Президиум РАН в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 28 июня 2022 г. N Пр-1130, направленным на развитие перспективной минерально-сырьевой базы, заслушав и обсудив доклады академика РАН Бортникова Н.С. "Минерально-сырьевая база для высокотехнологичной промышленности Российской Федерации", академика РАН Крюкова В.А. "Об изучении и освоении стратегических полезных ископаемых в рамках социально-экономически ориентированных проектов полного цикла", академика РАН Горячева Н.А. "Роль металлогенических исследований в прогнозе перспективных территорий. От моделей к месторождениям", академика РАН Захарова В.Н. "Перспективные направления развития геотехнологий разработки рудных месторождений России", академика РАН Чантурия В.А., члена-корреспондента РАН Николаева А.И. и члена-корреспондента РАН Александровой Т.Н. "Инновационные процессы обогащения и глубокой переработки редкометалльного сырья", академика РАН Цивадзе А.Ю. "Селективное извлечение редких металлов из различных источников минерального сырья и отходов", академика РАН Леонтьева Л.И., члена-корреспондента РАН Заякина О.В. и кандидата химических наук Волкова А.И. (ЦНИИЧЕРМЕТ им. П.И. Бардина) "Проблемы развития металлургической отрасли для обеспечения технологического суверенитета России с учетом состояния минерально-сырьевой базы", отмечает:
Согласно Государственным докладам о состоянии и использовании минерально-сырьевых ресурсов Российской Федерации за 2021 год и Стратегии развития минерально-сырьевой базы Российской Федерации до 2035 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2018 г. N 2914-р) минерально-сырьевая база России с ее балансовыми геологическими запасами является основой для функционирования и стабильного развития добывающей и перерабатывающей отраслей национальной экономики.
Отечественная минерально-сырьевая база и созданный на ее основе промышленный комплекс являются естественным конкурентным преимуществом экономики России, донором ее базовых отраслей и финансовой системы, областью широкого внедрения инновационных процессов и технологий, перехода на новый технологический уклад.
Россия входит в число ведущих мировых производителей нефти, природного газа, угля, железных руд, меди, никеля, кобальта, алюминия, золота, платиноидов, алмазов и продукции, получаемой из минерального сырья. Производство и экспорт товарной минерально-сырьевой продукции и продуктов ее переработки играют важную роль в экономических показателях страны и обеспечивают значительную часть поступлений в федеральный бюджет.
Минерально-сырьевой потенциал нашей страны способен обеспечить все необходимые задачи национальной экономики и национальной безопасности исходя из стратегических целей при любых сценариях развития мировой ситуации.
Динамично меняющиеся мировые геополитические процессы, переход мировой экономики на новые технологические уклады, трансформация мирового рынка, а также обязательства в рамках климатической, "зеленой" повестки требуют разработки многовариантных долгосрочных планов развития и освоения минерально-сырьевых ресурсов.
Большая часть стратегических металлов, необходимых для обеспечения высокотехнологичных наукоемких производств, включая атомную промышленность, микроэлектронику, авиационную, космическую отрасль, автомобилестроение, машиностроение, "зеленую" энергетику, медицинское оборудование, металлургию и оборонную промышленность: уран, марганец, хром, титан, алюминий, цирконий, гафний, бериллий, литий, рений, редкоземельные металлы, висмут, кадмий, галлий, относятся или потенциально относятся к дефицитным.
В соответствии с пунктом 3 "а" вышеуказанного поручения Президента Российской Федерации группа экспертов РАН отмечает, что с учетом низкого внутреннего спроса и недостаточного уровня имеющихся в распоряжении промышленности технологий переработки руд минерально-сырьевая база дефицитных видов стратегического минерального сырья требует дополнительного внимания. Она сосредоточена главным образом в уникальных и крупных месторождениях, открытых более 30-50 лет назад, для которых определены запасы и прогнозные ресурсы, разработанные технологии извлечения главных промышленных металлов устарели. Необходимо создание новых прогрессивных технологий и модернизация существующих.
При этом достоверные сведения о запасах, закономерностях размещения и формах нахождения таких редких рассеянных стратегических металлов и редкоземельных металлов, как индий, теллур, рений, гафний, скандий, селен, кадмий, галлий, германий, висмут, извлекаемых в качестве попутных компонентов, отсутствуют. Это приводит к тому, что редкие и рассеянные металлы из-за отсутствия рентабельных технологий не извлекаются при переработке и складируются в хвостохранилищах.
Особо следует отметить проблему использования комплексных руд редкоземельных металлов (РЗМ). Основные ресурсы РЗМ сосредоточены в апатит-нефелиновых рудах в Мурманской области. Добыча их составляет около 120 тыс. тонн, но извлечение не осуществляется. Отсутствует промышленная технология разделения РЗМ и получения продуктов, необходимых для производства. Большая часть коллективного концентрата карбонатов РЗМ, получаемого из лопарита Ловозерского месторождения, экспортируется из-за отсутствия промышленных мощностей по их разделению. Промышленных технологий для извлечения марганца, хрома, необходимых для производства высококачественных сталей, ниобия, рения, вольфрама и других металлов, используемых в производстве высококачественных жаропрочных сплавов, в стране нет, несмотря на значительный опыт в научном обосновании и опытно-промышленных проработках создания таких технологий. При наличии существенных запасов лития, бериллия и других редких металлов добыча их не производится.
На решение этих вопросов была направлена подпрограмма 15 "Развитие промышленности редких и редкоземельных металлов" Государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности" со сроками реализации 2013-2020 гг. (первый этап 2013-2016 гг. - реализация научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, второй этап 2017-2020 гг. - реализация инвестиционных проектов), целью которой являлось создание в Российской Федерации конкурентоспособной редкоземельной промышленности полного технологического цикла для удовлетворения потребностей отечественного оборонно-промышленного комплекса, гражданских отраслей промышленности и выхода на зарубежные рынки.
Российский рынок попутных металлов в сравнении с главными металлами незначителен. Это приводит к потерям стратегических металлов при переработке комплексных руд в настоящем, и если не изменить требования к эксплуатации месторождений, то такая тенденция сохранится в будущем.
Необходимо разработать современные технологии по добыче, глубокой комплексной переработке труднообогатимых руд, разделению и получению требуемой продукции (лигатуры, соли, оксиды).
Необходимо разработать новейшие инновационные технологии, оборудование и отечественное программное обеспечение для геофизических и геолого-геохимических наземных, морских и аэро-исследований, включая роботизированные и беспилотные системы для поиска, выявления и разведки скрытых, глубокозалегающих, подводных и нетрадиционных месторождений металлов и иных видов стратегического минерального сырья.
Развитие минерально-сырьевой базы стратегических металлов сдерживается отсутствием спроса внутри страны, преобладающим экспортом продуктов низкого передела, отсутствием прогрессивных технологий добычи, обогащения руд и извлечения металлов.
Институты, находящиеся под научно-методическим руководством РАН, при выполнении Программ фундаментальных исследований Российской академии наук получили принципиально новые результаты по закономерностям размещения крупных и уникальных месторождений стратегических металлов, минералам-концентраторам редких и рассеянных элементов, разработали геолого-генетические модели провинций и месторождений с использованием современных знаний. Были развиты геофизические методы поисков и разведки рудных месторождений, разрабатывалось соответствующее оборудование, новые системы добычи и обогащения руд, селективного извлечения металлов из комплексных руд и техногенных отходов. Однако эти результаты не используются главным образом потому, что ведущие горнодобывающие компании не заинтересованы в добыче редкоземельных металлов. Они производят сырье главным образом на экспорт и не заинтересованы в организации глубокой переработки руд, что приводит к потерям рассеянных металлов, таких как рений, индий, галлий, германий и других, столь необходимых для развития высокотехнологичной промышленности.
Пунктом 3 "б" вышеуказанного перечня поручений Президентом Российской Федерации поручено подготовить и внести на рассмотрение Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию предложения по разработке и реализации федеральной научно-технической программы, направленной на обеспечение комплексного сопровождения геологоразведочных работ, добычу и промышленную переработку твердых полезных ископаемых, а также ускоренное замещение импортных технологий и оборудования российскими аналогами (далее - Программа).
К цели Программы можно отнести получение высокой социально-экономической отдачи для страны за счет развития высокотехнологичной промышленности России на основе стратегических металлов, осваиваемых с использованием результатов фундаментальных и прикладных исследований, путем внедрения новых технологий поисков, оценки и разработки месторождений, обогащения руд и извлечения попутных и побочных стратегических металлов из комплексных руд, снижения экологических рисков при поиске и разработке месторождений и извлечении металлов.
Разработка и реализация Программы предполагает не только создание технологий от стадии прогноза и поиска месторождений до глубокой переработки высокотехнологичных видов сырья, но также и разработку и запуск производства отечественного оборудования, подготовку кадров и, что не менее важно, формирование и развитие устойчивого поступательно растущего внутреннего спроса на получаемую продукцию высоких переделов. Все это предполагает переход к управлению и государственному регулированию на основе проектов полного инновационного цикла.
Достижение целевых ориентиров Программы требует консолидированных усилий всех вовлеченных в процесс ее реализации сторон - недропользователей, государства и общества.
Президиум РАН постановляет:
1. Принять к сведению представленную в докладах и выступлениях информацию об актуальных проблемах научно-технологического обеспечения приоритетного развития минерально-сырьевой базы высокотехнологичной промышленности Российской Федерации.
2. Обеспечить безусловное исполнение подпунктов "а" и "б" пункта 3 перечня поручений Президента Российской Федерации от 28 июня 2022 г. N Пр-1130. В этих целях в рамках подготовки и дальнейшей реализации Программы необходимо по согласованию с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации:
2.1. Отделению наук о Земле РАН (академик РАН Бортников Н.С.) до 1 июля 2023 г. совместно с региональными отделениями РАН и профильными научными советами РАН сформулировать государственные задания институтов, находящихся под научно-методическим руководством РАН, включив в них проекты по изучению фундаментальных закономерностей размещения месторождений стратегического сырья и минерального состава руд, разработке геологических, минералогических, геохимических и геофизических технологий и критериев их прогноза, поисков, разведки, добычи и обогащения, научно-конструкторских работ по созданию геофизических приборов и разработке программного обеспечения для интерпретации геофизических данных.
2.2. Отделению химии и наук о материалах РАН (академик РАН Егоров М.П.) и Отделению наук о Земле РАН (академик РАН Бортников Н.С.) совместно с региональными отделениями РАН и профильными научными советами РАН:
2.2.1. сформулировать государственные задания институтов, находящихся под научно-методическим руководством РАН, для разработки фундаментальных основ технологий добычи, обогащения, извлечения дефицитных видов стратегического минерального сырья, в том числе редких металлов, проведения лабораторных и опытно-конструкторских испытаний, создания необходимого оборудования;
2.2.2. провести экспертизу поисковых тем по глубокой переработке минерального и гидроминерального сырья с целью выявления наиболее подготовленных проектов создания прорывных технологий селективного извлечения редких металлов и представить их руководству РАН на рассмотрение в установленном порядке;
2.2.3. разработать с участием Научного совета по металлургии и металловедению Отделения химии и наук о материалах РАН по согласованию с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации программу мер по повышению качества металлургической продукции и созданию импортозамещающих, а также не имеющих аналогов материалов с учетом задач, поставленных "Стратегией развития металлургической промышленности Российской Федерации на период до 2030 года" (распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2022 г. N 4260-р).
2.3. Отделению общественных наук РАН (академик РАН Хабриева Т.Я.) совместно с региональными отделениями РАН и профильными научными советами РАН сформулировать государственные задания институтов по прогнозу спроса и потребления стратегических металлов в стране и мире, подходов к реализации проектов полного инновационного цикла при освоении и использовании стратегических металлов с учетом сценариев научно-технологического развития Российской Федерации и глобальных научно-технологических трендов.
2.4. Дальневосточному отделению РАН (академик РАН Кульчин Ю.Н.) совместно с профильными объединенными учеными советами Дальневосточного отделения РАН и профильными отделениями РАН разработать Паспорт "Комплексной научно-технической программы освоения твердых полезных ископаемых окраинных морей и прилегающих к ним континентальных территорий Дальнего Востока России".
3. Рекомендовать Министерству науки и высшего образования Российской Федерации и Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации создать консорциум "Металлогения" и центр "Рудная геофизика" из ведущих организаций с обеспечением целевого финансирования проектов, реализующих Программу.
4. Рекомендовать Министерству науки и высшего образования РАН создать консорциум "Геотехнологии" из ведущих организаций с обеспечением целевого финансирования проектов, реализующих Программу.
5. Рекомендовать Министерству науки и высшего образования Российской Федерации создать консорциум "Геоэкономика" из ведущих организаций с обеспечением целевого финансирования проектов, реализующих Программу.
6. Рекомендовать Министерству науки и высшего образования Российской Федерации создать Центр коллективного пользования "Технологическая минералогия" по изучению минералогических и технологических свойств руд комплексных месторождений, разработке технологий глубокой переработки руд стратегических металлов, включая утилизацию отходов их производства.
7. Рекомендовать Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Министерству науки и высшего образования Российской Федерации совместно с РАН создать Центр "Геоприбор" по разработке отечественных и замещению импортных технологий и оборудования для проведения геофизических исследований и изучения, и глубокой переработки комплексных руд стратегического сырья.
8. Считать целесообразным поддержать прорывные разработки технологий для селективного извлечения лития и других ценных редких металлов из минерального и гидроминерального сырья, а также обеспечить реализацию внедрения наработок в рамках опытно-конструкторских работ. Для обеспечения импортонезависимости необходимо организовать промышленное производство высокоэффективных отечественных экстрагентов для их применения в технологиях добычи и селективного извлечения редких металлов.
9. Рекомендовать Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Министерству науки и высшего образования Российской Федерации совместно с РАН внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации и Правительство Российской Федерации предложения по организации и финансированию экспедиционных исследований организациями Министерства науки и высшего образования Российской Федерации.
10. Рекомендовать Министерству науки и высшего образования Российской Федерации совместно с РАН и федеральными учебно-методическими объединениями по наукам о Земле, прикладной геологии и горному делу подготовить предложения по дальнейшему развитию высшего и специального образования в области развития минерального сырья, обратив особое внимание на содержание практической составляющей образовательных программ.
11. Рекомендовать Министерству науки и высшего образования Российской Федерации обратить внимание на создавшийся острый дефицит инженерных кадров в металлургической отрасли по большинству металлургических специальностей и необходимость разработки новых учебных программ подготовки специалистов с учетом технологий замкнутого цикла, водородных технологий и цифровизации в металлургии.
12. Рекомендовать Министерству науки и высшего образования Российской Федерации с участием научных советов РАН соответствующей направленности создать на базе институтов, находящихся под научно-методическим руководством РАН, молодежные лаборатории для решения задач, направленных на исполнение перечня поручений Президента Российской Федерации от 28 июня 2022 г. N Пр-1130.
13. Рекомендовать Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации обеспечить целевое финансирование проектов "Комплексной научно-технической программы освоения твердых полезных ископаемых окраинных морей и прилегающих к ним континентальных территорий Дальнего Востока России", а также проведение морских и прибрежно-морских экспедиционных геолого-геофизических работ.
14. С целью разработки проекта Программы создать при президиуме РАН Межведомственный научный совет РАН по развитию минерально-сырьевой базы и ее рационального использования (далее - Совет).
15. Утвердить академика РАН Алдошина С.М. председателем Совета.
16. Поручить председателю Совета академику РАН Алдошину С.М. до 25 апреля 2023 г. подготовить проект Положения о Совете и его состав и представить в установленном порядке на утверждение президиуму РАН.
17. Внести соответствующие изменения в постановление президиума РАН от 15 марта 2022 г. N 55 "О Перечне научных, экспертных, координационных советов, состоящих при президиуме РАН".
18. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на вице-президента РАН академика РАН Алдошина С.М.
Президент РАН |
Г.Я. Красников |
Главный ученый секретарь |
М.В. Дубина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Президиума Российской академии наук от 11 апреля 2023 г. N 70 "О состоянии и перспективах развития минерально-сырьевой базы Российской Федерации"
Опубликование:
-