Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
УТВЕРЖДЕНО
к постановлению главы
городского округа Котельники
Московской области
от 08.06.2023 N 578-ПГ
Положение
об организации питания обучающихся в общеобразовательных организациях городского округа Котельники Московской области
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение об организации питания обучающихся в общеобразовательных организациях городского округа Котельники Московской области (далее - Положение) направлено на совершенствование системы организации и улучшение качества питания обучающихся, предоставления установленных действующим законодательством социальных гарантий отдельным категориям граждан.
1.2. Положение устанавливает:
- порядок организации рационального питания школьников в муниципальных общеобразовательных организациях;
- порядок предоставления льготного питания отдельным категориям обучающихся муниципальных общеобразовательных организаций.
1.3. Положение разработано в соответствии с:
- Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон);
- Федеральным законом от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов";
- Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей";
- Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения" (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 27.10.2020 N 32 (далее - СанПиН 2.3/2.4.3590-20));
- письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 15.11.2013 N НТ-1139/08 "Об организации получения образования в семейной форме";
- рекомендуемым ассортиментом пищевых продуктов для реализации в школьных буфетах. Методическими рекомендациями (утверждены Роспотребнадзором от 24.08.2007 N 0100/8606-07-34);
- примерным меню горячих школьных завтраков и обедов для организации питания детей 7 - 11 и 11 - 18 лет в государственных образовательных учреждениях. Методическими рекомендациями (утверждены Роспотребнадзором 24.08.2007 N 0100/8605-07-34);
- Методическими рекомендациями Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения от 24.08.2007 N 0100/8604-07-34 "Рекомендуемые среднесуточные наборы продуктов питания детей 7 - 11 и 11 - 18 лет";
- Методическими рекомендациями 2.3.1.2432-08. Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации. Методические рекомендации (утверждены Роспотребнадзором 18.12.2008);
- рекомендуемыми уровнями потребления пищевых и биологически активных веществ. Методическими рекомендациями МР 2.3.1.1915-04 (утверждены Роспотребнадзором 02.07.2004);
- Законом Московской области от 19.01.2005 N 24/2005-ОЗ "О частичной компенсации стоимости питания отдельным категориям обучающихся в образовательных организациях";
- Законом Московской области от 12.01.2006 N 1/2006-ОЗ "О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области";
- постановлением Губернатора Московской области от 05.10.2022 N 317-ПГ "О социальной поддержке граждан Российской Федерации, участвующих в специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, а также членов их семей" (в редакции от 18.05.2023 N 109-ПГ);
- письмом Министерства образования и науки РФ от 14.01.2016 N 07-81 "Об осуществлении выплат компенсации родителям (законным представителям) детей, обучающихся на дому";
- Постановление Правительства Российской Федерации от 29.03.2023 г. N 498 "Об утверждении типовых условий контрактов на оказание услуг питания детей, обучающихся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования";
- Постановление Правления ПФ РФ от 20.05.2022 N 85п "Об утверждении Регламента информационного взаимодействия Единой государственной информационной системы социального обеспечения с участниками информационного взаимодействия, включая сроки и порядок регистрации пользователей Единой государственной информационной системы социального обеспечения, а также порядок предоставления сведений в Единую государственную информационную систему социального обеспечения в соответствии с составом информации, размещаемой в Единой государственной информационной системе социального обеспечения, и источниками такой информации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2021 г. N 1342" (Зарегистрировано в Минюсте России 09.11.2022 N 70875).
1.4. Основными задачами при организации питания учащихся являются:
- обеспечение обучающихся питанием, соответствующим возрастным физиологическим потребностям в пищевых веществах и энергии, принципам рационального и сбалансированного питания;
- гарантированное качество и безопасность питания и пищевых продуктов, используемых в питании;
- предупреждение (профилактика) среди учащихся инфекционных и неинфекционных заболеваний, связанных с фактором питания;
- пропаганда принципов здорового и полноценного питания, а также привитие основ культуры приема пищи.
2. Сфера действия настоящего Положения
2.1. Действие настоящего Положения распространяется на муниципальные общеобразовательные организации, подведомственные управлению развития отраслей социальной сферы городского округа Котельники Московской области (далее - управление) и финансируемые за счет средств межбюджетных трансфертов и местного бюджета.
2.2. Положение регулирует отношения между общеобразовательными организациями и родителями (законными представителями) учащихся по вопросам организации питания обучающихся в муниципальных организациях, в том числе бесплатного питания отдельным категориям учащихся.
3. Организация качественного и безопасного питания школьников
3.1. Питание организуется в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к организации питания обучающихся в общеобразовательных организациях, ежедневным меню, утверждаемым и согласованным в установленном порядке, в зависимости от режима работы общеобразовательной организации.
Питание в общеобразовательных организациях организуется как за счет средств бюджета, так и за счет средств родителей (законных представителей).
Распределение прав, обязанностей и ответственности участников процесса по организации питания обучающихся:
3.2. Директор общеобразовательной организации:
3.2.1. Вправе:
- вносить предложения в органы управления общеобразовательной организации по вопросам организации горячего питания обучающихся;
- запрашивать у детской поликлиники должностные обязанности медицинского персонала, закрепленного за общеобразовательной организацией.
3.2.2. Обязан:
1) обеспечивать условия для организации качественного горячего питания обучающихся (предоставление помещений столовой и пищеблока, отвечающих санитарно-гигиеническим нормам);
2) заключать с учреждением здравоохранения соглашение о совместной деятельности по организации медицинского обслуживания обучающихся на каждый новый учебный год;
3) согласовать график работы медицинского персонала в общеобразовательной организации;
4) организовать постоянную информационно-просветительскую работу по повышению уровня культуры питания обучающихся в рамках учебной деятельности (в предметном содержании учебных курсов) и внеучебных мероприятий;
5) принимать меры для увеличения охвата горячим питанием обучающихся;
6) соблюдать порядок организации горячего питания, предусмотренный действующим муниципальным контрактом (договором);
7) организовать ведение ежедневного учета количества фактического посещения и получения обучающимися завтраков (полдников) и обедов за счет средств родителей и льготных категорий обучающихся;
8) согласовывать ежедневное меню питания обучающихся;
9) осуществлять контроль за организацией питания;
10) осуществлять контроль за соблюдением требуемых санитарно-гигиенических норм и правил в столовой, сроков прохождения медосмотра работникам;
11) организовать питьевой режим в общеобразовательной организации с соблюдением требований СанПиН;
12) организовать формирование, предоставление и достоверность соответствующей отчетности;
13) утверждать ежедневное меню питания обучающихся;
14) издавать приказы, регламентирующие организацию питания.
3.2.3. Директор общеобразовательной организации несет персональную ответственность за:
- целевое расходование денежных средств, выделяемых на организацию питания;
- организацию и качество бесплатного питания обучающихся;
- утверждение графика питания;
- охват льготным питанием обучающихся, относящихся к льготным категориям;
- своевременное утверждение списков на льготное питание обучающихся;
- ведение ежедневного учета обучающихся, получающих льготное питание;
- предоставление ежемесячного отчета в управление в виде сводной ведомости на предоставление бесплатного питания учащимся.
3.3. Предприятие детского питания (далее - Организация детского питания). К обслуживанию горячим питанием обучающихся, поставке продовольственных товаров для организации питания обучающихся допускаются предприятия - победители конкурсного отбора (конкурса, аукциона) муниципального заказа.
3.3.1. Организация детского питания имеет право:
- вносить предложения по вопросам улучшения организации питания в организации;
- организовывать дополнительную форму питания в виде буфета.
3.3.2. Организация детского питания обязана:
- предоставлять на утверждение директору общеобразовательной организации об ежедневное меню питания обучающихся;
- оказывать услуги по организации питания обучающихся в соответствии с требованиями действующего законодательства, муниципального контракта (договора), технического задания;
- создавать условия труда для работников школьной столовой и/или буфете-раздаточной отвечающим требованиям действующих нормативных актов в области гигиены труда;
- поставлять для приготовления пищи продукты питания надлежащего качества с наличием соответствующих сертификатов и других документов, подтверждающих качество, происхождение, и безопасность продукции, а также принадлежность к определенной партии пищевых продуктов;
- оказывать услуги с соблюдением правильной технологии приготовления блюд и фактического ежедневного меню, утвержденного директором общеобразовательной организации;
- утверждать в Роспотребнадзоре перечень буфетной продукции, которая должна быть представлена расширенным ассортиментом выпечки, салатов, соков, напитков, фруктов;
- использовать эффективные технологии приготовления пищи при оказании услуг;
- предоставлять услуги своевременно и с надлежащим качеством, в соответствии с заявкой общеобразовательной организации;
- вести учет количества обучающихся, имеющих право на горячее питание за счет средств родителей, и производить сверку с данными образовательной организации;
- нести ответственность за качество и своевременную поставку продуктов для обеспечения горячим питанием обучающихся образовательной организации в соответствии с действующим законодательством РФ;
- соблюдать нормы питания на одного обучающегося в день, установленные действующими на момент осуществления питания требованиями СанПиН.
3.4. Ответственный за организацию питания в образовательной организации:
3.4.1. Для осуществления контроля за организацией питания могут назначаться ответственные лица из числа преподавательского и административно-управленческого персонала, осуществляющие контроль:
- за посещением столовой учащимися и организацией питания во время приема пищи;
- за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований на пищеблоке и обеденном зале;
- за состояние информационных стендов;
- за соблюдением обучающимися правил гигиены и поведения в обеденном зале.
3.4.2. Ответственный за организацию питания в образовательной организации:
- организует предоставление обучающимся горячего питания за счет средств родителей в соответствии с организованным и перспективным меню;
- координирует и контролирует деятельность классных руководителей и сотрудников Организации детского питания;
- формирует списки обучающихся для предоставления горячего питания за счет средств родителей;
- организует и ведет ежедневный учет количества фактически полученных обучающимися платных горячих завтраков (полдников) и обедов по классам;
- координирует и контролирует предоставление питания льготным категориям обучающихся;
- ведет ежедневный учет количества фактически полученных завтраков и обедов льготными категориями обучающихся;
- координирует работу в общеобразовательной организации по формированию культуры питания;
- осуществляет мониторинг охвата обучающихся горячим питанием;
- контролирует санитарное состояние обеденного зала, присутствие классных руководителей в обеденном зале при приеме пищи обучающимися их класса;
- организует представление предприятию детского питания заявок для предоставления горячего питания на следующий учебный день;
- разрабатывает график посещения учащимися столовой под руководством классного руководителя и направляет его на утверждение директору общеобразовательной организации;
- выполняет иные функции, связанные с организацией питания обучающихся.
3.5. Классные руководители образовательной организации:
- проводят постоянную информационно-просветительскую работу по повышению уровня культуры питания обучающихся в рамках учебной деятельности (в предметном содержании учебных курсов) и внеучебных мероприятий;
- предусматривают в планах воспитательной работы мероприятия, направленные на формирование здорового образа жизни обучающихся, потребности в сбалансированном питании, выносят на родительские собрания вопросы обеспечения полноценного питания обучающихся;
- информируют родителей (законных представителей) о порядке предоставления обучающимся горячего питания;
- проводят мониторинги качества питания для обучающихся и родителей;
- организуют участие образовательной организации в Дне дегустации школьного питания, с участием родителей (законных представителей);
- ведут ежедневный табель учета полученных обучающимся завтраков, полдников и обедов за счет средств родителей;
- ведут ежедневный табель учета полученных завтраков и обедов льготными категориями обучающихся;
- контролируют организацию и питание учащихся класса в столовой общеобразовательной организации;
- представляют ответственному за организацию питания данные о количестве фактически полученных обучающимися горячих завтраков, обедов и полдников;
- сопровождают учащихся в столовую, следят за дисциплиной обучающихся во время приема пищи;
- выполняют иные функций, способствующие получению обучающимися образовательной организации услуги по горячему питанию.
3.6. Родители (законные представители) обучающихся образовательной организации:
3.6.1. Имеют право:
- вносить предложения по улучшению организации питания обучающихся лично через родительские комитеты и непосредственно директору общеобразовательной организации;
- знакомиться с примерным и ежедневным меню, ценами на готовую продукцию в школьной столовой (буфета-раздаточной) и буфете;
- принимать участие в "Родительском контроле" качества питания, предварительно оставив заявку на Школьном портале;
- предоставлять документы для оформления льготного питания.
- внести денежные средства на карту ребенка для оплаты посредством безналичного расчета горячего питания (для обучающихся, на которых не распространяются льготы на питание).
3.6.2. Обязаны:
- до 8:15 сообщать классному руководителю о болезни ребенка или его временном отсутствии в общеобразовательной организации;
- в начале учебного года предупреждать медицинского работника и классного руководителя об имеющихся у ребенка заболеваниях и аллергических реакциях на продукты питания;
- вести разъяснительную работу со своими детьми по привитию им навыков здорового образа жизни и правильного питания;
- своевременно представлять необходимые документы и нести ответственность за достоверность данных с целью предоставления обучающимся льготного питания.
3.7. Обучающиеся образовательной организации:
3.7.1. Имеют право:
- получать ежедневное, полноценное, горячее питание в период очного посещения образовательной организации;
- получать сухие пайки, в случае невозможности предоставления горячего питания по причине приостановления образовательного процесса по решению субъекта РФ;
- получать информацию о стоимости и ассортименте питания заблаговременно;
- вносить предложения по улучшению организации и качества питания в общеобразовательной организации.
3.7.2. Обязаны:
- соблюдать правила поведения и гигиены в столовой;
- соблюдать культуру питания;
- соблюдать утвержденный график посещения столовой.
3.8. Медицинский работник, закрепленный за образовательной организацией:
- осуществляет медицинский контроль качества питания ежедневно;
- отслеживает соблюдение действующих санитарно-эпидемиологических норм и правил сотрудниками Организации детского питания (работниками школьной столовой);
- осуществляет контроль за санитарным состоянием пищеблока, количественным составом рациона питания, за качеством сырья, ассортиментом используемых продуктов, правильностью отбора и условиями хранения суточных проб;
- регулярно проводит работу по гигиеническому воспитанию с сотрудниками организации детского питания (работниками школьной столовой), учащимися, педагогами и родителями.
3.9. Бракеражная комиссия образовательной организации (далее - Комиссия).
3.9.1. Контроль за организацией питания обучающихся в образовательной организации осуществляется Комиссией, утвержденной приказом директора, в состав которой входят: директор (или представитель администрации, назначенный директором), ответственный за организацию питания, представитель организации детского питания, медицинский работник и представители родительской общественности (родительского комитета).
3.9.2. Комиссия:
- ежедневно проверяет качество, объем и выход приготовленных блюд, их соответствие утвержденному меню, заполняет "Журнал бракеража готовой кулинарной продукции" (в котором должно стоять не менее трех подписей);
- еженедельно проверяет соблюдение санитарных норм и правил, ведение "Журнала бракеража пищевых продуктов и продовольственного сырья";
- вправе снять с реализации блюда, приготовленные с нарушениями санитарно-эпидемиологических требований;
- по результатам проверок вправе требовать от руководителя организации принятия мер по устранению нарушений и привлечению к ответственности виновных лиц.
Проверка качества пищи, соблюдение рецептур и технологических режимов осуществляется Комиссией до приема ее обучающимися. Результаты проверки ежедневно заносятся в бракеражный журнал готовой продукции.
В случаях выявления несоответствия поставляемых продовольственных товаров и оказываемых услуг по организации питания обучающихся по качеству, срокам, объемам и ассортименту руководитель общеобразовательной организации организует претензионную работу в соответствии с действующим законодательством.
3.10. В образовательной организации в столовой в обязательном порядке должны быть в наличии:
- журнал бракеража готовой пищевой продукции;
- журнал бракеража скоропортящейся пищевой продукции;
- гигиенический журнал;
- журнал учета температурного режима холодильного оборудования;
- журнал учета температуры и влажности в складских помещениях;
- ведомость контроля за рационом питания;
- 10 дневное меню, технологическая карта кулинарного изделия (блюда) и технико-технологические карты;
- график генеральных уборок пищеблока;
- ежедневное утвержденное и согласованное меню;
- инструкции;
- ассортиментный перечень блюд и изделий пищеблока и буфетной продукции;
- медицинские книжки работников пищеблока; водителей, сопровождающих подвоз продуктов.
3.11. В образовательной организации в буфете/раздаточной в обязательном порядке должны быть в наличии:
- журнал бракеража готовой пищевой продукции;
- гигиенический журнал;
- журнал учета температурного режима холодильного оборудования;
- ведомость контроля за рационом питания;
- 10 дневное меню, технологическая карта кулинарного изделия (блюда) и технико-технологические карты;
- график генеральных уборок пищеблока;
- ежедневное утвержденное и согласованное меню;
- инструкции;
- ассортиментный перечень блюд и изделий пищеблока и буфетной продукции;
- медицинские книжки работников пищеблока; водителей, сопровождающих подвоз продуктов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.