Государственное учреждение, в состав которого входят 36 государственных учреждений - сельских лесхозов (некоммерческих организаций), является территориальным учреждением Минсельхоза России.
Финансирование лесхозов осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджета субъектов Российской Федерации, а также за счет собственных средств.
В соответствии со ст.19 Лесного кодекса Российской Федерации мероприятия по осуществлению ухода за лесами, проведению работ по селекции, лесному семеноводству, повышению плодородия почв, воспроизводству лесов входят в состав функциональных обязанностей лесхозов федерального органа управления лесным хозяйством.
Из вышеуказанного следует, что вышеприведенная деятельность, осуществляемая специально созданными госучреждениями - лесхозами, не подпадает под понятие предпринимательской деятельности, содержащейся в ст.2 ГК РФ.
Средства, получаемые лесхозами от реализации лесопродукции от рубок ухода за лесом, являются собственными средствами лесхозов, учитываются на счете 270 "Средства специального назначения" бюджетного плана счетов, то есть направляются на осуществление основной деятельности лесхозов, которая должна была бы в полном объеме финансироваться из федерального бюджета.
На приобретение и обновление основных средств из федерального бюджета до настоящего времени финансирование не выделялось, вследствие чего лесхозы вынуждены на приобретение и обновление основных средств расходовать до 20% средств, получаемых от реализации. В связи с этим можно ли включить при исчислении налога на прибыль амортизацию по основным средствам в расходы государственных учреждений - лесхозов?
При исчислении и уплате в бюджет налога на прибыль лесхозами Федеральной службы лесного хозяйства России до 1 января 2002 года следовало руководствоваться письмом МНС России от 01.03.2001 N 02-2-07/Д087.
С 1 января 2002 года введена в действие глава 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ, и исчисление и уплата налога на прибыль осуществляются бюджетными организациями в соответствии с положениями настоящего Кодекса.
Согласно п.1 ст.321.1 НК РФ (в ред. от 24.07.2002 N 110-ФЗ) налогоплательщики - бюджетные учреждения, финансируемые за счет средств бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемых по смете доходов и расходов бюджетного учреждения и получающих доходы от иных источников, в целях налогообложения обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования и за счет иных источников. В целях налогообложения иными источниками - доходами от коммерческой деятельности признаются доходы бюджетных учреждений, получаемые от юридических и физических лиц по операциям реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав, и внереализационные доходы.
Подпунктом 14 п.1 ст.251 НК РФ (в ред. от 29.05.2002 N 57-ФЗ) дан конкретный перечень имущества, которое относится в целях налогообложения к средствам целевого финансирования. Так, в частности, к средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией - источником целевого финансирования в виде средств бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемых бюджетным учреждениям по смете доходов и расходов бюджетного учреждения.
Исходя из этого собственные средства лесхозов, полученные ими от реализации лесопродукции от рубок ухода за лесом, в целях налогообложения прибыли рассматриваются как доход, полученный в результате осуществления предпринимательской деятельности, подлежащий налогообложению (за минусом расходов, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности) в общем порядке по ставке 24%.
Согласно п.2 ст.256 НК РФ для целей налогообложения не подлежит амортизации имущество бюджетных учреждений, за исключением имущества, приобретенного в связи с осуществлением предпринимательской деятельности и используемого для осуществления такой деятельности.
Р.Н. Митрохина,
консультант Департамента налоговой политики Минфина России
1 января 2003 г.
"Налоговый вестник", N 1, январь 2003 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник"
Журнал основан в 1994 г. Государственной налоговой службой РФ
Издатель ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации N 016790
Редакция: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1