Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Примерное положение
о группах продленного дня для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение устанавливает порядок комплектования и организацию деятельности групп продленного дня для обучающихся с ограниченными возможностям здоровья (далее - ОВЗ), детей-инвалидов.
1.2. Настоящее Положение составлено в соответствии со следующими нормативными правовыми актами:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";
- Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";
- ГОСТ Р 70190-2022. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги по осуществлению развивающего ухода за детьми-инвалидами;
- ГОСТ Р 52495-2005. Национальный стандарт Российской Федерации. Социальное обслуживание населения;
- ГОСТ Р 53874-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Реабилитация и абилитация инвалидов. Основные виды реабилитационных и абилитационных услуг;
- ГОСТ Р 58258-2018. Национальный стандарт Российской Федерации. Реабилитация инвалидов. Система реабилитации инвалидов и абилитации детей-инвалидов;
- Постановление Главного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 г. N 115 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования";
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 сентября 2014 г. N 08-1346 "О направлении методических рекомендаций по нормативно-правовому регулированию предоставления услуги по присмотру и уходу за детьми в группах продленного дня" (вместе с "Методическими рекомендациями по нормативно-правовому регулированию предоставления услуги по присмотру и уходу за детьми в группах продленного дня в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования");
- Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 10 апреля 2023 г. N 03-652 "О направлении рекомендаций" (вместе с "Рекомендациями по организации досуговой, спортивной, иной деятельности для обучающихся в группах продленного дня");
- Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 8 августа 2022 г. N 03-1142 "О направлении методических рекомендаций по нормативно-правовому регулированию предоставления услуги по присмотру и уходу за детьми в группах продленного дня в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования".
2. Порядок комплектования и организация деятельности групп продленного дня (ГПД)
2.1. Группы продленного дня создаются в целях оказания всесторонней помощи семье в обучении навыкам самостоятельности в учении, воспитании и развитии обучающихся с ОВЗ, инвалидностью.
2.2. Основными задачами ГПД классов для обучающихся с ОВЗ, инвалидностью являются:
- помощь обучающимся с ОВЗ, инвалидностью в усвоении образовательных программ;
- организация мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья обучающихся;
- организация внеурочной деятельности, дополнительного образования во второй половине дня;
- организация досуга во второй половине дня;
- развитие интересов, способностей и индивидуальности обучающихся;
- воспитание навыков здорового образа жизни, повышение адаптационных возможностей и самостоятельности в самообслуживании;
- коррекция имеющихся отклонений в развитии, социализации, профилактика безнадзорности и правонарушений детей.
2.3. Основные направления работы ГПД в классах для обучающихся с ОВЗ, инвалидностью: образовательная, развивающая, воспитательная, спортивно-оздоровительная деятельность.
2.4. Зачисление в группы продленного дня осуществляется приказом директора при наличии у обучающегося заключения территориальной психолого-медико-педагогической комиссии (ТПМПК) или центральной психолого-медико-педагогической комиссии (ЦПМПК) с определением программы обучения и по заявлению родителей (законных представителей).
2.5. ГПД открываются на основании локального акта руководителя образовательной организации с указанием контингента обучающихся и педагогических работников, работающих с группой, определением специальных и игровых помещений, режима работы группы. Информация о функционировании ГПД размещается на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
2.6. Состав детей в группах продленного дня может быть как относительно однородным по составу (ученики автономных классов, обучающихся по одному варианту адаптированной основной общеобразовательной программы), так и смешанным, когда дети разных категорий ОВЗ находятся вместе со сверстниками.
2.7. Предельная наполняемость группы продленного дня для обучающихся с ОВЗ в однородных по составу группах, в соответствии с приказом Минпросвещения России от 11 февраля 2022 г N 69 "О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 г. N 115", устанавливается в зависимости от нозологической группы:
- для глухих обучающихся - 6 человек;
- для слабослышащих и позднооглохших обучающихся с легким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха, - 10 человек;
- для слабослышащих и позднооглохших обучающихся с глубоким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха, - 6 человек;
- для слепых обучающихся - 8 человек;
- для слабовидящих обучающихся - 12 человек;
- для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи - 12 человек;
- для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата - 10 человек;
- для обучающихся, имеющих задержку психического развития, - 12 человек;
- для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) - 12 человек;
- для обучающихся с расстройствами аутистического спектра - 8 человек;
- для обучающихся со сложными дефектами (с тяжелыми множественными нарушениями развития) - 5.
2.8. В смешанных по составу группах ГПД количество обучающихся с ОВЗ устанавливается из расчета не более 3 обучающихся с ОВЗ на группу (подпункт 3.4.14 СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи").
2.9. Зачисление обучающихся в ГПД и их отчисление осуществляются по заявлению родителей (законных представителей). Форма заявления о зачислении (отчислении) в ГПД устанавливается образовательной организацией.
2.10. Алгоритмом комплектования ГПД в рамках осуществления присмотра и ухода за обучающимися с ОВЗ, инвалидностью включает следующие административные мероприятия:
- ознакомление администрации, воспитателя ГПД и родителей (законных представителей) с результатами ПМПК и заключениями узких специалистов внутри образовательной организации;
- консультация с родителями (законными представителями) с целью выявления склонностей и интересов обучающегося;
- собеседование с обучающимся с целью выяснения его интересов и желаний;
- ознакомление родителей (законных представителей) с возможными курсами дополнительного образования и мероприятиями в рамках ГПД в самой образовательной организации и с привлечением социальных и индустриальных партнеров;
- отслеживание посещаемости и результатов, изучение обратной связи, при необходимости внесение коррективов.
2.11. Деятельность групп продленного дня регламентируется планом внутришкольного руководства и контроля, планом работы воспитателя и режимом дня.
2.12. Недельная предельно допустимая нагрузка воспитателя в группе продленного дня не более 25 часов при пятидневной рабочей неделе.
3. Организация образовательного процесса в группе продленного дня
3.1. Режим работы ГПД устанавливается индивидуально для каждой группы в соответствии с расписанием учебных занятий обучающихся, утверждается директором общеобразовательной организации и доводится до сведения родителей. Период пребывания детей в ГПД согласуется с родителями.
3.2. При осуществлении присмотра и ухода за обучающимися с ОВЗ и с инвалидностью в группах продленного дня оказываются следующие услуги по присмотру и уходу за детьми:
- организация питания;
- хозяйственно-бытовое обслуживание обучающихся (соблюдение требований к санитарному содержанию помещения ГПД: ежедневная влажная уборка, дезинфекция, проветривание помещения и т.п.);
- обеспечение соблюдения детьми личной гигиены и режима дня, включающее в себя:
- организацию прогулок, спортивного часа и отдыха детей;
- возможность организации дневного сна и зон для отдыха;
- организацию самоподготовки (приготовление домашних заданий);
- организацию занятий по интересам, физкультурно-оздоровительные мероприятия.
3.3. Отдых на свежем воздухе организуется воспитателями ГПД после окончания учебных занятий для восстановления работоспособности обучающихся с ОВЗ, инвалидностью перед выполнением домашних заданий не менее 1 часа. Прогулки должны сопровождаться спортивными, подвижными играми и физическими упражнениями. В непогоду подвижные игры переносятся в спортивный зал школы.
3.4. При осуществлении присмотра и ухода за обучающимися с ОВЗ, инвалидностью в группах продленного дня в образовательной организации должно быть предусмотрено питание в соответствии с режимом работы ГПД. Режим питания и кратность приема пищи устанавливаются в зависимости от времени пребывания обучающегося в образовательной организации. При этом интервалы между приемами пищи не должны превышать 3,5-4 часов.
3.5. При выполнении обучающимися 2-4-х классов домашних заданий (самоподготовка) ограничивается длительность их выполнения во 2-3-х классах до 1,5 часа, в 4-м классе - до 2 часов. Во время самоподготовки проводятся физкультурные минутки длительностью 1-2 минуты. Для учащихся 1-го класса воспитателем организуется работа, направленная на коррекцию отдельных сторон психической деятельности и личностной сферы, продолжительностью 30 минут.
3.6. Воспитатели приучают обучающихся во время самоподготовки к определенному порядку приготовления уроков, рациональному и эффективному использованию времени, их четкому, аккуратному выполнению, умению сосредоточенно, систематически, всегда в установленное время выполнять домашнее задание, преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца.
3.7. К проведению с воспитанниками ГПД коррекционно-развивающей работы привлекаются учителя-логопеды, учителя-дефектологи, педагоги-психологи, социальные педагоги, учителя-предметники; тьюторы; ассистенты; к дополнительному образованию в ГПД - педагоги дополнительного образования.
4. Права и обязанности
4.1. Администрация несет ответственность за создание необходимых условий работы групп продленного дня для учащихся с ОВЗ, инвалидностью, организацию в них учебно-воспитательного процесса, обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся с ОВЗ, инвалидностью, утверждает режим работы ГПД, календарно-тематическое планирование, организует методическую работу воспитателей, осуществляет контроль за состоянием работы ГПД.
4.2. Воспитатель ГПД назначается и освобождается от занимаемой должности директором школы.
4.3. Общее руководство ГПД осуществляет заместитель директора по учебно-воспитательной работе в соответствии с приказом директора общеобразовательной организации.
4.4. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе осуществляет контроль за работой воспитателей, за ведением документации ГПД в соответствии с планом внутренней оценки системы качества образования на учебный год.
4.5. Воспитатель ГПД обязан:
- организовать учебно-воспитательный процесс с учетом специфики детей с ОВЗ, инвалидностью и требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для обучающихся с ОВЗ;
- осуществлять контроль за выполнением домашних заданий и оказывать необходимую помощь обучающимся;
- своевременно оформлять необходимую документацию по учебно-воспитательной работе в ГПД;
- соблюдать режим дня и правила техники безопасности учебно-воспитательного процесса в ГПД;
- присутствовать и принимать участие в заседаниях школьного методического объединения учителей, совещаниях, педсоветах и т.п.;
- координировать свою деятельность с работой логопедической, психологической служб;
- обеспечивать уход за обучающимися из группы только с родителями (законными представителями) или по их письменному заявлению в сопровождении указанных лиц или самостоятельно.
4.6. Обучающиеся обязаны:
- соблюдать при проведении занятий, посещении столовой, на прогулке правила поведения;
- выполнять требования воспитателя, касающиеся организации самоподготовки и дисциплины при любых видах деятельности;
- не выходить без разрешения из учебного кабинета, столовой, здания и с территории школы, не покидать специально отведенное для прогулки место;
- быть внимательными к одноклассникам, избегать резких движений, способных причинить вред им и себе;
- соблюдать правила личной гигиены, содержать в чистоте свое рабочее место.
4.7. Обучающиеся имеют право на свободное выражение собственных взглядов и убеждений, уважение человеческого достоинства.
5. Документы ГПД
1. Приказ об открытии ГПД на новый учебный год.
2. Списки учащихся ГПД каждого класса.
3. Заявление родителей (законных представителей) о зачислении в ГПД.
4. Режим работы ГПД.
5. Календарно-тематическое планирование, составленное на учебную четверть.
6. Ежедневное планирование работы воспитателя.
7. Журнал посещаемости ГПД учащимися.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.