Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя B.Д. Зорькина, судей А.Ю. Бушева, Г.А. Гаджиева, Л.М. Жарковой, C.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина А.В. Ирхина к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Гражданин А.В. Ирхин оспаривает конституционность следующих законоположений:
частей 1 и 2 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, определяющих, в частности, круг лиц, относящихся к членам семьи собственника жилого помещения, их права и обязанности;
части 2 статьи 62 КАС Российской Федерации, устанавливающей особенности распределения обязанностей доказывания при разрешении административных дел о законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями.
Из представленных материалов следует, что определением суда апелляционной инстанции, с которым согласились суды кассационной инстанции, признано правомерным решение жилищной комиссии воинской части от 8 октября 2021 года о снятии заявителя с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. Суды, отметив как регистрацию А.В. Ирхина с 2006 по 2020 год в жилом доме, принадлежащем на праве долевой собственности ( доля в праве) его бабушке, а затем матери, так и факт отсутствия каких-либо соглашений, определяющих порядок пользования домом, пришли к выводу о вселении заявителя в указанное жилое помещение в качестве члена семьи собственника и расценили его действия по снятию с регистрационного учета как умышленное ухудшение жилищных условий.
По мнению А.В. Ирхина, оспариваемые законоположения противоречат статьям 19 (части 1 и 2), 40, 46 (часть 1), 55 (часть 3), 59, 71 (пункт "т"), 120 (часть 2), 125 (части 1 и 6) и 126 Конституции Российской Федерации, поскольку по смыслу, придаваемому в системе действующего правового регулирования правоприменительной практикой, они лишают жилищных гарантий военнослужащих, снявшихся с регистрационного учета в жилом помещении, в котором они никогда не проживали, а также позволяют судам возлагать обязанность доказывания на одну из сторон спора - административного истца, допускают произвольное их применение и игнорирование позиций Конституционного Суда Российской Федерации.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Конституционный Суд Российской Федерации применительно к положениям статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации неоднократно отмечал, что они направлены на соблюдение баланса интересов членов семьи собственника и, рассматриваемые в системной связи с иными законоположениями, регламентирующими жилищные гарантии, призваны также обеспечить реализацию принципа предоставления жилищных гарантий лишь реально нуждающимся в них лицам, что соответствует требованиям, закрепленным в статье 40 (части 1 и 3) Конституции Российской Федерации, и общеправовому принципу справедливости (определения от 30 сентября 2019 года N 2421-О, от 25 ноября 2020 года N 2699-О, от 28 июня 2022 года N 1586-О, от 27 октября 2022 года N 2804-О и др.).
Часть 2 статьи 62 КАС Российской Федерации непосредственно предусматривает, что обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Соответственно, административный истец не обязан доказывать это обстоятельство. Таким образом, данная норма направлена непосредственно на защиту интересов административных истцов.
С учетом этого оспариваемые законоположения сами по себе не могут расцениваться как нарушающие конституционные права заявителя в указанном им аспекте.
Установление же и исследование фактических обстоятельств, включая разрешение вопросов о том, является ли конкретный гражданин членом семьи собственника жилого помещения, имелись ли основания для снятия военнослужащего с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, и правильно ли была распределена обязанность доказывания определенных фактов, на что, по существу, направлены доводы обращения, не входят в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации, закрепленную в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Ирхина Александра Валериевича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 25 апреля 2023 г. N 892-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Ирхина Александра Валериевича на нарушение его конституционных прав частями 1 и 2 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, частью 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации"
Опубликование:
сайт Конституционного Суда РФ (ksrf.ru)
-