г. Краснодар |
|
16 сентября 2016 г. |
Дело N А32-40780/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 сентября 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 сентября 2016 г.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Дорогиной Т.Н., судей Драбо Т.Н. и Прокофьевой Т.В., при участии в судебном заседании от заявителя - открытого акционерного общества "Армавирская межрайонная аптечная база" (ИНН 2372015339, ОГРН 1162372050015) - Гунько С.А. (доверенность от 15.02.2016), от заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Краснодарскому краю (ИНН 2302067397, ОГРН 1112302001899) - Мурашко В.В. (доверенность от 01.03.2016), рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества "Армавирская межрайонная аптечная база" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17.02.2016 (судья Шкира Д.М.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.06.2016 (судьи Сулименко Н.В., Стрекачев А.Н., Шимбарева Н.В.) по делу N А32-40780/2015, установил следующее.
ОАО "Армавирская межрайонная аптечная база" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Краснодарскому краю (далее - налоговый орган, инспекция) о признании недействительным решения инспекции от 16.06.2015 N 11/709 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части начисления в лицевую карточку общества налога в размере 1 640 835 рублей, об обязании налогового органа возвратить обществу 1 640 835 рублей излишне уплаченного земельного налога за 2013 год.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 17.02.2016, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.06.2016, суд в части требования о возврате излишне уплаченного налога оставил заявление без рассмотрения; решение инспекции от 16.06.2015 N 11/709 об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления 1 103 339 рублей налога на землю признал недействительным; в удовлетворении остальной части заявленных требований отказал. Судебные акты мотивированы тем, что кадастровая стоимость спорных земельных участков в размере рыночной, подлежит исчислению с момента вступления в законную силу решения суда.
В кассационной жалобе и дополнении к ней общество просит отменить судебные акты в части отказа в удовлетворении заявленных требований, принять по делу новый судебный акт, удовлетворив заявленные требования в полном объеме. По мнению общества, судебные акты в части отказа в удовлетворении заявленных требований являются незаконными и необоснованными и подлежат отмене, так как приняты с нарушением норм материального и процессуального права. Как указывает общество, при рассмотрении заявления суд не дал юридической оценки и не рассмотрел по существу довод общества о том, что наличие в государственном кадастре неактуальных сведений о кадастровой стоимости земельного участка возложило на общество обязанность по уплате земельного налога в размере, значительно (более чем в три раза) превышающем размер законно установленного налога, что существенно ухудшило положение общества как налогоплательщика по сравнению с остальными налогоплательщиками земельного налога в Краснодарском крае. Изложенное, по мнению общества, нарушает конституционное право общества на уплату в законно установленном размере земельный налог за принадлежащий на праве собственности земельный участок с кадастровым номером 23:38:0102002:31.
В отзыве на кассационную жалобу и дополнении к нему налоговый орган просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные. В судебном заседании объявлялся перерыв с 07.09.2016 до 13.09.2016.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, отзыва и дополнений к ним, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба подлежит удовлетворению ввиду следующего.
Как видно из материалов дела, общество владеет на праве собственности земельными участками с кадастровыми номерами: 23:38:0102002:31, 23:38:0114036:17, 23:38:0106038:67, расположенными по адресу: Краснодарский край, г. Армавир, ул. Луначарского, 309; Краснодарский край, г. Армавир, Северная Промзона, 16, что подтверждается кадастровыми паспортами земельного участка.
Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной обществом уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2013 год. По результатам проверки составлен акт от 23.04.2015 N 11/11512 и вынесено решение от 16.06.2015 N 11/709 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым обществу начислено 1 640 835 рублей налога на землю за 2013 год.
Не согласившись с решением инспекции от 16.06.2015 N 11/709, общество обратилось с апелляционной жалобой в Управление Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю. Решением от 17.08.2015 N 21-12-615 Управление Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю оставило апелляционную жалобу общества - без удовлетворения.
Считая решение инспекции от 16.06.2015 N 11/709 незаконным, общество обратилось в арбитражный суд.
Основанием для вынесения решения инспекции послужил вывод налогового органа о неверном определении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 23:38:0102002:31, 23:38:0114036:17, 23:38:0106038:67. При принятии решения инспекция исходила из того, что новая кадастровая стоимость земельного участка, установленная решением Арбитражного суда Краснодарского края по делу А32-20320/2012, вступившим в законную силу 05.05.2013, будет применяться только с 01.01.2014. По мнению налогового органа, при исчислении земельного налога за 2013 год должна применяться кадастровая стоимость, сведения о которой внесены в Росреестр по состоянию на 01 января текущего года.
В соответствии с действующим законодательством о налогах и сборах земельный налог является местным налогом, устанавливается, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москве и Санкт-Петербурге).
Согласно статье 388 Налогового кодекса налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Статьей 390 Налогового кодекса налоговая база определена как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 этой статьи, допускающих возможность определения рыночной стоимости земельного участка.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Такой порядок утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель" (далее - Порядок).
Согласно пункту 5 Порядка государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости. Пунктом 10 Порядка определено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Пунктом 3 статьи 66 Налогового кодекса предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В силу части 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) в государственный кадастр недвижимости подлежат включению сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости. В соответствии со статьей 16 Закона N 221-ФЗ кадастровый учет осуществляется в связи с изменением сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости. В силу части 5 статьи 4 Закона N 221-ФЗ орган кадастрового учета вносит сведения в государственный кадастр недвижимости на основании поступивших в этот орган документов в установленном этим законом порядке.
Согласно статье 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ) разделения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии со статьей 24.20 Закона N 135-ФЗ сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
В Кодексе отсутствует запрет на исчисление налогоплательщиком налога с учетом кадастровой стоимости, рассчитанной за соответствующий период исходя из кадастровой стоимости земельного участка, установленной судебным актом, вступившим в законную силу, или решением комиссии.
В Краснодарском крае кадастровая стоимость земельных участков установлена приказом Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 22.11.2011 N 1756 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимость земельных участков из земель населенных пунктов Краснодарского края".
Общество просит изменить судебные в части отказа в удовлетворении требований о неправомерности применения налоговым органом в качестве облагаемой базы по уплате земельного налога за 2013 год кадастровой стоимости земельного участка общества с кадастровым номером 23:38:0102002:31 в сумме 118 439 035 рублей, установленной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 05.02.2010 N 58 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Краснодарского края" (далее - постановление КК от 05.02.2010 N 58).
Общество указывает на тот факт, что суды не рассмотрели по существу и не дали юридической оценки доводу общества о том, что наличие в государственном кадастре неактуальных сведений о кадастровой стоимости земельного участка возложило на общество обязанность по уплате земельного налога в размере, значительно (более чем в три раза) превышающем размер законно установленного налога, что существенно ухудшило положение общества как налогоплательщика по сравнению с остальными налогоплательщиками земельного налога в Краснодарском крае. Изложенное, по мнению общества, нарушает конституционное право общества на уплату в законно установленном размере земельный налог за принадлежащий на праве собственности земельный участок с кадастровым номером 23:38:0102002:31.
Изучив материалы дела, суды установили, что ранее кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:38:0102002:31 утверждена постановлением КК от 05.02.2010 N 58 и составляла 118 439 035 рублей, что подтверждается также кадастровой справкой.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Краснодарского края от 05.04.2013 по делу N А32-20320/2012, с учетом определения от 26.01.2015 о разъяснении решения, заявление общества к ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Краснодарскому краю удовлетворено. Суд решил установить кадастровую стоимость принадлежащего обществу на праве собственности земельного участка с кадастровым номером 23:38:0102002:31, общей площадью 21 214 кв. м, находящегося по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, город Армавир, Северная Промзона, 16, в размере его рыночной стоимости 12 962 780 рублей 23 копейки. Суд обязал ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Краснодарскому краю внести сведения об установленной кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 23:38:0102002:31, общей площадью 21 214 кв. м, находящегося по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, город Армавир, Северная Промзона, 16, в размере его рыночной стоимости 12 962 780 рублей 23 копеек в государственный кадастр недвижимости.
Сведения о новой кадастровой стоимости внесены ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Краснодарскому краю 04.06.2013.
Учитывая изложенное, суды сделали основанный на правильном применении норм права вывод о том, что исчисление земельного налога по спорному земельному участку исходя из рыночной стоимости земельного участка должно проводиться с момента вступления в законную силу этого решения суда и даты внесения в государственный реестр сведений о рыночной стоимости спорных земельных участков. В связи с чем, при исчислении земельного налога за 2013 год новая кадастровая стоимость, установленная решением Арбитражного суда Краснодарского края от 05.04.2013 по делу N А32-20320/2013, подлежит применению с 05.05.2013.
Инспекция исчислила налог за весь 2013 год в размере 1 776 586 рублей исходя из кадастровой стоимости земельного участка без учета ее рыночной стоимости на основании решения Арбитражного суда Краснодарского края от 05.04.2013 по делу N А32-20320/2013. При этом, в ходе проверки установлено, что общество исчислило налог за весь 2013 год по земельному участку с кадастровым номером 23:38:0102002:31 в размере 194 442 рублей исходя из кадастровой стоимости земельного участка, равной ее рыночной стоимости, на основании решения Арбитражного суда Краснодарского края от 05.04.2013 по делу N А32-20230/2013.
Таким образом, правильным являлся вывод судебных инстанций о неверном исчислении земельного налога за 2013 год по земельному участку с кадастровым номером 23:38:0102002:31 как налоговым органом, так и налогоплательщиком.
Суд самостоятельно произвел расчет и установил, что сумма налога за 2013 год, подлежащая уплате в бюджет, составила 731 938 рублей. При этом, суд не учел следующее.
Пунктами 2, 4, 9 и 12 Порядка N 316 закреплено, что государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения, основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования. Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный кадастр недвижимости. Споры, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки земель, рассматриваются в судебном порядке.
Земельные участки в составе земель населенных пунктов в соответствии с действующим законодательством разделены на 17 видов разрешенного использования.
В составе населенного пункта все земли делятся на административно-территориальные единицы, а в составе таких единиц выделяются соответствующие кварталы в зависимости от размеров и специфики соответствующей территориальной единицы.
Единицей измерения, к которой привязано определение кадастровой стоимости каждого конкретного участка, является удельный показатель кадастровой стоимости 1 квадратного метра. Данный показатель определяется для каждого кадастрового квартала в разрезе каждого конкретного вида разрешенного использования. К землям населенных пунктов удельная кадастровая стоимость определяется для 17 допустимых видов разрешенного использования применительно к каждому кадастровому кварталу.
Кадастровая стоимость конкретного земельного участка устанавливается путем умножения удельного показателя кадастровой стоимости, утвержденной для данного вида разрешенного использования земельных участков применительно к кадастровому кварталу, в котором расположен участок, на его площадь.
При этом если земельному участку установлено несколько видов разрешенного использования; то для определения его кадастровой стоимости выбирается тот удельный показатель, значение которого больше.
Из изложенного следует, что основными факторами, влияющими на кадастровую стоимость конкретного земельного участка, являются: его вид разрешенного использования, определенный в установленном законом порядке; размер удельного показателя кадастровой стоимости, определенного для конкретного вида разрешенного использования применительно к кадастровому кварталу.
Согласно пункту 3 постановления Правительства Российской Федерации от 25.08.1999 N 945 "О государственной кадастровой оценке земель" и пункту 10 Порядка N 316 результаты государственной кадастровой оценки земель утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Роснедвижимости.
При рассмотрении настоящего дела суды не приняли во внимание то, что земельный участок общества находится в кадастровом квартале 23:38:0102002, для которого приказом Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 22.11.2011 N 1756 в приложении N 2 определены средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель в разрезе кварталов в составе видов разрешенного использования земель населенных пунктов Краснодарского края. Применение утратившего силу постановления КК от 05.02.2010 N 58 при указанных обстоятельствах неправомерно.
Судами не установлен вид разрешенного использования земельного участка, в зависимости от которого определяется удельный показатель кадастровой стоимости и сумма земельного налога, подлежащая уплате.
Принимая судебные акты в обжалуемой части, суды не установили обстоятельства, связанные с фактическим использованием обществом земельного участка, соответствием такого использования виду разрешенного использования, определенному органом кадастрового учета и внесенному в сведения государственного кадастра недвижимости.
Согласно части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, рассматривающий дело в кассационной инстанции, не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанций, следовательно, у кассационной инстанции отсутствуют предусмотренные законом основания для самостоятельного исследования и правовой оценки этих доводов.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции надлежит отменить в части отказа в удовлетворении требований общества и дело в этой части направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции, в ходе которого суду следует устранить отмеченные недостатки, в полном объеме исследовать позиции лиц, участвующих в деле, в том числе доводы общества, представленные доказательства, дать им надлежащую оценку с учетом норм действующего законодательства.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17.02.2016 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.06.2016 по делу N А32-40780/2015 отменить в части отказа ОАО "Армавирская межрайонная аптечная база" в удовлетворении требований и в указанной отмененной части дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края. В остальной части судебные акты оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.Н. Дорогина |
Судьи |
Т.Н. Драбо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.