Письмо Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 15 марта 2023 г. N 11-2060-АБ/23
В соответствии с письмом Аппарата Правительства Российской Федерации Росреестр рассмотрел в рамках компетенции предложения президента Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России В.Н. Плотникова с резолюцией XXXIV съезда Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России и сообщает.
Относительно разработки и принятия доктрины земельной политики полагаем необходимым отметить следующее.
В соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Указами Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. N 400 и от 21 июля 2020 г. N 474 утверждена Стратегия национальной безопасности Российской Федерации и определены национальные цели развития Российской Федерации на период до 2030 года.
На основе заложенных в указанных документах направлений развития различных сфер общественных отношений, а также с учетом принципов единства и целостности, разграничения полномочий, преемственности и непрерывности, результативности и эффективности, прозрачности (открытости) и реалистичности стратегического планирования, а также ответственности его участников постановлениями Правительства Российской Федерации от 14 мая 2021 г. N 731 и от 1 декабря 2021 г. N 2148 утверждены государственная программа Российской Федерации "Национальная система пространственных данных" и государственная программа эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации, распоряжениями Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 г. N 993-р, от 11 февраля 2021 г. N 312-р и от 2 сентября 2021 г. N 2424-р - Стратегия развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 года, Стратегия развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года, Национальный план ("дорожная карта") развития конкуренции в Российской Федерации на 2021-2025 годы соответственно.
В целях реализации предусмотренных указанными документами стратегического планирования положений Правительством Российской Федерации утверждены паспорт государственной программы Российской Федерации "Национальная система пространственных данных", план мероприятий по реализации Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года. Кроме того, определены и реализуются план мероприятий по совершенствованию правового регулирования земельных отношений, план мероприятий реализации механизма управления системными изменениями нормативно-правового регулирования предпринимательской деятельности "Трансформация делового климата" "Градостроительная деятельность" и целевые модели упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации.
Также обеспечивается оперативное исполнение мероприятий, направленных на повышение устойчивости и развитие российской экономики в условиях внешнего санкционного давления, формируются отраслевые планы по реализации соответствующих антикризисных мер (в частности, антикризисная программа поддержки строительной отрасли и ЖКХ), что способствует созданию гибкой системы управления ресурсами и обеспечивает принятие практических решений в соответствии с текущей ситуацией.
Разработанные и утвержденные документы планирования учитывают практический опыт реализации мер, направленных на повышение эффективности управления земельными ресурсами, базируются на взаимной ответственности и скоординированности усилий государства, бизнеса и общества, а также профессиональных участников различных сфер экономики. В соответствии с указанными документами сформированы приоритетные направления деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Комплекс мер, разработанных в целях реализации указанных документов стратегического планирования и содержащихся в соответствующих актах Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, направлен на формирование сбалансированной системы управления земельными ресурсами, внедрение единых подходов к использованию земли и недвижимости и учитывает особенности отраслевого регулирования и правоприменения.
Кроме того, в настоящее время осуществляется исполнение перечня поручений Президента Российской Федерации по вопросам реализации государственной программы Российской Федерации "Национальная система пространственных данных" от 11 августа 2022 г. N Пр-1424, предусматривающего обеспечение внесения в законодательство Российской Федерации системных изменений, направленных на совершенствование земельного законодательства и законодательства в сфере регистрации недвижимости.
Более того, ранее в рамках исполнения подпункта 1 пункта 3 постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 24 декабря 2021 г. N 622-СФ "О приоритетных направлениях деятельности Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" и поручения Правительства Российской Федерации от 21 января 2022 г. N МХ-П11-700 Росреестром совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации прорабатывался вопрос разработки и утверждения нормативного правового акта Правительства Российской Федерации, содержащего основные положения о государственном управлении земельными ресурсами в Российской Федерации.
По результатам проработки указанного вопроса с учетом наличия вышеуказанных принятых стратегических документов, а также имеющихся поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации представлен доклад в Правительство Российской Федерации, согласованный с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и поддержанный 73 субъектами Российской Федерации, о нецелесообразности разработки и принятия нормативного правового акта Правительства Российской Федерации, содержащего основные положения о государственном управлении земельными ресурсами в Российской Федерации.
Учитывая изложенное, разработка и принятие нового стратегического документа - доктрины земельной политики в Российской Федерации - представляется избыточным.
В части установления предельной площади земельного участка, которая может находиться в собственности у одного юридического или физического лица (с учетом аффилированных структур) отмечаем следующее.
В соответствии с пунктом 6.1 статьи 12 Федерального закона от 11 июня 2003 г. N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Закона N 74-ФЗ) предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставляемых для осуществления фермерским хозяйством его деятельности, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 7 статьи 12 Закона N 74-ФЗ минимальные размеры земельных участков не устанавливаются для фермерских хозяйств, основной деятельностью которых является садоводство, овощеводство защищенного грунта, цветоводство, виноградарство, семеноводство, птицеводство, пчеловодство, товарное рыбоводство или другая деятельность в целях производства сельскохозяйственной продукции по технологии, допускающей использование земельных участков, размеры которых менее минимальных размеров земельных участков, установленных законами субъектов Российской Федерации.
Вместе с тем в случае установления ограничений предельной площади земельного участка, которая может находится в собственности у одного юридического или физического лица "с учетом аффилированных структур" остается неясным механизм выявления аффилированных лиц и контроля за сделками, совершаемыми с земельными участками, фактическими владельцами которых будут являться аффилированные лица.
Относительно выработки механизма "для фермеров, работающих на земле не менее 5 лет, выдела из собственных земель сельскохозяйственного назначения земельные участки под рекреацию для сельского туризма с правом строить отдельные помещения" отмечаем следующее.
Реализация указанного предложения осуществляется в рамках разработанного Минсельхозом России проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 19 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (в целях оказания крестьянскими (фермерскими) хозяйствами услуг в сфере сельского туризма)", подготовленного во исполнение пункта 1 перечня поручений Правительства Российской Федерации по итогам рабочей поездки Председателя Правительства Российской Федерации в Республику Карелия от 6 февраля 2021 г. N ММ-П16-1288, поручения Правительства Российской Федерации от 18 октября 2022 г. N ВА-П11-17525 и пункта 14 плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2023 год, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2023 г. N 4112-р. Законопроект направлен на установление возможности оказания крестьянскими (фермерскими) хозяйствами услуг в сфере сельского туризма на принадлежащих им земельных участках из земель сельскохозяйственного назначения.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного распоряжения следует читать как "23 декабря 2022 г."
Относительно внесения изменений в статьи 39.6 и 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации в части установления возможности предоставления в аренду без проведения торгов земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, занятых мелиоративными защитными лесными насаждениями, крестьянским (фермерским) хозяйствам или индивидуальным предпринимателям, признаваемым сельскохозяйственными товаропроизводителями, а также введения моратория на проверки на 10 лет полагаем возможным отметить следующее.
Реализация указанного предложения возможна в рамках проекта федерального закона N 267846-8 "О внесении изменений в статьи 39.6 и 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации (о предоставлении в аренду без торгов земельных участков, занятых мелиоративными лесами)" (далее - законопроект N 267846-8), внесенного сенаторами Российской Федерации А.В. Яцкиным, И.В. Рукавишниковой, А.Н. Кондратенко, А.А. Трембицким, депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Н.А. Гончаровым. На законопроект N 267846-8 представлено положительное заключение Правительства Российской Федерации с решением поддержать его при условии доработки ко второму чтению. Законопроект N 267846-8 включен в примерную программу законопроектной работы Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в период весенней сессии 2023 года (март).
Относительно восстановления статуса крестьянского (фермерского) хозяйства без образования юридического лица "ИП-глава КФХ" полагаем возможным отметить следующее.
Согласно пункту 3 статьи 1 Закона N 74-ФЗ, пункту 5 статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации крестьянское (фермерское) хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Главой крестьянского (фермерского) хозяйства может быть гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.
Вместе с тем пунктом 3 статьи 23 Закона N 74-ФЗ предусмотрено, что крестьянские (фермерские) хозяйства, которые созданы как юридические лица в соответствии с Законом РСФСР от 22 ноября 1990 г. N 348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", вправе сохранить статус юридического лица.
В соответствии со статьей 5 Закона N 74-ФЗ крестьянское (фермерское) хозяйство считается созданным со дня его государственной регистрации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В настоящее время положениями Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) установлен порядок государственной регистрации крестьянских (фермерских) хозяйств - юридических лиц. Порядок государственной регистрации крестьянских (фермерских) хозяйств без образования юридического лица законодательством Российской Федерации не установлен.
Вместе с тем в целях ведения учета крестьянских (фермерских) хозяйств, осуществляющих деятельность в области сельского хозяйства без образования юридического лица, а также для идентификации зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей глав крестьянского (фермерского) хозяйства проектом федерального закона N 19332-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", принятым в первом чтении Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации, предусматривается, что Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей будет содержать сведения об индивидуальном предпринимателе, являющемся главой крестьянского (фермерского) хозяйства.
|
А.И. Бутовецкий |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 15 марта 2023 г. N 11-2060-АБ/23
Опубликование:
-