Постановление Верховного Суда РФ от 5 июня 2023 г. N 7-АД23-6-К2
Судья Верховного Суда Российской Федерации Кузьмичев С.И., рассмотрев жалобу Черкесова Д.Л. на вступившие в законную силу постановление начальника службы государственного финансового контроля Ивановской области от 08 апреля 2022 года, решение судьи Ленинского районного суда города Иваново Ивановской области от 29 июня 2022 года, решение судьи Ивановского областного суда от 09 сентября 2022 года и постановление судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от 12 декабря 2022 года, вынесенные в отношении члена Правительства Ивановской области - директора Департамента сельского хозяйства и продовольствия Ивановской области Черкесова Дениса Леонидовича по делу N 03-12-69/2022 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
05 марта 2022 года начальником отдела контроля за использованием средств областного бюджета органами власти службы государственного финансового контроля Ивановской области в отношении члена Правительства Ивановской области - директора Департамента сельского хозяйства и продовольствия Ивановской области Черкесова Д.Д. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (дело N 03-12-69/2022, л.д. 1-5).
Постановлением начальника службы государственного финансового контроля Ивановской области от 08 апреля 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Ленинского районного суда города Иваново Ивановской области от 29 июня 2022 года, решением судьи Ивановского областного суда от 09 сентября 2022 года и постановлением судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от 12 декабря 2022 года, член Правительства Ивановской области - директора Департамента сельского хозяйства и продовольствия Ивановской области (далее также - должностное лицо) Черкесов Д.Л. освобожден от административной ответственности ввиду малозначительности совершенного административного правонарушения с объявлением устного замечания, производство по делу прекращено.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Черкесов Д.Л. выражает несогласие с состоявшимися по делу актами и ставит вопрос об их отмене, приводя доводы об их незаконности.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы свидетельствует об отсутствии правовых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, влечет назначение административного наказания в виде административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.
Согласно статье 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения настоящего дела об административном правонарушении) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, алкогольной продукции, предназначенной для экспортных поставок, винограда, винодельческой продукции, произведенной из указанного винограда: вин, игристых вин (шампанских), ликерных вин с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения (специальных вин), виноматериалов, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации), выполнением работ, оказанием услуг (пункт 1).
Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8.1 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются, в частности из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации (подпункт 2 пункта 2).
Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации (пункт 3).
В законе (решении) о бюджете могут предусматриваться бюджетные ассигнования на предоставление в соответствии с решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам грантов в форме субсидий, в том числе предоставляемых на конкурсной основе.
Порядок предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, если данный порядок не определен решениями, предусмотренными абзацем первым настоящего пункта, устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации, которые должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации (пункт 7).
В силу подпункта "е" пункта 3 Общих требованиях к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 года N 1492 (далее - Общие требования N 1492), в целях определения общих положений о предоставлении субсидий в правовом акте указываются, в том числе способ проведения отбора в соответствии с подпунктом "а" пункта 4 настоящего документа в случае, если получатель субсидии определяется по результатам отбора.
В соответствии с пунктом 4 Общих требований N 1492 одним из способов проведения отбора, подлежащим указанию в правовом акте в целях установления порядка проведения отбора (в случае, если субсидия предоставляется по результатам отбора), являются конкурс, который проводится при определении получателя субсидии исходя из наилучших условий достижения результатов, в целях достижения которых предоставляется субсидия (далее - результат предоставления субсидии) либо запрос предложений, который указывается при определении получателя субсидии главным распорядителем как получателем бюджетных средств или иной организацией, проводящей в соответствии с правовым актом отбор (в случае, если это предусмотрено правовым актом), на основании предложений (заявок), направленных участниками отбора для участия в отборе, исходя из соответствия участника отбора категориям и (или) критериям отбора и очередности поступления предложений (заявок) на участие в отборе.
В случае если для достижения результатов предоставления субсидии в правовом акте предусматривается последующее предоставление получателем субсидии средств иным лицам (за исключением средств, предоставляемых в целях реализации решений Президента Российской Федерации, исполнения контрактов (договоров) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг), в том числе в качестве вклада в уставный (складочный) капитал юридического лица, гранта, в правовой акт включаются положения о включении в соглашение условий, аналогичных положениям, указанным в пункте 4 (если определение указанных лиц планируется в результате отбора), подпункте "м" пункта 5 и пункте 6 настоящего документа, в отношении таких иных лиц (пункт 8).
Постановлением Правительства Ивановской области от 16 декабря 2019 года N 521-п утвержден порядок предоставления грантов крестьянским (фермерским) хозяйствам на поддержку начинающих фермеров (далее - Порядок N 521-п).
Согласно пункту 1.6 Порядка N 521-п отбор получателей грантов проводится конкурсной комиссией.
В силу примечания к пункту 1.7 Порядка N 521-п проект создания и развития крестьянского (фермерского) хозяйства оценивается каждым членом конкурсной комиссии, присутствующим на заседании конкурсной комиссии.
Разделом 2 Порядка N 522-п определен порядок проведения отбора, в соответствии с пунктом 2.3 которого для участия в нем участники отбора представляют в Департамент, в частности план расходов гранта по форме согласно приложению 2 к настоящему Порядку, которым определен план расходов гранта, содержащий наименование затрат, финансовое обеспечение которых предусматривается осуществить за счет средств гранта; наименование приобретаемого имущества, выполняемых работ, оказываемых услуг, количество, цену; сумму затрат (в том числе за счет гранта и за счет собственных средств).
В соответствии с пунктом 2.9 Порядка N 521-п конкурсная комиссия рассматривает и оценивает заявки и документы в соответствии с критериями конкурсного отбора, указанными в пункте 1.7 данного Порядка; проводит очное собеседование с участниками отбора, допущенными к участию в отборе; определяет победителей отбора путем ранжирования участников отбора в порядке убывания набранных баллов в соответствии с пунктом 1.7 указанного Порядка.
Согласно пункту 3.4 Порядка N 521-п размер гранта, предоставляемого конкретному получателю гранта, определяется конкурсной комиссией с учетом собственных средств получателя гранта и его плана расходов в целях, указанных в данном пункте, и не может быть выше максимального размера гранта.
Подпунктом "в" пункта 3.1 Порядка N 521-п с 13.08.2020 предусмотрен единственный случай возможной корректировки плана расходов гранта до заключения соглашения - победители отбора не позднее 5 календарных дней со дня, следующего за днем размещения протокола заседания конкурсной комиссии на официальном сайте Департамента в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, представляют в Департамент скорректированный план расходов гранта с учетом суммы гранта по итогам заседания конкурсной комиссии по форме согласно приложению 2 к Порядку.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, приказом Департамента сельского хозяйства и продовольствия Ивановской области от 09 января 2020 года "О создании конкурсной комиссией по отбору проектов создания и развития крестьянских (фермерских) хозяйств, проектов развития материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов, за исключением кредитных кооперативов, для предоставления им грантовой поддержки" создана конкурсная комиссия по отбору проектов создания и развития крестьянских (фермерских) хозяйств, проектов развития материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов, за исключением кредитных кооперативов, для предоставления им грантовой поддержки, утвержден Порядок формирования конкурсной комиссии, положение о конкурсной комиссии, состав конкурсной комиссии.
Протоколом заседания конкурсной комиссии от 19 марта 2020 года по отбору получателей грантов крестьянским (фермерским) хозяйствам на поддержку начинающих фермеров одним из победителей проведенного конкурсного отбора признана ИП Глава К(Ф)К Гагарина О.А. с размером гранта 1 509 230 рублей.
24 марта 2020 года Департаментом сельского хозяйства и продовольствия Ивановской области в лице директора Черкесова Д.Л. с ИП Глава К(Ф)К Гагариной О.А. заключено соглашение N НФ-01-2020 о предоставлении гранта крестьянскому (фермерскому) хозяйству на поддержку начинающего фермера в 2020 году в означенном размере.
Пунктом 1.2 указанного соглашения стороны определили, что грант предоставляется на финансовое обеспечение затрат в соответствии с перечнем затрат согласно приложению N 1 к данному соглашению.
Планом затрат гранта предусмотрено приобретение оборудования на сумму 1 509 230 рублей за счет средств гранта и за счет собственных средств получателя гранта в размере 168 470 рублей.
Между тем начальник Департамента сельского хозяйства и продовольствия Ивановской области Черкесов Д.Л. заключил 13 мая 2021 года с ИП Глава К(Ф)К Гагариной О.А. дополнительное соглашение N НСФ-01-2020/3 к соглашению от 24 марта 2020 года, включающее в себя затраты на разработку проектной документации наружных сетей электроснабжения нежилого здания для технологического присоединения к сетям АО "Объединенные электрическое сети" в связи с увеличением мощности на сумму 13 896,88 рублей, а также на выполнение строительно-монтажных работ по проекту "Технологическое присоединение в связи с увеличением мощности к сетям АО "Объединенные электрические сети" на сумму 256 521,00 рубль без проведения отбора получателя гранта в порядке, установленном пунктом 2 Порядка N 521-п, нарушив тем самым порядок и условия предоставления гранта.
Перечисленные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, перечисленными в обжалуемых актах, получившими оценку с точки зрения их относимости, допустимости и достаточности, по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса, в том числе виновность лица, совершившего противоправное деяние.
Действия должностного лица Черкесова Д.Л., не исполнившего свои служебные обязанности надлежащим образом и не обеспечившего расходование средств предоставленного гранта в соответствии с перечнем затрат согласно приложению N 1 к соглашению от 24 марта 2020 года N НФ-01-2020, прошедшим конкурсный отбор в установленном порядке, свидетельствуют о нарушении им порядка и условий предоставления бюджетных средств, предусмотренных статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации и нормативными правовыми актами Ивановской области, квалифицированы по части 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами законодательства в бюджетной сфере, которыми также определен порядок обращения с остатком субсидии, не использованного в отчетном финансовом году.
Вопреки доводам жалобы, из представленных материалов не следует, что в действиях должностного лица Черкесова Д.Л. отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, либо отсутствовало само событие административного правонарушения, нормы материального права при производстве по делу об административном правонарушении применены правильно.
Вместе с тем при рассмотрении дела начальник службы государственного финансового контроля Ивановской области пришел к выводу, с которым согласились судебные инстанции, о малозначительности совершенного административного правонарушения и освободил должностное лицо Черкесова Д.Л. от административной ответственности в порядке статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, объявив устное замечание и прекратив производство по делу об административном правонарушении, что согласуется с положениями названной статьи, а также пункта 2 части 1.1 статьи 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и разъяснениями, приведенными в пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
При этом в силу статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ухудшение положение лица, в отношении которого вынесено данное постановление, в настоящей стадии производства по делу об административном правонарушении недопустимо.
Таким образом, обстоятельств, которые в силу пунктов 2-4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли в рассматриваемом случае повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.12-30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации
постановил:
постановление начальника службы государственного финансового контроля Ивановской области от 08 апреля 2022 года, решение судьи Ленинского районного суда города Иваново Ивановской области от 29 июня 2022 года, решение судьи Ивановского областного суда от 09 сентября 2022 года и постановление судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от 12 декабря 2022 года, вынесенные в отношении члена Правительства Ивановской области - директора Департамента сельского хозяйства и продовольствия Ивановской области Черкесова Дениса Леонидовича по делу N 03-12-69/2022 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Черкесова Д.Л. - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
С.И. Кузьмичев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Верховного Суда РФ от 5 июня 2023 г. N 7-АД23-6-К2
Опубликование:
-