Постановление Верховного Суда РФ от 1 июня 2023 г. N 9-АД23-6-К1
Судья Верховного Суда Российской Федерации Кузьмичев С.И., рассмотрев жалобу законного представителя общества с ограниченной ответственностью "Империя люкс" Иванкова АС. и защитника общества, действующего на основании доверенности, Рустамовой Н.Г. на вступившие в законную силу постановление судьи Приокского районного суда г. Нижний Новгород от 28 октября 2021 года, решение судьи Нижегородского областного суда от 20 января 2022 года, постановление судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции от 16 августа 2022 года, а также определение судьи Приокского районного суда г. Нижний Новгород от 28 марта 2022 года N 15-258/2022 и решение судьи Нижегородского областного суда от 01 июня 2022 года N 12-928/2022, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Империя люкс" (далее - общество) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением судьи Приокского районного суда г. Нижний Новгород от 28 октября 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Нижегородского областного суда от 20 января 2022 года и постановлением судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции от 16 августа 2022 года, общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 250 000 рублей.
Определением судьи Приокского районного суда г. Нижний Новгород от 28 марта 2022 года N 15-258/2022, оставленным без изменения решением судьи Нижегородского областного суда от 01 июня 2022 года N 12-928/2022, в удовлетворении заявления общества о прекращении исполнения указанного выше постановления судьи районного суда отказано.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, директор общества Иванков А.С. и защитник Рустамова Н.Г. выражают несогласие с судебными актами, состоявшимися по данному делу, ставя вопрос об их отмене и прекращении производства по делу.
Изучение материалов дела и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности) невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 этого Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до тридцати тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Согласно части 2 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях действия (бездействие), предусмотренные частью 1 данной статьи, повлекшие причинение вреда здоровью человека или имуществу, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 6.3 названного Кодекса, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, либо повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 указанной статьи, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 21 апреля 2020 года утвержден Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID- 19) N 1.
В данном документе, в числе прочего, разъяснено, что из анализа норм подпункта "а.2" пункта "а" статьи 10, подпункта "б" пункта 6 статьи 4.1, пунктов "а", "у", "ф" части 1 статьи 11, статьи 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ (в редакции от 01 апреля 2020 года) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2020 года N 417 (далее - Правила), в их системной взаимосвязи следует, что граждане, должностные лица, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридические лица подлежат привлечению к административной ответственности по части 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях как за нарушение Правил, так и за нарушение обязательных, а также дополнительных обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении на территории субъекта Российской Федерации режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (вопрос 17 вышеназванного Обзора).
Пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 02 апреля 2020 года N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом положений данного Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, указано обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий, в первую очередь, в числе прочего, определить в границах соответствующего субъекта Российской Федерации территории, на которых предусматривается реализация комплекса ограничительных и иных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения (далее соответствующая территория), в том числе в условиях введения режима повышенной готовности, чрезвычайной ситуации.
Указом Губернатора Нижегородской области от 13 марта 2020 года N 27 "О введении режима повышенной готовности" (далее - Указ Губернатора N 27) с 13 марта 2020 года на территории Нижегородской области введен режим повышенной готовности до принятия Указа Губернатора Нижегородской области о снятии режима повышенной готовности.
Согласно подпунктам "а", "в", "г" пункта 5.1 названного Указа юридические лица, индивидуальные предприниматели, самозанятые граждане (далее - организации), деятельность которых не приостановлена на соответствующем этапе снятия ограничений в соответствии с этим Указом обязаны обеспечить выполнение следующих общих требований к осуществлению деятельности: обеспечение ежедневного перед началом рабочей смены и в течение рабочего времени "входного фильтра" с проведением бесконтактного контроля температуры тела работников и обязательным отстранением от нахождения на рабочем месте лиц с повышенной температурой тела и/или с признаками респираторного заболевания, обеспечить изоляцию указанных работников и транспортировку к месту жительства (пребывания), при необходимости вызвать скорую медицинскую помощь; обеспечение всех работников масками (респираторами), в том числе для проезда на работу (с работы) на общественном транспорте или такси, и работников, контактирующих при работе с посетителями (клиентами), - перчатками (для видов деятельности, для которых в соответствии с рекомендациями Роспотребнадзора от 11 апреля 2020 года N 02/6673-2020-32 "О направлении рекомендаций по применению СИЗ для различных категорий граждан при рисках инфицирования COVID-19" требуются и иные средства защиты - обеспечение работников соответствующими средствами защиты); обеспечение контроля работы персонала в средствах индивидуальной защиты и периодической обработки рук кожными антисептиками; недопущение в помещения организации посторонних лиц, а также посетителей с незащищенными органами дыхания (без масок, повязок, респираторов и др.), осуществление приема посетителей только по предварительной записи (если это возможно для соответствующего вида деятельности).
Организациям общественного питания дополнительно к требованиям пункта 5.1 Указа Губернатора N 27 обеспечить выполнение требований, перечисленных в пункте 5.3 этого Указа, в том числе об установке на каждом столе антисептиков для обработки посетителями кожи рук (дозаторов или антисептических салфеток) (подпункт "е" пункта 5.3 Указ Губернатора N 27).
В соответствии с частью 1 статьи 4.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления, за исключением случая, предусмотренного частью 2 указанной статьи.
Из материалов дела усматривается, что 31 августа 2021 года общество в помещении бара "Бахус", расположенного по адресу: г. Нижний Новгород, ул. Пятигорская, д. 20, осуществляло предпринимательскую деятельность по реализации алкогольной продукции с нарушением вышеприведенных требований Указа Губернатора N 27, а именно: сотрудник бара П. обслуживала покупателей не используя средства индивидуальной защиты (маску), при этом покупатели также находились без средств индивидуальной защиты (без масок), в баре не осуществлялся входной контроль с использованием бесконтактного термометра, на столах отсутствовали антисептики.
Ранее общество привлекалось к административной ответственности на основании части 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановлением судьи Приокского районного суда г. Нижний Новгород от 04 февраля 2021 года, вступившем в законную силу 04 марта 2021 года, и постановлением судьи Нижегородского районного суда г. Нижнего Новгорода от 03 марта 2021 года, вступившем в законную силу 23 июня 2021 года, с назначением ему административного наказания.
Изложенные обстоятельства, послужившие основанием для привлечения общества к административной ответственности по части 2 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по настоящему делу, подтверждены собранными по делу доказательствами, в числе которых протокол об административном правонарушении, обращения П Б протокол осмотра помещений, принадлежащих юридическому лицу, письменные объяснения Л фотоматериал, копии постановлений о привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также иными доказательствами, оцененными в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении по правилам статьи 26.11 этого Кодекса.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 названного Кодекса.
Совокупность установленных судебными инстанциями фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
Порядок и срок давности привлечения общества к административной ответственности соблюдены.
Из доводов поданной в Верховный Суд Российской Федерации жалобы не следует, что при рассмотрении дела допущены какие-либо нарушения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Всем доводам общества, заявленным в ходе производства по данному делу, судебными инстанциями дана надлежащая правовая оценка.
Административное наказание назначено в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией части 2 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для юридических лиц, с применением положений частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 названного Кодекса.
Согласно материалам дела постановление судьи Приокского районного суда г. Нижний Новгород от 28 октября 2021 года исполнено, административный штраф уплачен в полном объеме (л.д. 232-233), в связи с этим, вопреки доводам жалобы, положения части 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в рассматриваемом случае применены быть не могут.
Обстоятельства, предусмотренные пунктами 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отсутствуют. Постановление судьи Приокского районного суда г. Нижний Новгород от 28 октября 2021 года, решение судьи Нижегородского областного суда от 20 января 2022 года и постановление судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции от 16 августа 2022 года, вынесенные в отношении привлекаемого к административной ответственности по данному делу лица, отмене и изменению не подлежат.
Доводы о незаконности определения судьи Приокского районного суда г. Нижний Новгород от 28 марта 2022 года N 15-258/2022 и решения судьи Нижегородского областного суда от 01 июня 2022 года N 12-928/2022 не могут быть рассмотрены по существу.
В соответствии с частью 3 статьи 30.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Председатель Верховного Суда Российской Федерации, его заместители либо по поручению Председателя Верховного Суда Российской Федерации или его заместителей судьи Верховного Суда Российской Федерации рассматривают жалобы, протесты на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов в случае, если они были рассмотрены в порядке, предусмотренном частью 2 данной статьи.
Вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов правомочны пересматривать председатели кассационных судов общей юрисдикции, в том числе кассационного военного суда, их заместители либо по поручению председателя или его заместителей судьи указанных судов (часть 2 статьи 30.13 указанного Кодекса).
Из материалов настоящего дела и представленных с жалобой документов не следует, что определение судьи Приокского районного суда г. Нижний Новгород от 28 марта 2022 года N 15-258/2022 и решение судьи Нижегородского областного суда от 01 июня 2022 года N 12-928/2022 являлись предметом пересмотра председателя кассационного суда общей юрисдикции, его заместителей либо по поручению председателя или его заместителей судьи указанного суда.
Данное обстоятельство является препятствием для рассмотрения настоящей жалобы на указанные судебные акты в Верховном Суде Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 указанного Кодекса, судья Верховного Суда Российской Федерации
постановил:
постановление судьи Приокского районного суда г. Нижний Новгород от 28 октября 2021 года, решение судьи Нижегородского областного суда от 20 января 2022 года и постановление судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции от 16 августа 2022 года, состоявшиеся в отношении общества с ограниченной ответственностью "Империя люкс" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу законного представителя общества с ограниченной ответственностью "Империя люкс" Иванкова АС. и защитника общества, действующего на основании доверенности, Рустамовой Н.Г. - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
С.И. Кузьмичев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Верховного Суда РФ от 1 июня 2023 г. N 9-АД23-6-К1
Опубликование:
-