Требование: о признании незаконным акта органа власти
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда апелляционной истанции оставлено в силе
г. Краснодар |
|
17 августа 2016 г. |
Дело N А32-35110/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 августа 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 августа 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Трифоновой Л.А., судей Дорогиной Т.Н. и Посаженникова М.В., при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - Государственного учреждения - Краснодарского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (ИНН 2308007718, ОГРН 1022301212878) - Ивановой В.С. (доверенность от 11.12.2015), от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Ресурс" (ИНН 2303026467, ОГРН 1072303000725) - Новоставской Д.И. (доверенность от 07.07.2015), рассмотрев кассационные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Ресурс" и Государственного учреждения - Краснодарского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.12.2015 (судья Погорелов И.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2016 (судьи Сурмалян Г.А., Смотрова Н.Н., Соловьева М.В.) по делу N А32-35110/2015, установил следующее.
ООО "Ресурс" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к государственному учреждению - Краснодарскому региональному отделению Фонда социального страхования (далее - фонд) о признании незаконными и отмене актов от 25.06.2015 N 100, 100н/c; решений фонда от 22.07.2015 N 31 в части начисления 16 01 рубля 17 копеек (552 452,53 х 2,9% - тариф на ОСС) взносов; 3 204 рублей 23 копеек (16 021,17 х 20%) штрафа; 530 рублей 83 копеек пеней; N 40 - в части в части начисления 8 286 рублей 78 копеек (552 452,53 х 1,5% -страховой тариф на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) взносов; 1 657 рублей 36 копеек (8 286,78 х 20%) штрафа; 549 рублей 05 копеек пеней; обязании фонда вернуть обществу указанные суммы недоимки, штрафа, пеней, оплаченные платежными поручениями от 11.08.2015 N 460 - 462 согласно решениям от 22.07.2015 N 31 и 40 (уточненные в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требования).
Решением суда от 28.12.2015 признаны незаконными и отменены решения фонда от 22.07.2015 N 31, 40 в обжалуемой части; суд обязал фонд вернуть на расчетный счет общества суммы недоимки, штрафа, пеней, оплаченные платежными поручениями от 11.08.2015 N 460 - 462. В части оспаривания актов от 25.06.2015 N 100, 100н/c производство по делу прекращено. Судом также взыскано с фонда в пользу общества 6 тыс. рублей расходов по уплате государственной пошлины.
Судебный акт мотивирован тем, что денежные средства, выплаченные обществом своим работникам при направлении их в служебные командировки сроком на один день, представляют собой возмещение в установленном размере расходов работника, вызванных необходимостью выполнять трудовые функции вне места постоянной работы, поэтому они не подлежат обложению страховыми взносами (эпизод в части занижения базы для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на сумму 4 200 рублей). По эпизоду об излишне выплаченных суточных в связи с командировками на сумму 18 200 рублей суд сделал вывод, что исходя из направленности и экономического содержания указанные суммы, выплаченные откомандированным работникам в качестве компенсации за проживание, могут быть признаны возмещением иных расходов, связанных со служебной командировкой, произведенных с разрешения или ведома работодателя, в связи с чем не являются доходом (экономической выгодой) работника. В части эпизода о неправомерности выплаты обществом 530 052 рублей 53 копеек денежных средств своим сотрудникам в виде возмещения оплаты стоимости их проезда от места жительства до места работы и обратно (компенсация стоимости бензина), суд сделал вывод о том, что сумма компенсации, выплачиваемая сотруднику организации за использование личного имущества, в том числе личного автомобиля, не подлежит обложению страховыми взносами, если использование данного имущества связано с исполнением трудовых обязанностей.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 20.05.2016, решение суда от 28.12.2015 изменено, признаны незаконными решения фонда от 22.07.2015 N 31 в части начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 649 рублей 62 копеек (4 200 х 2,9% + 18 200 х 2,9%), штрафа за занижение базы для начисления страховых взносов в сумме 129 рублей 92 копеек (649,62 х 20%), пени в сумме 56 рублей 72 копеек (13,83 + 42,89) и N 40 - в части начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 336 рублей (4 200 х 1,5% + 18 200 х 1,5%), штрафа за занижение базы для начисления страховых взносов в сумме 67 рублей 20 копеек (336 х 20%), пени в сумме 56 рублей 72 копеек (13,83 + 42,89). Суд обязал фонд устранить нарушение прав и интересов общества путем принятия решений о возврате последнему указанных выше сумм. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
С фонда в пользу общества взыскано 258 рублей 30 копеек судебных расходов по уплате платежными поручениями от 28.09.2015 N 618 и от 12.08.2015 N 469 государственной пошлины.В остальной части решение суда оставлено без изменения.
Апелляционный суд, изменяя решение суда, счел доводы заявителя о том, что расходы на выплату компенсации за расходование ГСМ обоснованны и использованы в производственных целях общества, не соответствующими фактическим обстоятельствам дела, поскольку транспортное средство эксплуатировалось не в производственных целях для нужд предприятия, а исключительно для нужд каждого работника в отдельности. Поэтому выплаты работнику на транспортные расходы является доходом этого работника и подлежит включению в налогооблагаемую базу для начисления страховых взносов. Кроме этого, общество не лишено возможности нанять автобус для проезда своих работников к месту работы и обратно. На этом основании суд апелляционной инстанции признал ошибочными выводы суда первой инстанции об отсутствии оснований для включения 530 052 рублей 53 копеек в базу для начисления страховых взносов по выплатам денежных средств сотрудникам организации в виде возмещения оплаты стоимости проезда работников от места жительства до места работы и обратно (компенсация стоимости бензина) в соответствии со статьей 20.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ).
Оставляя в части решение суда без изменения, суд апелляционной инстанции указал, что исходя из направленности и экономического содержания суммы, выплаченные откомандированным работникам в качестве компенсации за проживание, могут быть признаны возмещением иных расходов, связанных со служебной командировкой, произведенных с разрешения или ведома работодателя, и поэтому не являются доходом (экономической выгодой) работника. В связи с чем апелляционная инстанция признала обоснованными выводы суда первой инстанции о незаконности оспариваемых решений фонда в части включения в базу для начисления страховых взносов сумм 4 200 и 18 200 рублей.
Фонд обратился с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 28.12.2015 и постановление суда апелляционной инстанции от 20.05.2016 в части признания незаконными начислений страховых взносов на 4 200 рублей и 18 200 рублей. По мнению подателя жалобы, суды не учли, что у работников имеется возможность ежедневно возвращаться из командировки к месту постоянного проживания, что исключает выплату суточных, со ссылкой на абзац 4 пункта 11 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.2008 N 749 "Об особенностях направления работников в служебные командировки". Если работник вернулся из командировки в день своего отбытия, суточные не выплачиваются, а значит, дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства при однодневном пребывании в месте командирования, в сумме 4 200 рублей являются объектом обложения страховыми взносами. В части начисления взносов на 18 200 рублей, выданных в подотчет наличными денежными средствами по излишне выплаченным суточным в связи с командировками сотрудников общества, фонд указывает, что поскольку данные выплаты не являются суточными, то основания применять в отношении таких выплат часть 2 статьи 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) в части их освобождения от обложения страховыми взносами не имеется. Перечень освобождаемых выплат является исчерпывающим. Спорные выплаты должны учитываться для целей обложения страховыми взносами в государственные внебюджетные фонды исходя из их направленности и правового статуса.
В отзыве на кассационную жалобу фонда общество просит в ее удовлетворении отказать, считая судебные акты в обжалуемой фондом части законными и обоснованными.
Общество также обратилось с кассационной жалобой, в которой просит отменить постановление суда апелляционной инстанции от 20.05.2016 в части отказа заявителю в признании необоснованным начисления страховых взносов 530 052 рублей 53 копеек, а решение суда от 28.12.2015 - оставить без изменения. По мнению подателя жалобы, судебная коллегия не учла, что в силу пункта 3 статьи 217, подпункта 2 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат налогообложению НДФЛ и ЕСН все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей. Спорные расходы представляют собой компенсационную выплату социального характера по возмещению расходов работника, вызванных необходимостью добираться до места работы и обратно в условиях отсутствия общественного транспорта. Экономическая выгода у работника может возникнуть только тогда, когда в качестве исключения из установленных правил ему выплачивается сумма в больших размерах, чем предусмотрено страхователем в коллективном договоре или локальном нормативном акте.
В отзыве на кассационную жалобу фонд просит оставить последнюю без удовлетворения.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица, участвующего в деле, поддержал доводы своей кассационной жалобы и отзыва на кассационную жалобу общества.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационных жалоб и отзыва, выслушав представителя заинтересованного лица, участвующего в деле, считает, что кассационные жалобы не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, отделение фонда провело выездную проверку общества по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование, страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и расходования этих средств за период с 01.01.2012 по 31.12.2014.
В ходе проверки фонд установил, что основным видом деятельности общества в проверяемом периоде являлась разработка гравийных и песчаных карьеров, что соответствует страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 1,5% к начисленной оплате труда по всем основаниям (доходу) застрахованных лиц. Указанная деятельность в объеме оказанных услуг составляет 100%.
Фонд счел, что с 01.01.2012 по 31.12.2014 общество облагаемую для начисления страховых взносов базу на 555 452 рубля 53 копейки, в том числе:
1) на 3 тыс. рублей, что соответствует облагаемой базе по единовременному пособию работнику, выходящему на пенсию в соответствии со статьей 20.1 Закона N 125-ФЗ;
2) на 4 200 рублей, что соответствует облагаемой базе по выданным в подотчет наличным денежным средствам на выплату суточных в связи с однодневными командировками сотрудников общества в соответствии со статьей 20.1 Закона N 125-ФЗ;
3) на 18 200 рублей, что соответствует облагаемой базе по выданным в подотчет наличным денежным средствам по излишне выплаченным суточным в связи с командировками сотрудников организации в соответствии со статьей 20.1 Закона N 125-ФЗ;
4) на 530 052 рубля 53 копейки, что соответствует облагаемой базе по выплатам денежных средств сотрудникам организации в виде возмещения оплаты стоимости проезда работников от места жительства до места работы и обратно (компенсация стоимости бензина) в соответствии со статьей 20.1 Закона N 125-ФЗ.
По результатам проверки составлены акты от 25.06.2015 N 100 и 100н/с и приняты решения от 22.07.2015 N 31 и 40, которыми общество привлечено к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ в виде 3 221 рубля 63 копеек штрафа. Обществу предложено уплатить 16 108 рублей 17 копеек недоимки за период с 01.01.2012 по 31.12.2014 (решение от 22.07.2015 N 31), 668 рублей 32 копейки пеней, а также 8 331 рубль 63 копейки недоимки (решение от 22.07.2015 N 40), 1 666 рублей 36 копеек штрафа, 848 рублей 57 копеек пеней.
Считая указанные решения и акты незаконными, общество обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с соответствующим заявлением.
Рассматривая заявленные требования, суд апелляционной инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 18 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном данным Законом.
В силу частей 1, 3 статьи 19 Закона N 212-ФЗ в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов (штрафов, пеней) в установленный срок обязанность по уплате страховых взносов исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в банках.
До принятия решения о взыскании орган контроля за уплатой страховых взносов направляет плательщику страховых взносов требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в соответствии со статьей 22 Закона N 212-ФЗ.
В соответствии с частью 5 статьи 19 Закона N 212-ФЗ решение о взыскании принимается органом контроля за уплатой страховых взносов после истечения срока, установленного в требовании об уплате страховых взносов, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока.
Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае орган контроля за уплатой страховых взносов может обратиться в суд с иском о взыскании с плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы страховых взносов. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Согласно части 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для организаций определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных в части 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Закона.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 указанного Закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 данного Закона). Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 данного Закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Статьей 9 Закона N 212-ФЗ определены виды выплат, не подлежащие обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
По вопросу занижения базы для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на сумму 4 200 рублей установлено следующее.
В соответствии с подпунктом "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 названного Закона, все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.
Частью 2 статьи 9 Закона N 212-ФЗ установлено, что при оплате плательщиками страховых взносов расходов на командировки работников как в пределах территории Российской Федерации, так и за пределами территории Российской Федерации не подлежат обложению страховыми взносами суточные.
Согласно статье 164 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), компенсациями являются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных названным Кодексом и другими федеральными законами.
Дополнительные гарантии и компенсации могут устанавливаться законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами исходя из финансовых возможностей соответствующих субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и работодателей.
В силу статьи 8 Кодекса работодатель принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями.
На основании статьи 5 Кодекса локальные нормативные акты входят в систему трудового законодательства.
Суточные выплаты представляют собой компенсацию расходов работника, вызванных необходимостью выполнять трудовые функции вне места постоянной работы в целях обеспечения выполнения заданий организации (не в личных интересах сотрудника).
Согласно статье 38 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) объект любого налога определяется законодателем как операции по реализации товаров, работ, услуг; имущество, прибыль, доход либо иной другой объект (имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики), наличие которого обязывает уплачивать с него в бюджет тот или иной налог.
В соответствии с положениями статьи 41 Налогового кодекса доходом признается экономическая выгода, выраженная в денежной или натуральной формах.
При определении экономической выгоды работника должны учитываться характер расходов и лицо, в интересах которого производятся расходы.
При служебной командировке работник направляется в поездку по инициативе работодателя и в его интересах (статья 166 Кодекса), поэтому и расходы, произведенные работником с разрешения работодателя, осуществляются именно в интересах работодателя.
Экономическая выгода у работника может возникнуть только тогда, когда в качестве исключения из установленных правил ему выплачивается сумма в больших размерах, чем предусмотрено страхователем в коллективном договоре или локальном нормативном акте.
Согласно статье 166 Кодекса служебной командировкой признается поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы.
В силу статьи 167 Кодекса при направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой.
В статье 168 Кодекса закреплено, что в случае направления в служебную командировку работодатель обязан возмещать работнику расходы по проезду; расходы по найму жилого помещения; дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные); иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя. Порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом.
Вместе с тем, в силу статей 167 и 168 Кодекса работнику возмещаются иные расходы, связанные со служебной командировкой, произведенные с разрешения или ведома работодателя.
Компенсационные выплаты расходов (в размере 700 рублей в день) установлены приказами генерального директора от 30.12.2011 N 12, от 29.12.2012 N 35, от 30.12.2013 N 19. Указанными локальными нормативными актами общества, принятыми в соответствии со статьей 168 Кодекса, определен размер компенсации работникам расходов, связанных со служебной командировкой, в том числе предусмотрена обязанность работодателя выплачивать работникам компенсации в размере суточных при однодневных командировках.
С учетом указанных обстоятельств, выплаченные суммы не являются суточными в силу определения, содержащегося в трудовом законодательстве, однако исходя из их направленности и экономического содержания могут быть признаны возмещением иных расходов, связанных со служебной командировкой, произведенных с разрешения или ведома работодателя, в связи с чем, не являются доходом (экономической выгодой) работника.
Следовательно, денежные средства, выплаченные обществом своим работникам при направлении их в служебные командировки сроком на один день, представляют собой возмещение в установленном размере расходов работника, вызванных необходимостью выполнять трудовые функции вне места постоянной работы, поэтому они не подлежат обложению страховыми взносами.
Данная позиция сформирована в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.09.2012 N 4357/12, определениях Верховного Суда Российской Федерации от 21.02.2015 N 301-КГ15-2791 и от 16.02.2015 N 301-КГ15-2791.
В части излишне выплаченных суточных в связи с командировками на сумму 18 200 рублей.
По общему правилу суммы оплаты работодателем расходов на командировки работников не облагаются страховыми взносами, если затраты подтверждены документально (часть 2 статья 9 Закона N 212-ФЗ от 24.07.2009). В числе прочего командированному работнику возмещаются расходы по найму жилого помещения.
До 1 января 2015 года в соответствии с данной статьей при непредставлении документов, подтверждающих оплату расходов по найму жилого помещения, суммы таких затрат освобождались от обложения страховыми взносами в пределах норм, установленных законодательством Российской Федерации. Такие нормы согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 02.10.2002 N 729 определены только для организаций бюджетной сферы.
Судебная коллегия учла разъяснения Минздравсоцразвития России о том, что, в отношении иных категорий организаций - плательщиков страховых взносов указанные нормы не действуют (письмо от 11.11.2010 N 3416-19.)
В письме от 26.05.2010 N 1343-19 Минздравсоцразвития России приходил к выводу, что суммы расходов по найму жилого помещения в командировке, которые работник документально не подтвердил, могут быть освобождены от обложения страховыми взносами в размере, определенном в коллективном договоре или в локальном нормативном акте. Именно в этих документах компании, не относящиеся к организациям бюджетной сферы, согласно статье 168 Кодекса устанавливают нормы возмещения командировочных расходов.
Согласно приказу общества от 30.12.2011 N 30 (действующим в проверяемом периоде) - предельные нормы компенсации за проживание без подтверждающих документов, соответственно, по Российской Федерации устанавливаются в размере, равном суточным - 700 рублей/сутки; за границей - в размере, равном суточным при направлении в командировку за пределы Российской Федерации - 2 500 рублей/сутки.
Исходя из их направленности и экономического содержания указанные суммы, выплаченные откомандированным работникам в качестве компенсации за проживание, могут быть признаны возмещением иных расходов, связанных со служебной командировкой, произведенных с разрешения или ведома работодателя, в связи с чем. не являются доходом (экономической выгодой) работника.
Установив названные обстоятельства, суд апелляционной инстанции, обоснованно оставил в этой части решение суда без изменения.
Апелляционная инстанция признала ошибочными выводы суда первой инстанции об отсутствии оснований для включения 530 052 рублей 53 копеек в базу для начисления страховых взносов по выплатам денежных средств сотрудникам организации в виде возмещения оплаты стоимости проезда работников от места жительства до места работы и обратно (компенсация стоимости бензина) в соответствии со статьей 20.1 Закона N 125-ФЗ.
В соответствии со статьей 20.1 Закона N 125-ФЗ обществу начислено 8 331 рубль 78 копеек (555 452,53 х 1,5%) страховых взносов от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний по страховому тарифу 1,5%. Штраф за занижение базы от дополнительно начисленных взносов (20%) составил 1 666 рублей 36 копеек.
Исходя из положений части 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ, объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов - организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу физических лиц, в частности, в рамках трудовых отношений.
Согласно части 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для организаций определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 данного Закона.
Выплаты в виде возмещения оплаты стоимости проезда работников организации от места жительства до места работы и обратно не поименованы в упомянутом перечне статьи 9 Закона N 212-ФЗ и, следовательно, подлежат обложению страховыми взносами в государственные внебюджетные фонды в общеустановленном порядке.
Довод заявителя о том, что расходы на выплаты компенсации за расходование ГСМ являются обоснованными и использовались в производственных целях общества, не соответствует фактическим обстоятельствам дела, поскольку транспортное средство эксплуатировалось не в производственных целях для нужд предприятия, а исключительно для нужд каждого работника в отдельности. Поэтому выплата работнику средств на компенсацию транспортных расходы, фактически является доходом этого работника. Данная сумма должна быть включена в налогооблагаемую базу начисления страховых взносов.
Таким образом, по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (решение от 22.07.2015 N 31) фондом обоснованно начислены:
- 15 371 рубль 55 копеек (530 052,53 х 2,9%), так как на сумму 530 052 рубля 53 копейки выявлено занижение базы для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, которое соответствует облагаемой базе по выплатам денежных средств сотрудникам организации из кассы в виде возмещения оплаты стоимости проезда работников от места жительства до места работы и обратно (компенсация стоимости бензина);
- 3 074 рубля 31 копейка - штраф за занижение базы для начисления страховых взносов (начислен на сумму 15 371,55 х 20%) в соответствии с частью 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ;
- 474 рубля 11 копеек пеней, начисленных в соответствии со статьей 25 Закона N 212-ФЗ за занижение базы для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на сумму 530 052 рубля 53 копейки.
При этом фондом необоснованно начислены страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также штрафы и пени:
- 121 рубль 81 копейка (4 200 х 2,9%), так как выданные в подотчет наличные денежные средства на выплату суточных в связи с однодневными командировками сотрудников организации в размере 4 200 рублей не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов;
- 527 рублей 81 копейка (18 200 х 2,9%), так как выданные в подотчет наличные денежные средства в связи с командировками сотрудников организации в размере 18 200 рублей в счет компенсации за проживание не являются излишне выплаченными суточными и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов;
- 649 рублей 62 копейки штраф за занижение базы для начисления страховых взносов (121,81 + 527,81) х 20%);
- 13 рублей 83 копейки пеней, начисленных согласно статье 25 Закона N 212-ФЗ за занижение базы для начисления страховых взносов на сумму 4 200 рублей;
- 42 рубля 89 копеек пеней, начисленных по статье 25 Закона N 212-ФЗ за занижение базы для начисления страховых взносов на сумму 18 200 рублей.
По обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (решение от 22.07.2015 N 40) фондом обоснованно начислено 7 950 рублей 78 копеек (530 052,53 х 1,5%).
Также обоснованно начислены штрафы и пени:
- 1 590 рублей 16 копеек - штраф за занижение базы для начисления страховых взносов (начислен на сумму 7 950,78 х 20%) в соответствии с частью 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ;
- 503 рубля 04 копейки пеней, начисленных за занижение базы для начисления страховых взносов на сумму 530 052 рубля 53 копейки.
При этом фондом необоснованно начислено страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также начислены штрафы и пени:
- 63 рубля (4 200 х 1,5%), так как выданные в подотчет наличные денежные средства на выплату суточных в связи с однодневными командировками сотрудников организации в размере 4 200 рублей не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов на производстве и профессиональных заболеваний;
- 273 рубля (18 200 х 1,5%), так как выданные в подотчет наличные денежные средства в связи с командировками сотрудников организации в размере 18 200 рублей в счет компенсации за проживание не являются излишне выплаченными суточными и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов на производстве и профессиональных заболеваний;
- 67 рублей 20 копеек штраф за занижение базы для начисления страховых взносов ((63 + 273) х 20%);
- 11 рублей 04 копейки пеней, начисленных за занижение базы для начисления страховых взносов на сумму 4 200 рублей;
- 34 рубля 97 копеек пеней, начисленных за занижение базы для начисления страховых взносов на сумму 18 200 рублей.
Расчет начисленных сумм по страховым взносам, штрафов и пеней сторонами не оспаривается, расхождений между представленными заявителем и фондом расчетами нет.
Доводы кассационных жалоб не основаны на нормах права, направлены на переоценку представленных в материалы дела и исследованных судами по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательств, и в силу статей 286 и 287 Кодекса подлежат отклонению.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену постановления суда апелляционной инстанции (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2016 по делу N А32-35110/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Трифонова |
Судьи |
Т.Н. Дорогина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.