В соответствии с законом о бюджете субъекта Российской Федерации собственные доходы бюджета этого субъекта от закрепленного за ним налога на прибыль частично переданы местным бюджетам. В этой связи правомерно ли подобное фактическое изменение налоговой ставки, установленной НК РФ? По какой ставке в декларации по налогу на прибыль должна в данном случае исчисляться сумма налога, зачисляемая в местный бюджет? Каковы в целом особенности применения ставок по налогу на прибыль?
В соответствии с п.1 ст.284 НК РФ налоговая ставка устанавливается (если иное не предусмотрено п.2-5 указанной статьи Кодекса) в размере 24%.
Законами субъектов Российской Федерации размер предусмотренной названным пунктом ст.284 НК РФ ставки может быть уменьшен для отдельных категорий налогоплательщиков в части сумм налога, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации.
При применении вышеуказанного пункта ст. 284 НК РФ необходимо иметь в виду следующее.
Статьей 15 Бюджетного кодекса Российской Федерации (БК РФ) установлено, что бюджет субъекта Российской Федерации и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации.
Сумма налога, зачисляемая в соответствующий бюджет, исчисляется исходя из ставок, установленных п.1 ст.284 НК РФ. Субъектам Российской Федерации не предоставлено право перераспределять ставки между бюджетами, предусмотренные вышеуказанной статьей настоящего Кодекса.
В связи с вышеизложенным зачисление налога на прибыль в бюджет субъекта Российской Федерации и в местные бюджеты должно производиться в суммах, исчисленных по установленным в НК РФ ставкам, без их разбивки по этим двум видам бюджетов. Эти же ставки налога применяются и организациями, имеющими в своем составе обособленные подразделения, при распределении общей суммы авансовых платежей и налога на прибыль между бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами по месту нахождения обособленных подразделений.
Таким образом, в налоговой декларации сумма налога на прибыль, подлежащая зачислению в местный бюджет, исчисляется по налоговой ставке только в размере 2%.
Что касается возможности уменьшения законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации размера ставки, предусмотренной для субъектов Российской Федерации, то размер этой ставки не может уменьшаться более чем на 4 пункта.
При этом необходимо иметь в виду, что под отдельными категориями налогоплательщиков следует понимать совокупность налогоплательщиков, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, для которых характерны общие признаки. К таковым, в частности, могут быть отнесены признаки налогового резидентства, территориальной, отраслевой общности, однородности деятельности (в том числе имеющей социальную направленность). Если к данному виду деятельности или отрасли относится только одно предприятие, то на него также распространяются положения последнего абзаца п.1 ст.284 НК РФ.
Одновременно сообщаем, что ст.58 "Передача собственных доходов бюджетов субъектов Российской Федерации бюджетам других уровней" БК РФ предусмотрено, что собственные доходы бюджетов субъектов Российской Федерации от региональных налогов и сборов, а также от закрепленных за субъектами Российской Федерации федеральных налогов и сборов могут быть переданы местным бюджетам на постоянной основе полностью или частично в процентной доле, утверждаемой законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации на срок не менее трех лет.
Таким образом, вышеуказанные органы утверждают не иной размер названной ставки, а процентную долю, в которой вышеперечисленные доходы бюджета субъекта Российской могут быть переданы местным бюджетам.
При этом перераспределение поступивших в доход бюджетов субъектов Российской Федерации сумм налога на прибыль между бюджетами может быть произведено только на основании ст.58 БК РФ.
Вышеприведенные выводы согласуются с позицией, отраженной в письме МНС России и Минфина России от 06.03.2002 N ВГ-6-02/263 и N 04-02-04/32 "О ставках по налогу на прибыль".
А.А. Назаров
1 января 2003 г.
"Налоговый вестник", N 1, январь 2003 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник"
Журнал основан в 1994 г. Государственной налоговой службой РФ
Издатель ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации N 016790
Редакция: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1