Комментарий к Федеральному закону от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ
"О несостоятельности (банкротстве)"
Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 127-ФЗ) вступил в силу по истечении тридцати дней со дня его официального опубликования в "Российской газете" 2 ноября 2002 года, за исключением п.3 ст.231, вступившего в силу со дня его опубликования, и параграфа 6 главы IX этого Закона, нормы которого начинают действовать с 1 января 2005 года.
Рассмотрим основные отличия Закона N 127-ФЗ от Федерального закона от 08.01.1998 N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 6-ФЗ).
Статья 1 Закона N 127-ФЗ приведена в соответствие с Гражданским кодексом Российской Федерации (ГК РФ), то есть из нее исключены в первом абзаце слова: "или объявления должником о своей несостоятельности (банкротстве)". Это связано с тем, что Закон N 127-ФЗ устанавливает основания для признания должника несостоятельным (банкротом), но никак не основания объявления должником о своей несостоятельности (банкротстве).
Однако, как определено в п.2 ст.65 ГК РФ, юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, а также юридическое лицо, действующее в форме потребительского кооператива либо благотворительного или иного фонда, может совместно с кредиторами принять решение об объявлении о своем банкротстве и о добровольной ликвидации, что и предусмотрено в ст.7 Закона N 127-ФЗ на основании п.3 ст.65 ГК РФ.
Если ранее Закон N 6-ФЗ действовал в отношении юридических лиц, являющихся только коммерческими организациями (за исключением казенных предприятий), некоммерческих организаций, действующих в форме потребительского кооператива, благотворительного или иного фонда, то согласно п.2 ст.1 Закона N 127-ФЗ его действие расширено и распространяется на все юридические лица, за исключением казенных предприятий, учреждений, политических партий и религиозных организаций.
В ст.2 Закона N 127-ФЗ значительно расширен перечень основных понятий, которые используются в этом Законе, а именно:
- кредиторы - лица, имеющие по отношению к должнику права требования по денежным обязательствам и иным обязательствам об уплате обязательных платежей, о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих по трудовому договору.
Вышеуказанное основано на п.1 ст.64 ГК РФ, установившем удовлетворение во вторую очередь требований граждан при ликвидации юридического лица, касающихся выплаты выходных пособий и оплаты труда лиц, работающих по трудовому договору, в том числе по контракту, а также выплаты вознаграждений по авторским договорам;
- уполномоченные органы - федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством РФ представлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные представлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования по денежным обязательствам соответственно субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Хотя в ст.6 Закона N 6-ФЗ и говорилось об уполномоченных органах, но их определения в ст.2 этого Закона не давалось. Очевидно, что необходимость расшифровки этого понятия связана с тем, что согласно п.1 ст.7 Закона N 127-ФЗ право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом имеют сам должник, конкурсный кредитор и уполномоченные органы;
- финансовое оздоровление - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности.
Хотя о финансовом оздоровлении и упоминалось в ст.26 Закона N 6-ФЗ, но определения данному термину не давалось, видимо, потому, что меры, направленные на финансовое оздоровление должника, могли быть приняты кредиторами или иными лицами на основании соглашения с должником.
В настоящее время в Законе N 127-ФЗ четко определена компетенция федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере финансового оздоровления и банкротства. Но самое главное, на что и указано в ст.29 Закона N 127-ФЗ, сфера финансового оздоровления и банкротства подпадает под действие государственной политики, проводимой Правительством РФ, цели и задачи которой заключаются:
- в определении самого порядка подачи заявлений уполномоченными органами;
- в определении порядка объединения и представления требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам в деле о банкротстве и в процедурах банкротства;
- в осуществлении координации деятельности представителей федеральных органов исполнительной власти и представителей государственных внебюджетных фондов как кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам;
- в определении порядка проведения учета и анализа платежеспособности стратегических предприятий и организаций.
Правительству РФ предоставлено право утверждать правила профессиональной деятельности арбитражного управляющего и деятельности саморегулируемой организации;
- мировое соглашение - процедура банкротства, применяемая на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами.
Введение этого термина связано с тем, что согласно ст.27 и главе VIII Закона N 127-ФЗ одной из процедур банкротства является мировое соглашение;
- представитель учредителей (участников) должника - председатель совета директоров (наблюдательного совета) или иного аналогичного коллегиального органа управления должника, либо лицо, избранное советом директоров (наблюдательным советом) или иным аналогичным коллегиальным органом управления должника, либо лицо, избранное учредителями (участниками) должника для представления их законных интересов при проведении процедур банкротства;
- представитель собственника имущества должника - унитарного предприятия - лицо, уполномоченное собственником имущества должника - унитарного предприятия на представление его законных интересов при проведении процедур банкротства;
- представитель комитета кредиторов - лицо, уполномоченное комитетом кредиторов участвовать в арбитражном процессе по делу о банкротстве должника от имени комитета кредиторов;
- представитель собрания кредиторов - лицо, уполномоченное собранием кредиторов участвовать в арбитражном процессе по делу о банкротстве должника от имени собрания кредиторов.
Необходимость расшифровки вышеуказанных понятий вызвана тем, что согласно п.1 ст.12 Закона N 127-ФЗ представители учредителей должника, собственника имущества, комитета кредиторов, собрания кредиторов имеют право принимать участие в собрании кредиторов, выступать на собрании, не имея при этом права голоса;
- административный управляющий - арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения финансового оздоровления в соответствии с Законом N 127-ФЗ.
Как установлено в п.2 ст.80 Закона N 127-ФЗ, одновременно с вынесением определения о введении финансового оздоровления арбитражный суд утверждает административного управляющего (за исключением случаев, предусмотренных п.2 ст.75 этого Закона), что и стало причиной расшифровки этого понятия.
Особого внимания заслуживает освещение вопроса финансового оздоровления и мирового соглашения исходя из понятий, введенных Законом N 127-ФЗ.
В случае, если иное не установлено в ст.75 Закона N 127-ФЗ, арбитражный суд на основании решения первого собрания кредиторов выносит определение о введении финансового оздоровления или внешнего управления, либо принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, либо утверждает мировое соглашение и прекращает производство по делу о банкротстве.
Финансовое оздоровление заключается в следующем:
1) финансовое оздоровление вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов, за исключением случаев, предусмотренных п.2 и 3 ст.75 Закона N 127-ФЗ;
2) одновременно с вынесением определения о введении финансового оздоровления арбитражный суд утверждает административного управляющего (за исключением случаев, предусмотренных п.2 ст.75 Закона N 127-ФЗ);
3) при введении финансового оздоровления не только указывается срок его проведения, но и утверждается график погашения задолженности;
4) финансовое оздоровление вводится на срок не более чем два года;
5) собранием кредиторов утверждается план финансового оздоровления, подготовленный учредителями (участниками) должника, собственником имущества унитарного предприятия и предусматривающий способы получения должником средств, необходимых для удовлетворения требований кредиторов в соответствии с графиком погашения задолженности. В этом случае задолженность подлежит погашению в ходе финансового оздоровления;
6) с даты утверждения арбитражным судом графика погашения задолженности возникает одностороннее обязательство должника погасить имеющуюся у него задолженность перед кредиторами строго в сроки, установленные графиком;
7) если графиком погашения задолженности предусмотрено погашение задолженности должника обеспечением исполнения обязательств, то этот график должен быть подписан лицами, которые предоставляют такое обеспечение;
8) согласно п.3 ст.84 Закона N 127-ФЗ график погашения задолженности предусматривает погашение всех требований кредиторов по реестру требований кредиторов не позднее чем за один месяц до окончания срока финансового оздоровления, а требований кредиторов первой и второй очереди - не позднее чем через шесть месяцев с даты введения финансового оздоровления, в то время как график погашения задолженности по обязательным платежам по налогам и сборам устанавливается в соответствии с требованиями законодательства о налогах и сборах;
9) в случае введения финансового оздоровления согласно п.2 или 3 ст.75 Закона N 127-ФЗ график погашения задолженности должен соответствовать следующим требованиям:
- начало погашения задолженности - не позднее чем через один месяц после вынесения арбитражным судом определения о введении финансового оздоровления и погашения требований кредиторов ежемесячно, пропорционально, равными долями в течение одного года с даты начала удовлетворения требований кредиторов.
График погашения задолженности принимается и выполняется в случае вынесения определения о введении финансового оздоровления арбитражным судом при наличии ходатайства учредителей (участников) должника и собственника имущества должника унитарного предприятия, уполномоченного государственного органа, а также третьего (третьих) лица (лиц). Но при этом необходимо наличие обеспечения исполнения обязательств должника в соответствии с графиком погашения задолженности, размер которого должен превышать размер обязательств должника, включенных в реестр требований кредиторов на дату судебного заседания, не менее чем на 20%.
График погашения задолженности утверждается в случае, если первым собранием кредиторов принято решение об обращении в арбитражный суд с ходатайством о введении внешнего управления или о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, но арбитражный суд выносит определение о введении финансового оздоровления в случае предоставления ходатайства учредителей (участников) должника, собственника имущества должника - унитарного предприятия, уполномоченного государственного органа, третьего лица или третьих лиц и предоставления банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения обязательств должника в соответствии с графиком погашения задолженности. При этом сумма выдачи банковской гарантии должна быть выше размера обязательств должника, которые включены в реестр требований кредиторов на дату проведения первого собрания кредиторов не менее чем на 20%;
- пропорциональное погашение требований кредиторов в очередности, установленной ст.134 Закона N 127-ФЗ, предусматривающей:
- погашение требований кредиторов вне очереди за счет конкурсной массы текущих платежей в виде:
а) судебных расходов должника, в том числе расходов на опубликование сообщений исходя из ст.28 и 54 вышеназванного Закона.
При проведении процедуры банкротства обязательному опубликованию подлежат сведения о введении наблюдения, о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, о прекращении производства по делу о банкротстве. Если количество кредиторов должника превышает 100 или их количество не может быть определено, обязательному опубликованию подлежат также сведения о начале каждой процедуры банкротства, применяемой в отношении должника.
Кроме того, как указано в ст.54 Закона N 127-ФЗ, публикации подлежат сведения о вынесении определения о введении наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления, об утверждении, отстранении или освобождении арбитражного управляющего, о принятии решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.
Вышеуказанные сведения публикуются в официальном издании, определенном Правительством РФ, которым также устанавливается тираж официального издания, периодичность и срок опубликования, порядок финансирования услуг и цены на эти услуги.
Сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с Законом N 127-ФЗ, сообщаются также в электронных и иных средствах массовой информации в порядке, определенном Правительством РФ.
Согласно п.1 ст.54 Закона N 127-ФЗ арбитражный управляющий в течение трех дней с даты получения соответствующего судебного акта направляет сведения, подлежащие опубликованию, в адрес органа, определенного в соответствии со ст.28 этого Закона. Эти сведения публикуются в течение десяти дней с момента их получения.
Оплата опубликования таких сведений производится за счет должника. В случае отсутствия денежных средств у должника оплату опубликования таких сведений производит арбитражный управляющий с последующим возмещением вышеуказанных средств за счет должника;
б) расходов, связанных с выплатой вознаграждения арбитражному управляющему, реестродержателю;
в) текущих коммунальных и эксплуатационных платежей, необходимых для осуществления деятельности должника;
г) требований кредиторов, возникших в период после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и до признания должника банкротом, а также требований кредиторов по денежным обязательствам, возникших в ходе конкурсного производства, если иное не предусмотрено Законом N 127-ФЗ;
д) задолженности по заработной плате, возникшей после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, и по оплате труда работников должника, начисленной за период конкурсного производства;
е) иных расходов, связанных с проведением конкурсного производства.
В п.1 ст.134 Закона N 127-ФЗ установлено, кроме того, что в случае, если прекращение деятельности организации должника или ее структурных подразделений может повлечь за собой техногенные и (или) экологические катастрофы либо гибель людей, вне очереди также погашаются расходы на проведение мероприятий по недопущению возникновения вышеуказанных последствий;
- погашение требований кредиторов по текущим денежным обязательствам должника, указанным в п.1 ст.134 Закона, определяется в соответствии со ст.855 ГК РФ, а именно:
а) в первую очередь производятся расчеты по требованиям граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также компенсация морального вреда;
б) во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений по авторским договорам;
в) в третью очередь производятся расчеты с другими кредиторами.
Необходимость принятия в законодательном порядке мер по очередности удовлетворения требований кредиторов вызвана тем, что согласно п.3 ст.2 ГК РФ к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
Таким образом, Закон N 127-ФЗ четко указал на применение ст.855 ГК РФ при рассмотрении очередности удовлетворения требований кредиторов.
Узаконены также нормы ст.334 "Понятия и основания возникновения залога" ГК РФ, но с внесением ряда уточнений.
Так, в п.1 ст.334 ГК РФ установлено, что в силу залога кредитор по обеспеченному залогом обязательству (залогодержатель) имеет право в случае неисполнения должником этого обязательства получить удовлетворение из стоимости заложенного имущества (преимущественно перед другими кредиторами) лица, которому принадлежит это имущество (залогодателя), за изъятиями, установленными законом.
В п.4 ст.134 Закона N 127-ФЗ установлено, что требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника, удовлетворяются за счет стоимости предмета залога преимущественно перед иными кредиторами, за исключением обязательств перед кредиторами первой и второй очереди, права требования по которым возникли до заключения соответствующего договора залога.
Таким образом, при сравнении ст.106 Закона N 6-ФЗ и ст.134 Закона N 127-ФЗ можно сделать вывод, что ранее требования кредиторов удовлетворялись в пять очередей, то есть была выделена отдельно очередность удовлетворения требований кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника, а также очередность удовлетворения требований по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды, что соответствует ст.64 ГК РФ;
10) в случае неисполнения должником графика погашения задолженности (непогашение задолженности в установленные сроки и (или) в установленных размерах) не позднее чем через 14 дней с даты погашения задолженности по графику погашения задолженности учредители (участники) должника, собственники имущества унитарного предприятия, третьи лица имеют право обратиться к собранию кредиторов с просьбой о внесении поправок в график погашения задолженности или найти возможность погасить требования кредиторов согласно графику погашения задолженности. При этом копию самой просьбы (ходатайства) необходимо направить административному управляющему, который должен собрать кредиторов в срок не позднее чем через 14 дней с даты получения ходатайства.
И только после того, как будет принято решение о внесении изменений в ранее утвержденный график погашения задолженности, собрание кредиторов имеет право обратиться в арбитражный суд с просьбой утвердить изменения, внесенные в график;
11) как установлено в п.1 ст.85 Закона N 127-ФЗ, при принятии решения собрания кредиторов не вносить поправки в график погашения должником задолженности принимается решение об обращении в арбитражный суд с ходатайством о досрочном прекращении процесса по финансовому оздоровлению;
12) при наличии факта превышения более чем на 20% размера требований кредиторов, заявленных в ходе финансового оздоровления и включенных в реестр требований кредиторов, погашение которых предусмотрено утвержденным графиком, обязанностью административного управляющего является не позднее чем через 14 дней с даты включения требований в реестр созвать собрание кредиторов для получения согласия на внесение соответствующих изменений в график погашения задолженности, после чего собрание кредиторов обращается в арбитражный суд с ходатайством утвердить внесенные изменения в график погашения задолженности. Если собрание кредиторов отказывается вносить вышеуказанные поправки, это является основанием для ходатайства собрания кредиторов о досрочном прекращении финансового оздоровления;
13) собрание кредиторов может принять решение о внесении изменений в график погашения задолженности в результате увеличения размера обеспечения исполнения обязательств по их просьбе со стороны лиц, которые обеспечивают по графику исполнение обязательств должника.
Так, если в график погашения задолженности кредиторов включена организация, принявшая на себя обязательство обеспечить погашение задолженности на сумму 1500 тыс. руб., а после обращения собрания кредиторов эта организация принимает решение о погашении задолженности в сумме 2000 тыс. руб., то эта поправка вносится в график погашения задолженности;
14) окончанием финансового оздоровления является:
- представление должником не позднее чем за один месяц до окончания установленного срока финансового оздоровления административному управляющему отчета о результатах проведения мероприятий по финансовому оздоровлению, к которому необходимо приложить баланс на последнюю отчетную дату, отчет о прибылях и убытках, документы о подтверждении погашения требований кредиторов;
- рассмотрение административным управляющим представленного должником отчета о результатах финансового оздоровления с составлением заключения об обеспечении выполнения плана финансового оздоровления, графика погашения должником задолженности кредиторов и об удовлетворении их требований. Согласно п.3 ст.88 Закона N 127-ФЗ административный управляющий не позднее чем через десять дней с даты получения отчета должника о результатах финансового оздоровления направляет кредиторам, которые были включены в реестр требований, и в арбитражный суд свое заключение, к которому прилагаются копия отчета должника о результатах финансового оздоровления и перечень погашенных или непогашенных требований кредиторов по реестру их требований;
- если требования кредиторов по реестру не были удовлетворены на дату рассмотрения отчета должника или, тем более, этот отчет не был представлен в установленный срок, то административный управляющий созывает собрание кредиторов для принятия одного из решений:
а) об обращении с ходатайством в арбитражный суд о введении внешнего управления, которое возможно в случае:
установления реальной возможности восстановления платежеспособности должника;
подачи в арбитражный суд ходатайства собрания кредиторов о переходе к внешнему управлению в случаях, предусмотренных Законом N 127-ФЗ;
проведения собрания кредиторов, на котором было принято решение об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, появление обстоятельств, дающих основание считать, что платежеспособность должника может быть восстановлена;
в иных случаях, предусмотренных Законом N 127-ФЗ;
б) об обращении с ходатайством в арбитражный суд о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.
Арбитражный суд рассматривает представленные ему результаты финансового оздоровления с учетом жалоб кредиторов и принимает один из трех судебных актов:
а) определение о прекращении производства по делу о банкротстве в случае отсутствия непогашения задолженности и необоснованных жалоб кредиторов;
б) определение о введении внешнего управления при наличии возможности восстановления у должника платежеспособности;
в) решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства в том случае, когда отсутствуют основания для введения внешнего управления и при наличии признаков банкротства;
15) досрочное прекращение финансового оздоровления, помимо указанных выше, имеет место согласно ст.87 Закона N 127-ФЗ в следующих случаях:
а) непредставление в арбитражный суд не позднее чем через 20 дней с даты заключения соглашения об обеспечении обязательств должника в соответствии с графиком погашения задолженности в соответствии с п.3 ст.79 этого Закона;
б) неоднократное или существенное (на срок более чем 15 дней) нарушение в ходе финансового оздоровления сроков удовлетворения требований кредиторов, установленных графиком погашения задолженности;
в) по ходатайству лица, участвующего в деле о банкротстве, в том случае, когда финансовое оздоровление было введено в порядке, установленном п.3 ст.75 Закона N 127-ФЗ, то есть когда финансовое оздоровление было введено при подаче ходатайства учредителей (участников) должника, собственника имущества должника - унитарного предприятия, уполномоченного государственного органа или третьих лиц.
На любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве должник, его конкурсные кредиторы и уполномоченные органы вправе заключить мировое соглашение согласно порядку, который состоит в следующем:
1) решение собрания кредиторов о заключении мирового соглашения принимается большинством голосов на собрании кредиторов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов в соответствии с имеющимся реестром требований кредиторов и считается принятым в случае, если за него проголосовали все кредиторы по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника;
2) полномочия представителя конкурсного кредитора и представителя уполномоченного органа на голосовании по вопросу заключения мирового соглашения должны быть подтверждены в представленной ими доверенности;
3) решение о заключении мирового соглашения со стороны должника принимается руководителем, исполняющим обязанности руководителя, внешним или конкурсным управляющим организации;
4) в соответствии с п.3 ст.150 Закона N 127-ФЗ в мировом соглашении могут участвовать третьи лица, если они принимают на себя права и обязанности согласно мировому соглашению;
5) мировое соглашение утверждается арбитражным судом, который выносит определение об утверждении этого соглашения с указанием на прекращение производства по делу о банкротстве или конкурсного производства, если мировое соглашение заключается в ходе конкурсного производства;
6) мировое соглашение вступает в силу для должника, конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, третьих лиц, которые принимают участие в мировом соглашении, с той даты, когда оно было утверждено арбитражным судом. В этом случае мировое соглашение является обязательным для всех заинтересованных лиц: должника, конкурсного кредитора, уполномоченных органов и третьих лиц, если они принимали участие в мировом соглашении. Односторонний отказ от исполнения вступившего в силу мирового соглашения не допускается;
7) мировое соглашение должно содержать положения о порядке и сроках исполнения обязательств должника в денежной форме.
Однако с согласия отдельного конкурсного кредитора и (или) уполномоченного органа мировое соглашение может содержать положения о прекращении обязательств должника не только денежными средствами, но и посредством:
а) предоставления отступного.
В соответствии со ст.409 ГК РФ по соглашению сторон обязательство может быть прекращено предоставлением отступного (уплатой денег, передачей имущества и т.п.). Размер, сроки и порядок предоставления отступного устанавливаются сторонами;
б) обмена требований на доли в уставном капитале должника.
Но при этом следует учесть ст.100 ГК РФ, в п.2 которой указано, что увеличение уставного капитала общества для покрытия понесенных им убытков не допускается;
в) обмена требований на акции, конвертируемые в акции облигации или иные ценные бумаги;
г) новации обязательства.
Статья 414 ГК РФ устанавливает следующее:
- обязательство прекращается соглашением сторон о замене первоначального обязательства лиц, существовавшего между ними, другим обязательством между теми же лицами, предусматривающим иной предмет или способ исполнения (новация);
- новация не допускается в отношении обязательств по возмещению вреда, причиненного жизни или здоровью, и по уплате алиментов;
- новация прекращает дополнительные обязательства, связанные с первоначальными, если иное не предусмотрено соглашением сторон;
д) прощения долга.
В соответствии со ст.415 ГК РФ обязательство прекращается освобождением кредитором должника от лежащих на нем обязанностей, если это не нарушает прав других лиц в отношении имущества кредитора;
е) иных предусмотренных федеральным законом способов, если такие способы прекращения обязательств не нарушают права иных кредиторов, требования которых включены в реестр требований кредиторов;
8) мировое соглашение может содержать положения об изменении сроков и порядка уплаты обязательных платежей, включенных в реестр требований кредиторов, но касающихся погашения задолженности по обязательным платежам, взимаемым в соответствии с законодательством о налогах и сборах.
В то же время согласно ст.156 Закона N 127-ФЗ удовлетворение требований конкурсных кредиторов в неденежной форме не должно создавать преимущества в отношении таких кредиторов по сравнению с кредиторами, требования которых исполняются в денежной форме;
9) на непогашенную часть требований кредиторов, подлежащих погашению в соответствии с мировым соглашением в денежной форме, начисляются проценты с даты утверждения арбитражным судом мирового соглашения и до даты удовлетворения соответствующей части требований кредиторов в размере, определенном п.2 ст.95 Закона N 127-ФЗ, то есть в размере ставки рефинансирования, установленной Банком России.
Но при этом п.2 ст.156 Закона N 127-ФЗ позволяет с согласия кредитора устанавливать мировым соглашением меньший размер процентной ставки, меньший срок начисления процентной ставки или предоставлять освобождение от уплаты процентов;
10) согласно п.3 ст.156 Закона N 127-ФЗ условия мирового соглашения для конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, голосовавших против заключения мирового соглашения или не принимавших участия в голосовании, не могут быть хуже, чем для конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, голосовавших за его заключение, а в соответствии с п.4 этой статьи Закона N 127-ФЗ конкурсный кредитор и (или) уполномоченный орган, голосовавшие за заключение мирового соглашения, учредители (участники) должника, собственник имущества должника - унитарного предприятия имеют право исполнить в полном объеме и в денежной форме обязательства должника перед конкурсными кредиторами или предоставить должнику денежные средства, необходимые для удовлетворения требований уполномоченных органов, голосовавших против заключения мирового соглашения или не принимавших участия в голосовании, включая и уплату начисленных процентов, а также сумм неустоек (штрафов, пеней). При этом на основании п.4 ст.156 Закона N 127-ФЗ конкурсный кредитор обязан принять исполнение, предложенное за должника, а должник в обязательном порядке погашает требование уполномоченных органов за счет предоставленных ему денежных средств, но права конкурсного кредитора переходят к лицу, исполнившему обязательства должника. Срок возврата определяется моментом востребования вышеуказанных средств, которые считаются предоставленными на условиях договора беспроцентного займа;
11) в ст.158 Закона N 127-ФЗ специально установлены условия утверждения мирового соглашения арбитражным судом, заключающиеся в нижеследующем:
а) мировое соглашение утверждается арбитражным судом только после того, как погашена задолженность по требованиям кредиторов первой и второй очереди;
б) должник, внешний управляющий или конкурсный управляющий не ранее чем через пять дней и не позднее чем через десять дней с даты заключения мирового соглашения должен представить в арбитражный суд заявление об утверждении мирового соглашения с приложением дополнительно следующих документов:
текст самого мирового соглашения;
протокол собрания кредиторов, принявших участие в решении о заключении мирового соглашения;
список всех известных конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, которыми не заявлены требования к должнику, с указанием их адресов и сумм задолженности;
реестр требований кредиторов;
документы, подтверждающие погашение задолженности по требованиям кредиторов первой и второй очереди;
решение органов управления должника - юридического лица в случае, если необходимость такого решения предусмотрена Законом N 127-ФЗ;
возражения в письменной форме конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, голосовавших против заключения мирового соглашения или не принимавших участия в голосовании по вопросу о заключении мирового соглашения в случае наличия этих возражений;
иные документы, представление которых обусловлено Законом N 127-ФЗ;
в) арбитражный суд должен известить лиц, которые участвуют в деле о банкротстве, о дате рассмотрения заявления об утверждении мирового соглашения, но даже в случае неявки извещенных лиц этот вопрос рассматривается в установленном порядке.
Возможность отказа в утверждении мирового соглашения возникает в случае, если представитель кредитора при голосовании за заключение мирового соглашения превысил полномочия, предоставленные Законом N 127-ФЗ, доверенностью или учредительными документами кредитора, и лицо, действующее со стороны должника, было об этом осведомлено.
Вышеуказанное не повлияет на заключение мирового соглашения в случае, если принятое решение о заключении этого соглашения не зависит от голосования представителя кредитора;
12) в ст.159 Закона N 127-ФЗ указаны последствия мирового соглашения:
- если утверждение мирового соглашения арбитражным судом производится в ходе процедуры банкротства, оно является основанием для прекращения производства по делу о банкротстве;
- если мировое соглашение утверждается в ходе финансового оздоровления, то исполнение графика погашения задолженности прекращается;
- если мировое соглашение утверждается в ходе внешнего управления, то оно ведет к прекращению действия моратория на удовлетворение требований кредиторов;
- если мировое соглашение утверждается в ходе конкурсного производства, то оно не подлежит дальнейшему исполнению с даты его утверждения решением арбитражного суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;
- с даты утверждения мирового соглашения прекращаются полномочия временного управляющего, административного управляющего, внешнего управляющего и конкурсного управляющего. Но лицо, исполнявшее обязанности внешнего управляющего или конкурсного управляющего должника - юридического лица, продолжает исполнять свои обязанности до даты назначения (избрания) руководителя должника. Согласно п.4 ст.159 Закона N 127-ФЗ с даты назначения (избрания) руководителя должника должник является процессуальным правопреемником по отношению к искам, которые ранее были заявлены арбитражным управляющим. Погашение задолженности перед кредиторами должником или третьим лицом начинается согласно п.5 ст.159 Закона N 127-ФЗ с даты утверждения мирового соглашения;
13) положения ст.160-162 Закона N 127-ФЗ свидетельствуют о том, что мировое соглашение утверждается арбитражным судом не во всех случаях.
Так, например, арбитражный суд отказывает в утверждении мирового соглашения, если должник не исполняет обязанности по погашению задолженности по требованиям кредиторов первой и второй очереди. Кроме того, основанием для отказа арбитражным судом в утверждении мирового соглашения могут быть:
- нарушения порядка заключения мирового соглашения согласно Закону N 127-ФЗ;
- несоблюдение формы мирового соглашения;
- нарушение прав третьих лиц;
- противоречие условий мирового соглашения Закону N 127-ФЗ, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам;
- наличие иных предусмотренных гражданским законодательством оснований ничтожности сделок.
В ст.166 ГК РФ установлено, что сделка недействительна по основаниям, установленным ГК РФ, в силу ее признания таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). Требования о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено лицами, указанными в ГК РФ, а требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки - любым заинтересованным лицом. Суд вправе применить такие последствия по собственной инициативе.
Закон N 127-ФЗ не только дополнил, но и изменил ряд существовавших ранее норм.
Так, например, внесены изменения в порядок созыва собрания кредиторов. Если ранее собрание кредиторов созывались по инициативе конкурсных кредиторов и (или) налоговых и иных уполномоченных органов, требования которых по денежным обязательствам и (или) обязательным платежам составляли не менее 1/3 от общей суммы требований, внесенных в реестр требований кредиторов, либо по инициативе 1/3 от числа конкурсных кредиторов, то согласно ст.14 Закона N 127-ФЗ собрание кредиторов созывается по инициативе конкурсных кредиторов и (или) уполномоченных органов, права требования которых составляют не менее чем 10% общей суммы требований кредиторов по денежным обязательствам, а также по инициативе 1/3 от общего количества конкурсных кредиторов и уполномоченных органов.
В значительной степени изменения коснулись порядка принятия решений собранием кредиторов и ведения реестра требований кредиторов.
В ст.15 Закона N 127-ФЗ расширен перечень принимаемых решений большинством голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов собранием кредиторов:
- об образовании комитета кредиторов, определении количественного состава и полномочий комитета кредиторов, избрании его членов;
- о досрочном прекращении полномочий комитета кредиторов и об избрании нового состава комитета кредиторов;
- о введении финансового оздоровления, об изменении срока его проведения и об обращении с соответствующим ходатайством в арбитражный суд;
- об утверждении графика погашения задолженности;
- об утверждении плана внешнего управления;
- об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;
- о выборе саморегулируемой организации, из членов которой арбитражный суд утверждает арбитражного управляющего;
- о включении в повестку дня собрания кредиторов дополнительных вопросов и принимаемых по ним решений;
- о заключении мирового соглашения в порядке и на условиях, которые установлены п.2 ст.150 Закона N 127-ФЗ.
В соответствии со ст.16 Закона N 127-ФЗ реестр требований кредиторов ведется не только, как было установлено в ст.15 Закона N 6-ФЗ, арбитражным управляющим, но и реестродержателем, что и стало одной из причин внесения поправок в порядок ведения реестра требований кредиторов, а именно:
1) реестр требований кредиторов в качестве реестродержателя ведется профессиональными участниками рынка ценных бумаг, осуществляющими деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг;
2) реестродержатель обязан осуществлять свою деятельность в соответствии с общими правилами деятельности арбитражного управляющего, касающимися содержания и порядка ведения реестра требований кредиторов и утверждаемыми Правительством РФ;
3) решение о привлечении реестродержателя к ведению реестра требований кредиторов и выборе реестродержателя принимается собранием кредиторов.
До даты проведения первого собрания кредиторов решение о привлечении реестродержателя к ведению реестра требований кредиторов и о выборе реестродержателя принимается временным управляющим;
4) арбитражный управляющий обязан заключить договор с реестродержателем не позднее чем через пять дней с даты выбора его собранием кредиторов с определением размера оплаты за услуги по ведению реестра требований. При этом необходимо учесть п.3 ст.16 Закона N 127-ФЗ, в котором указано, что договор с реестродержателем может быть заключен только при наличии у него договора страхования ответственности на случай причинения убытков лицам, участвующим в деле о банкротстве.
Следует обратить внимание на новую редакцию ст.30 "Меры по предупреждению банкротства организаций" (ранее ст.26 Закона N 6-ФЗ), в частности:
1) в обязанность руководителя должника входит направление учредителям (участникам) должника, собственнику имущества должника - унитарного предприятия сведений о наличии признаков банкротства, указанных в п.2 ст.3 Закона N 127-ФЗ: юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны быть исполнены;
2) учредители (участники) должника, собственник имущества должника - унитарного предприятия, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в случаях, предусмотренных Законом N 127-ФЗ, обязаны принимать своевременные меры по предупреждению банкротства организаций;
3) в целях предупреждения банкротства организаций учредители (участники) должника, собственник имущества должника - унитарного предприятия до момента подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом принимают меры, направленные на восстановление платежеспособности должника, в то время как ранее п.2 ст.26 Закона N 6-ФЗ обязывал их принимать меры, направленные на финансовое оздоровление;
4) меры, направленные на восстановление платежеспособности должника, могут быть приняты на основании соглашения с должником кредиторами или иными лицами, которые поименованы в ст.109 Закона N 127-ФЗ. Платежеспособность должника может восстанавливаться:
- за счет увеличения уставного капитала должника взносами участников третьих лиц;
- посредством размещения дополнительных обыкновенных акций должника согласно ст.114 Закона N 127-ФЗ;
- замещением активов должника в соответствии со ст.115 Закона N 127-ФЗ.
В связи с тем, что в ст.275.1 НК РФ говорится о градообразующих организациях и в ответах Минфина России и МНС России делается ссылка на ст.132 Закона N 6-ФЗ, необходимо обратить внимание на аналогичную ст.169 Закона N 127-ФЗ, определяющую следующее.
Градообразующими организациями признаются юридические лица, численность работников которых составляет не менее 25% численности работающего населения соответствующего населенного пункта.
Положения, предусмотренные параграфом 2 "Банкротство градообразующих организаций" главы IX "Особенности банкротства отдельных категорий должников - юридических лиц" Закона N 127-ФЗ, применяются также к иным организациям, численность работников которых превышает 5000 человек.
В.И. Макарьева,
государственный советник II ранга
"Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров", N 1, январь 2003 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров"
Учредитель: ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации ПИ N 77-9771
Адрес редакции журнала: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1