Руководствуясь Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации",
приказываю:
1. Утвердить прилагаемые методические рекомендации по порядку обеспечения качества дорожных работ на территории Кемеровской области.
2. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.
Начальник департамента |
К.А. Десяткин |
Утверждены
приказом департамента
жилищно-коммунального
и дорожного комплекса
Кемеровской области
от 22.04.2019 N 54
Методические рекомендации
по порядку обеспечения качества дорожных работ на территории Кемеровской области
1. Область применения
1.1 Настоящие Методические рекомендации по порядку обеспечения качества дорожных работ на территории Кемеровской области (далее - Методические рекомендации) рассчитаны на практическое применение при проведении работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту (текущему ремонту) автомобильных дорог общего пользования регионального, межмуниципального или местного значения на территории Кемеровской области (далее - дорожные работы), финансирование которых полностью или частично осуществляется за счет средств бюджета Кемеровской области.
1.2 Методические рекомендации могут применяться органами местного самоуправления при проведении дорожных работ, выполняемых за счет средств местного бюджета.
2. Термины и определения
В настоящих Методических рекомендациях применены следующие термины с соответствующими определениями:
2.1 автомобильная дорога общего пользования - автомобильная дорога, предназначенная для движения транспортных средств неограниченного круга лиц (в т.ч. дороги и улицы городских и сельских поселений).
2.2 входной контроль - контроль поступающих материалов, конструкций и изделий, а также технической документации, с целью оценки их соответствия установленным требованиям.
2.3 инженерная организация - физическое или юридическое лицо, оказывающее услуги по строительному контролю заказчика на основании заключенного договора (контракта) и действующее от имени заказчика при принятии технических решений для оценки установленных требований.
2.4 исполнительная документация - текстовые и графические материалы, отражающие фактическое исполнение проектных решений и фактическое положение объектов и их элементов в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта (текущего ремонта) по мере завершения определенных в проектной (рабочей) документации работ.
2.5 компетентность испытательной лаборатории - способность обеспечивать достоверность и полноту контроля дорожно-строительных материалов, изделий, конструкций, технологических процессов в соответствии с условиями контракта (договора), требованиями Федерального закона N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений".
2.6 операционный контроль - контроль, выполняемый в процессе производства дорожных работ или непосредственно после их завершения, с целью недопущения дефектов, которые могут быть скрыты при продолжении производства работ.
2.7 ответственные работы - отдельные виды работ по устройству конструктивных элементов, некачественное выполнение которых может повлиять на устойчивость, надежность и долговечность конструкции или привести к непригодности сооружения для безопасной эксплуатации.
2.8 оценка соответствия - прямое или косвенное определение соблюдения требований, предъявляемых к объекту.
2.9 подтверждение соответствия - документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, документам по стандартизации и условиям контактов (договоров).
2.10. приемка выполненных работ - совокупность процедур по определению и оценке показателей соответствия принимаемого объекта (работ) проектной (рабочей) документации.
2.11 приемочный контроль - контроль, выполняемый по завершении строительства (реконструкции, капитального ремонта или ремонта) объекта или его этапов, скрытых и ответственных работ с целью подтверждения соответствия их качества установленным требованиям.
2.12 продукция - результат деятельности, представленный в материально-вещественной форме и предназначенный для дальнейшего использования в хозяйственных и иных целях.
2.13 проект производства работ - организационно-технологический документ, разрабатываемый для реализации проектной и рабочей документации и определяющий технологии строительных работ (технологические процессы и операции), качество их выполнения, сроки, ресурсы и мероприятия по безопасности
2.14 проектная документация - документация, содержащая инженерно-технические, архитектурные, технологические, конструктивные, экономические, финансовые и иные решения по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту (текущему ремонту) автомобильных дорог и дорожных сооружений.
2.15 производственный контроль - контроль, осуществляемый на стадии производства. Как правило, охватывает все вспомогательные, подготовительные и технологические операции.
2.16 промежуточная приемка выполненных работ - приемка скрытых работ и ответственных конструкций.
2.17 скрытые работы - отдельные виды работ по устройству конструктивных элементов, которые после их окончания частично или полностью будут скрыты при последующих работах.
2.18 строительный (производственный) контроль - контроль соответствия выполняемых работ проектной документации и требованиям технических регламентов, нормативных документов, условиям контракта (договора), проводимый в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта (текущего ремонта) автомобильной дороги
2.19 строительный (производственный) контроль заказчика - совокупность контрольных мероприятий, проводимых заказчиком и/или уполномоченными им в установленном порядке физическими, юридическими лицами, позволяющих принимать обоснованное решение о соответствии объёма и качества выполненных дорожных работ положениям утверждённой проектной и рабочей документации, требованиям нормативных документов, согласно условиям контракта (договора), и их дальнейшей приёмке.
2.20 строительный (производственный) контроль подрядчика - совокупность контрольных мероприятий, проводимых подрядчиком, позволяющих оперативно обеспечивать и контролировать требуемое качество выполняемых им дорожных работ в соответствии с утверждённой проектной и рабочей документацией, требованиями нормативных документов, согласно условиям контракта (договора) для последующей приёмки заказчиком.
2.21 технический заказчик - физическое лицо, действующее на профессиональной основе, или юридическое лицо, которые уполномочены застройщиком и от имени застройщика (заказчика) заключают договоры о выполнении инженерных изысканий, о подготовке проектной документации, о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, ремонте объектов, подготавливают задания на выполнение указанных видов работ, предоставляют лицам, выполняющим инженерные изыскания и (или) осуществляющим подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт объектов, материалы и документы, необходимые для выполнения указанных видов работ, утверждают проектную документацию, подписывают документы, необходимые для получения разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, осуществляют иные функции, предусмотренные законодательством Российской Федерации. Застройщик (заказчик) вправе осуществлять функции технического заказчика самостоятельно.
2.22. технический надзор заказчика - инженерный надзор за ходом дорожных работ, осуществляемый заказчиком с целью проверки соответствия их объемов, стоимости, качества, договорных сроков и других существенных условий показателям, установленным проектной документацией, техническими регламентами, нормативными документами, контактами (договорами).
3. Общие положения
3.1. Настоящие методические рекомендации разработаны в целях формирования единого подхода для обеспечения надлежащего качества работ на стадиях строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта (текущего ремонта) автомобильных дорог общего пользования регионального, межмуниципального или местного значения на территории Кемеровской области.
3.2 Настоящие Методические рекомендации определяют минимально необходимые требования к процессам обеспечения качества строительства, реконструкции, капитального ремонта и ремонта (текущего ремонта) автомобильных дорог, а также формы и порядок оценки соответствия этим требованиям.
3.3 Настоящие Методические рекомендации исходят из того, что, в соответствии с законодательством Российской Федерации и действующими нормативными документами, заказчики дорожных работ обязаны соблюдать следующие требования:
- необходимость выполнения работ на конкретном объекте должна быть технически подтверждена в результате соответствующих технико-экономических обоснований, обследований испытаний, диагностики;
- для объектов ремонтов в благоприятный период года составляются дефектные ведомости, оценивается соответствие требованиям ГОСТ Р 50597-2017;
- дорожные работы выполняются в соответствии с контрактом (договором), содержащим исчерпывающие требования к результатам работ (в т.ч. к их качеству), особенностям технологии и т.д. Параметры, характеристики продукции должны соответствовать требованиям технических регламентов, действующих нормативных документов.
- не допускается выполнение дорожных работ без технической документации, определяющей объемы, содержание работ и другие, предъявляемые к ним требования, и сметы, определяющей цену работ. Проектно-сметная документация составляется на основании технического задания заказчика, содержащего полные и конкретные требования к результатам работ;
- в процессе выполнения работ и их приемки должны осуществляться оценка и подтверждение соответствия технологических операций, используемых дорожно-строительных материалов и изделий, продукции;
- в процессе выполнения всех видов дорожных работ должен осуществляться надлежащий технический надзор заказчика, включая строительный (производственный) контроль.
3.4 Процессы строительства, реконструкции, капитального ремонта и ремонта (текущего ремонта) автомобильных дорог и дорожных сооружений на них (кроме улиц населенных пунктов), элементы обустройства, применяемые дорожно-строительные материалы и изделия должны соответствовать требованиям технического регламента Таможенного союза "Безопасность автомобильных дорог" (ТС ТР 014/2011).
Технические требования при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте улиц населенных пунктов назначаются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящих Методических рекомендаций.
3.5 Обеспечение качества дорожных работ при ремонте улиц населенных пунктов производится в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Кемеровской области, муниципальными правовыми актами, а также с учетом требований настоящих Методических рекомендаций.
3.6 При выполнении работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту или ремонту (текущему ремонту) в обязательном порядке производится оценка и подтверждение их соответствия в следующем порядке:
а) в формах строительного (производственного) контроля за выполнением работ, промежуточной приемки выполненных дорожно-строительных работ и (или) конструктивных элементов, приемки и ввода в эксплуатацию законченных объектов или их отдельных участков. При выполнении работ по ремонту подтверждение соответствия производится в форме их приемки;
б) в формах испытания (входной контроль) и подтверждения соответствия - для дорожно-строительных материалов и изделий.
3.7 Строительный контроль проводится заказчиком, а также юридическим лицом, осуществляющим строительство (подрядчиком).
Для осуществления строительного контроля могут привлекаться компетентные независимые (инженерные) организации или инженеры.
3.8. Результаты строительного контроля документируются в обязательном порядке, например, составляются акты освидетельствования отдельных видов работ и (или) конструкций.
При проведении строительного контроля проводятся необходимые исследования, испытания и измерения с применением соответствующих методов и средств измерений. Средства измерений, а также методы, используемые для строительного контроля, должны соответствовать требованиям Федерального закона РФ "Об обеспечении единства измерений".
Результаты строительного контроля должны документироваться и сохраняться после приемки автомобильной дороги или ее участка в эксплуатацию в течение срока, установленного законодательством Российской Федерации.
3.9 Промежуточная приемка выполненных дорожно-строительных работ производится с целью определения их соответствия утвержденной проектной документации (контракта), требованиям действующих технических регламентов, нормативных документов.
По результатам проведения промежуточной приемки выполненных дорожно-строительных работ и (или) конструктивных элементов составляется и подписывается акт с решением о приемке объекта оценки или о необходимых доработках для устранения выявленных недостатков.
Перечни конкретных видов работ, относящихся к той или иной промежуточной приемке выполненных работ, должны быть определены проектной документацией и разработаны подрядчиком в составе исполнительной документации и согласованы с заказчиком.
До проведения промежуточной приемки выполненных дорожно-строительных работ и (или) конструктивных элементов выполнение последующих работ на этом участке автомобильной дороги запрещается.
3.10 Приемке в эксплуатацию подлежат законченные строительством, реконструкцией и капитальным ремонтом автомобильные дороги или их участки, имеющие самостоятельное транспортное значение, при условии их соответствия утвержденной в установленном порядке проектной документации, а также требованиям технического регламента Таможенного союза "Безопасность автомобильных дорог" (кроме улиц населенных пунктов).
3.11 Приемка в эксплуатацию улиц населенных пунктов производится в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса РФ.
3.12 На объектах дорожных работ до их в ввода эксплуатацию движение наземных транспортных средств общего пользования должно быть запрещено или ограничено соответствующими техническими средствами организации дорожного движения.
3.13 Дорожно-строительные материалы, изделия и конструкции, поступающие для строительства, реконструкции, капитального ремонта и ремонта (текущего ремонта) автомобильных дорог, подлежат входному контролю, в установленном законодательством Российской Федерации порядке, путем проведения их технического осмотра и испытаний (если это возможно) на соответствие требованиям проектной документации и действующих технических регламентов.
3.14 Подрядчик несет ответственность за качество поступающих на объект материалов и изделий. Подрядчик имеет право провести полный перечень испытаний поступающих материалов и изделий на соответствие требованиям проектной документации. Заказчик проводит выборочные испытания поступающих материалов и изделий на соответствие требованиям проектной документации.
3.15 Перед выпуском в обращение на рынке дорожно-строительные материалы и изделия должны пройти подтверждение соответствия требованиям безопасности технического регламента Таможенного союза "Безопасность автомобильных дорог".
Подтверждение соответствия дорожно-строительных материалов и изделий осуществляется по схемам в соответствии с Положением о порядке применения типовых схем оценки (подтверждения) соответствия в технических регламентах Таможенного союза, утвержденным Комиссией Таможенного союза.
3.16 Дорожно-строительные материалы, включенные в перечень, приведенный в приложении 1 к техническому регламенту Таможенного союза "Безопасность автомобильных дорог", подлежат подтверждению соответствия в форме декларирования соответствия (схема 1д, 3д, 4д). Схема 1д и 3д - для серийно выпускаемой продукции, схема 4д - для партии продукции.
3.17 Изделия, включенные в перечень, приведенный в приложении 2 к техническому регламенту Таможенного союза "Безопасность автомобильных дорог", подлежат подтверждению соответствия в форме сертификации (схема 1с, 3с). Сертификация изделий проводится аккредитованным органом по сертификации (оценке (подтверждению) соответствия), включенным в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза.
3.18 По решению заявителя вместо декларирования соответствия дорожно-строительных материалов может быть проведена их сертификация по схемам сертификации, эквивалентным схемам декларирования соответствия, в том числе при отсутствии или недостаточности у заявителя собственных доказательств подтверждения соответствия требованиям настоящего технического регламента Таможенного союза "Безопасность автомобильных дорог".
3.19 Декларация о соответствии или сертификат соответствия является единственным документом, подтверждающим соответствие дорожно-строительных материалов и изделий требованиям технического регламента Таможенного союза "Безопасность автомобильных дорог". Декларация о соответствии и сертификат соответствия имеют равную юридическую силу и действуют на единой таможенной территории Таможенного союза в отношении дорожно-строительных материалов и изделий, выпускаемых в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза во время действия декларации о соответствии или сертификата соответствия.
3.20 Заказчик для осуществления своих функций по обеспечению дорожных работ проектной документацией, по получению разрешения на строительство, по ведению строительного (производственного) контроля, для взаимодействия с органами государственного надзора и местного самоуправления и др. может привлечь в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации специализированную организацию (в т. ч., технического заказчика).
Передача заказчиком своих функций привлеченной организации оформляется договором (контрактом) между ними.
3.21 Технический заказчик должен обладать необходимыми опытом и компетентностью, располагать соответствующими ресурсами. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, являться членом саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
4 Требования к подготовке и содержанию контракта (договора) на выполнение дорожных работ
4.1 Контракты (договоры) на выполнение дорожных работ должны предусматривать наличие технической документации, определяющей объемы, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и сметы, определяющей цену работ.
Контракт (договор) должен определять состав и содержание технической документации, а также устанавливать, какая из сторон и в какой срок предоставляет соответствующую документацию.
Для объектов ремонта (текущего ремонта) достаточно технического задания на выполнение работ.
4.2 На начальном этапе по каждому объекту дорожных работ должен формироваться следующий пакет технической документации, определяющий объемы работ, содержание работ и предъявляемые к ним требования, а также сметы для определения цены контракта.
Для объектов строительства или реконструкции:
- задание на проектирование;
- проектная и/или рабочая документация;
- разрешение на строительство (реконструкцию);
- техническое задание на выполнение работ по строительству или реконструкции;
- ведомость объемов работ;
- проектно-сметная документация;
- документация о закупке.
Для объектов капитального ремонта:
- дефектная ведомость;
- ведомость объемов работ;
- задание на проектирование (если требуется разработка проекта);
- техническое задание на выполнение работ по капитальному ремонту;
- проектно-сметная или сметная документация;
- документация о закупке;
Для объектов ремонта (текущего ремонта):
- дефектная ведомость;
- ведомость объемов работ;
- техническое задание на выполнение работ по ремонту;
- сметная документация;
- документация о закупке.
4.3. Контракт (договор) должен учитывать следующие обязательные этапы жизненного цикла объекта:
- выполнение работ по контракту;
- ведение строительного (производственного) контроля в ходе выполнения работ;
- промежуточная приемка выполненных работ;
- диагностика транспортно-эксплуатационного состояния автомобильной дороги (если это предусмотрено условиями контракта);
- приемка законченных работ;
- гарантийные обязательства.
4.4 Дефектная ведомость служит для определения объёмов ремонта (капитального ремонта) объекта и является обоснованием расходов, планируемых на объект. Дефектная ведомость составляется на основании визуального осмотра и обследования объекта с помощью инструментальных измерений. Ведомость должна содержать объемы, перечень дефектов, выводы и рекомендации по устранению.
На основании дефектной ведомости составляется ведомость объемов работ, содержащая перечень видов работ, необходимых для устранения выявленных дефектов, с указанием конкретных объёмов.
4.5 Техническое задание - документ, содержащий требования заказчика к объекту закупки, определяющие условия и порядок ее проведения для обеспечения государственных или муниципальных нужд, в соответствии с которым осуществляются выполнение работ, оказание услуг и их приемка. Это исходный документ, который учитывает основное назначение закупки работ, услуг, их характеристики, задание заказчика, описание первичных данных, целей и задач закупки, сроков поставки, выполнения работ, оказания услуг, требований к товару, работам, услугам, их результатам, к гарантиям, описание объекта закупки, объем, работ, услуг, формы отчетности, обоснование требований к работам, услугам, эквивалентные показатели, экономические требования, а также специальные требования. Таким образом, техническое задание содержит описание того, что нужно заказчику, и процесс достижения необходимого результата.
Техническое задание должно содержать следующие пункты:
- наименование объекта закупки;
- описание объекта закупки;
- ведомость объемов работ и требования заказчика;
- начальная максимальная цена контракта (лота);
- обоснование начальной максимальной цены контракта (лота);
- порядок формирования цены контракта (лота);
- место выполнения работ;
- сроки выполнения работ;
- условия выполнения работ;
- требования к гарантийному сроку;
- привлечение субподрядчиков;
- ограничения в привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства.
4.6 В технической документации или в тексте контракта (договора) в обязательном порядке устанавливаются конкретные требования к продукции, используемым дорожно-строительным материалам и изделиям, к качеству работ (продукции) в соответствии с действующими нормативными документами. Не допускаются общие слова типа: "... соответствовать СП, ГОСТ". Следует указывать обозначения конкретных межгосударственных (национальных и др.) стандартов, сводов правил (или их частей), устанавливать требуемые марки и типы смесей, при необходимости - значения нормируемых показателей (например, минимальная марка по морозостойкости и т.п.).
Применяемые при выполнении дорожных работ материалы и изделия должны обеспечивать выполнение работ в полном соответствии c проектной и рабочей документацией, требованиями контракта (договора) и обязательных требований действующих нормативных документов.
4.7 Конракты (договора) должны содержать требование, что строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ремонт (текущий ремонт) автомобильных дорог и дорожных сооружений на них должны осуществляться с применением дорожно-строительных материалов и изделий, соответствующих требованиям технического регламента Таможенного союза "Безопасность автомобильных дорог" и технической документации, предусмотренной контрактом (договором). При этом техническая документация не может содержать требований (значений показателей качества) ниже установленных ТС ТР 014/2011.
4.8 В контрактах (договорах) рекомендуется отмечать, что соответствие требованиям регламента Таможенного союза "Безопасность автомобильных дорог" обеспечивается выполнением требований международных и региональных стандартов, включенных в "Перечень стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Таможенного союза "Безопасность автомобильных дорог" (ТР ТС 014/2011), утвержденный Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 18 сентября 2012 г. N 159, а в случае их отсутствия - национальных стандартов Российской Федерации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований принятого технического регламента Таможенного союза и необходимых для осуществления оценки (подтверждения) соответствия.
4.9 Контракт (договор) должен содержать требование о выполнении подрядчиком в полном объеме строительного (производственного) контроля. При этом контракт (договор) должен содержать перечень конкретных нормативных документов, регламентирующих порядок, объемы, периодичность контроля, перечень контролируемых показателей. При необходимости контракт (договор) должен содержать соответствующие уточнения.
4.10 Контракт (договор) должен содержать требование об оценке и подтверждении (оценке) соответствия результатов работ подрядчиком. Затраты подрядчика на процедуры оценки и подтверждения соответствия включены в цену контракта (договора) на выполнение дорожных работ.
4.11 В текст контракта (договора) рекомендуется включать запись о недопустимости приемки работ, если нарушены требования действующих технических регламентов, обязательные требования нормативных документов или контракта (договора).
4.12 В качестве приложения к контракту (договору) следует прилагать перечень нормативных документов (их частей), соблюдение которых обязательно при выполнении данного контракта (договора). Данный перечень не должен быть избыточным и учитывать, что в соответствии с законодательством Российской Федерации документы по стандартизации (межгосударственные и национальные стандарты, своды правил и т.д.) носят рекомендательный характер.
Обязательными являются нормы, включенные в перечни документов по стандартизации, обязательное применение которых обеспечивает безопасность дорожного движения на территории Российской Федерации (утверждено распоряжением Правительства РФ от 04.11.2017 N 2438-р), соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (утверждено постановлением Правительства РФ от 26.12.2014 N 1521).
4.13 Контракт (договор) должен содержать требования о соблюдении подрядчиком действующих нормативных документов по технике безопасности, промышленной санитарии, охране окружающей среды, наличии и соблюдении утвержденных и согласованных в установленном порядке схем организации дорожного движения.
5. Требования к проведению строительного (производственного) контроля заказчика
5.1 Основной целью осуществления строительного (производственного) контроля заказчика при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, ремонте (текущем ремонте) автомобильных дорог является недопущение приемки дорожных работ, выполненных с нарушением требований проектной документации, требований действующих технических регламентов, контракта (договора).
Одной из главных задач при этом является контроль полноты и качества выполнения комплекса мероприятий по строительному контролю подрядчика.
5.2 Строительный (производственный) контроль на объекте заказчиком проводится в течение всего периода дорожных работ, при необходимости - и в период действия гарантийных обязательств.
5.3 Заказчик, в целях осуществления строительного (производственного) контроля для принятия от своего имени технических решений при оценке установленных требований, может заключить договор (контракт) об оказании услуг с компетентной инженерной организацией (инженером).
В зависимости от возможностей заказчика (наличия необходимых условий) инженерной организации (инженеру) может быть поручено выполнение строительного (производственного) контроля в полном объеме или частично (например, лабораторный, технологический или геодезический контроль).
5.4 Для осуществления строительного (производственного) контроля, в структуре заказчика (инженерной организации) создается соответствующая служба (или назначается специалист), отвечающая за выполнение работ по контролю в соответствии с требованиями настоящего Порядка, и наделяемая соответствующими полномочиями.
5.5 На объектах вне пределов населенного пункта, где расположен заказчик, подрядчик в течение всего срока дорожных работ обеспечивает помещение в строительном городке и доступ на строительную площадку представителям заказчика и инженерной организации (если контрактом или договором предусмотрены затраты на возведение временных зданий и сооружений).
5.6 Строительный (производственный) контроль, осуществляемый заказчиком, включает проведение следующих контрольных мероприятий:
а) проверка полноты и соблюдения установленных сроков выполнения подрядчиком входного контроля и достоверности документирования его результатов;
б) проверка выполнения подрядчиком контрольных мероприятий по соблюдению правил складирования и хранения применяемой продукции и достоверности документирования его результатов;
в) проверка полноты и соблюдения установленных сроков выполнения подрядчиком контроля последовательности, состава технологических операций по осуществлению дорожных работ и достоверности документирования его результатов, экспертиза и согласование производственной документации подрядчика (рецепты смесей, проекты производства работ и др.), контроль соответствия последовательности, состава технологических операций, выполняемых подрядчиком, требованиям утвержденного и согласованного проекта производства работ;
г) совместно с подрядчиком освидетельствование скрытых работ и промежуточная приемка ответственных конструкций;
д) проверка совместно с подрядчиком соответствия законченного строительством (реконструкцией, капитальным ремонтом, ремонтом) объекта требованиям проектной (рабочей документации), требованиям технических регламентов, контракта (договора);
е) иные мероприятия в целях осуществления строительного (производственного) контроля, предусмотренные законодательством Российской Федерации и (или) заключенным контрактом (договором).
5.7 К работам по осуществлению строительного (производственного) контроля заказчика не могут быть допущены организации, принимавшие участие в разработке проектной документации, а также организации, имеющие материально-технические отношения с подрядчиками и поставщиками материалов и конструкций на данном объекте.
5.8 При выполнении своих обязанностей заказчик или организация, осуществляющая строительный (производственный) контроль по договору с ним, не вправе вмешиваться в хозяйственную деятельность подрядчика.
5.9 Перечень нормативно-технических документов, по которым осуществляется строительный (производственный) контроль, следует определять в каждом конкретном случае отдельно, с учетом условий контракта (договора) и проектной документации.
5.10 При осуществлении строительного (производственного) контроля заказчика должны выполняться следующие работы:
- входной контроль полноты и качества необходимой для начала работ документации подрядчика с оценкой ее соответствия утвержденной проектной документации и требованиям соответствующих нормативных документов;
- проверка проведения входного контроля подрядчика на соответствие применяемых материалов, конструкций и изделий требованиям проектной документации;
- контроль качества выполняемых дорожных работ и соблюдения нормированных технологических операций, в том числе выборочный входной и операционный контроль соответствия применяемых дорожно-строительных материалов, изделий и конструкций проектной документации;
- проверка объемов выполненных подрядчиком дорожных работ и участие в их приемке;
- проверка полноты и правильности проведения подрядчиком лабораторного и геодезического контроля качества;
- контроль полноты и правильности оформления подрядчиком исполнительной документации;
- участие в технических и организационных совещаниях в рамках договора (контракта), проводимых заказчиком и подрядчиком;
- составление отчетов о своей деятельности на объекте и произведенных работах, включая рекомендации по обеспечению качества дорожно-строительных работ;
- участие в приемке законченных строительством (реконструкцией, капитальным ремонтом, ремонтом) объектов;
- анализ и контроль выполнения подрядчиком мероприятий по охране труда, противопожарной защите, технике безопасности и охране окружающей среды на объекте.
5.11 Конкретный состав работ по строительному (производственному) контролю заказчика определяется программой контроля (если заказчик осуществляет его самостоятельно) или в техническом задании для инженерной организации.
5.12 К основным требованиям к организации, осуществляющей строительный (производственный) контроль заказчика на объекте, относятся:
- выполнение работ по контролю в сроки, предусмотренные заключенным контрактом (договором);
- выполнение всех работ по контролю в полном соответствии с требованиями договора контракта (договора) и технического задания;
- наличие собственной лаборатории, компетентной в проведении испытаний, необходимых для строительного (производственного) контроля заказчика. Компетентность испытательной лаборатории может быть оценена заказчиком или сторонними организациями по поручению заказчика;
- выполнение необходимых контрольных измерений и лабораторных испытаний в объемах, не менее предусмотренных техническим заданием к контракту (договору), с оценкой соответствия результатов требованиям проектной документации;
- выполнение силами собственной лаборатории не менее 70% всех необходимых лабораторных испытаний. Допускается привлечение субподрядной испытательной лаборатории по договору с организацией, не имеющей материально-технических отношений с подрядчиками и поставщиками материалов и конструкций. Объем субподрядных работ не может превышать 30% всех необходимых лабораторных испытаний.
5.13 К основным функциям, правам и обязанностям сотрудников организации, осуществляющей строительный (производственный) контроль заказчика на объекте, относятся:
- наличие у непосредственных исполнителей на объекте полномочий и соответствующих подтверждающих документов на право осуществления контроля;
- контроль неукоснительного соблюдения подрядчиком проектных решений и технологии производства дорожных работ, в том числе устранения выявленных недостатков и несоответствий. Замечания и указания о выявленных нарушениях, а также отметки об их устранении делаются в журнале производства работ подрядчика и (или) специальном предписании;
- мониторинг потребности и обеспеченности дорожных работ проектной и рабочей документацией, а также материально-техническими ресурсами. При возникновении их дефицита информировать заказчика и подрядчика для принятия надлежащих мер;
- выдача предписаний подрядчику о приостановке работ до устранения недостатков при обнаружении нарушений правил производства работ и несоответствий утвержденной проектной документации, которые могут повлиять на качество или безопасность всего объекта или окружающей среды. Незамедлительное информирование заказчика о каждом факте приостановки работ и принимаемых подрядчиком мерах по обеспечению качества выполняемых работ и их соответствия проектной документации. После проверки устранения выявленных нарушений возобновление работ разрешается только путем внесения соответствующей записи в общий журнал работ;
- контроль соблюдения подрядчиком надлежащих условий хранения материалов, изделий, конструкций и оборудования на строительной площадке, а также обеспечения сохранности выполненных работ, возведенных зданий и сооружений до их сдачи Заказчику;
- требование при необходимости разъяснений заказчика по любому вопросу, связанному с осуществлением работ по контролю, в соответствии с условиями контракта (договора);
- рассмотрение претензий подрядчика и внесение предложений для принятия решения заказчиком.
5.14 Организация, осуществляющая строительный контроль несет ответственность за своевременное и качественное выполнение комплекса работ по строительному (производственному) контролю в рамках своей компетенции и полномочий согласно заключенному договору (контракту) и техническому заданию, а также в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
5.15 До начала работ по осуществлению строительного (производственного) контроля заказчика рекомендуется провести:
- представление службой контроля заказчику схемы организации осуществления контроля на объекте и информации о конкретных специалистах, выполняющих поставленные задачи непосредственно на объекте;
- оценку компетентности заказчиком конкретных исполнителей, направленных для проведения строительного (производственного) контроля на объекте на предмет их знания проектной и другой необходимой документации, отражающей работы по выполнению дорожных работ на объекте;
- представление Заказчиком службы контроля на объекте всем заинтересованным сторонам - участникам дорожно-строительного процесса;
- определение совместно с заказчиком и (или) организацией, осуществляющей строительный (производственный) контроль на месте, границы участков, конструкций и элементов, а также видов и объемов дорожных работ, подлежащих контролю в соответствии с техническим заданием к контракту (договору);
- согласование с заказчиком формы предписаний (о выявленных нарушениях, либо о приостановке работ);
- ознакомление специалистов службы контроля с рабочей документацией и необходимой для начала работ документацией подрядчика, включая основные конструктивные решения, организацию проведения работ, директивные графики дорожно-строительных работ, имеющиеся регламенты взаимодействия участников строительно-инвестиционного процесса, в том числе приемки выполненных работ.
5.16 В течение всего периода осуществления строительного (производственного) контроля следует проводить:
- анализ полноты и качества рабочей документации, проектов производства работ, технологических карт, схем и технологических регламентов, отражающих дорожные работы на объекте;
- анализ полноты и правильности оформления подрядчиком исполнительной документации;
- выборочный входной контроль в объемах, предусмотренных техническим заданием заказчика, отбор проб и испытание дорожно-строительных материалов, конструкций и изделий, непосредственно применяемых на объекте, в объеме требований технического задания, с оценкой соответствия установленным требованиям, оценку правильности выполнения геодезических разбивочных работ;
- при выборочном операционном контроле - оценку качества работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту, ремонту на объекте, в том числе контроль их соответствия требованиям утвержденной рабочей документации, контроль соблюдения подрядчиком технологии производства работ, соблюдения требований проектов производства работ, проверку полноты и правильности проведения подрядчиком лабораторных испытаний;
- оценку соответствия фактически выполняемых дорожных работ утвержденным календарным графикам и проектной документации;
- участие в проведении при приемочном контроле промежуточной приемки выполненных работ в установленные заказчиком сроки;
- составление и сдачу заказчику отчетов в соответствии с требованиями технического задания по результатам проведенного контроля на объекте.
5.17 На завершающем этапе строительного (производственного) контроля должны быть оказаны следующие виды услуг:
- подготовка и передача заказчику комплекта материалов по контролю, предусмотренных техническим заданием;
- участие в проведении приемочной диагностики сдаваемого участка автомобильной дороги;
- участие в приемке законченных строительством (реконструкцией, капитальным ремонтом, ремонтом) объектов;
- составление краткого итогового отчета по контролю за строительством объекта, содержащего итоговую информацию о выполненных на объекте работах и выявленных нарушениях;
- осуществление функций контроля за работами по устранению дефектов на объекте в течение гарантийного периода, в соответствии с заданием заказчика.
Для объектов ремонта перечень работ по контролю, приведенный в пп. 5.15 - 5.17 может быть сокращен.
5.18 Состав и технология выполнения всех видов контроля, измерений и испытаний, средства измерений и испытательное оборудование должны соответствовать требованиям действующей нормативной документации и обеспечивать необходимую достоверность результатов контроля, измерений и испытаний.
5.19 Заказчик в соответствии с условиями контракта (договора) передает представителю организации, осуществляющей строительный (производственный) контроль, следующую документацию:
- экземпляр имеющейся проектной документации на объект (на бумажных носителях и в электронном виде);
- распорядительную, согласовательную и иную необходимую документацию по объекту;
- изменения в проектную и рабочую документацию после их утверждения;
- один экземпляр рабочей документации, утвержденной к производству работ;
- протоколы проводимых заказчиком совещаний, имеющих отношение к осуществлению контроля на объекте.
5.20 Взаимодействие с подразделениями подрядчика осуществляется путем официальной переписки, а также внесения записей в общий журнал работ, лабораторные журналы, а также посредством выдачи необходимых предписаний.
5.21 Подрядчик, в соответствии с указаниями заказчика, обеспечивает своевременное представление следующей документации, необходимой для оценки соответствия выполняемых работ:
- календарный план и график производства работ;
- проект производства работ, технологические регламенты и другую технологическую документацию, необходимую для контроля;
- экземпляр исполнительной документации (в том числе копии документов, подтверждающих качество применяемых материалов и выполняемых работ, деклараций, сертификатов соответствия и документов о качестве на строительные материалы;
- документы поверок и калибровок применяемых средств измерений, аттестации испытательного оборудования, документы, подтверждающие компетентность организаций (выписка из реестра СРО), испытательных лабораторий, квалификацию персонала, выполняющего основные дорожные работы.
5.22 Взаимодействие с внешними участниками дорожно-строительного процесса (проектная организация, организации государственного надзора и контроля и др.) ведется путем официальной переписки.
5.23 Сдача заказчику выполненных работ по строительному (производственному) контролю проводится в сроки, согласованные с заказчиком в соответствии с требованиями технического задания к контракту (договору). К моменту сдачи-приемки работ организация, осуществляющая контроль, предоставляет заказчику отчет о выполненных работах по конкретному объекту, оформленный в соответствии с требованиями технического задания к контракту (договору).
5.24 Организация, осуществляющая строительный (производственный) контроль, обеспечивает архивное хранение отчетной и иной предусмотренной контрактом (договором) документации в течение всего периода дорожных работ и в течение гарантийного срока. По истечении гарантийного срока хранение документации осуществляют в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
5.25 Контроль за проведением строительного (производственного) контроля на объекте должны осуществлять:
- персонал службы внутреннего аудита организации, осуществляющей контроль;
- заказчик в соответствии с условиями контракта (договора) на контроль;
- государственные органы и общественные организации в соответствии с их полномочиями.
5.26 Качество и эффективность строительного (производственного) контроля оценивается по следующим критериям:
- состояние объекта в период действия гарантийных обязательств подрядчика и межремонтных сроков;
- наличие претензий и замечаний со стороны Заказчика по осуществлению контроля и выполнению требований технического задания и контракта (договора);
- наличие замечаний проверяющих организаций по осуществлению контроля;
- наличие замечаний заказчика или проверяющих организаций в отношении качества объекта по несоответствиям, которые могли быть своевременно выявлены представителями строительного (производственного) контроля.
5.27. Для принятия решений по результатам строительного (производственного) контроля заказчик должен произвести классификацию дефектов работ подрядчика по ГОСТ 16504-81 (малозначительные, значительные, критические). К критическим относятся дефекты, являющиеся следствие нарушения обязательных требований (требований технических регламентов).
6. Требования к проведению строительного (производственного) контроля подрядчика
6.1 На объектах строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта (текущего ремонта) подрядные организации обязаны выполнять строительный (производственный) контроль в течение всего срока выполнения дорожных работ.
6.2 Для осуществления контроля подрядчик должен создать службу строительного контроля, структура (состав) и порядок функционирования которой устанавливается внутренними документами организации (Положением о службе строительного контроля и т.п.). При этом испытания для целей строительного контроля должны выполняться компетентной испытательной лабораторией, отвечающей требованиям настоящих Методических рекомендаций. Лаборатории сторонних организаций могут привлекаться на основании специального договора. Заказчик имеет право проверять компетентность испытательной лаборатории, используемой подрядчиком для целей строительного (производственного) контроля.
При небольших объемах работ функции службы строительного (производственного) контроля вправе осуществлять работник подрядчика, на которого в установленном порядке возложена обязанность по осуществлению такого контроля.
6.3 Предметом строительного (производственного) контроля является проверка выполнения всех работ на соответствие требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, требованиям технических регламентов, действующих нормативных документов, условий контракта (договора).
6.4 Общие принципы строительного контроля подрядчика регламентированы постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 г. N 468 "О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства". Их рекомендуется применять и при выполнении работ по ремонту (текущему ремонту) автомобильных дорог.
6.5 Строительный (производственный) контроль, осуществляемый подрядчиком, включает проведение следующих контрольных мероприятий:
а) проверка качества проектной документации, геодезической разбивочной основы, предоставленной заказчиком, строительных материалов, изделий, конструкций и оборудования, поставленных для дорожных работ (далее, соответственно, - продукция, входной контроль);
б) проверка соблюдения установленных норм и правил складирования и хранения применяемой продукции;
в) проверка соблюдения последовательности и состава технологических операций при осуществлении дорожных работ, оценка соответствия результатов их выполнения требованиям нормативных документов;
г) совместно с заказчиком освидетельствование работ, скрываемых последующими работами (далее - скрытые работы), и промежуточная приемка возведенных строительных конструкций, влияющих на безопасность объекта капитального строительства, участков сетей инженерно-технического обеспечения;
д) приемка законченных видов (этапов) работ;
е) проверка совместно с заказчиком соответствия законченного строительством (реконструкцией, капитальным ремонтом, ремонтом) объекта требованиям проектной, рабочей документации, технических регламентов, нормативных документов, контракта (оценка соответствия).
6.6 Входной контроль преследует цель не допустить применение проектных решений, строительных материалов, конструкций и изделий, не соответствующих установленным требованиям.
6.7 Входной контроль подрядчика осуществляется до момента применения продукции в процессе строительства и включает в себя:
- входной контроль проектной документации, предоставленной заказчиком;
- приемку вынесенной в натуру геодезической разбивочной основы;
- входной контроль применяемых материалов, конструкций и изделий.
6.8 При входном контроле проектной документации следует проанализировать всю представленную документацию, включая проект организации строительства и рабочую документацию, проверив при этом:
- её комплектность;
- соответствие проектных осевых размеров и геодезической основы;
- наличие согласований и утверждений;
- наличие ссылок на материалы и изделия;
- соответствие границ стройплощадки на стройгенплане установленным сервитутам;
- наличие данных, перечисленных в п. 6.9.
6.9 В проектной документации на каждый объект должны содержаться:
- перечень продукции (работ, конструкций), показатели качества которых влияют на безопасность объекта и подлежат оценке соответствия в процессе строительства;
- предельные значения контролируемых по указанному перечню параметров, допускаемых уровней несоответствия по каждому из них;
- указания о методах контроля и измерений (испытаний), в том числе в виде ссылок на соответствующие нормативные документы.
6.10 Если в проектной документации, документах, содержащих требования заказчика к качеству работ, отсутствуют сведения, перечисленные в п. 6.9, подрядчик включает их в схемы производственного контроля, которые согласовывает с заказчиком.
При обнаружении недостатков соответствующая документация возвращается на доработку.
6.11 Перечень нормативных документов, обязательные требования которых подлежат выполнению при реализации конкретного контракта (договора), устанавливается в виде приложения к нему.
6.12 Подрядчик выполняет приемку предоставляемой ему заказчиком геодезической разбивочной основы, проверяет её соответствие установленным требованиям к точности, надежность закрепления знаков на местности. Приемку геодезической разбивочной основы оформляют соответствующим актом.
6.13 При входном контроле проверяют соответствие показателей качества получаемых (в т.ч. и от собственных производственных предприятий) материалов, изделий, конструкций и оборудования требованиям нормативных документов (ГОСТ, сводов правил, технических условий и др.), указанным в проектной документации и (или) контракте (договоре).
При этом проверяется наличие, содержание и подлинность маркировки, сопроводительных документов поставщика, подтверждающих качество указанных материалов, изделий, конструкций и оборудования. Выполняются контрольные измерения и испытания указанных выше показателей в соответствии со схемой входного контроля, согласованной заказчиком.
Методы и средства этих измерений и испытаний должны соответствовать требованиям стандартов, технических условий и (или) технических свидетельств на материалы, изделия и оборудование.
Подрядчик вправе при осуществлении входного контроля провести в установленном порядке измерения и испытания соответствующей продукции своими силами или поручить их проведение сторонней компетентной лаборатории. В случае выполнения контроля и испытаний привлеченной лабораторией подрядчик обязан проверить ее компетентность, соответствие применяемых ею методов контроля и испытаний установленным стандартами и (или) техническим условиям на контролируемую продукцию.
6.14 Результаты входного контроля должны быть документированы путем соответствующих записей в журнале входного контроля материалов, изделий и конструкций, общем журнале работ; составления актов контроля проектной документации (или рекламаций), технического осмотра, протоколов испытаний.
6.15 В случае выявления при входном контроле продукции, не соответствующей установленным требованиям, ее применение для дорожных работ не допускается.
Материалы, изделия, конструкции и оборудование, несоответствие которых установленным требованиям выявлено входным контролем, следует отделить от пригодных и промаркировать. Работы с их применением следует приостановить. Заказчик должен быть извещен о приостановке работ и её причинах. В соответствии с Гражданским кодексом РФ может быть принято одно из следующих решений:
1) поставщик заменяет несоответствующие материалы, изделия, конструкции, оборудование соответствующими;
2) несоответствующие материалы, изделия, конструкции, оборудование дорабатываются (исправляются их дефекты);
3) несоответствующие материалы, изделия, конструкции, оборудование могут быть применены после обязательного согласования с заказчиком, проектировщиком, органом государственного контроля (надзора) по его компетенции.
6.16 Если иное не установлено условиями контракта (договора), схемами производственного контроля, согласованными с заказчиком, объемы входного контроля назначаются из условия проверки каждой партии материалов, конструкций и изделий. Объем партии устанавливается по техническим условиям на объект контроля.
6.17 В процессе выполнения дорожных работ подрядчик обязан выполнять правила транспортирования, складирования и хранения строительных материалов, конструкций и изделий, осуществлять соответствующий контроль.
6.18 Временное складирование на объекте или хранение материалов, конструкций и изделий производится в соответствии с требованиями национальных стандартов на них (технических условий).
6.19 Для нестандартизованных конструкций (изделий) необходимо соблюдать следующие требования транспортирования и складирования (хранения):
- конструкции должны находиться, как правило, в положении, соответствующем проектному (балки, фермы, плиты и т.п.), а при невозможности выполнения этого условия - в положении, удобном для транспортирования и передачи в монтаж (колонны, лестничные марши и т. п.) при условии обеспечения их прочности;
- конструкции должны опираться на инвентарные подкладки и прокладки прямоугольного сечения, располагаемые в местах, указанных в проекте; толщина прокладок должна быть не менее 30 мм и не менее чем на 20 мм превышать высоту строповочных петель и других выступающих частей конструкций; при многоярусной погрузке и складировании однотипных конструкций подкладки и прокладки должны располагаться на одной вертикали по линии подъемных устройств (петель, отверстий) либо в других местах, указанных в рабочих чертежах;
- конструкции должны быть надежно закреплены для предохранения от опрокидывания, продольного и поперечного смещения, взаимных ударов друг о друга или о конструкции транспортных средств; крепления должны обеспечивать возможность выгрузки каждого элемента с транспортных средств без нарушения устойчивости остальных;
- офактуренные поверхности необходимо защищать от повреждения и загрязнения;
- выпуски арматуры и выступающие детали должны быть предохранены от повреждения; заводская маркировка должна быть доступной для осмотра;
- мелкие детали для монтажных соединений следует прикреплять к отправочным элементам или отправлять одновременно с конструкциями в таре, снабженной бирками с указанием марок деталей и их числа; эти детали следует хранить под навесом;
- крепежные изделия следует хранить в закрытом помещении, рассортированными по видам и маркам, болты и гайки - по классам прочности и диаметрам, а высокопрочные болты, гайки и шайбы - и по партиям.
6.20 На площадках складирования минеральных материалов на территории асфальто- и цементобетонных заводов, смесительных установок, прирельсовых и притрассовых баз необходимо устраивать твердое покрытие с водоотводом.
6.21 Маркировка, транспортирование и хранение битумов (полимерно-битумных вяжущих, битумных эмульсий) должна осуществляться в соответствии с требованиями действующих межгосударственных и национальных стандартов на них.
6.22 Если выявлены нарушения установленных правил складирования и хранения, исполнитель работ должен немедленно их устранить. Применение неправильно складированных и хранимых материалов и изделий подрядчиком должно быть приостановлено до решения вопроса о возможности их применения без ущерба качеству продукции заказчиком с привлечением, при необходимости, представителей проектировщика и органа государственного строительного контроля (надзора), компетентных испытательных лабораторий. Это решение должно быть документировано.
6.23 Результаты проверок соблюдения норм складирования и хранения материалов, конструкций и изделий, предназначенных для строительства объекта, должны быть задокументированы (в виде записей в Общем журнале работ, Журнале входного контроля материалов, конструкций и изделий на объекте).
6.24. Подрядчик обязан осуществлять проверку соблюдения последовательности и состава всех регламентированных технологических операций объекта дорожных работ (операционный контроль продукции или процессов). Цель операционного контроля - своевременное выявление дефектов и принятие мер по их устранению в ходе производства работ и предупреждению. Как правило, весь объем операционного контроля должен выполняться силами подрядной организации.
Операционный контроль осуществляется во время выполнения или после завершения соответствующей технологической операции.
6.25 В ходе контроля последовательности и состава технологических операций осуществляется проверка:
- соблюдения последовательности и состава выполняемых технологических операций, регламентированных проектом производства работ, их соответствия требованиям технических регламентов, стандартов, сводов правил, проектной документации;
- соответствия качества выполнения технологических операций и их результатов требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, требованиям проекта производства работ, а также требованиям технических регламентов, стандартов и сводов правил.
6.26 Операционный контроль выполняют в соответствии с требованиями соответствующих нормативных документов, преимущественно измерительными методами или техническим осмотром. При этом в т. ч. проверяют:
- соответствие последовательности и состава выполняемых операций технологической документации и нормативным документам, соблюдение которых предусмотрено контрактом (договором);
- соблюдение технологических режимов, установленных технологическими картами и регламентами;
- соответствие показателей качества выполнения операций и их результатов требованиям нормативных документов, соблюдение которых предусмотрено контрактом (договором).
6.27 Номенклатура контролируемых показателей, периодичность контроля, места отбора проб (измерений), средства и методики измерений (методы испытаний), исполнители должны быть регламентированы схемой операционного контроля, согласованной заказчиком, и соответствовать требованиям действующих нормативных документов. Производство работ без схем операционного контроля не допускается, а отсутствие схем считается значительным дефектом.
Для несложных объектов, объектов ремонта, повторяющихся видов работ допускается использовать типовые схемы контроля.
6.28 Схемы операционного контроля качества, как правило, должны содержать эскизы конструкций с указанием допускаемых отклонений в размерах, перечни операций или процессов, контролируемых производителем работ (мастером) с участием, при необходимости, строительной лаборатории, геодезической и других служб специального контроля, данные о составе, сроках (периодичности) и способах контроля.
6.29 При выполнении операционного контроля подрядчик имеет право использовать любые методики измерений и методы испытаний (в т.ч. экспресс-методы), обеспечивающие достоверность и полноту контроля. Средства измерений должны быть поверены или калиброваны.
6.30 При выявлении несоответствий установленным требованиям подрядчик обязан произвести исправления, повторно выполнить контроль качества.
6.31 Результаты операционного контроля должны быть документированы (в т. ч. и отрицательные) в Общем журнале работ, специальных журналах.
6.32 В процессе выполнения дорожных работ службой строительного контроля должна производиться оценка выполненных работ, результаты которых влияют на безопасность объекта, но в соответствии с принятой технологией становятся недоступными для контроля после начала выполнения последующих работ, а также выполненных строительных конструкций и участков инженерных сетей, устранение дефектов которых, выявленных контролем, невозможно без разборки или повреждения последующих конструкций и участков инженерных сетей.
В указанных контрольных процедурах должен участвовать представитель заказчика, могут принимать участие представители органов государственного надзора, авторского надзора, независимые эксперты (при необходимости). Подрядчик не позднее, чем за три рабочих дня извещает остальных участников о сроках проведения указанных процедур. В случае если заказчик был уведомлен в установленном порядке и не явился для участия в контрольных мероприятиях, подрядчик вправе провести их в отсутствие заказчика.
6.33 Для ответственных конструкций выполняются промежуточная оценка соответствия и приемка. При этом подрядчик обязан представить акты освидетельствования всех скрытых работ, входящих в состав этих конструкций, геодезические исполнительные схемы, протоколы испытаний. Заказчик может выполнить контроль достоверности представленных подрядчиком исполнительных документов. Подрядчик обязан сохранить до момента завершения приемки закрепленные в натуре геодезические разбивочные знаки.
6.34 Результаты приемки скрытых работ или ответственных конструкций должны оформляться соответствующими актами. К актам в обязательном порядке подрядчиком прилагаются документы, являющиеся для них доказательной базой выводов (ведомости результатов измерений, акты или протоколы испытаний, фотографии и др.).
6.35 Измерения (испытания) должны проводиться с применением утвержденных в установленном порядке методик (методов), поверенных средств измерений, аттестованного испытательного оборудования.
6.36 При необходимости для составления актов на скрытые работы и освидетельствование ответственных конструкций совместно с заказчиком проводятся контрольные мероприятия (измерения, испытания). Проведение контрольного мероприятия и его результаты фиксируются путем составления акта (протокола, ведомостей измерений). Сведения о проведенных контрольных мероприятиях и их результатах также отражаются в Общем журнале работ с приложением к нему соответствующих актов. Акты, составленные по результатам контрольных мероприятий, проводимых совместно подрядчиком и заказчиком, составляются в 2 экземплярах и подписываются их представителями.
В случае, если заказчик был уведомлен в установленном порядке и не явился для участия в контрольных мероприятиях, подрядчик в течение 3 дней после завершения контрольного мероприятия обязан направить заказчику 1 копию акта, составленного по результатам контрольного мероприятия.
При выполнении контрольных мероприятий метрологические требования должны соответствовать п. 6.35 Методических рекомендаций.
6.37 В случаях, когда последующие работы должны начинаться после перерыва более чем в 6 месяцев с момента завершения промежуточной приемки или перед началом работ, выполняемых только в летний период, процедуру приемки следует выполнить повторно с оформлением соответствующих актов (на основании соответствующих испытаний, измерений).
6.38. До завершения процедуры освидетельствования скрытых работ, ответственных конструкций выполнение последующих работ запрещается.
7. Приемка законченных видов (этапов) работ
7.1 Приемка законченных видов (этапов) дорожных работ заказчиком осуществляется на основании результатов строительного (производственного) контроля подрядчика, актов освидетельствования работ, скрываемых последующими работами, и актов промежуточной приемки возведенных строительных конструкций. Совокупность материалов контроля подрядчика должна обеспечивать подтверждение соответствия продукции требованиям проектной документации, технических регламентов, контракта (договора).
7.2 Для осуществления подтверждения соответствия продукции подрядчик обязан выполнить приемочный контроль.
7.3 Приемочный контроль осуществляется в соответствии со схемами приемочного контроля, утверждаемыми главным инженером (техническим руководителем) подрядной организации и входящими в состав Проекта производства работ. Схемы приемочного контроля составляются на основе соответствующих сводов правил, других нормативных документов и должны обеспечивать полную и достоверную оценку соответствия объекта контроля требованиям контракта, проектной документации, технических регламентов, действующих нормативных документов.
7.4 Схема приемочного контроля составляется на определенный вид работ, конструктивный элемент, конструкцию. Для несложных объектов допускается составлять схему приемочного контроля на объект в целом. Как правило, должны использоваться типовые схемы приемочного контроля, которые следует своевременно актуализировать. Схемы приемочного контроля, используемые для сдачи объекта (работ) заказчику, должны быть согласованы с ним, также согласовывается необходимость актуализации ранее утвержденных типовых схем по каждому объекту.
7.5 Схемы приемочного контроля должны содержать технические требования, предельные отклонения, устанавливать методы и объемы контроля по каждому показателю (параметру), требования к которому регламентированы контрактом, проектной документацией, техническими регламентами, действующими нормативными документами.
7.6 При приемке выполненных работ надлежит произвести их освидетельствование в натуре, контрольные замеры, проверку результатов производственных и лабораторных испытаний строительных материалов и контрольных образцов, записей в Общем журнале работ и специальных журналах по выполняемым отдельным видам работ.
7.7 Измерения в процессе приемочного контроля производятся при помощи поверенных средств измерений, аттестованного в соответствии с ГОСТ Р 8.568-2017 испытательного оборудования, по методикам, аттестованным в установленном порядке.
7.8 Приемочный контроль одного и того же показателя может осуществляться на нескольких уровнях и разными методами (например, плотность грунта отдельных слоев и насыпи в целом). При этом результаты контроля низшего уровня могут служить предметом контроля высшего уровня (например, акты освидетельствования скрытых работ по приемке основания насыпи представляются при приемке насыпи в целом).
7.9 Результаты приемочного контроля фиксируются в специальных журналах, Общем журнале работ, актах освидетельствования скрытых работ, актах промежуточной приемки ответственных конструкций и других документах по приемке дорожных работ.
7.10 Все документы, составляемые по результатам приемочного контроля для целей сдачи объекта (выполненных работ), должны подписываться полномочным представителем заказчика. Подрядчик обязан официально пригласить заказчика для участия в приемочном контроле. При необходимости заказчик присутствует при выполнении измерений, испытаний, обследований (участвует в них) для приемочного контроля. Заказчик имеет право проверки любых результатов приемочного контроля подрядчика.
8. Оценка соответствия объекта дорожных работ
8.1 По завершении работ, предусмотренных контрактом (договором), заказчик и подрядчик, с участием представителей органа, выдавшего разрешение на строительство, органов государственного контроля (надзора) осуществляют оценку соответствия законченного строительством объекта требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, технических регламентов (оценку соответствия).
Состав участников и процедуры оценки соответствия обязательным требованиям определяются соответствующими техническими регламентами, а до их принятия - строительными нормами и правилами, заказчиком.
8.2 Оценка соответствия объекта обязательным требованиям организационно совмещается с приемкой объекта заказчиком. Технические процедуры оценки соответствия осуществляются подрядчиком под контролем заказчика или по его поручению специализированными организациями, с участием представителей подрядчика. Проектная организация принимает участие в приемке объекта, если осуществлялся авторский надзор (или по решению заказчика).
8.3 При завершении строительства, реконструкции и капитального ремонте или ремонта объекта:
1) подрядчик обязан выдать заказчику декларацию о его соответствии требованиям технических регламентов (до их вступления в силу - обязательным требованиям действующих нормативных документов);
2) подрядчик и заказчик обязаны составить и подписать декларацию о соответствии параметров объекта проектной документации;
3) организации, осуществляющие эксплуатацию сетей инженерно-техни-ческого обеспечения (при их наличии на объекте), должны выдать документы, подтверждающие соответствие сетей техническим условиям, которые могут быть оформлены по форме приложения 5 РД-11-02-2006.
8.4 Если в соответствии с действующим законодательством выдача разрешения на выполнение работ не предусмотрена, объект не подконтролен Росстройназору (например, ремонты, при проведении которых не затрагивались конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности), приемка работ осуществляется заказчиком. При этом в акте приемки подрядчик и заказчик обязаны подтвердить соответствие параметров объекта проектной документации, а подрядчик обязан выдать заказчику декларацию о соответствии объекта требованиям технических регламентов (до их вступления в силу - обязательным требованиям действующих нормативных документов).
8.5. Итоговые документы по оценке соответствия должны сопровождаться необходимой доказательной базой (исполнительная документация, акты испытаний и т. д.), которая создается в процессе строительного (производственного) контроля или приемки объекта.
8.6 Метрологическое обеспечение приемки объекта должно отвечать требованиям, предусмотренным для подтверждения соответствия.
8.7 Замечания представителей технического надзора заказчика и авторского надзора документируются. Факты устранения дефектов по замечаниям этих представителей документируются с их участием.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Департамента жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кемеровской области от 22 апреля 2019 г. N 54 "Об утверждении методических рекомендаций по порядку обеспечения качества дорожных работ на территории Кемеровской области"
Вступает в силу со дня официального опубликования
Текст приказа опубликован на сайте Департамента жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кемеровской области (https://жкх42.рф)