Решение Самарского областного суда от 23 марта 2023 г. N 3а-1061/2023
Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-1061/2023 по административному исковому заявлению Г.Д.Г., Г.К.Г. о признании недействующим нормативного правового акта в части, установил:
Г.Д.Г., Г.К.Г. обратились в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнения просили признать недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2022 год, утверждённый приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 22 октября 2021 года N 2233 в части включения в него под пунктом 19814 нежилого здания с кадастровым номером N.
Требования обоснованы тем, что включенное в Перечень нежилое здание не подпадает под критерии статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку оно не относится к объектам офисного или торгового назначения. объектам общественного питания или бытового обслуживания. Включение помещения в Перечень на 2022 год накладывает на административного истца обязанность по уплате налога на имущество в повышенном размере, что влечет нарушение их прав.
Представитель административного истца Г.Д.Г. по доверенности Л.Л.В. в судебном заседании поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель Администрации г.о. Тольятти Б.Л.А. оставила разрешение заявленного требования на усмотрение суда.
Г.К.Г., Министерство имущественных отношений Самарской области не направили в суд своих представителей, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Относительно заявленных требований Министерство представило письменный отзыв, в котором сослалось на то, что поскольку объект недвижимости является складом, министерство включило его в Перечень в соответствии с пунктом 4 статьи 378.2 НК РФ.
Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что заявленные требования подлежат удовлетворению, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования следует удовлетворить.
В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается главой 32 Налогового кодекса Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области Министерство имущественных отношений Самарской области от 25 ноября 2014 года N 719 уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В рамках переданных полномочий приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 22 октября 2021 года N 2233 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2022 год.
Нежилое здание с кадастровым номером N включено в данный Перечень на 2022 год под пунктом 19814.
Приказ министерства от 22 октября 2021 года N 2233 опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 22.10.2021, на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 22.10.2021.
В соответствии с пунктами 1, 3, 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции на дату принятия оспариваемого нормативного правового акта налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: 1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; 2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания; 3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства; 4) жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.
В целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки); фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Из материалов дела следует, что Г.Д.Г., Г.К.Г. на праве общей долевой собственности принадлежит нежилое здание с кадастровым номером N площадью 246,5 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>
По сведениям Единого государственного реестра недвижимости данное нежилое здание имеет назначение - нежилое, наименование-склад.
По сведениям технического паспорта, выполненного МП "И." г. Тольятти по состоянию на 19 июля 2005 года, в здании по адресу: <адрес> на площади 246,50 кв. м. расположены склады, подсобная.
Нежилое здание расположено на земельном участке с кадастровым номером N имеющим разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, который не подразумевает размещение на нём объектов офисного назначения, торговых объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания.
Мероприятия по определению фактического использования нежилого здания на дату утверждения Перечня на 2022 год министерством имущественных отношений Самарской области не проводились.
Пояснения представителя административного истца о том, что здание не использовалось и не используется, сторонами не опровергнуты.
Актом осмотра ГБУ СО ЦРР, выполненным 20 января 2022 года, установлено, что в здании располагается склад площадью 230,8 кв. м, остальное помещение пустует.
Доводы административного ответчика о том, что нежилое здание является складским, а значит, торговым объектом, являются несостоятельными, поскольку склад не отвечает критериям торгового объекта, предусмотренным пунктом 4 статьи 2 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" N 381 от 28.12.2009 года, поскольку в здании отсутствует специально оснащенное оборудование, предназначенное для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.
В связи с изложенным включение нежилого здания не соответствует критериям включения в Перечень, предусмотренным статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, нарушает права и законные интересы административного истца, поэтому требования административного истца о признании недействующим Перечня на 2022 год в части включения в него нежилого здания подлежит удовлетворению.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
С учетом ограниченного срока применения оспариваемой нормы (2022 год), суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание оспариваемой нормы недействующей со дня принятия.
Административный истец просит взыскать в его пользу расходы на оказание услуг представителя в размере 10 000 руб. по договору от 15.02.2023 года. Оплата этих услуг подтверждается распиской представителя.
Принимая во внимание положения статьи 112 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и учитывая объем оказанных услуг, суд приходит к выводу о том, что в пользу административного истца подлежат взысканию расходы на услуги представителя в размере 7000 руб.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
Требование Г.Д.Г., Г.К.Г. удовлетворить частично.
Признать недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год, утверждённый приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 7 октября 2019 года N 2201, в части включения в него под пунктом 19814 нежилого здания с кадастровым номером N.
Взыскать с Министерства имущественных отношений Самарской области в пользу Г.Д.Г. расходы за услуги представителя в размере 7000 руб.
В остальной части административного иска отказать.
Решение может быть обжаловано в четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 23 марта 2023 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 23 марта 2023 г. N 3а-1061/2023
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании