Российское предприятие от собственного имени в лице своего представителя регулярно заключает на территории Республики Беларусь контракты на поставку продукции. На территории Республики Беларусь отсутствуют филиал, место управления, контора и т.д., указанные в п.2 ст.5 межправительственного Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Беларусь об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 21.04.1995. Приводит ли вышеуказанная деятельность представителя российского предприятия на территории Республики Беларусь к образованию постоянного представительства для целей налогообложения?
В соответствии с п.4 ст.5 межправительственного Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Беларусь об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 21.04.1995 если лицо (физическое лицо или юридическое лицо) иное, чем агент с независимым статусом, к которому применяется п.5 вышеуказанного Соглашения, действует в одном Договаривающемся Государстве (в данном случае в Республике Беларусь) от имени предприятия другого Договаривающегося Государства (Российской Федерации), то считается, что это предприятие имеет постоянное представительство в первом упомянутом Договаривающемся Государстве в отношении любой деятельности, которую это лицо осуществляет для предприятия, если это лицо имеет полномочия заключать контракты в этом первом Договаривающемся Государстве от имени этого предприятия и обычно использует эти полномочия при условии, что его деятельность не ограничивается видами деятельности, упомянутыми в п.3 вышеуказанного Соглашения, которая, если и осуществляется через постоянное место деятельности, не превращает это постоянное место деятельности в постоянное представительство согласно положениям этого пункта российско-белорусского Соглашения.
В соответствии с комментариями к п.5 (в российско-белорусском Соглашении это п.4) Модели Конвенции по налогам на доход и на капитал, на основании которой разрабатываются все соглашения об избежании двойного налогообложения, заключаемые Российской Федерацией с иностранными государствами, этот пункт вышеуказанных комментариев обуславливает, что только наличие лиц, имеющих полномочия заключать контракты, может привести к образованию постоянного представительства предприятия, содержащего этих лиц. К полномочиям на заключение контрактов должны относиться полномочия, связанные с операциями, касающимися собственно деятельности предприятия. Лицо, имеющее полномочия обговаривать все элементы и подробности контракта, накладывающего обязательства на предприятие, можно считать использующим свои полномочия, вследствие чего оно создает собой постоянное представительство для целей налогообложения.
Термин "постоянное представительство" в данном контексте также предполагает, что вышеуказанное лицо пользуется своими полномочиями многократно, а не в единичных случаях.
С учетом вышеизложенного, если деятельность представителя российского предприятия на территории Республики Беларусь удовлетворяет вышеуказанным признакам, то деятельность этого лица приводит к образованию постоянного представительства на территории Республики Беларусь для целей налогообложения.
Е.Л. Васюкова,
ведущий специалист Департамента налоговой политики Минфина России
1 января 2003 г.
"Налоговый вестник", N 1, январь 2003 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник"
Журнал основан в 1994 г. Государственной налоговой службой РФ
Издатель ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации N 016790
Редакция: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1