, так и ее справедливое и безубыточное распределение между сетевыми организациями.
Таким образом, для сохранения баланса интересов всех сетевых организаций и потребителей услуг по общему правилу требования сетевой организации об оплате услуг должны основываться на тарифном решении.
Вместе с тем применение котловой модели не исключает риски, связанные с отклонением фактических величин от прогнозных, что может быть связано с использованием объектов электросетевого хозяйства, поступивших в законное владение сетевой организации в течение периода регулирования, а также с появлением дополнительных или изменением существующих точек поставки.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации (определение от 26.10.2015 N 304-ЭС15-5139), если новые точки поставки или новые объекты электросетевого хозяйства появились у сетевой организации в результате перераспределения точек, учтенных в тарифном решении (при том, что котловая выручка не изменилась), то расчет держателя котла с сетевой организацией должен быть произведен таким образом, чтобы оплата не внесла дисбаланс в распределение котловой выручки и не повлекла с неизбежностью убытки для держателя котла. В частности, не исключается возможность оплаты по индивидуальному тарифу, установленному для расчетов с прежней сетевой организацией. Этот вывод следует из того, что законодательством установлены равные критерии оценки обоснованности затрат на оказание услуг по передаче электроэнергии по одним и тем же объектам электросетевого хозяйства вне зависимости от их принадлежности к конкретной сетевой организации. К тому же законодательством в ряде случаев допускается распределение между сетевыми организациями котловой выручки, при котором не нарушается по существу экономическое обоснование тарифного решения и не применяется механизм корректировки выручки (пункты 6, 18 Правил N 1178). Законодательство гарантирует субъектам электроэнергетики соблюдение их экономических интересов в случае осуществления ими деятельности разумно и добросовестно. В то же время действия, совершенные по воле сетевой организации, направленные на изменение без объективных причин заложенных при формировании тарифа параметров, влекущие такие последствия, как кратное необоснованное увеличение фактической валовой выручки этой сетевой организации по сравнению с плановой НВВ, дисбаланс тарифного решения, убытки одних сетевых организаций и неосновательные доходы других, что не согласуется ни с интересами субъектов электроэнергетики, ни с общими принципами организации экономических отношений и основами государственной политики в сфере электроэнергетики, могут квалифицироваться как недобросовестные. Действия сетевой организации могут квалифицироваться как злоупотребление правом, если они направлены исключительно на обход правовых норм о государственном регулировании цен и подрыв баланса интересов потребителей услуг и сетевых организаций. Закон не предоставляет судебную защиту лицу, пытающемуся извлечь преимущества из своего недобросовестного поведения (статья 10 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Суды установили то, что на территории Краснодарского края при расчетах с потребителями применяется "котловой метод", согласно которому при любых схемах взаимоотношений между потребителями и энергосбытовыми организациями, в том числе и обладающими статусом гарантирующего поставщика, оплата по тарифу на передачу электрической энергии осуществляется обществу, которое в свою очередь оплачивает услуги по передаче электрической энергии другим сетевым организациям в соответствии с установленными тарифами, т. е. общество является "держателем котла".
Приказами департамента от 31.12.2014 N 99/2014-э, от 07.05.2015 N 36/2015-э и от 26.06.2015 N 45/2015-э определены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Краснодарского края и Республики Адыгея на 2015 год. Величина НВВ сетевых организаций определена без учета оплаты потерь.
Изучив приказы департамента от 31.12.2014 N 99/2014-э, от 07.05.2015 N 36/2015-э и от 26.06.2015 N 45/2015-э и оценив письма департамента от 27.01.2015 N 57-465/15-05 и от 22.04.2015 N 57-3057/15-05, суды установили то, что в объем электроэнергии, учтенной при установлении котлового тарифа для держателя котла (общества), входит объем электроэнергии, отпущенной потребителям АО "НЭСК", опосредованно присоединенным к сетям ОАО "ФСК ЕЭС" через сети компании. При установлении индивидуальных тарифов в составе мощности 1 210, 84 МВт учтены объемы в узлах компании по потребителям, опосредованно присоединенным к сетям ЕНЭС (ПС 220 кВ "Поселковая") через сетевое оборудование истца.
При изложенных обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о том, что общество обязано оплатить компании услуги по передаче электроэнергии в отношении точки поставки ПС 220 кВ "Поселковая".
Оказания услуг в указанных в актах об оказании услуг по передаче электроэнергии объемах общество документально не опровергло. Кроме того, объем фактически переданной электроэнергии в спорный период подтверждается балансами электроэнергии и актами первичного учета электроэнергии. Доказательства погашения задолженности за оказанные услуги не представлены. Следовательно, суды правомерно удовлетворили требования компании в полном объеме.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом изучения нижестоящих судов, направлены на переоценку доказательств и фактических обстоятельств по делу, которая в силу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции. Нарушения норм процессуального права, в том числе предусмотренные частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.12.2015 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2016 по делу N А32-18242/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Бабаева |
Судьи |
О.В. Леонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.