О едином сельскохозяйственном налоге
(на примере Краснодарского края)
На территории Краснодарского края единый сельскохозяйственный налог введен с 1 апреля 2002 года. Рассмотрим основные положения, регламентирующие его ввод, интересующие как налоговые органы, так и налогоплательщиков.
Федеральным законом от 29.12.2001 N 187-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" (далее - Закон N 187-ФЗ) с 1 января 2002 года часть вторая Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) дополнена главой 26.1 "Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)".
Единый сельскохозяйственный налог устанавливается НК РФ и вводится в действие законом субъекта Российской Федерации об этом налоге.
Закон Краснодарского края от 28.12.2001 N 430-КЗ "О едином сельскохозяйственном налоге" (далее - Закон N 430-КЗ) устанавливал правовые и экономические принципы введения единого сельскохозяйственного налога на территории Краснодарского края в целях оптимизации действующей системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Следует отметить, что на уплату единого сельскохозяйственного налога на территории Краснодарского края переводятся не все многоотраслевые сельскохозяйственные товаропроизводители, а только те, которые удовлетворяют критерию, установленному главой 21.6 НК РФ и Законом N 430-КЗ.
Так, организации, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями, переводятся на уплату единого сельскохозяйственного налога при условии, что за предшествующий календарный год доля выручки от реализации сельскохозяйственной продукции, произведенной ими на сельскохозяйственных угодьях, в том числе от реализации продуктов ее переработки, в общей выручке этих организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей от реализации товаров (работ, услуг) составила не менее 70%.
Уплата единого сельскохозяйственного налога организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и индивидуальными предпринимателями предусматривает замену для них совокупности налогов и сборов, подлежащих уплате в соответствии со ст.13, 14 и 15 НК РФ, за исключением следующих налогов и сборов:
- налога на добавленную стоимость;
- акцизов;
- платы за загрязнение окружающей среды;
- налога на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте;
- государственной пошлины;
- таможенной пошлины;
- налога на имущество физических лиц (в части жилых строений, помещений и сооружений, находящихся в собственности индивидуальных предпринимателей);
- налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения;
- лицензионных сборов;
- страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации о пенсионном обеспечении.
Организации, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, переведенные на уплату единого сельскохозяйственного налога, не освобождаются от обязанностей налоговых агентов, предусмотренных НК РФ.
В соответствии с законодательством о налогах и сборах непредставление заявления о переводе на уплату единого сельскохозяйственного налога не освобождает от уплаты данного налога. Поэтому организации, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, не подавшие вышеназванное заявление, автоматически переводятся на уплату единого сельскохозяйственного налога.
В соответствии с Законом N 430-КЗ объектом налогообложения признаются сельскохозяйственные угодья, находящиеся в собственности, во владении и (или) в пользовании. Налоговой базой признается сопоставимая по кадастровой стоимости площадь сельскохозяйственных угодий, признаваемых объектом налогообложения.
Возникает вопрос, какими документами должны пользоваться налогоплательщики для подтверждения кадастровой оценки земель по своему хозяйству?
На основании постановления главы Администрации Краснодарского края от 05.04.2001 N 373 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки сельскохозяйственных угодий Краснодарского края" проведена кадастровая оценка сельскохозяйственных угодий муниципальных образований.
На территории всех муниципальных образований края приняты постановления глав Администраций, в которых содержатся сведения о юридических и физических лицах, производящих сельскохозяйственную продукцию на сельскохозяйственных угодьях муниципальных образований, и их кадастровая стоимость.
Таким образом, для подтверждения кадастровой оценки сельскохозяйственных угодий по своему хозяйству необходимо пользоваться данными постановлений глав Администраций тех муниципальных образований, в которых находятся сельскохозяйственные угодья налогоплательщика. В случае отсутствия утвержденной кадастровой оценки сельскохозяйственных угодий необходимо пользоваться среднерайонной ставкой, определенной постановлением главы Администрации Краснодарского края "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки сельскохозяйственных угодий Краснодарского края".
Налоговая ставка устанавливается с одного сопоставимого по кадастровой стоимости гектара сельскохозяйственных угодий.
Пример.
Хозяйство А имеет в собственности 100 га сельскохозяйственных угодий и в пользовании 50 га арендованных сельскохозяйственных угодий. Следовательно, объектом налогообложения будут являться 150 га сельскохозяйственных угодий. Кадастровая оценка таких угодий произведена и составляет 52 790 руб. за 1 га. В среднем по краю кадастровая стоимость 1 га сельскохозяйственных угодий составляет 43 560 руб.
Сопоставимая по кадастровой стоимости площадь сельскохозяйственных угодий равняется 181,78 га [(52 790 руб. : 43 560 руб.) х 150 га].
Согласно ст.52 НК РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.
Налогоплательщик самостоятельно производит расчет единого сельскохозяйственного налога и представляет налоговую декларацию в срок не позднее 10-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, так как в соответствии с законодательством налоговая декларация представляется налогоплательщиком в налоговый орган по месту нахождения сельскохозяйственных угодий не позднее 10-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Таким образом, исходя из вышеприведенного примера сопоставимая по кадастровой стоимости площадь сельскохозяйственных угодий хозяйства А составляет 181,78 га. Данная площадь является налогооблагаемой базой, которая умножается на ставку, определенную Законом N 430-КЗ.
Статьей 346.6 НК РФ определен порядок установления и исчисления налоговой ставки по единому сельскохозяйственному налогу. Пунктом 1 вышеназванной статьи НК РФ предусмотрено, что налоговая ставка устанавливается законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации в рублях и копейках с одного сопоставимого по кадастровой стоимости гектара сельскохозяйственных угодий, расположенных на их территориях.
Рассматривая вопрос применения ставки единого сельскохозяйственного налога, необходимо иметь в виду, что размеры налоговых ставок определены Законом N 430-КЗ и не подлежат округлению.
Предлагаем ответы на наиболее часто встречающиеся вопросы по исчислению и уплате единого сельскохозяйственного налога.
Уплачивают ли земельный налог организации, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, переведенные на уплату единого сельскохозяйственного налога в соответствии с главой 26.1 НК РФ?
Для организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, переведенных на уплату единого сельскохозяйственного налога в соответствии с главой 26.1 "Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)" НК РФ, уплата земельного налога заменяется уплатой единого сельскохозяйственного налога.
Таким образом, уплата земельного налога организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и индивидуальными предпринимателями, переведенными на уплату единого сельскохозяйственного налога, не производится.
Однако в Краснодарском крае единый сельскохозяйственный налог введен с 1 апреля 2002 года, поэтому налогоплательщик должен был уплатить земельный налог за тот период, когда он не был переведен на уплату единого сельскохозяйственного налога, то есть до 1 апреля 2002 года.
Предприятие, являющееся плательщиком единого сельскохозяйственного налога, использует в своей деятельности земельные участки, занятые как многолетними насаждениями (садами), так и пашней. Какую ставку единого сельскохозяйственного налога следует применять, если доля площади сельскохозяйственных угодий, занятых многолетними насаждениями, составляет 25% общей площади сельскохозяйственных угодий?
Для целей Закона N 430-КЗ садоводческие сельскохозяйственные товаропроизводители - это сельскохозяйственные товаропроизводители (за исключением чаеводческих сельскохозяйственных товаропроизводителей), определенные п.2 ст.2 Закона N 430-КЗ, при условии, что доля площади сельскохозяйственных угодий, занятых многолетними насаждениями для производства продукции садоводства, составляет не менее 25% от общей площади сельскохозяйственных угодий или доля выручки от реализации продукции садоводства, произведенной на сельскохозяйственных угодьях, в том числе от реализации продуктов ее переработки, составила в общей выручке от реализации товаров (работ, услуг) не менее 35%.
Если доля площади сельскохозяйственных угодий, занятых многолетними насаждениями (садами), составляет 25% общей площади сельскохозяйственных угодий, следует применять налоговую ставку, установленную в расчете на один сопоставимый по кадастровой стоимости гектар сельскохозяйственных угодий, расположенных на территории Краснодарского края, для садоводческих сельскохозяйственных товаропроизводителей, равную 212 руб. в квартал.
Освобождается ли землепользователь от арендной платы за земли районного запаса при переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога?
Согласно п.4 ст.346.1 НК РФ уплата единого сельскохозяйственного налога предусматривает замену совокупности налогов и сборов, подлежащих уплате в соответствии со ст.13, 14 и 15 НК РФ, за исключением налогов и сборов, перечисленных в подпунктах 1-9 п.4 ст.346.1 Кодекса.
Поскольку арендная плата не является налоговым платежом, заменяемым единым сельскохозяйственным налогом, то и ее уплата обязательна.
Крестьянское (фермерское) хозяйство занимается несколькими видами деятельности. Правомерен ли переход такого хозяйства на две системы налогообложения: по сельскохозяйственным угодьям - на уплату единого сельскохозяйственного налога, по другому виду деятельности - на общий режим налогообложения?
В соответствии с Законом N 430-КЗ организации, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, являющиеся в соответствии с настоящим Законом сельскохозяйственными товаропроизводителями, переводятся на уплату единого сельскохозяйственного налога при условии, что за предшествующий календарный год доля выручки от реализации сельскохозяйственной продукции, произведенной ими на сельскохозяйственных угодьях (объектах налогообложения согласно ст.3 настоящего Закона), в том числе от реализации продуктов ее переработки, в общей выручке этих организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей от реализации товаров (работ, услуг) составила не менее 70%.
Уплата единого сельскохозяйственного налога организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и индивидуальными предпринимателями предусматривает замену для них совокупности налогов и сборов, подлежащих уплате в соответствии со ст.13, 14 и 15 НК РФ, за исключением налогов и сборов, указанных в п.5 ст.1 Закона N 430-КЗ.
Плательщиками единого сельскохозяйственного налога признаются организации, крестьянские (фермерские) хозяйства, индивидуальные предприниматели, имеющие в собственности, во владении и (или) в пользовании сельскохозяйственные угодья на территории Краснодарского края и являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями.
Таким образом, различные виды деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства не могут служить основанием применения двух систем налогообложения. В случае соблюдения критериев, необходимых для перевода на уплату единого сельскохозяйственного налога, налогоплательщик уплачивает согласно Закону N 430-КЗ только единый сельскохозяйственный налог и налоги, поименованные в п.5 ст.1 вышеуказанного Закона. В случае несоблюдения этих критериев налогоплательщик остается на общем режиме налогообложения.
Должен ли фермер представлять в налоговую инспекцию документ, подтверждающий кадастровую стоимость земли?
На территории всех муниципальных образований края приняты постановления глав Администраций края, в которых содержатся сведения о юридических и физических лицах, производящих сельскохозяйственную продукцию на сельскохозяйственных угодьях муниципальных образований, и их кадастровая стоимость. Данные постановления имеются в налоговых органах края.
Таким образом, фермер не обязан представлять в налоговую инспекцию документ, подтверждающий кадастровую стоимость земли.
Уплачивается ли земельный налог за земли, не относящиеся к сельскохозяйственным угодьям, организациями, перешедшими на уплату единого сельскохозяйственного налога?
В соответствии с инструкцией МНС России от 21.02.2000 N 56 "По применению Закона Российской Федерации "О плате за землю" для организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, переведенных на уплату единого сельскохозяйственного налога в соответствии с главой 26.1 НК РФ, уплата земельного налога заменяется уплатой единого сельскохозяйственного налога.
Индивидуальный предприниматель, перешедший на уплату единого сельскохозяйственного налога, выращивает и реализует виноград с сельскохозяйственных угодий, при этом часть урожая перерабатывается и реализуется в виде вина.
Должен ли индивидуальный предприниматель в этом случае уплачивать акцизы на алкогольную продукцию?
Пунктом 4 ст.346.1 НК РФ определено, что уплата налога организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и индивидуальными предпринимателями предусматривает замену для них совокупности налогов и сборов, подлежащих уплате в соответствии со ст.13, 14 и 15 НК РФ, за исключением ряда налогов и сборов, в том числе и акцизов.
Таким образом, предприниматель обязан наряду с уплатой единого сельскохозяйственного налога уплачивать акцизы на алкогольную продукцию.
Должен ли исчисляться налог на доходы физических лиц после перевода организации на уплату единого сельскохозяйственного налога?
В соответствии с Законом N 430-КЗ организации, переведенные на уплату единого сельскохозяйственного налога, не освобождаются от обязанностей налоговых агентов, предусмотренных НК РФ.
Согласно ст.226 НК РФ налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога на доходы непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.
Таким образом, организации обязаны правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты соответствующие налоги.
Следует иметь в виду, что организации, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, переведенные на уплату единого сельскохозяйственного налога, после введения в действие (1 апреля 2002 года) Закона N 430-КЗ не являются плательщиками единого социального налога, но при этом уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации о пенсионном обеспечении в общеустановленном порядке.
В.А. Красницкий,
советник налоговой службы Российской Федерации I ранга,
Краснодарский край
"Налоговый вестник", N 1, январь 2003 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник"
Журнал основан в 1994 г. Государственной налоговой службой РФ
Издатель ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации N 016790
Редакция: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1