Иностранная компания, зарегистрированная на Кипре, получает доход в особо крупных размерах от источников на территории Российской Федерации с 1998 года вследствие выполнения контрактов, заключаемых физическим лицом, представляющим интересы этой компании в Российской Федерации.
Каким образом регулируется в Российской Федерации налогообложение доходов резидента Республики Кипр от вышеуказанной деятельности?
Вопросы налогообложения доходов иностранных юридических лиц в настоящее время регулируются НК РФ и положениями соглашений об избежании двойного налогообложения доходов и имущества, заключенными Российской Федерацией с иностранными государствами; причем в соответствии со ст.7 НК РФ правила и нормы, предусмотренные международными договорами, касающимися налогообложения, превалируют над нормами, установленными налоговым законодательством.
В соответствии с п.5 ст.5 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 05.12.1998 (применяется с 1 января 2000 года) если лицо осуществляет деятельность в Российской Федерации от имени предприятия Республики Кипр, считается, что это предприятие имеет постоянное представительство в Российской Федерации в отношении любой деятельности, которую это лицо осуществляет для этого предприятия, если такое лицо имеет и обычно использует в Российской Федерации полномочия заключать контракты от имени иностранного предприятия, за исключением случая, если деятельность такого лица ограничивается видами деятельности, упомянутыми в п.4 ст.5 вышеуказанного Соглашения.
В случае, указанном в вопросе, деятельность физического лица приводит к образованию постоянного представительства для целей налогообложения, и налогообложение прибыли резидента Республики Кипр регулируется ст.7 вышеуказанного Соглашения, в соответствии с которой прибыль иностранной компании, осуществляющей деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, подлежит налогообложению в Российской Федерации, но только в части, относящейся к этому постоянному представительству.
Следует иметь в виду, что предприятие одного Договаривающегося Государства не будет рассматриваться как имеющее постоянное представительство в другом Договаривающемся Государстве, если это предприятие осуществляет предпринимательскую деятельность в другом Договаривающемся Государстве через брокера, комиссионера или любого другого агента с независимым статусом при условии, что эти лица действуют в рамках своей обычной деятельности (п.6 ст.5 Соглашения об избежании двойного налогообложения).
До 1 января 2000 года вопросы налогообложения регулировались Соглашением между Правительством СССР и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения доходов и имущества от 29.10.1982, согласно которому (подпункт "с" ст.4) заключение сделок через агента или иного уполномоченного лица, действующего на основе доверенности или иного письменного полномочия, если подобная деятельность не являлась для него обычной профессиональной деятельностью, не рассматривалось как осуществляемое через постоянное представительство, то есть деятельность физического лица по заключению контрактов на территории Российской Федерации от имени резидента Республики Кипр с 1998 года по 1 января 2000 года могла подпадать под действие этого пункта вышеуказанного Соглашения, и прибыль, полученная в этот период, подлежала налогообложению в Республике Кипр.
Е.Л. Васюкова,
ведущий специалист Департамента налоговой политики Минфина России
1 января 2003 г.
"Налоговый вестник", N 1, январь 2003 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник"
Журнал основан в 1994 г. Государственной налоговой службой РФ
Издатель ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации N 016790
Редакция: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1