г. Краснодар |
|
01 августа 2016 г. |
Дело N А63-10918/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 августа 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Дорогиной Т.Н. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - Федерального казенного учреждения здравоохранения "Ставропольский научно-исследовательский противочумный институт" Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ИНН 2636000641, ОГРН 1022601949930) - Алексеевой Н.Н. (доверенность от 20.07.2016) и Марчукова Б.Н. (доверенность от 11.01.2016), в отсутствие в судебном заседании заинтересованного лица - Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Ставрополю (ИНН 2635037744, ОГРН 1022601949831), надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Ставрополю на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 24.12.2015 (судья Макарова Н.В.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2016 (судьи Параскевова С.А., Афанасьева Л.В., Цигельников И.А.) по делу N А63-10918/2015, установил следующее.
ФКУЗ "Ставропольский научно-исследовательский противочумный институт" Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - страхователь, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Ставрополю (далее - управление, пенсионный фонд) о признании незаконными бездействия по незачислению дополнительного страхового тарифа на сотрудников института, работающих во вредных условиях и имеющих согласно проведенной специальной оценки условий труда классы вредности 3.1, 3.2, 3.3, 3.4, 4 (требования уточнены в порядке статьи 49 Арбитражного кодекса Российской Федерации).
Решением от 24.12.2015, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 31.03.2016, суд удовлетворил заявленное учреждением требование.
Судебные инстанции мотивированы тем, что учреждение входит в систему противочумных учреждений, представляющую собой сеть противочумных учреждений, являющихся специализированными федеральными государственными учреждениями здравоохранения, предназначенными для научно-практического обеспечения государственного санитарно-эпидемиологического надзора за защищенностью населения Российской Федерации от эпидемий, вызываемых возбудителями чумы, а также других особо опасных инфекций, в том числе вирусной природы, и имеет право на зачисление дополнительного тарифа на сотрудников института, работающих во вредных условиях и имеющих, согласно проведенной специальной оценки условий труда, классы вредности 3.1, 3.2, 3.3, 3.4, 4.
В кассационной жалобе управление просит отменить обжалуемые судебные акты, принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленного учреждением требования.
Податель кассационной жалобы полагает, что суды не учли то обстоятельство, что в разделе 24 "Учреждения здравоохранения и социального обеспечения" Списка N 2 утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10 "Об утверждении списков, производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах" (далее - список N 2) работники научно-исследовательских институтов, в том, числе противочумных, не поименованы. Научно-исследовательские институты, в том числе отраслевого профиля, являются учреждениями науки, следовательно, незачисление дополнительного страхового тарифа на сотрудников института, является правомерным.
В отзыве на кассационную жалобу, учреждение просит оставить судебные акты без изменения, полагая, что они приняты в соответствии с действующим законодательством и обстоятельствами дела.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей учреждения, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в ходе проведения документальной проверки с целью выявления работников учреждения, занятых на работах с микроорганизмами определенных групп опасности, для обоснованности начисления дополнительных тарифов страховых взносов пенсионным фондом предложено страхователю представить перечень рабочих мест, наименований профессий и должностей, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых взносах" (далее - Закон N 400-ФЗ) с поименным списком работников, непосредственно выполняющих работы с микроорганизмами 1 - 2 групп опасности. По итогам проверки управление составило акт 08.07.2015 N 50.
По результатам рассмотрения материалов проверки и возражений учреждения, управление направило в адрес учреждения письмо от 14.08.2015 N 05-08/11109, указав страхователю, что документальная проверка с целью выявления работников учреждения, занятых на работах с микроорганизмами определенных групп опасности, проведена в соответствии с письмом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 23.04.2015 N 21-1/10/В-2858, которым разъяснено, что работники противочумных учреждений не могут пользоваться правом на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с позицией 22600000-1754б раздела XXIV "Учреждения здравоохранения и социального обеспечения" Списка N 2.
Полагая, что бездействие управления, выразившееся в незачислении дополнительного страхового тарифа на сотрудников института, работающих во вредных условиях и имеющих, согласно проведенной специальной оценки условий труда, классы вредности 3.1, 3.2, 3.3, 3.4, 4 является незаконным, учреждение обратилось в арбитражный суд с заявлением.
В силу подпунктов "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в частности, организации и индивидуальные предприниматели.
В соответствии со статьей 12 Закона N 212-ФЗ тариф страхового взноса - это размер страхового взноса на единицу измерения базы для начисления страховых взносов. Применяются следующие тарифы страховых взносов, если иное не предусмотрено данным законом: Пенсионный фонд Российской Федерации - 26%; Фонд социального страхования Российской Федерации - 2,9%, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 части 2 статьи 125 Закона N 212-ФЗ; Фонд социального страхования Российской Федерации - 1,8% в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в Российской Федерации (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных 4 граждан в Российской Федерации"); Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - с 01.01.2011 года - 3,1%, с 01.01.2012 года - 5,1%.
В соответствии с частью 2 статьи 58.3 Закона N 212-ФЗ для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подпунктах 2 - 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", применяются с 01.01.2013 дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В силу пункта 7 статьи 7 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее - Закон N 426-ФЗ), с 01.01.2014 при установлении дополнительного тарифа страховых взносов, уплачиваемых в Пенсионный Фонд Российской Федерации, с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте применяются результаты специальной оценки условий труда.
Согласно пункту 5 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда" (далее - Закон N 421-ФЗ), результаты аттестации, проведенной до 01.01.2014, которые действительны до окончания срока их действия, применяются при определении установленного частью 2.1 статьи 58.3 Закона N 212-ФЗ дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации, начисляемых на выплаты работникам, условия труда которых признаны вредными и (или) опасными.
Пунктом 4 статьи 14 Закона N 426-ФЗ установлено, что вредными условиями труда (3 класс) являются условия труда, при которых уровни воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, в том числе: подкласс 3.1 (вредные условия труда 1 степени) - условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, после воздействия которых измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается, как правило, при более длительном, чем до начала следующего рабочего дня (смены), прекращении воздействия данных факторов, и увеличивается риск повреждения здоровья; подкласс 3.2 (вредные условия труда 2 степени) - условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию начальных форм профессиональных заболеваний или профессиональных заболеваний легкой степени тяжести (без потери профессиональной трудоспособности), возникающих после продолжительной экспозиции (пятнадцать и более лет); подкласс 3.3 (вредные условия труда 3 степени) - условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию профессиональных заболеваний легкой и средней степени тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) в период трудовой деятельности; подкласс 3.4 (вредные условия труда 4 степени) - условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны привести к появлению и развитию тяжелых форм профессиональных заболеваний (с потерей общей трудоспособности) в период трудовой деятельности.
Как следует из пункта 5 статьи 14 Закона N 426-ФЗ опасными условиями труда (4 класс) являются условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых в течение всего рабочего дня (смены) или его части способны создать угрозу жизни работника, а последствия воздействия данных факторов обусловливают высокий риск развития острого профессионального заболевания в период трудовой деятельности.
Суды установили, что Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека учреждению выдана лицензия от 30.07.2007 на осуществление деятельности и выполнение экспериментальных, диагностических исследований, производственных работ, хранение микроорганизмов, их производственных музейных штаммов и материала зараженного или с подозрением на зараженность микроорганизмами 1-4 групп патогенности (л. д. 73, том 1).
Страхователь провел аттестацию условий труда сотрудников учреждения. Согласно сводной ведомости результатов проведения специальной оценки условий труда часть сотрудников учреждения работает во вредных и опасных условиях и имеет классы вредности рабочих мест 3.1, 3.2, 3.3, 3.4, 4, относящиеся в соответствии со статьей 14 Закона N 426-ФЗ к вредными и опасным условиями труда.
Согласно письму Пенсионного фонда от 12.02.2014 N НП-30- 26/1707 "О дополнительных тарифах страховых взносах" с 01.01.2014 для плательщиков страховых взносов в зависимости от установленного по результатам специальной оценки условий труда класса условий труда взамен установленных частью 22 статьи 58.3 Закона N 212-ФЗ применяются следующие дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации: для класса условий труда 3.1 - 2%, для класса 3.2 - 4%, для класса 3.3 - 6%, для класса 3.4 - 7%, класса 4 - 8%.
На основании пункта 7 Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 N 554 Министерству здравоохранения Российской Федерации непосредственно подчиняются Федеральный центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора, центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора в субъектах Российской Федерации, на водном и воздушном транспорте в регионах. В его ведении также находятся противочумный центр, государственные научно-исследовательские учреждения санитарно-гигиенического и эпидемиологического профиля, государственные унитарные предприятия по производству медицинских иммунобиологических препаратов и государственные унитарные предприятия дезинфекционного профиля.
Согласно Приложению N 3 к приказу Минздрава России от 05.02.2004 N 37, в Перечень противочумных учреждений Минздрава России входит Федеральное государственное учреждение науки Российской Федерации "Ставропольский научно-исследовательский противочумный институт" Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Ставрополь.
Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 упразднено Министерство здравоохранения Российской Федерации, образовано Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) подведомственна Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации. В связи с упразднением Министерства здравоохранения Российской Федерации, Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека переданы функции по контролю и надзору в сфере санитарно-эпидемиологического надзора упраздненного Министерства здравоохранения Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2004 N 872 "О федеральных учреждениях здравоохранения и федеральных учреждениях оздоровительного профиля" утвержден перечень федеральных специализированных медицинских учреждений, в который под номером 235 входит Федеральное государственное учреждение науки Российской Федерации "Ставропольский научно-исследовательский противочумный институт" Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Ставрополь.
В соответствии с Положением об организации деятельности системы противочумных учреждений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (приложение N 1), утвержденным приказом Роспотребнадзора от 08.05.2008 N 152 "О совершенствовании организации и проведения мероприятий по профилактике чумы", система противочумных учреждений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека представляет собой сеть противочумных учреждений, являющихся специализированными федеральными государственными учреждениями здравоохранения, предназначенными для научно-практического обеспечения государственного санитарно-эпидемиологического надзора за защищенностью населения Российской Федерации от возникновения и распространения заболеваний чумой, а также в области санитарной охраны территории Российской Федерации, профилактики особо опасных и природно-очаговых инфекционных болезней, в том числе, вирусной этиологии (пункт 1.1). В систему противочумных учреждений входят в частности противочумные центры, научно-исследовательские противочумные институты, противочумные станции (пункт 1.2).
Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10 "Об утверждении Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" утверждены Списки N 1 и N 2, применяющиеся при досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 30 Закона N 400-ФЗ в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение". В Список N 2 (раздел XXIV "Учреждения здравоохранения и социального обеспечения", позиция 22600000 - 1754а) включены работники, занятые в противочумных учреждениях.
Судебные инстанции установив, что в соответствии с Уставом ФКУЗ "Ставропольский научно-исследовательский противочумный институт" (до переименования Федеральное государственное учреждение науки Российской Федерации "Ставропольский научно-исследовательский противочумный институт" Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Ставрополь), является государственным учреждением, осуществляющим оказание государственных услуг и выполнение работ в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, учреждение создано в целях научно-методического и практического обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия по особо опасным, зоонозным, природно-очаговым и другим инфекционным болезням, сделали правильный вывод о том, что учреждение входит в систему противочумных учреждений и имеет право на начисление дополнительного тарифа на сотрудников института, работающих во вредных условиях и имеющих согласно проведенной специальной оценки условий труда классы вредности 3.1, 3.2, 3.3, 3.4, 4. и обоснованно признали незаконным бездействие управления по незачислению дополнительного страхового тарифа на сотрудников института, работающих во вредных условиях.
Доводы управления являлись предметом исследования судебных инстанций, им дана надлежащая правовая оценка.
Доводы кассационной жалобы выводы судов не опровергают, направлены на переоценку доказательств о фактических обстоятельствах, установленных судами, переоценка которых не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права применены судами правильно. Нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 24.12.2015 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2016 по делу N А63-10918/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.Н. Воловик |
Судьи |
Т.Н. Дорогина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.