Муниципальное унитарное предприятие работает по 100%-ным экономически обоснованным тарифам, утвержденным администрацией города, для населения за услуги теплоснабжения в расчете на 1 кв. м общей площади.
Кроме того, утверждена ставка оплаты за услуги отопления в размере 90% от экономически обоснованного тарифа, по которым население фактически рассчитывается за полученное тепло.
Средства, получаемые предприятием в виде дотации убытков по теплу из комитета финансов администрации города, рассчитываются как разница между 100%-ной ставкой экономически обоснованного тарифа и 90%-ной ставкой за оказанные услуги теплоснабжения населению.
Является ли сумма дотации объектом обложения НДС?
В соответствии с п.33.2 Методических рекомендаций по применению главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса РФ, утвержденных Приказом МНС России от 20 декабря 2000 г. N БГ-3-03/447:
при предоставлении дотации из бюджетов всех уровней на покрытие разницы между государственной регулируемой ценой и отпускной (льготной) ценой в связи с предоставлением отдельным категориям потребителей услуг по сниженным ценам в соответствии с законодательством органов государственной власти субъектов Российской Федерации актами органов местного самоуправления сумма указанной дотации включается в налоговую базу по НДС на основании ст.162 Налогового кодекса РФ;
суммы дотаций, предоставляемые из бюджетов всех уровней на покрытие фактически полученных убытков, связанных с применением государственных регулируемых цен, а также льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, не включаются в налоговую базу по НДС.
Под фактически полученными убытками следует понимать убытки, которые возникают в случае, когда органы местного самоуправления выступают в роли заказчика на поставку жилищно-коммунальных услуг и утверждают на них тарифы для населения, которые ниже себестоимости таких услуг, то есть не являются экономически обоснованными.
Под разницей в цене понимается сумма, которая возникла вследствие того, что цена услуги установлена органом местного самоуправления в размере экономически обоснованного тарифа, а население уплачивает только долю от такого тарифа.
Экономически обоснованный тариф на жилищно-коммунальную услугу - это размер платы за содержание и ремонт жилья или предоставление коммунальной услуги, обеспечивающей минимально необходимый уровень возмещения затрат на расширенное воспроизводство с учетом принятой собственником программы развития объектов жилищно-коммунального хозяйства при соблюдении стандартов качества услуг.
Экономически обоснованный тариф рассчитывается для каждого вида жилищно-коммунальных услуг в каждом муниципальном образовании (населенном пункте) путем анализа и корректировки фактических затрат с использованием нормативов-индикаторов или в результате конкурсного отбора исполнителя, заявившего и реально обеспечившего обслуживание по минимальной цене.
Таким образом, если организация жилищно-коммунального хозяйства финансируется из местного бюджета "на разницу в цене", которая возникла вследствие того, что цена услуги установлена органом местного самоуправления в размере экономически обоснованного тарифа, а население уплачивает только долю от него, то сумма такого возмещения отражается в составе выручки. То есть предоставленные на эти цели субсидии формируют доходы от обычных видов деятельности, которые согласно подп.2 п.1 ст.162 Налогового кодекса РФ облагаются НДС как суммы финансовой помощи в счет увеличения доходов, связанных с оплатой реализованных услуг.
Пример 1
Экономически обоснованный тариф, установленный органом местного самоуправления за единицу оказываемых услуг, равен 10 руб., в том числе покрывается населением в сумме 9 руб. и финансируется местным бюджетом в сумме 1 рубль. За отчетный период организация жилищно-коммунального хозяйства получила возмещение из местного бюджета "на разницу в цене" в размере 120 000 руб.
Отражение операций в бухгалтерском учете:
Д-т сч.51 К-т сч.76 - 120 000 руб. - отражено получение средств из местного бюджета "на разницу в цене"
Д-т сч.76 К-т сч.86 - 120 000 руб. - полученные средства отражены в составе целевого финансирования
Д-т сч.86 К-т сч.90 - 120 000 руб. - отражена выручка от реализации услуг
Д-т сч.90 К-т сч.68 - 20 000 руб. - отражено начисление суммы НДС.
Если же организация жилищно-коммунального хозяйства финансируется из местного бюджета путем "возмещения убытка", который возникает, когда органы местного самоуправления выступают в роли заказчика на поставку жилищно-коммунальных услуг и утверждают на них тарифы для населения, при этом тарифы ниже себестоимости таких услуг (то есть такие тарифы не являются экономически обоснованными), то в этом случае суммы такого возмещения отражаются в составе внереализационных доходов и в соответствии со ст.146 НК РФ не являются объектом обложения НДС как бюджетные ассигнования, полученные в виде возмещения убытков, связанных с применением государственных регулируемых цен.
Пример 2
В роли заказчика на поставку жилищно-коммунальных услуг выступает орган местного самоуправления, который обязуется возместить организации жилищно-коммунального хозяйства убыток от оказания услуг населению по тарифу. Тариф, установленный органом местного самоуправления за единицу оказываемых населению услуг, равен 7 руб.
Затраты организации на оказание этих услуг составляют 14 руб., то есть тариф не является экономически обоснованным.
В результате оказания услуг населению по указанному тарифу (ниже себестоимости) убыток организации за отчетный период составил 120 000 руб. и был в полном объеме возмещен из местного бюджета.
Отражение операций в бухгалтерском учете:
Д-т сч.51 К-т сч.76 - 120 000 руб. - отражено получение средств из местного бюджета "на возмещение убытков"
Д-т сч.76 К-т сч.86 - 120 000 руб. - полученные средства отражены в составе целевого финансирования
Д-т сч.86 К-т сч.91 - 120 000 руб. - за счет средств целевого финансирования погашен убыток.
Поскольку ваша организация финансируется из местного бюджета именно "на разницу в цене", которая возникла вследствие того, что цена услуги установлена органом местного самоуправления в размере 100%-ного экономически обоснованного тарифа, а население уплачивает только долю от него, то суммы такого возмещения отражаются в составе выручки и облагаются НДС.
Г. Кузьмин,
ведущий эксперт "БП"
1 февраля 2003 г.
Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", выпуск 7, февраль 2003 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предлагаемый материал содержится в еженедельнике "Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь". Газета зарегистрирована в Министерстве печати и массовой информации РФ, регистрационный N 1065. E-mail редакции "Бухгалтерского приложения" - buhgalt@akdi.ru.