Свердловский областной суд в составе:
председательствующего судьи Старкова М.В.,
при секретаре Куракиной Н.Ю.,
с участием прокурора Забродиной Елены Андреевны,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Фёдоровой Ольги Петровны, Нургалиной Жанны Вячеславовны, Леонтьевой Александры Михайловны о признании нормативного правового акта недействующим, установил:
в соответствии с Законом Свердловской области от 12 октября 2004 года N 87-ОЗ муниципальное образование город Сухой Лог наделено статусом городского округа с 31 декабря 2004 года. Решением представительного органа местного самоуправления от 10 июня 2005 года N 84-РГД принят и опубликован Устав городского округа Сухой Лог (далее - Устав). Глава городского округа избирается сроком на пять лет Думой городского округа из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по отбору кандидатур на должность Главы городского округа Сухой Лог, по результатам конкурса, тайным голосованием двумя третями голосов от установленной численности депутатов Думы городского округа в порядке, установленном Регламентом Думы городского округа.
Решением Думы городского округа Сухой Лог от 23 августа 2016 года N 462-РД утверждено Положение о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность Главы городского округа Сухой Лог.
В этот нормативный правовой акт вносились изменения (в том числе, путём изложения в новой редакции); на текущий момент времени Положение о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность Главы городского округа Сухой Лог (далее - Положение) действует в редакции решения Думы от 11 мая 2022 года N 485-РД.
Положение, также как и принимавшиеся решения Думы размещены, опубликованы, общедоступны на официальном интернет сайте городского округа.
Фёдорова Ольга Петровна, Нургалина Жанна Вячеславовна, Леонтьева Александра Михайловна, проживающие на территории городского округа Сухой Лог, обратились в Свердловский областной суд с административным исковым заявлением по правилам главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Уточнив заявленное требование, утверждая о нарушении своих прав, административные истцы попросили суд признать полностью недействующим вышеназванное Положение.
В судебном заседании административный истец Леонтьева Александра Михайловна поддержала требование о признании недействующим полностью нормативного правового акта - решения Думы городского округа Сухой Лог от 23 августа 2016 года N 462-РД "Об утверждении Положения о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность Главы городского округа Сухой Лог" (в его действующей редакции).
Дума городского округа Сухой Лог (административный ответчик) и администрация городского округа Сухой Лог (заинтересованное лицо) считают требования административных истцов не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по мотивам, изложенным в письменных возражениях; представитель органов местного самоуправления в судебном заседании также просил отказать в удовлетворении заявленного требования.
Заслушав лиц, участвующих в судебном заседании, а также заключение прокурора Забродиной Е.А., полагавшей, что требование административного искового заявления не подлежит удовлетворению, исследовав и оценив собранные по делу доказательства, суд приходит к следующему.
Производство по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов осуществляется на основании главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Последствием признания судом нормативного правового акта недействующим является его исключение из системы правового регулирования полностью или в части. При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд связан только с предметом заявленного административного иска. При этом, суд не связан с основаниями и доводами, которые содержатся в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим. В связи с этим, и в отличие от иных видов, категорий рассматриваемых дел, суд первой инстанции не должен в обязательном порядке оценивать все доводы и суждения административного истца. Вне зависимости от волеизъявления административного истца, но исходя из предписаний части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и применительно к рассматриваемому административному делу, суд должен выяснить:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца;
2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа на принятие нормативного правового акта;
б) форма и вид, в которых орган вправе принимать нормативные правовые акты;
в) процедура принятия оспариваемого нормативного правового акта;
г) правила введения нормативного правового акта в действие, в том числе порядок опубликования и вступления в силу;
3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Местное самоуправление в Российской Федерации признаётся и гарантируется (статьи 12 и 130 Конституции Российской Федерации).
В силу пункта "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 2021 года N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации", действующего с 01 января 2023 года, законом субъекта Российской Федерации в пределах полномочий, определённых федеральным законом, устанавливается порядок проведения выборов в органы местного самоуправления на территории субъекта Российской Федерации. Тождественное положение предусматривалось подпунктом "в" пункта 2 статьи 5 ранее действовавшего Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Федеральный закон от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации. Определяет государственные гарантии его осуществления (в том числе - пределы полномочий при установлении порядка проведения выборов в органы местного самоуправления на территории субъекта Российской Федерации).
Статья 6 названного Федерального закона относит к полномочиям органа государственной власти субъекта Российской Федерации в области местного самоуправления правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления в субъекте Российской Федерации в случаях и порядке, установленных настоящим Федеральным законом.
Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчётность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 34 Федерального закона).
В пункте 1 части 2 статьи 36 Федерального закона предусмотрено, что в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования глава муниципального образования избирается либо на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.
Таким образом, действующее правое регулирование предусматривает, что именно орган государственной власти субъекта Российской Федерации своим законом устанавливает и определяет на территории своего субъекта Российской Федерации тот порядок из трёх возможных и вышеназванных вариантов, которые предусмотрел и перечислил федеральный законодатель в пункте 1 части 2 статьи 36 Федерального закона.
07 октября 2014 года Законодательным Собранием Свердловской области принят и 10 октября 2014 года губернатором Свердловской области подписан Закон Свердловской области N 85-ОЗ "Об избрании органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области". Из положений статьи 5 названного областного закона усматривается общее правило о том, что главы городских округов, расположенных на территории Свердловской области, избираются представительным органом соответствующего городского округа из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, и возглавляют местные администрации.
То есть, на территории всей Свердловской области и в отношении всех городских округов региональным законодателем установлен единственный и безальтернативный способ избрания главы городского округа.
В свою очередь, в соответствии с частью 2.1 статьи 36 Федерального закона порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования устанавливается представительным органом муниципального образования. Порядок проведения конкурса должен предусматривать опубликование условий конкурса, сведений о дате, времени и месте его проведения не позднее чем за 20 дней до дня проведения конкурса.
Принимаемые муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Федерального закона).
К полномочиям Думы городского округа относится установление порядка проведения конкурса по отбору кандидатур на должность Главы городского округа Сухой Лог; глава городского округа избирается сроком на пять лет Думой городского округа из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по отбору кандидатур на должность Главы городского округа Сухой Лог, по результатам конкурса, тайным голосованием двумя третями голосов от установленной численности депутатов Думы городского округа в порядке, установленном Регламентом Думы городского округа (подпункт 21 пункта 3 статьи 23 и пункт 2 статьи 28 Устава).
Из положений статей 22, 43, 44, 45 Устава видно, что основной формой деятельности Думы городского округа являются заседания. Решения Думы городского округа принимаются на её заседаниях открытым, в том числе поимённым, или тайным голосованием. Решения Думы городского округа входят в систему муниципальных правовых актов городского округа. Официальным опубликованием муниципальных нормативных правовых актов является публикация их полного текста в газете "Знамя Победы", а также на официальном сайте городского округа Сухой Лог по адресу www.goslog.ru.
На основании собранных и проверенных доказательств суд приходит к выводу, что при принятии представительным органом местного самоуправления своих решений, которыми утверждалось Положение, а также вносимые в него изменения (создавшие его действующую редакцию), обстоятельства, перечисленные в пункте 2 части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, соблюдены. Изданные нормативные правовые акты приняты полномочным органом, при соблюдении формы, вида и процедуры для принятия нормативных правовых актов; они опубликованы в установленном порядке, введены в действие и общедоступны для ознакомления. Поводов и причин для иных утверждений не усматривается. Таким образом, в связи с нарушением каких-либо условий, перечисленных в пункте 2 части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации требования административных истцов не подлежат удовлетворению.
В отношении установления обстоятельств о соответствии оспариваемого Положения относительно нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, суд, проанализировав содержание Положения, не усматривает в имеющихся нормах Положения какого-либо несоответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Положение, как видно из пункта 1 и его содержания, действительно определяется порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность Главы городского округа Сухой Лог. Оно предусматривает и регламентирует порядок формирования и организации деятельности конкурсной комиссии, принятия решения об объявлении конкурса, условия и процедуру проведения конкурса, а также порядок принятия конкурсной комиссией решения по результатам конкурса. При этом, никаким предписаниям Федерального закона, или Закона Свердловской области N 85-ОЗ "Об избрании органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области", равно как и нормам Устава городского округа, Положение, о признании которого недействующим просят административные истцы, не противоречит, и поэтому оно не может быть признано недействующим.
Как предусмотрено подпунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признаётся соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Сделать вывод о том, что Положение не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд не может; Поэтому требования административных истцов суд оставляет без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
административное исковое заявление Фёдоровой Ольги Петровны, Нургалиной Жанны Вячеславовны, Леонтьевой Александры Михайловны о признании недействующим нормативного правового акта - решения Думы городского округа Сухой Лог от 23 августа 2016 года N 462-РД "Об утверждении Положения о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность Главы городского округа Сухой Лог" (в его действующей редакции) - оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия.
Мотивированное решение изготовлено 27 апреля 2023 года.
Судья |
М.В. Старков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Свердловского областного суда от 22 марта 2023 г. N 3а-210/2023 "Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим Решения Думы городского округа Сухой Лог от 23.08.2016 N 462-РД "Об утверждении Положения о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность Главы городского округа Сухой Лог"
Опубликование:
сайт Свердловского областного суда (http://oblsud.svd.sudrf.ru)