Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению администрации
Северо-Курильского городского округа
от "13" июня 2023 N 218
Положение
о системе управления профессиональными рисками в администрации Северо-Курильского городского округа
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о системе управления профессиональными рисками разработано в целях обеспечения правильности и полноты установления опасностей, воздействующих на муниципальных служащих и работников (далее - МС (работники)) администрации Северо-Курильского городского округа (далее - администрация) в процессе служебной (трудовой) деятельности, а также источников этих опасностей для эффективной реализации процедуры управления профессиональными рисками в системе управления охраной труда.
1.2. Положение разработано в целях исключения и (или) минимизации профессиональных рисков в области охраны труда и управления указанными рисками (выявления опасностей, оценки уровней и снижения уровней профессиональных рисков) на рабочих местах.
1.3. Положение распространяется на всех МС (работников).
1.4. Положение разработано в соответствии со статьями 214, 218 Трудового кодекса Российской Федерации, а также с учетом приказов Минтруда России *1.
------------------------------
*1Приказ Минтруда России от 29.10.2021 N 776н "Об утверждении Примерного положения о системе управления охраной труда" (далее - приказ N 776н);
Приказ Минтруда России от 29.10.2021 N 771н "Об утверждении Примерного перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда, ликвидации или снижению уровней профессиональных рисков либо недопущению повышения их уровней" (далее - приказ 771н);
Приказ Минтруда России от 31.01.2022 N 36 "Об утверждении Рекомендаций по классификации, обнаружению, распознаванию и описанию опасностей" (далее - приказ N 36);
Приказ Минтруда России от 28.12.2021 N 926 "Об утверждении Рекомендаций по выбору методов оценки уровней профессиональных рисков и по снижению уровней таких рисков" (далее - приказ N 926);
Приказ Минтруда России от 29.10.2021 N 773н "Об утверждении форм (способов) информирования работников об их трудовых правах, включая право на безопасные условия и охрану труда, и примерного перечня информационных материалов в целях информирования работников об их трудовых правах, включая право на безопасные условия и охрану труда" (далее - приказ N 773н);
Приказ Минтруда России от 17.12.2021 N 894 "Об утверждении рекомендаций по размещению работодателем информационных материалов в целях информирования работников об их трудовых правах, включая право на безопасные условия и охрану труда" (далее - приказ N 894);
Приказ Минтруда России от 20.04.2022 N 223н "Об утверждении Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, форм документов, соответствующих классификаторов, необходимых для расследования несчастных случаев на производстве" (далее - приказ N 223н).
------------------------------
2. Организация идентификации опасностей и оценки профессиональных рисков
2.1. Работу по идентификации опасностей и оценке профессиональных рисков (далее - ОПР), разработке мер управления рисками в администрации возглавляет вице-мэр Северо-Курильского городского округа.
2.2. Вице-мэр Северо-Курильского городского округа осуществляет координацию деятельности по организации и проведению идентификации опасностей, ОПР, документированию результатов ОПР и последующей разработке мероприятий.
2.3. В целях реализации процедур и мероприятий по управлению профессиональными рисками постановлением администрации создается комиссия по проведению ОПР (далее - комиссия).
Комиссия действует на основании настоящего Положения и законодательства Российской Федерации об охране труда.
Для полноты ОПР к работе могут быть привлечены МС (работники), обладающие достаточным опытом и компетенциями для выполнения данной работы.
2.4. Лица, проводящие ОПР, должны знать опасности, присущие оцениваемой деятельности, и применяемые меры по их управлению.
2.5. МС (работник), осуществляющий функции специалиста по охране труда, информирует МС (работников) о результатах ОПР, связанных с выполняемой ими деятельностью, под подпись согласно приказам 223н, 773н.
2.6. Информирование МС (работников) об опасностях и рисках на своих рабочих местах, а также разработанных в их отношении мерах управления осуществляется в рамках функционирования СУОТ с учетом специфики деятельности администрации с учетом форм (способов) и рекомендаций, утвержденных приказами N 773н, N 894.
3. Порядок выявления (идентификации) опасностей и ОПР
3.1. Управление профессиональными рисками - комплекс взаимосвязанных мероприятий и процедур, включающий в себя выявление опасностей, ОПР и применение мер по снижению уровней профессиональных рисков или недопущению повышения их уровней, контроль и пересмотр выявленных профессиональных рисков.
3.2. На первом этапе осуществляется классификация, обнаружение, распознавание и описание опасностей, а также источников этих опасностей. При выявлении опасностей комиссия руководствуется приказами N 36, 776н.
Выявленные опасности классифицируются следующими способами:
1) по видам профессиональной деятельности МС (работников) согласно приложению N 1 к приказу N 36;
2) по причинам возникновения опасностей на рабочих местах, при выполнении работ, при нештатной (аварийной) ситуации согласно приложению N 2 к приказу N 36;
3) по опасным событиям вследствие воздействия опасности согласно приложению N 1 к приказу N 776н.
3.3. На втором этапе формируется Перечень (реестр) выявленных опасностей (далее - Перечень) с привязкой к объектам исследования.
В Перечень включаются следующие позиции:
1) наименование объекта исследования (рабочего места/рабочей зоны/вида выполняемых работ/нештатной (аварийной) ситуации);
2) наименование предварительно идентифицированной опасности;
3) описание потенциального опасного события;
4) наименование объектов возникновения опасности;
5) перечень рабочих мест и иных объектов исследования, которые подвергаются воздействию опасности;
6) сведения о классе (подклассе) условий труда по соответствующему фактору по результатам специальной оценки условий труда для опасностей, связанных с факторами производственной среды и трудового процесса (при необходимости);
7) перечень существующих мер контроля риска (защиты от опасности) в соответствии с идентифицированными в соответствии с таблицей N 1 приказа N 36 требованиями с указанием ссылок на нормативные правовые акты и иные документы, содержащих данные требования;
8) оценку вероятности опасного события (заполняется предварительно);
9) оценку потенциальных последствий опасного события (заполняется предварительно);
10) уровень профессионального риска (высокий, средний, низкий) (заполняется предварительно);
11) дополнительные меры по контролю риска (защите от опасности) (заполняется для высоких рисков и при необходимости для умеренных рисков).
3.4. Сформированный Перечень корректируется путем обследования рабочих мест. Опасности определяются на всех объектах исследования, где находится работник или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой, путем:
1) обхода рабочих мест с осмотром территории, административного здания, маршрутов проходов на рабочие места, места выполнения работ и путей эвакуации;
2) наблюдения за выполнением МС (работниками) порученной им работы и их действиями;
3) опроса МС (работников);
4) выявления источников опасностей и (или) опасных ситуаций (инициирующих событий), связанных с выполняемыми работами, и иных аналогичных действий;
5) оценки исправности и режимов работы оборудования.
3.5. Указанные в пункте 3.3 позиции 8 - 11 окончательно заполняются после применения соответствующего метода оценки риска в соответствии с приказом N 926.
3.6. На третьем этапе проводится оценка рисков от выявленных опасностей (оценка вероятности и степени тяжести возможных последствий). На этом этапе определяются критерии степени тяжести и вероятности наступления негативного события.
Для оценки уровня профессионального риска используется матричный метод на основе балльной оценки. Матрица рассматриваемого метода оценки риска строится на соотношении вероятности причинения ущерба от выявленной опасности и тяжести последствий ущерба, где вероятность и тяжесть имеют свои весовые коэффициенты (баллы), а уровень риска рассчитывается путем перемножения баллов по показателям вероятности и тяжести по каждой идентифицированной опасности.
3.7. Тяжесть последствий идентифицированных опасных событий оценивается на предмет принадлежности к одной из 5-ти категорий тяжести риска:
1. Незначительная - незначительные повреждения.
2. Низкая - заболевания и микротравмы, подразумевающие оказание только первой помощи (включая незначительные порезы, синяки и ссадины, повреждения здоровья, вызывающие легкий дискомфорт).
3. Средняя - заболевание или травма, подразумевающие оказание медицинской помощи (включая порезы, ожоги, растяжения, вывихи и легкие переломы, дерматиты и иные повреждения конечностей в процессе работы).
4. Значительная - несчастный случай с тяжелыми последствиями или угрожающее жизни профессиональное заболевание (включая ампутацию, серьезные и множественные переломы, групповые несчастные случаи, профессиональные раковые заболевания, острые отравления, инвалидность и глухоту).
5. Катастрофическая - смертельные травмы или заболевания, групповые несчастные случаи.
3.8. Вероятность проявления последствий опасного события оценивается на предмет ее принадлежности к одной из 5-ти категорий вероятности риска:
1. Почти невозможно - не должно произойти, но возможность есть.
2. Маловероятно - не должно произойти при штатных условиях.
3. Может быть - возможно или уже были случаи.
4. Вероятно - случается периодически.
5. Почти наверняка - случается регулярно, что подтверждено статистикой.
3.9. Уровень профессионального риска определяется как произведение тяжести и вероятности последствий конкретного опасного события согласно таблице 1 "Матрица определения уровня риска".
В зависимости от величины и значимости риски, определяемые на основе матрицы, подразделяются на три степени:
- низкие (величина риска находится в пределах Н1 ч Н4);
- средние (величина риска находится в пределах С5 ч С12);
- высокие (величина риска находится В15 ч В25).
Таблица 1.
Матрица определения уровня риска
|
Вероятность |
|||||
Тяжесть |
|
почти невозможно 1 |
маловероятно 2 |
может быть 3 |
вероятно 4 |
почти наверняка 5 |
катастрофическая 5 |
С5 |
С10 |
В15 |
В20 |
В25 |
|
значительная 4 |
Н4 |
С8 |
С12 |
В16 |
В20 |
|
средняя 3 |
Н3 |
С6 |
С9 |
С12 |
В15 |
|
низкая 2 |
Н2 |
Н4 |
С6 |
С8 |
С10 |
|
незначительная 1 |
Н1 |
Н2 |
Н3 |
Н4 |
С5 |
3.10. Четвертый этап - разработка мер по устранению опасностей и снижению уровней профессиональных рисков.
При профессиональном риске оцененном как высокий, принимаются срочные меры по его снижению.
Если профессиональный риск оценен как средний, разрабатывается план мероприятий по его снижению с учетом приказа N 771н.
Профессиональные риски, оцененные как низкие, не требуют выполнения дополнительных мероприятий, но требуют фиксации действующих мер контроля таких рисков, обеспечивающих недопущение повышения их уровня. В этих целях используются превентивные меры управления рисками (наблюдение за состоянием здоровья работника, осведомление и консультирование об опасностях и профессиональных рисках на рабочих местах, обучение по охране труда и др.).
3.11. Для идентифицированных опасностей определяются существующие меры управления (рациональное размещение оборудования, соблюдение эргономических характеристик рабочего места, обеспечение достаточного уровня освещенности и контрастности на рабочих местах, обеспечение достаточной видимости и восприятия информации, приобретение дополнительных средств для комфортной работы, кондиционирование воздуха, использование противоскользящих напольных покрытий, своевременный ремонт и техническое обслуживание электрооборудования, отработка действий в нештатных и аварийных ситуациях и др.), которые вносятся в Перечень.
4. Документирование результатов оценки профессиональных рисков
4.1. Пятый этап - документирование процедуры оценки уровня профессиональных рисков с составлением перечня (реестра) всех выявленных опасностей, для каждой из которых фиксируются:
- результаты оценки уровня профессионального риска, связанного с каждой опасностью согласно таблице 2 "Перечень (реестр) опасностей и оценки уровней профессиональных рисков, ранжированный в зависимости от оцененного уровня каждого риска":
Таблица 2
Перечень
(реестр) опасностей и оценки уровней профессиональных рисков, ранжированный в зависимости от оцененного уровня каждого риска
Наименование объекта исследования (рабочего места) |
Наименование предварительно идентифицированной опасности |
Описание потенциального опасного события |
Наименование объектов возникновения опасности |
Перечень существующих мер управления/контроля риска |
Оценка вероятности опасного события |
Оценка потенциальных последствий опасного события |
Уровень профессионального риска |
Дополнительные меры по контролю риска (для высоких и средних рисков) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
- действующие предупредительные и защитные меры согласно таблице 3 "Перечень мер по исключению, снижению или контролю уровней рисков"):
Таблица 3
Перечень
мер по исключению, снижению или контролю уровней рисков
N |
Опасность |
Меры управления профессиональными рисками |
Периодичность |
Ответственный |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
|
|
|
|
- перечень мероприятий, запланированных для снижения уровней высоких и средних профессиональных рисков, и недопущения их повышения (в случае увеличения уровня риска, выявленного при осуществлении контроля и пересмотра имеющихся рисков в рамках их регулярного анализа и оценки).
5. Хранение информации
5.1. Документация о проведении процедуры ОПР хранится у лица, осуществляющего функции специалиста по охране труда.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Администрации Северо-Курильского городского округа Сахалинской области от 13 июня 2023 г. N 218 "О проведении... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.